Файл: Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах, том второй 27. 04. 2023 Система гарант 1543 Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 1972
Скачиваний: 115
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
155/543
кандидатов, списков кандидатов (например, на выборах депутатов Государственной Думы - на срок не более трех месяцев).
§ 8. Гарантии и ограничения для кандидатов
Литература
Биктагиров Р.Т. Правовой статус кандидатов в депутаты и их представителей // Журнал о выборах. 2003. N 3; Кучин А.С. Избирательная кампания кандидата, избирательного объединения: дис. ... канд. юрид. наук. Томск, 2006; Стружак Е.П. Правовой статус кандидатов в выборные органы, на выборные муниципальные и государственные должности в Российской Федерации: дис.
... канд. юрид. наук. Тюмень, 2003; Шин А.Г. Конституционно-правовая ответственность кандидатов в депутаты или на выборные должности за использование на выборах преимуществ своего должностного (служебного) положения: дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2011.
Одним из важных условий демократических выборов должно быть равенство кандидатов.
Закон об основных гарантиях избирательных прав (ст. 39) гласит, что все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных данным
Законом.
Кроме того, указанный Закон содержит ст. 40 "Ограничения, связанные с должностным или служебным положением", согласно которой кандидаты, замещающие государственные или муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности, за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск СМИ, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
Большинство кандидатов на время их участия в выборах освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей. Продолжают выполнение своих функций депутаты, а также Президент РФ (Председатель Правительства РФ, в соответствии с Конституцией РФ временно исполняющий обязанности Президента РФ и являющийся зарегистрированным кандидатом на должность Президента РФ), при этом им запрещается использовать преимущества своего должностного положения.
Законом субъекта РФ может быть установлено, что на выборах в представительные органы местного самоуправления при определенном числе избирателей в округе (не более 5 тыс. избирателей) зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной службе, на время их участия в выборах могут не освобождаться от выполнения должностных или служебных обязанностей.
Лица, не являющиеся кандидатами и замещающие государственные или муниципальные должности, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения в целях выдвижения и (или) избрания кандидата, списка кандидатов.
Названный Закон содержит (п. 5 ст. 40) обширный перечень действий, которые будут считаться использованием преимуществ должностного или служебного положения: привлечение подчиненных и зависимых лиц к осуществлению в служебное время деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию кандидатов; использование служебных помещений для тех же целей; использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, оргтехники, транспорта для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума; проведение сбора подписей, предвыборной агитации лицами, замещающими государственные или муниципальные должности, в ходе служебных командировок; агитационное выступление в пользу кандидата, списка, распространение от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов и др.
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
156/543
Законодательство содержит и гарантии деятельности зарегистрированных кандидатов. Со дня регистрации кандидата до дня официального опубликования результатов выборов администрация по месту его работы, службы, учебы обязана по заявлению, рапорту зарегистрированного кандидата освободить его от работы, исполнения служебных обязанностей, учебных занятий в любой день и на любое время в течение этого срока.
Во время проведения выборов зарегистрированный кандидат не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы, со службы, отчислен из образовательной организации или без его согласия переведен на другую работу, а также направлен в командировку, призван на военную службу, на военные сборы или направлен на альтернативную гражданскую службу.
Время участия зарегистрированного кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации в качестве кандидата. С учетом уровня выборов кандидату возмещаются определенные транспортные расходы.
Кандидат обладает определенными гарантиями в части уголовного и административного преследования. Согласно п. 4 ст. 41 Закона об основных гарантиях избирательных прав решения о возбуждении уголовного дела в отношении зарегистрированного кандидата, привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу могут быть приняты с согласия Председателя
Следственного комитета РФ, руководителя следственного органа Следственного комитета РФ
(соответственно уровню выборов). Ходатайство перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу в отношении зарегистрированного кандидата может быть возбуждено с согласия Председателя Следственного комитета РФ, руководителя следственного органа Следственного комитета РФ (соответственно уровню выборов). Зарегистрированный кандидат не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора (соответственно уровню выборов). При даче соответствующего согласия Председатель Следственного комитета РФ, руководитель следственного органа
Следственного комитета РФ, прокурор обязаны известить об этом избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата.
