Файл: Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах, том второй 27. 04. 2023 Система гарант 1543 Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 1981

Скачиваний: 115

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
174/543
распределению депутатских мандатов, и число депутатских мандатов, причитающихся каждому из указанных списков;
- номера региональных групп кандидатов из федеральных списков кандидатов, которым причитаются депутатские мандаты, и число депутатских мандатов, причитающихся каждой из указанных региональных групп;
- фамилии, имена и отчества зарегистрированных кандидатов, избранных депутатами
Государственной Думы, из каждого федерального списка кандидатов, которому причитаются депутатские мандаты.
Методику распределения депутатских мандатов между федеральными списками, допущенными к распределению (следовательно, между политическими партиями), определяет ст. 89 Закона о выборах депутатов Государственной Думы. Рассмотрим ее подробнее, для удобства разобьем условно на этапы.
Первый этап.
ЦИК РФ подсчитывает сумму голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов; обращаем внимание читателя: суммируются не все голоса избирателей, участвовавших в голосовании, а только собранные списками, допущенными к распределению мандатов, а при определении таких списков учитываются все рассмотренные выше требования относительно процентных барьеров, указанные в ст. 88 названного Закона. Эта сумма голосов избирателей делится на 225 - число депутатских мандатов, распределяемых по федеральному избирательному округу. Полученный результат есть первое избирательное частное, которое используется в процессе распределения депутатских мандатов между федеральными списками кандидатов.
Допустим, что в выборах приняли участие 70 млн. избирателей по всей Российской
Федерации. Из них за списки (партии), допущенные к распределению мандатов, подано 60 млн. голосов. Производим деление: 60 000 000 : 450 = 133 333,33. Итак, мы получили первое избирательное частное.
Второй этап.
Далее производится первичное распределение депутатских мандатов. Для этого число голосов избирателей, полученных каждым допущенным к распределению списком, делится на первое избирательное частное. Целая часть числа, полученного в результате такого деления, есть число депутатских мандатов, которые получает соответствующий список в результате первичного распределения мандатов.
Представим, что к распределению мандатов в нашем варианте допущены четыре партии, обозначим их соответственно А, Б, В, Г. Партия А получила 32 млн. голосов, партия Б - 13 млн., партия В - 9 млн., партия Г - 6 млн. Производим деление на первое избирательное частное и получаем такие результаты:
партия А: 32 000 000 : 133 333,33 = 240,01;
партия Б: 13 000 000 : 133 333,33 = 97,50;
партия В: 9 000 000 : 133 333,33 = 67,51;
партия Г: 6 000 000 : 133 333,33 = 45,02.
В нашем примере все списки в совокупности разделили 449 мандатов (240 + 97 + 67 + 45).
Третий этап.
Если после произведенных действий остаются нераспределенные мандаты, осуществляется их вторичное распределение. Нераспределенные мандаты передаются по одному тем федеральным спискам кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробная часть числа, полученного в результате деления числа голосов, полученных списком, на первое избирательное частное. При равенстве дробных частей (после запятой до шестого знака включительно) преимущество отдается тому федеральному списку кандидатов, за который подано больше голосов избирателей.
В нашем варианте остался нераспределенным один мандат. Его получает партия В, поскольку ее дробная часть оказалась самой большой. Если бы остались еще нераспределенные мандаты, их бы получили по одному последовательно партия Б, партия Г и затем партия А. Если теоретически представить, что и после этого остались бы нераспределенные мандаты, их "раздачу" опять начали бы со списка партии В и далее в том же порядке.
Четвертый этап.
Распределяются депутатские мандаты внутри каждого федерального


Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
175/543
списка - между региональными группами кандидатов и общефедеральной частью федерального списка кандидатов (если таковая имеется). Мандаты переходят в первую очередь к зарегистрированным кандидатам из общефедеральной части списка - в порядке их очередности в списке.
