Файл: Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах, том второй 27. 04. 2023 Система гарант 1543 Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 1982
Скачиваний: 115
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
179/543
предусмотрены иные основания для проведения в многомандатном избирательном округе дополнительных выборов депутата взамен выбывшего.
Вместе с тем Закон об основных гарантиях избирательных прав гласит, что повторные и
(или) дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года.
§ 13. Гарантии законности выборов
Литература
Акчурин А.Р. Порядок защиты избирательных прав граждан в Российской Федерации: дис.
... канд. юрид. наук. М., 2007; Борисов И.Б. Международная защита избирательных прав: от обычаев к международным нормам // Конституционное и муниципальное право. 2006. N 12;
Бровченко В.Н. Юридическая ответственность в избирательном праве Российской Федерации: дис.
... канд. юрид. наук. М., 2004; Вдовин Д.Н. Функции суда в избирательном процессе в Российской
Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008; Вискулова В.В. Гарантии избирательных прав граждан. Вопросы теории и практики. М., 2013; Волкова Н.В. Конституционно-правовые процедуры разрешения избирательных споров на стадии выдвижения и регистрации кандидатов
(списков кандидатов): дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006; Джагарян А., Джагарян Н. Право граждан на обжалование итогов выборов - необходимая мера защиты и (или) вызов демократии //
Сравнительное конституционное обозрение. 2013. N 5; Доронина О.Н. Совершенствование механизмов защиты избирательных прав граждан в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 4; Игнатенко В.В. Правонарушения и юридическая ответственность в избирательном процессе: учеб. пособие. Иркутск, 2003; Ильенко И.А. Признание результатов выборов недействительными: конституционно-правовая природа и основания применения.
Иркутск, 2013; Климова Ю.Н. Понятие избирательного правонарушения и комплексный подход к анализу мер ответственности, установленных избирательным законодательством
//
Государственная власть и местное самоуправление. 2008. N 2; Князев С.Д., Охотников Р.А.
Избирательные споры: юридическая природа и порядок рассмотрения. Владивосток, 2005;
Колюшин Е.И. Выборы и избирательное право в зеркале судебных решений. 2-е изд. М., 2012;
Матейкович М.С. Защита избирательных прав граждан в Российской Федерации. М., 2003;
Советников И.В. Злоупотребления правом в избирательном процессе. М., 2010; Туманова Л.В.
Вопросы защиты избирательного права. Тверь, 2001.
Законность выборов в Российской Федерации обеспечивается тем, что порядок их назначения, подготовки и проведения юридически достаточно подробно регламентируется, поэтому участники избирательного процесса обязаны следовать соответствующим правилам.
Кроме того, законодательство позволяет обжаловать нарушения избирательных прав граждан в избирательные комиссии, суд, иные органы, имеющие отношение к избирательному процессу, в том числе и правоохранительные органы. Наконец, законодательство содержит меры конституционно-правовой, административной и уголовной ответственности за нарушения законодательства о выборах.
Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия
(бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд.
Решения и действия (бездействие) ЦИК РФ обжалуются в Верховный Суд РФ, избирательных комиссий субъектов РФ, окружных избирательных комиссий по выборам депутатов представительных органов субъектов РФ - в суд общей юрисдикции субъекта РФ, иных комиссий - в районные суды.
Решения избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
180/543
обжалуются в суды соответствующего уровня - по подсудности, указанной выше. При этом суд обязан рассмотреть по существу не только решения и действия (бездействие) избирательной комиссии, организующей выборы, но одновременно и всех нижестоящих комиссий, принимавших участие в организации и проведении данных выборов, если допущенные ими нарушения могли повлиять на результаты выборов.
Суд может отменить решение соответствующей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов или иное ее решение.
Решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы непосредственно в вышестоящую комиссию. Она обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений: а) оставить жалобу без удовлетворения; б) отменить обжалуемое решение полностью или в части
(признать незаконным действие или бездействие) и принять решение по существу; в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие или бездействие), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу
(совершить определенное действие).
Предварительное обращение в избирательную комиссию не является обязательным условием для обращения в суд.
Более того, допустимо обращение по одному и тому же вопросу как в суд, так и в избирательную комиссию. В случае принятия жалобы к рассмотрению судом и обращения того же заявителя с аналогичной жалобой в соответствующую комиссию последняя приостанавливает рассмотрение жалобы до вступления решения суда в законную силу. Суд извещает комиссию о поступившей жалобе и о принятии ее к рассмотрению. При вынесении судом решения по существу жалобы комиссия прекращает ее рассмотрение.
Таким образом, очевиден приоритет судебного решения: гражданин, недовольный решением комиссии, вправе пойти в суд, и решение суда может отменить решение избирательной комиссии.
С жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан, могут обратиться избиратели, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, наблюдатели, а также избирательные комиссии.
Суды и органы прокуратуры обязаны обеспечить своевременное рассмотрение жалоб.
При рассмотрении жалоб (заявлений), а также в иных случаях нарушения избирательных прав граждан на заседание комиссии приглашаются заинтересованные стороны - авторы жалоб
(заявлений), лица, действия (бездействие) которых обжалуются.
Особенно важно соблюдение законности при регистрации кандидата, списка кандидатов и при аннулировании, отмене регистрации кандидата, списка кандидатов.
