Файл: Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах, том второй 27. 04. 2023 Система гарант 1543 Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 1977

Скачиваний: 115

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
164/543
голосования не имеет возможности прибыть в помещение для голосования того избирательного участка, где он включен в список избирателей. Получив это удостоверение, избиратель может принять участие в голосовании на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования.
Отношение к открепительному удостоверению в наши дни существенно трансформируется.
Общая линия состоит в том, чтобы в принципе отказаться от них. Причины: открепительное удостоверение как бы ограничивает избирателя. Если он не получит такое удостоверение, ему не гарантируется участие в голосовании при обращении в участковую избирательную комиссию по месту фактического нахождения. Правда, и участковую избирательную комиссию можно понять - избиратель без открепительного удостоверения, может быть, его получал и уже использовал в другом месте, однако хочет дополнительно проголосовать в поддержку своего кандидата или списка.
Как быть? Из Федерального закона о выборах Президента РФ ст. 68 об открепительном удостоверении исключена 1 июня 2017 г. В Законе о выборах депутатов Государственной Думы пока эта норма остается (ст. 80). В Законе об основных гарантиях избирательных прав норма об открепительном удостоверении тоже оставлена (ст. 62).
Но общая линия в свете новейших технологий учета избирателей состоит в следующем: избиратель может заранее по Интернету проинформировать свою участковую избирательную комиссию о намечаемом голосовании в ином месте; однако он может этого и не делать. При наличии единой электронной системы учета избирателей та участковая комиссия, куда избиратель обратился в день голосования по месту своего нахождения, свяжется с участковой комиссией по месту его жительства и регистрации; соответственно комиссии зафиксируют его голосование по месту нахождения. Естественно, у желающего корыстно использовать свое право еще где-то проголосовать ничего не получится, поскольку снова последует контакт с участковой комиссией по месту жительства, а там уже зафиксировано, что он проголосовал.
3. Избирательный бюллетень
Избирательные бюллетени изготавливаются по распоряжению соответствующей комиссии и являются документами строгой отчетности. Нумерация бюллетеней не допускается. Число изготовленных бюллетеней не должно более чем на 1,5% превышать число зарегистрированных избирателей.
Форма, текст и число бюллетеней, порядок контроля за их изготовлением утверждаются соответствующими избирательными комиссиями не позднее чем за 25 дней до дня голосования.
Текст бюллетеня размещается только на одной его стороне. Цвет и размер бюллетеней позволяют легко их различать при различных видах выборов, проводимых одновременно.
При проведении голосования за кандидатов фамилии зарегистрированных кандидатов размещаются в бюллетене в алфавитном порядке. О каждом кандидате бюллетень содержит следующие сведения: фамилия, имя, отчество; год рождения; наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата; основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий); если кандидат является депутатом, но работает на непостоянной основе, - сведения об этом одновременно с указанием наименования представительного органа; если кандидат выдвинут избирательным объединением, - слова "выдвинут избирательным объединением" с указанием краткого наименования этого избирательного объединения; если кандидат сам выдвинул свою кандидатуру, - слово "самовыдвижение" (до изменений от 21 июля
2005 г. писали "независимый кандидат"); если зарегистрированный кандидат указал принадлежность к общественному объединению, в бюллетене указываются его краткое наименование и статус кандидата в этом общественном объединении; если зарегистрированный кандидат выдвинут также в составе зарегистрированного списка кандидатов, то информация об этом помещается в бюллетене.


Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
165/543
При проведении голосования за списки кандидатов в бюллетене размещаются в порядке, определяемом жеребьевкой, наименования политических партий, а также фамилии, имена, отчества не менее чем трех первых трех кандидатов из списка и (или) его соответствующей региональной части и символы избирательных объединений (в одноцветном исполнении).
В случае наличия у зарегистрированного кандидата, внесенного в любой бюллетень, неснятой и непогашенной судимости в бюллетене должны указываться сведения о его судимостях.
Справа от указанных сведений о каждом зарегистрированном кандидате, от наименования избирательного объединения помещается пустой квадрат.
Поскольку законодательство позволяет в некоторых случаях проводить по одной кандидатуре, ниже сведений о зарегистрированном кандидате указываются варианты волеизъявления избирателей словами "за" и "против", справа от которых помещаются пустые квадраты.
