Файл: Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах, том второй 27. 04. 2023 Система гарант 1543 Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 1976
Скачиваний: 115
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
169/543
голосования, установленный данным Законом.
Таким образом, возможности досрочного голосования существенно урезаны. Из Закона исключены слова прежней редакции, согласно которым избирателю, который в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья) будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть в помещение для голосования на избирательном участке, на котором он включен в список избирателей, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно путем заполнения бюллетеня в помещении соответствующей территориальной комиссии, окружной избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования (за один - четыре дня до дня голосования) или участковой комиссии
(не ранее чем за три дня до дня голосования). Именно из-за этого возникало много проблем и подозрений в подтасовке результатов голосования.
Бюллетень, заполненный проголосовавшим досрочно избирателем, вкладывается самим гражданином в конверт, который заклеивается. На месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов комиссии с правом решающего голоса, а также членов комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей (по их желанию). Запечатанный конверт хранится у секретаря соответствующей комиссии: в помещении территориальной комиссии, окружной избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования - до момента передачи всех бюллетеней в участковую комиссию, в помещении участковой комиссии - до дня голосования.
В день голосования председатель участковой комиссии после официального открытия помещения для голосования в присутствии членов участковой комиссии, наблюдателей и иных лиц перед началом голосования сообщает об общем количестве избирателей, проголосовавших досрочно, предъявляет для визуального ознакомления запечатанные конверты с бюллетенями и список избирателей, проголосовавших досрочно. После этого председатель участковой комиссии вскрывает поочередно каждый конверт. На оборотной стороне бюллетеней, извлеченных из конвертов, сразу же проставляется печать участковой комиссии. Затем председатель участковой комиссии, как говорит названный Закон, соблюдая тайну волеизъявления избирателя (трудно понять, насколько это возможно), опускает бюллетени в стационарный ящик для голосования. Но если на конвертах, из которых извлекаются бюллетени, нет указанных выше реквизитов или из одного конверта извлекаются два и более бюллетеней, тогда все такие бюллетени признаются недействительными.
5. Наблюдатели
С момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования на избирательных участках вправе присутствовать наблюдатели, в том числе иностранные
(международные).
При проведении выборов наблюдатель может быть назначен зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, общественным объединением, которое должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне. Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры.
Наблюдателям должен быть обеспечен доступ в помещение любой участковой избирательной комиссии, в том числе сформированной на избирательном участке, образованном в воинской части, ЗАТО, больнице, санатории, доме отдыха, следственном изоляторе и изоляторе временного содержания, а также в помещение для голосования на этом избирательном участке.
Наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели вправе присутствовать в иных избирательных комиссиях при установлении ими итогов голосования, определении результатов выборов, составлении соответствующих протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей.
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
170/543
Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, избирательным объединением, общественным объединением, интересы которых представляет данный наблюдатель. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, участка референдума, наименование комиссии, куда наблюдатель направляется. Указания каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе не требуется. Направление действительно при предъявлении документа, удостоверяющего личность.
Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется.
Наблюдатели вправе: знакомиться со списками избирателей; находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования; присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке - на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей; знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных документов; обращаться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования; знакомиться с протоколами соответствующей комиссии, нижестоящих комиссий об итогах голосования, о результатах выборов и с приложенными к ним документами, получать от соответствующей комиссии заверенные копии указанных протоколов и документов либо изготавливать копии указанных протоколов и документов. По требованию наблюдателя комиссия обязана выдать указанные копии или заверить копии, изготовленные наблюдателем; обжаловать действия (бездействие) комиссии в вышестоящую комиссию, избирательную комиссию субъекта РФ, ЦИК РФ или в суд; присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих комиссиях.
Однако наблюдатель не вправе: выдавать избирателям бюллетени; расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней; заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, бюллетени; предпринимать действия, нарушающие тайну голосования; принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллетеней; совершать действия, препятствующие работе комиссии; проводить агитацию среди избирателей, участников референдума; участвовать в принятии решений соответствующей комиссией.
1 ... 19 20 21 22 23 24 25 26 ... 72
§ 11. Подсчет голосов, определение итогов голосования и результатов выборов
Эта стадия избирательного процесса имеет общие моменты и особенности на каждых видах выборов. Мы остановимся на общих правилах и особенностях по выборам депутатов
Государственной Думы и Президента РФ.
1. Общие правила
На любых выборах в день голосования сразу после его окончания на избирательных участках начинается подсчет голосов. Делают это члены участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса, вправе при этом присутствовать члены комиссии с правом совещательного голоса, члены и представители вышестоящих избирательных комиссий, наблюдатели, кандидаты, их доверенные лица, уполномоченные представители и доверенные лица избирательных объединений, а также представители СМИ. Все присутствующие должны иметь возможность наблюдать за действиями членов участковой комиссии.