Аннулирование регистрации имеет место по решению соответствующих избирательных комиссий, если кандидат на одних и тех же выборах оказался зарегистрированным в нескольких одинаковых избирательных округах, либо он снимает свою кандидатуру, а избирательное объединение отзывает кандидата, список, либо кандидат утратил пассивное избирательное право, либо из зарегистрированного списка на федеральных выборах исключено более 25% кандидатов, а на выборах в органы власти субъектов РФ и местного самоуправления - более 50%. При разноуровневых выборах решением вышестоящей избирательной комиссии аннулируются все решения о регистрации кандидата, за исключением первого. Если кандидат, список не будет участвовать в выборах, регистрация аннулируется решением избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов), на основании заявления кандидата о снятии своей кандидатуры, решения избирательного объединения об отзыве кандидата, списка кандидатов.
Комиссия, зарегистрировавшая кандидата, аннулирует его регистрацию в случае утраты им пассивного избирательного права. Регистрация кандидатов и списков кандидатов, выдвинутых партиями, иными общественными объединениями или их подразделениями, которые ликвидированы или деятельность которых приостановлена в установленном порядке, аннулируется
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
181/543
зарегистрировавшей избирательной комиссией на основании вступившего в законную силу соответствующего решения суда.
Отмена регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть произведена судом по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов), другого кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, в случаях:
- вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации;
- использования кандидатом, избирательным объединением, их уполномоченными представителями в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств, помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5% предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5%;
- неоднократного использования кандидатами, руководителями избирательных объединений преимуществ должностного или служебного положения;
- установления фактов подкупа избирателей кандидатами, избирательными объединениями, их доверенными лицами и уполномоченными представителями, иными лицами и организациями, действующими по поручению кандидатов, избирательных объединений, их доверенных лиц и уполномоченных представителей;
- нарушения кандидатом, избирательным объединением требований законодательства о недопустимости злоупотребления правом на предвыборную агитацию (призывы к экстремистским действиям, пропаганда национальной и т.п. исключительности, нацистской атрибутики и т.д.);
- установления факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости.
Суд вправе отменить решение избирательной комиссии о результатах выборов после определения их результатов, если будут установлены обстоятельства, связанные с тем, что кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов:
- допустили перерасход средств более чем на 10% предельно возможного размера;
- осуществляли подкуп избирателей и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
- допускали злоупотребления при проведении агитации и это не позволяет выявить действительную волю избирателей;
- использовали преимущества должностного или служебного положения и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей.
Суд может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов в случае других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Не могут служить основанием для отмены решения о результатах выборов, признания итогов голосования, результатов выборов недействительными нарушения, способствовавшие избранию либо имевшие целью побудить или побуждавшие избирателей голосовать за не избранных по результатам голосования кандидатов, за не принявшие участия в распределении депутатских мандатов списки кандидатов.
Жалоба на решение комиссии о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть подана в течение 10 дней со дня принятия обжалуемого решения.
Указанный срок восстановлению не подлежит.
После опубликования результатов выборов жалоба на нарушение избирательных прав граждан, имевшее место в период избирательной кампании, может быть подана в суд в течение одного года со дня опубликования результатов соответствующих выборов, референдума.
Решения по жалобам, поступившим в период избирательной кампании, принимаются в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в 10-дневный срок. По жалобе на решение комиссии об итогах голосования, о результатах выборов суд обязан
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
182/543
принять решение не позднее чем в двухмесячный срок со дня подачи жалобы.
Заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования (в том числе повторного). Решение суда должно быть принято не позднее чем за пять дней до дня голосования.
1 ... 20 21 22 23 24 25 26 27 ... 72
Раздел VII. Президент Российской Федерации
Литература
Авакьян С.А. Президент Российской Федерации: эволюция правового статуса // Вестник
Московского ун-та. Сер. 11: Право. 1998. N 1; Баглай М.В. Президенты Российской Федерации и
Соединенных Штатов Америки. Роль, порядок выборов, полномочия. 2-е изд. М., 2012; Биктагиров
Р.Т., Фомин А.А. Президент Российской Федерации: конституционный статус и порядок выборов.
Казань, 2006; Бондарец Е.Б. Конституционно-правовой статус главы государства в системе власти современной России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014; Гайдарбекова А.М. Роль
Президента Российской Федерации в обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Махачкала, 2012; Дзидзоев Р.М. Институт импичмента в России. М., 2010; Дегтев Г.В.
Конституционно-правовой статус
Президентов
Российской
Федерации и
США: сравнительно-правовой анализ. М., 2003; Зуйков А.В. Эволюция института президентства
Российской
Федерации: дис. канд. юрид. наук.
М.,
2009;
Колобаева
Н.Е.
Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации (вопросы теории и практики): дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2007; Кондрашев А.А. Президентский срок: какая модель ограничения президентских полномочий приемлема для России? // Конституционное и муниципальное право. 2015. N 10; Краснов М.А. Персоналистский режим в России: опыт институционального анализа. М., 2006; Он же. Статус главы государства как элемент авторитарного потенциала президента // Государство и право. 2015. N 1, 2; Кутафин О.Е. Глава государства. М., 2013; Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. М., 1996; Окуньков Л.А, Рощин В.А. Вето Президента: науч.-практ. пособие. М., 1999; Осетров С.А. Конституционные основания президентской власти в Российской
Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2010; Панов А.А. Президент Российской
Федерации как гарант государственного единства: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008; Радченко В.И.
Президент в конституционном строе Российской Федерации / под ред. Б.С. Эбзеева. Саратов, 2000;
Родионова Г.С. Институт отрешения от государственной должности в России: дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д., 2007; Савченко Н.А. Президентский "иммунитет": правовое обеспечение неприкосновенности Президента РФ // Государственная власть и местное самоуправление. 2014.