Как уже указывалось, ранее в нашей стране избирателю предоставлялась возможность проголосовать против всех кандидатов или списков, если он не испытывал к ним симпатии. Для этого в избирательном бюллетене при выборах отдельных депутатов в конце перечня зарегистрированных кандидатов помещалась строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом. А в избирательном бюллетене при выборах по спискам в конце перечня наименований избирательных объединений помещалась строка "Против всех списков кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом. С июля 2006 г. такая позиция исключена из избирательных бюллетеней. Но, как мы уже писали, новеллой от 4 июня 2014 г. в п. 8 ст. 63 Закона об основных гарантиях избирательных прав определено, что на выборах в органы местного самоуправления такая позиция может быть помещена или не помещена в бюллетене по усмотрению законодателя субъекта РФ.
Избирательные бюллетени печатаются на русском языке. По решению соответствующей избирательной комиссии бюллетени печатаются на русском языке и на государственном языке республики, входящей в состав Российской Федерации, а в необходимых случаях - на языках народов России на территориях их компактного проживания. Если печатаются бюллетени на двух и более языках, текст на русском языке должен помещаться в каждом бюллетене.
На лицевой стороне всех бюллетеней, полученных участковой комиссией, в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой комиссии, которые заверяются печатью участковой комиссии.
В случае выбытия зарегистрированного кандидата, списка кандидатов после изготовления бюллетеней территориальные, окружные, участковые комиссии по указанию комиссии, зарегистрировавшей кандидата, список кандидатов, вычеркивают в бюллетенях данные о выбывшем зарегистрированном кандидате, списке кандидатов.
Если решение о регистрации кандидата, списка, а также об изменении очередности кандидатов в списке в соответствии с законом принимается менее чем за 10 дней до дня голосования, избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список, вправе принять решение о внесении в отпечатанные бюллетени необходимых данных от руки или с использованием технических средств.
Закон об основных гарантиях избирательных прав позволяет в исключительных случаях изготавливать всю избирательную документацию, включая бюллетени, участковой избирательной комиссией. Это возможно на избирательных участках, образованных в отдаленных и труднодоступных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, на полярных станциях, за пределами территории РФ. Правда, решение об изготовлении избирательной документации с указанием необходимого тиража и сроков изготовления бюллетеней принимается по согласованию с вышестоящей комиссией.
В день голосования после окончания времени голосования неиспользованные бюллетени, находящиеся в комиссиях, подсчитываются и погашаются. Эти бюллетени хранятся секретарем комиссии вместе с другой документацией комиссии.
4. Порядок голосования


Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
166/543
Время начала и окончания голосования на выборах устанавливается законом, продолжительность голосования не может составлять менее 10 часов. В нашей стране до последнего времени действовало правило: голосование начинается в 8 часов и заканчивается в 20 часов по местному времени. С учетом графика работы большей части избирателей на территории избирательного участка можно начать голосование раньше, но не более чем на два часа. О возможности продления голосования после окончания установленного времени в законе не говорится; не имеет места и сокращение времени голосования в случае, если проголосовали все избиратели, включенные в избирательные списки, поскольку кто-то может прийти с открепительным удостоверением (естественно, речь не идет о полярных станциях, зимовках и т.п.).
Принципиальные новшества появились в 2020 г. Как известно, всероссийское голосование по поправкам к Конституции РФ сначала планировалось провести в один день, далее из-за вируса день голосования переносился и наконец оно было намечено на 1 июля 2020 г. И тут же было принято решение проводить голосование в течение нескольких дней (7 дней).
Эксперимент оказался успешным - удобным для населения, позволил проголосовать большему числу граждан. И было решено распространить правило голосования в течение нескольких дней на иные виды голосования на выборах, референдумах.
С этой целью Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав был дополнен
31 июля 2020 г. ст. 63.1 "Дни голосования на выборах, референдумах".
Предусмотрено, что по решению избирательной комиссии, организующей выборы, референдум, голосование на выборах (включая повторное голосование, повторные выборы), референдумах может проводиться в течение нескольких дней подряд, но не более трех дней.
Указанное решение может быть принято не позднее чем в 10-дневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, референдума и не подлежит пересмотру. Законом может быть предусмотрено, что указанное решение при проведении выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов принимает избирательная комиссия субъекта РФ. В случае совмещения дней голосования на выборах и (или) референдумах разных уровней право принять решение о проведении голосования в несколько дней принадлежит комиссии, организующей подготовку и проведение выборов, референдума более высокого уровня.