Кандидат, а также избирательное объединение, выдвинувшие кандидатов, список кандидатов, вправе назначить доверенных лиц. Регистрация доверенных лиц осуществляется незамедлительно избирательной комиссией на основании письменного заявления кандидата
(представления избирательного объединения) и заявления самого гражданина о согласии быть доверенным лицом.
Так, кандидат на пост Президента РФ вправе назначить до 600 доверенных лиц, а политическая партия, выдвинувшая кандидата, - до 100 доверенных лиц. Их регистрирует ЦИК РФ.
На выборах депутатов Государственной Думы у политической партии может быть до 500 уполномоченных представителей и до 1 тыс. доверенных лиц, которых тоже регистрирует ЦИК РФ.
Кандидат в депутаты Государственной Думы, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, вправе назначить до 20 доверенных лиц, они регистрируются соответствующей окружной избирательной комиссией. Доверенными лицами не могут быть граждане РФ, являющиеся кандидатами на выборах любого уровня, судьи, члены избирательных комиссий, работники аппаратов избирательных комиссий. Лица, замещающие государственные должности в исполнительных органах государственной власти, главы местных администраций, а также лица, находящиеся на государственной или муниципальной службе, могут быть назначены доверенными лицами при условии их освобождения от исполнения служебных обязанностей на период осуществления полномочий доверенного лица.
Доверенные лица получают от избирательной комиссии удостоверения и участвуют в избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, в том числе осуществляют агитационную деятельность. На период полномочий доверенного лица администрация
(работодатель) обязана (обязан) предоставлять доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск. Кандидаты, избирательные объединения, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом избирательную комиссию, которая аннулирует выданные этим доверенным лицам удостоверения.
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
157/543
На некоторых видах выборов у доверенных лиц достаточно широкие возможности.
Например, при выборах Президента РФ его доверенное лицо может назначать членов низовых избирательных комиссий (участковых, территориальных) с правом совещательного голоса и досрочно прекращать их полномочия. При сборе подписей кандидатом-самовыдвиженцем его доверенное лицо подписывает подписные листы и участвует в подсчете поданных подписей. В агитационных мероприятиях на телевидении и радио, во встречах с избирателями доверенное лицо может участвовать вместо кандидата, если у того нет возможности личного участия.
1 ... 17 18 19 20 21 22 23 24 ... 72
§ 9. Информация о выборах. Предвыборная агитация
Литература
Аглеева Л.Т. Проблемы правового регулирования предвыборной агитации в свете изменения избирательного законодательства // Конституционное и муниципальное право. 2015. N 7; Она же.
Особенности правового регулирования сроков предвыборной агитации // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 3; Белоус Ю.С. Конституционно-правовые основы разграничения предвыборной агитации и информационного обеспечения выборов в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2009; Биктагиров Р.Т. Правовой статус телерадиокомпаний и редакций периодических печатных изданий как субъектов избирательного права // Юрист ВУЗа.
2010. N 6; Большаков С.В. и др. Средства массовой информации и выборы / отв. ред. А.А.
Вешняков. М., 2003; Большаков С.В., Головин А.Г. Информационное обеспечение выборов и референдумов в Российской Федерации. 2-е изд. М., 2007; Бузин А. Административные избирательные технологии и борьба с ними. М., 2007; Гришина М.В. О некоторых вопросах правового регулирования информационного обеспечения выборов в 2016 году // Избирательное законодательство и практика. 2016. N 1; Игнатенко В.В. Предвыборная агитация: особенности законодательного регулирования и судебной практики разрешения избирательных споров //
Избирательное право. 2012. N 1 (17); Кондрашев А.А., Сизых Ю.А. Проблема разграничения понятий "информирование избирателей" и "предвыборная агитация" в свете прошедших выборов //
Конституционное и муниципальное право. 2008. N 24; Предвыборная агитация: теория и практика / отв. ред. Н.С. Бондарь. М., 2004; Реут Д.А. Информирование избирателей как гарантия реализации активного избирательного права граждан в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2016; Рябчиков Р.В. Проблемы правового регулирования применения Интернета на выборах в России и перспективы использования виртуального пространства в избирательном процессе // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. N 7; Титов А.С.