В ходе и по результатам подсчета голосов участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования по избирательному участку, а если избираются депутаты по округу и по списку кандидатов, то два самостоятельных протокола. Естественно, если проводятся различные виды выборов, по каждому из них составляются отдельные протоколы.
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
171/543
В протоколы заносятся различные сведения: о числе избирателей, принявших участие в голосовании, об избирательных бюллетенях - полученных комиссией, выданных избирателям, погашенных, обнаруженных в ящиках для голосования, недействительных и т.д., о результатах голосования по каждому кандидату и списку кандидатов.
Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно. После погашения неиспользованных бюллетеней производится подсчет голосов избирателей по бюллетеням, находящимся в ящиках для голосования. Вскрывая ящики, члены комиссии сортируют бюллетени по видам выборов, по голосам, поданным за каждого из кандидатов (каждый список кандидатов), отделяют бюллетени неустановленной формы, которые при подсчете голосов не учитываются.
Отдельно подсчитываются и суммируются недействительные бюллетени, ими считаются бюллетени, не содержащие никаких отметок в соответствующих квадратах или же число отметок в квадратах которых превышает число отметок, установленное законом.
Далее производится подсчет рассортированных бюллетеней установленной формы в каждой пачке отдельно по каждому кандидату, списку кандидатов. При этом бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли увидеть отметку избирателя в каждом бюллетене.
Одновременный подсчет бюллетеней из разных пачек не допускается.
С рассортированными бюллетенями под контролем членов участковой комиссии с правом решающего голоса вправе визуально ознакомиться наблюдатели и члены участковой комиссии с правом совещательного голоса.
Рассортированные бюллетени упаковываются в отдельные пачки, складываются в мешки или коробки, на которых указываются номер избирательного участка, число бюллетеней. Мешки или коробки опечатываются и могут быть вскрыты только по решению вышестоящей комиссии или суда.
После проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы
(заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, после чего подписывается протокол участковой комиссии об итогах голосования. Протокол заполняется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания. Протокол об итогах голосования, полученный с применением технического средства подсчета голосов, приобретает юридическую силу после указанного подписания. Не допускаются заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений.
Подписание протокола с нарушением этого порядка является основанием для признания его недействительным и проведения повторного подсчета голосов.
Первый экземпляр протокола участковой комиссии незамедлительно направляется в вышестоящую комиссию и возврату в участковую комиссию не подлежит. Второй экземпляр протокола предоставляется для ознакомления наблюдателям, кандидатам и т.д., а его заверенная копия вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой комиссией.
На основании данных протоколов участковых комиссий вышестоящая избирательная комиссия после предварительной проверки правильности составления протоколов путем суммирования всех содержащихся в них данных устанавливает итоги голосования на соответствующей территории.
Первые экземпляры протоколов территориальной избирательной комиссии об итогах голосования после их подписания всеми присутствующими членами территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса вместе с протоколами участковых избирательных комиссий и первыми экземплярами сводных таблиц об итогах голосования и актов, составленных данной комиссией, незамедлительно направляются в вышестоящую комиссию в целях суммирования данных, содержащихся в указанных протоколах, и последующей передачи их в комиссию, устанавливающую итоги голосования в целом на территории, на которой проводились выборы, и определяющую результаты выборов.
Если выборы проводятся по территориальным избирательным округам, итоги голосования и
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
172/543
избранного депутата по округу определяет окружная избирательная комиссия. При выборах депутатов по спискам итоги подводит избирательная комиссия, руководящая всеми выборами на соответствующей территории, - избирательная комиссия муниципального образования, субъекта
РФ, ЦИК РФ. Она же определяет общие результаты выборов на данной территории, называя конкретных лиц, избранных депутатами соответственно по округам и по спискам, а также кто из кандидатов избран на пост выборного должностного лица.
В соответствии с законодательством выборы могут быть признаны несостоявшимися или недействительными. Выборы признаются несостоявшимися, если они проведены по правилам, но на голосование не явилось необходимого минимума избирателей (сейчас в России это требование отменено, см. об этом ниже) или нет результата, т.е. никто не избран. Выборы признаются недействительными, если они проведены с существенными нарушениями закона. Если выборы признаны несостоявшимися или недействительными, по истечении времени, определенного законом, проводятся повторные выборы, при этом кандидаты и списки кандидатов подлежат выдвижению заново (хотя не запрещается их повторное выдвижение). Эти вопросы детально регулируются Законом об основных гарантиях избирательных прав и конкретными избирательными законами.
Так, по названному Закону выборы признаются несостоявшимися в случае, если (п. 2 ст. 70):
а) голосование проводилось по одной кандидатуре и за соответствующего кандидата проголосовало менее 50% от числа избирателей, принявших участие в голосовании;
б) менее чем два списка кандидатов при голосовании за списки кандидатов получили согласно закону право принять участие в распределении депутатских мандатов;
в) за списки кандидатов, получившие согласно закону право принять участие в распределении депутатских мандатов, было подано в сумме 50% или менее голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу (на выборах депутатов
Государственной Думы за эти списки ранее полагалось подать в сумме не менее 60% голосов, но
Законом 2014 г. теперь здесь тоже введен 50%-ный барьер);
г) все кандидаты выбыли при проведении повторного голосования;
д) на второй тур оставлены два кандидата, но ни один из них не получил необходимого числа голосов.