Некоторые коррективы коснулись и места голосования. Выше уже говорилось о том, что оно проводится в специальном помещении участковой избирательной комиссии. Но в п. 4 новой ст. 63.1 говорится, что по решению избирательной комиссии, организующей выборы, референдум, в период всех обозначенных дней может быть проведено голосование с использованием ряда дополнительных возможностей реализации избирательных прав, права на участие в референдуме граждан РФ, а именно: а) голосование избирателей, участников референдума вне помещения для голосования на территориях и в местах, пригодных к оборудованию для проведения голосования
(на придомовых территориях, на территориях общего пользования и в иных местах); б) голосование групп избирателей, участников референдума, которые проживают (находятся) в населенных пунктах и иных местах, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено.
В случае принятия решения о проведении голосования в соответствии со ст. 63.1 голосование по открепительным удостоверениям и досрочное голосование, предусмотренное
Законом об основных гарантиях избирательных прав, не проводятся.
Подсчет голосов избирателей, участников референдума начинается сразу после окончания времени голосования в последний день голосования.
Иные особенности голосования, установления итогов голосования при его проведении в несколько дней, устанавливаются ЦИК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 64 (в редакции от 5 апреля 2013 г. и 9 марта 2016 г.) Закона об основных гарантиях избирательных прав о дне, времени и месте голосования территориальные и участковые комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 10 дней до дня голосования через СМИ или иным способом (обычно в своих почтовых ящиках граждане находят отпечатанную типографским способом информацию), а при проведении досрочного и повторного


Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
167/543
голосования - в порядке и в сроки, которые предусмотрены соответствующим законом, но не позднее чем за пять дней до дня голосования.
В день голосования перед его началом председатель участковой комиссии предъявляет к осмотру членам участковой комиссии, присутствующим избирателям, членам вышестоящих избирательных комиссий, кандидатам, наблюдателям, представителям средств массовой информации пустые ящики для голосования, которые вслед за этим опечатываются печатью участковой комиссии.
Каждый избиратель голосует лично. Избирательные бюллетени выдаются избирателям по предъявлении паспорта или документа, его заменяющего, а если избиратель голосует по открепительному удостоверению - также по его предъявлении.
Бюллетени выдают только члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Получая бюллетень, избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер документа могут быть внесены в список избирателей членом участковой комиссии.
Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается в соответствующей графе списка в получении бюллетеня. В случае проведения голосования одновременно по нескольким бюллетеням избиратель расписывается за каждый из них. Член участковой комиссии, выдавший бюллетень (бюллетени), также расписывается в соответствующей графе списка избирателей.
Как определено в п. 7 ст. 64 Закона об основных гарантиях избирательных прав, голосование проводится путем нанесения избирателем в бюллетене любого знака в квадрате
(квадратах), относящемся (относящихся) к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которого (которых) сделан выбор. Таким образом, получив бюллетень с фамилиями кандидатов, избиратель может поставить знак в квадрат напротив того кандидата, которому он отдает голос; если он поставит знаки в двух и более квадратах (или вообще не поставит знака), его бюллетень будет признан недействительным. А получив бюллетень со списками кандидатов, избиратель может поставить знак в квадрат напротив того списка, которому он отдает голос; если он поставит знаки в двух и более квадратах (или вообще не поставит знака), его бюллетень также будет признан недействительным. Не забудем и о том, что на муниципальных выборах законом субъекта РФ может быть восстановлено включение в бюллетень позиции "Против всех кандидатов", "Против всех списков кандидатов"; соответственно, избиратель, который предпочел эту позицию, ставит в квадрате напротив нее свой знак.
Бюллетень заполняется избирателем в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц.
Исключение допускается лишь для избирателей, не имеющих возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня или заполнить бюллетень. Они вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя. Однако помощниками не могут быть члены избирательных комиссий, кандидаты, уполномоченные представители избирательного объединения, наблюдатели.
Если избиратель считает, что при заполнении бюллетеня допустил ошибку, он вправе обратиться к члену комиссии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. При выдаче нового бюллетеня делается соответствующая отметка в списке избирателей. Испорченный бюллетень погашается, о чем составляется акт.