Если после этого остаются мандаты, причитающиеся данному списку, они распределяются внутри списка между региональными группами. Для этого сумма голосов избирателей, поданных за федеральный список кандидатов в тех субъектах Федерации (в группах субъектов Федерации, на частях территорий субъектов Федерации), которым соответствуют региональные группы, делится на число оставшихся нераспределенными внутри данного списка мандатов. Полученный результат есть второе избирательное частное данного федерального списка. Затем число голосов избирателей, поданных за каждую региональную группу, делится на второе избирательное частное. Целая часть числа, полученного в результате такого деления, есть число депутатских мандатов, которые получает соответствующая региональная группа. Если после этого остаются нераспределенными депутатские мандаты, причитающиеся данному федеральному списку, они передаются по одному тем региональным группам, у которых оказывается наибольшей дробная часть числа, полученного в результате деления на второе избирательное частное данного списка кандидатов. При равенстве дробных частей преимущество отдается той региональной группе, за которую подано большее число голосов избирателей.
Может быть так, что в одной региональной группе кандидатов или нескольких региональных группах кандидатов не оказалось нужного числа зарегистрированных кандидатов.
Тогда оставшиеся нераспределенными депутатские мандаты подлежат дополнительному распределению между региональными группами того же федерального списка кандидатов, в которых имеются зарегистрированные кандидаты, не получившие депутатских мандатов (по одному каждой из указанных региональных групп кандидатов в порядке очередности, зависящей от значений дробных частей, определяемых на основе первоначально вычисленного второго избирательного частного).
Закон учитывает и ситуацию, когда партия в результате поддержки избирателей получит больше мест, чем имеется кандидатов в ее списке. Тогда нераспределенные депутатские мандаты остаются вакантными до следующих выборов депутатов Государственной Думы. Однако если в этом случае возникает угроза того, что Государственная Дума останется в неправомочном составе, нераспределенные депутатские мандаты передаются федеральным спискам, не допущенным к распределению депутатских мандатов как не набравшим требуемый процент голосов (т.е. 5%), но получившим число голосов избирателей, которое превышает первое избирательное частное.
В случае, когда Государственная Дума после распределения мандатов останется в неправомочном составе, нераспределенные депутатские мандаты передаются федеральным спискам кандидатов, которые сначала не были допущены к распределению (из-за процентного барьера), если эти списки получили количество голосов избирателей, которое превышает первое избирательное частное. Такие мандаты распределяются между указанными федеральными списками пропорционально полученному ими числу голосов избирателей в соответствии с методикой, установленной Законом о выборах депутатов Государственной Думы.
ЦИК РФ после подписания протокола о результатах выборов депутатов Государственной
Думы направляет извещение всем кандидатам, избранным депутатами. Согласно ст. 92 названного
Закона соответствующее лицо обязано в пятидневный срок после получения извещения представить в ЦИК РФ копию приказа (иного документа) об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом депутата Государственной Думы, либо копию документа, удостоверяющего, что им в трехдневный срок со дня получения извещения было подано заявление об освобождении от таких обязанностей.
Если это не сделано, депутатский мандат считается вакантным и передается первому в порядке очередности кандидату соответствующей региональной группы, которому ранее мандат не достался. При отсутствии в данной региональной группе такого кандидата мандат замещает кандидат из другой региональной группы в соответствии с методикой дополнительного распределения мандатов, установленной указанным Законом.


Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
176/543
Более того, по Закону о выборах депутатов Государственной Думы (п. 3 ст. 92) избранный депутат в пятидневный срок со дня получения от ЦИК РФ упомянутого извещения вправе отказаться от депутатского мандата, представив в ЦИК РФ соответствующее письменное заявление. И в этом случае его депутатский мандат считается вакантным и передается другому зарегистрированному кандидату из того же федерального списка (по названным выше правилам). В
Законе четко записано, что представление лицом, избранным депутатом Государственной Думы, подобного заявления не влечет за собой его исключение из федерального списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов.