Помимо перечисленных, не могут устанавливаться дополнительные основания признания выборов несостоявшимися.
Надо сказать, что некоторые ранее существовавшие основания признания выборов несостоявшимися были исключены по причине принципиального реформирования избирательного законодательства. В частности, как мы указывали ранее, в связи с отменой 5 декабря 2006 г. минимальной планки участия в выборах избирателей (общая была не менее 20%, при выборах депутатов Государственной Думы - не менее 25%, при выборах Президента РФ - не менее 50%) соответственно отпало данное основание для признания выборов несостоявшимися. Впрочем, и до этого Закон об основных гарантиях избирательных прав разрешал предусмотреть законом субъекта
РФ, что минимальный процент от числа избирателей для признания выборов депутатов представительных органов местного самоуправления состоявшимися не устанавливается. Кроме того, на втором туре голосования по двум кандидатам, набравшим наибольшее число голосов,
Закон позволял не вводить планку участия избирателей в голосовании.
Поскольку ранее существовала графа "Против всех кандидатов", выборы признавались несостоявшимися, если в избирательном округе число голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к другому кандидату (другим кандидатам), было меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.
Естественно, с отменой указанной графы отпало и данное основание для признания выборов несостоявшимися. Однако поскольку по новелле от 4 июня 2014 г. возможно введение графы "Против всех кандидатов" на муниципальных выборах, в п. 2 ст. 70 включен подп. "ж", согласно которому выборы признаются несостоявшимися, если "на выборах в органы местного самоуправления в одномандатном или едином избирательном округе число голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к другому кандидату
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
173/543
(другим кандидатам), меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов".
Соответствующая комиссия признает итоги голосования, результаты выборов недействительными в случае, если (п. 9 ст. 70 названного Закона):
а) допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;
б) итоги голосования признаны недействительными на части избирательных участков, на которых списки избирателей в совокупности включают не менее чем одну четвертую часть от общего числа избирателей;
в) есть решение суда.
2. Особенности определения результатов выборов депутатов Государственной Думы
На выборах депутатов Государственной Думы протоколы от участковых комиссий поступают в территориальные избирательные комиссии. Эти комиссии свои протоколы об итогах голосования и сводные таблицы данных, поступивших от участковых избирательных комиссий, направляют в избирательную комиссию субъекта РФ.
Путем суммирования данных избирательная комиссия субъекта РФ устанавливает итоги голосования на территории данного субъекта. Она направляет свой протокол об итогах голосования и сводную таблицу о данных, поступивших из территориальных комиссий, в ЦИК РФ.
ЦИК РФ на основании данных первых экземпляров протоколов избирательных комиссий субъектов РФ об итогах голосования - после предварительной проверки правильности их составления - путем суммирования содержащихся в них сведений не позднее чем через две недели после дня голосования определяет результаты выборов депутатов Государственной Думы.
Суммируют данные непосредственно члены ЦИК РФ с правом решающего голоса.
ЦИК РФ признает выборы депутатов Государственной Думы несостоявшимися в следующих случаях (п. 4 ст. 82 Закона о выборах депутатов Государственной Думы):
- если ни один федеральный список не получил 5% и более голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу;
- если все федеральные списки получили в совокупности 50% и менее голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу.
Для упрощения восприятия рекомендуем читателю учесть такую последовательность определения ЦИК РФ партийных списков, допускаемых к распределению депутатских мандатов в
Государственной Думе:
а) если в выборах участвовало много федеральных списков, тогда к распределению допускаются те из них, которые набрали положенный процент голосов (и более), а в совокупности все списки объединили более 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании; при этом если только за один список подано более 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании, а остальные списки получили каждый менее положенного процента голосов, победитель не станет монополистом - к распределению мандатов все равно допускается, помимо лидера, еще один список, получивший наибольшее число голосов избирателей, из числа тех, кто остался за 5%-ным барьером;
б) если в выборах участвовало много федеральных списков и те из них, кто набрал положенный процент голосов, в совокупности собрали 50% или менее голосов избирателей, принявших участие в голосовании, тогда к распределению мандатов допускаются, помимо указанных списков, последовательно в порядке убывания числа поданных голосов те списки, которые получили менее 5% голосов избирателей, - до тех пор, пока общее число голосов избирателей, поданных за списки, допускаемые к распределению депутатских мандатов, не превысит в совокупности 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
ЦИК РФ составляет протокол о результатах выборов депутатов Государственной Думы, в который вносятся суммарные данные по многим позициям, в том числе:
- наименования политических партий, федеральные списки кандидатов которых допущены к