Заполненные бюллетени опускаются избирателями в опечатанные (опломбированные) ящики для голосования. Эти ящики находятся в помещении для голосования, но не в кабинах для заполнения избирательных бюллетеней. Тайна голосования обеспечивается тем, что не только в кабине для голосования, но и на пути от кабины к ящику, у самого ящика для голосования никто не может потребовать от избирателя показать заполненные избирательные бюллетени - например, чтобы проверить, не допущены ли ошибки при их заполнении.
Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают закон о выборах. Мотивированное решение об этом принимается участковой комиссией в письменной форме. Правоохранительные органы обеспечивают исполнение указанного решения и принимают


Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
168/543
меры по привлечению отстраненного члена участковой комиссии, а также удаленного наблюдателя и иных лиц к ответственности, предусмотренной федеральными законами.
Дополнением, внесенным в 2005 г. в Закон об основных гарантиях избирательных прав (п.
15 ст. 64), было разрешено вместо голосования бюллетенями проводить электронное голосование - не более чем на 1% избирательных участков. Хотя эта практика тогда имела скромные масштабы, в редакции от 2 октября 2012 г. снято указанное выше ограничение, т.е. электронное голосование там, где оно вводится, может охватить все избирательные участки. Правда, Закон указывает, что решение о проведении электронного голосования принимает ЦИК РФ или по ее поручению избирательная комиссия субъекта РФ. Постановлением ЦИК РФ от 7 сентября 2011 г. N 31/276-6 (с изменениями и дополнениями) утвержден Порядок электронного голосования с использованием комплексов для электронного голосования на выборах, проводимых в Российской Федерации.
Кроме того, ЦИК РФ определяет порядок подсчета голосов избирателей и установления итогов голосования на избирательном участке, форму протокола участковой комиссии об итогах голосования, а также особенности установления вышестоящими комиссиями итогов голосования и определения результатов выборов.
Важная проблема на многих, особенно местных выборах - обеспечение достаточной явки избирателей.
Законом запрещена организованная доставка избирателей к месту голосования заинтересованными лицами - кандидатами, их доверенными лицами и т.п.
Если избиратель по уважительной причине не может сам прийти к месту голосования, по его просьбе члены участковой комиссии приходят к нему домой с избирательными бюллетенями, и здесь тоже обеспечивается тайна голосования. Заявление избирателя должно быть письменным, оно либо подается заранее в избирательную комиссию, либо члены комиссии приходят по предварительной устной просьбе и перед голосованием заполняют заявление.
Названный Закон (п. 14 ст. 64) разрешает субъектам РФ своим законом предусмотреть возможность голосования избирателей по почте. При этом учитываются голоса избирателей, поступившие в соответствующую комиссию не позднее окончания времени голосования в день голосования.
При определенных условиях указанный Закон и конкретные избирательные законы, в том числе субъектов РФ, допускают досрочное голосование.
Закон об основных гарантиях избирательных прав в п. 1 ст. 65 (в редакции от 31 мая 2010 г. и 5 апреля 2013 г.) определяет: в случаях и в порядке, предусмотренных законом, соответствующая комиссия вправе разрешить провести досрочно (но не ранее чем за 20 дней до дня голосования) голосование всех избирателей, участников референдума на одном или нескольких избирательных участках, участках референдума, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, на полярных станциях. В случаях и в порядке, предусмотренных законом, соответствующая комиссия вправе разрешить провести досрочно в течение нескольких дней (но не ранее чем за 20 дней до дня голосования) голосование групп избирателей, участников референдума, находящихся в значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено (в труднодоступных или отдаленных местностях, на полярных станциях и в тому подобных местах) и где в связи с этим невозможно провести досрочное голосование в целом по избирательному участку, участку референдума. При проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных федеральным законом, ЦИК РФ вправе разрешить провести досрочно (но не ранее чем за 15 дней до дня голосования) голосование всех избирателей, участников референдума на одном или нескольких избирательных участках, участках референдума, образованных за пределами территории РФ, и
(или) голосование групп избирателей, участников референдума, проживающих за пределами территории РФ.
На выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, на референдуме Российской Федерации досрочное голосование по иным основаниям не проводится, к тому же надо соблюдать порядок досрочного