По существу, речь идет о лидерах, которые возглавляют на очередных выборах общефедеральную или региональную части партийного списка и своим авторитетом способствуют его успеху на выборах. Аналитики окрестили таких лиц "паровозами", поскольку они, как локомотивы, "тащат" партийный список к победе. В периодике не раз вносились предложения пресечь такую практику, поскольку она вводит в заблуждение избирателей. В законодательстве появилась норма о том, что при отказе от мандата такие лица исключаются из партийного списка, а этот мандат передается очереднику из того же списка. Но затем на первый план снова вышли потенциальные интересы соответствующего руководителя: он оставлен в списке и если перестал занимать должность, то, будучи в партийном списке (да еще и на первых позициях!), может получить депутатский мандат.
ЦИК РФ может признать результаты выборов депутатов Государственной Думы по федеральному избирательному округу недействительными в случае, если (ч. 5 ст. 88 указанного
Закона):
1) допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей;
2) итоги голосования по федеральному избирательному округу признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включали не менее 25% от общего числа внесенных в них избирателей на момент окончания голосования;
3) имеется решение суда.
3. Особенности определения результатов выборов Президента Российской Федерации
Согласно ст. 76 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" ЦИК
РФ получает обобщенные данные о результатах голосования от избирательных комиссий субъектов
РФ, а если она создала единую территориальную избирательную комиссию для руководства выборами за рубежом - также и от этой комиссии.
Избранным на пост Президента РФ считается зарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней, обнаруженных в ящиках для голосования.
Выборы Президента РФ признаются ЦИК РФ несостоявшимися в одном из следующих случаев (п. 4 ст. 76 названного Закона):
- если в избирательный бюллетень на общих выборах были включены два кандидата и ни один из них не получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании;
- все кандидаты выбыли до проведения повторного голосования.
- в первом туре никто не выиграл, на повторное голосование (второй тур) остался лишь один кандидат, но за него проголосовало менее 50% от числа избирателей, принявших участие в голосовании.
ЦИК РФ признает выборы Президента РФ недействительными, если (п. 5 ст. 76 названного
Закона):
- допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;


Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
177/543
- итоги голосования признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включают в себя не менее чем одну четвертую часть от общего числа избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования;
- есть решение суда.
Если в избирательный бюллетень было включено более двух зарегистрированных кандидатов и ни один из них по результатам общих выборов не был избран на должность
Президента РФ, ЦИК РФ назначает повторное голосование по двум зарегистрированным кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. Повторное голосование назначается при наличии письменного заявления кандидата о согласии на проведение по его кандидатуре повторного голосования.
При повторном голосовании и раньше, когда была планка участия, не требовалось явки более половины избирателей, включенных в избирательные списки. Таким образом, при повторном голосовании выборы считались и считаются состоявшимися при любой явке.
Повторное голосование проводится через 21 день со дня голосования на общих выборах.
Если до проведения повторного голосования один из зарегистрированных кандидатов, по которому должно проводиться повторное голосование, снял свою кандидатуру или выбыл по иным обстоятельствам, его место по решению ЦИК РФ передается следующему по числу полученных голосов зарегистрированному кандидату после кандидатур, по которым назначено повторное голосование (при наличии письменного согласия указанного кандидата). Заявление должно быть подано не позднее чем на второй день со дня выбытия кандидата, по которому первоначально назначено повторное голосование. В этом случае повторное голосование проводится в первое воскресенье по истечении 14 дней со дня подачи заявления либо со дня выбытия по иным обстоятельствам.
По итогам повторного голосования избранным на должность Президента РФ считается кандидат, получивший больше голосов избирателей, принявших участие в голосовании, чем другой кандидат.
Как уже видел читатель, повторное голосование может проводиться по одной кандидатуре в случае, если после выбытия зарегистрированных кандидатов останется только один зарегистрированный кандидат. При этом кандидат считается избранным на должность Президента
РФ, если он получил не менее 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
§ 12. Повторное голосование и повторные выборы. Дополнительные выборы
В случае если в бюллетень было включено более двух кандидатов и ни один из них не получил необходимое для избрания число голосов избирателей, организующая выборы избирательная комиссия назначает повторное голосование по двум или более кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей.
Таким образом, повторное голосование - это не новые выборы, а продолжение, второй этап
(тур) тех же выборов.
Повторное голосование (второй тур), как уже сказано, проводится на выборах Президента
РФ, если при основном голосовании никто из кандидатов не набрал положенного числа голосов.
Повторное голосование возможно при избрании высшего должностного лица субъекта РФ, главы муниципального образования. Избрание депутатов представительных органов власти с использованием процедуры двух туров относительно редкое явление. Она нужна в случае выдвижения многих кандидатов по округу и если для победы надо набрать установленный законом процент голосов. Если этого не получилось, по двум кандидатам в депутаты проводится повторное голосование.
При повторном голосовании может быть предусмотрено, что победителю достаточно набрать больше голосов, чем его соперникам. Однако закон может установить, что надо получить необходимое для избрания число голосов избирателей; если ни один кандидат не получил этого


Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
178/543
числа, соответствующая избирательная комиссия признает выборы несостоявшимися.
Если один из кандидатов, по которому должно проводиться повторное голосование, снял свою кандидатуру либо выбыл по иным обстоятельствам до дня голосования, его место по решению избирательной комиссии, определяющей результаты выборов, передается следующему по числу полученных голосов кандидату, ранее участвовавшему в данных выборах. При выбытии всех следующих кандидатов голосование проводится по одной оставшейся кандидатуре. При этом кандидат считается избранным, если он получил не менее 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Повторные выборы - это новые выборы депутатов, выборных должностных лиц. Новые в том плане, что обязательно кандидаты выдвигаются заново, это могут быть и прежние, и совсем новые лица.
Законодательство называет разные основания повторных выборов: если выборы признаны несостоявшимися, недействительными; избранный кандидат не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, выборного должностного лица; при повторном голосовании никто не избран или выбыли все кандидаты.
Сроки проведения повторных выборов устанавливаются соответствующими избирательными законами.
Например, повторные выборы Президента РФ проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня голосования на первоначальных выборах либо дня признания выборов несостоявшимися или недействительными. Причем на повторных выборах не могут выдвигаться те кандидаты, из-за действий (бездействия) которых первоначальные выборы и повторное голосование были признаны недействительными.
Если основные выборы в законодательный орган субъекта РФ или представительный орган муниципального образования либо основные выборы выборного должностного лица проводились во второе воскресенье сентября и по их результатам соответствующий орган не был сформирован в правомочном составе либо выборное должностное лицо не было избрано, повторные выборы проводятся не позднее чем через три месяца со дня голосования на основных выборах. В остальных случаях повторные выборы проводятся во второе воскресенье сентября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы очередного созыва - в день голосования на этих выборах либо в иной день, но не позднее чем через один год со дня появления основания для проведения повторных выборов.
При проведении повторных выборов сроки избирательных действий по решению органа, уполномоченного законом назначать повторные выборы, могут быть сокращены на одну треть.
В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в избирательном округе назначаются дополнительные выборы.
Дополнительные выборы назначаются на второе воскресенье сентября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы очередного созыва - на день голосования на этих выборах. Если дополнительные выборы не могут быть назначены на второе воскресенье сентября, они должны быть проведены не позднее чем через один год со дня досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу. Если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий законодательный орган субъекта РФ, представительный орган муниципального образования остались в неправомочном составе, дополнительные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня такого досрочного прекращения полномочий, при этом сроки избирательных действий по решению органа, уполномоченного законом назначать дополнительные выборы, могут быть сокращены на одну треть.
Если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий названные органы остались в неправомочном составе, а проведение дополнительных выборов в соответствии с
Законом об основных гарантиях избирательных прав не предусмотрено, назначаются новые основные выборы.
В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по многомандатному избирательному округу, дополнительные выборы назначаются и проводятся в порядке, указанном выше, если в округе замещено менее двух третей депутатских мандатов. Законом могут быть