Конституционно-правовое регулирование политической рекламы в избирательном процессе: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011; Фальков В.Н. Совершенствование правового регулирования предвыборной агитации в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2003.
1. Общие условия
Избирательное законодательство нацеливает соответствующих участников избирательного процесса прежде всего на обеспечение граждан достоверной и объективной информацией о выборах. Не случайно в главном акте по вопросам выборов - Законе об основных гарантиях избирательных прав все соответствующие предписания объединены в гл. VII "Гарантии прав граждан на получение и распространение информации о выборах и референдумах".
Информационное обеспечение выборов включает информирование избирателей, предвыборную агитацию, что способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов. Таким образом, участники избирательного процесса на первый план должны ставить информирование избирателей, а затем предвыборную агитацию. На практике зачастую все сводится только к агитации, призывам голосовать за "достойных" кандидатов, в результате многие
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
158/543
граждане предпочитают вообще устраниться от выборов.
Избиратели информируются органами государственной власти, органами местного самоуправления, избирательными комиссиями, организациями, осуществляющими выпуск СМИ, физическими и юридическими лицами. Но это - общее информирование. Названный Закон запрещает органам государственной власти, органам местного самоуправления информировать избирателей о кандидатах, об избирательных объединениях (п. 1 ст. 45). Информацию на этот счет граждане получают от избирательных комиссий, от СМИ, а также от самих кандидатов, избирательных объединений.
Информирование избирателей, в том числе через СМИ, о ходе подготовки и проведения выборов, о сроках и порядке совершения избирательных действий, о законодательстве о выборах производится избирательными комиссиями.
Распространение информации о кандидатах, списках начинается с момента их выдвижения.
Названный Закон ввел понятие "агитационный период". Было определено, что он начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов и создания соответствующего избирательного фонда; агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования (п. 1 ст. 49). Новеллами от 9 марта 2016 г. этот пункт изменен: агитационный период для избирательного объединения начинается со дня принятия им решения о выдвижении кандидата, кандидатов, списка кандидатов; агитационный период для кандидата, выдвинутого в составе списка кандидатов, начинается со дня представления в соответствующую избирательную комиссию списка кандидатов; агитационный период для кандидата, выдвинутого непосредственно, начинается со дня представления кандидатом в избирательную комиссию заявления о согласии баллотироваться (если этот кандидат обязан представить ряд документов, названных в Законе, - со дня представления в избирательную комиссию таких документов). Агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования (т.е. слова о сутках заменены).
В целом есть основания сказать, что предвыборная агитация может проводиться уже с момента выдвижения кандидата, списка кандидатов. Другое дело, что предмет агитации на данном этапе скорее поддержка кандидата, списка кандидатов избирателями. А полноценная предвыборная агитация за избрание начнется после регистрации кандидата, списка кандидатов избирательной комиссией.
Закон запрещает проведение предвыборной агитации в день голосования и в предшествующий ему день. Смысл этой нормы понятен: последний день перед выборами дается избирателям на раздумье, они должны "отдохнуть" от предвыборной рекламы, оценить достоинства и недостатки кандидатов, списков. А в день голосования избиратели тем более не должны подвергаться влиянию предвыборной пропаганды, ведь выборы у нас являются свободными.
В день голосования до момента окончания голосования на территории избирательного округа запрещается публикация (обнародование) данных о результатах выборов, в том числе размещение таких данных в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования
(включая Интернет). Этот запрет направлен на то, чтобы исключить воздействие на тех избирателей, которые еще собираются на выборы (представим, что идут выборы Президента РФ, при этом вся территория страны есть единый округ; когда закончилось голосование на Дальнем
Востоке, на европейской части страны основная масса избирателей лишь направляется на избирательные участки и соответствующие данные могут сильно повлиять на них).
Законодатель обозначил позицию по поводу опросов общественного мнения. При опубликовании (обнародовании) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, надо указывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, регион проведения опроса, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности, лицо (лиц), заказавшее
(заказавших) проведение опроса и оплатившее (оплативших) его публикацию. И главное: в течение пяти дней до дня голосования, а также в день голосования запрещается опубликование
(обнародование) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, в том числе их размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования