Файл: Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах, том второй 27. 04. 2023 Система гарант 1543 Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 1990
Скачиваний: 115
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
198/543
отношениях с партией после избрания оставлено на усмотрение Президента; более того, Закон говорит не о выходе из партии, а о приостановлении членства, и понимать это можно так, что по окончании срока президентских полномочий лицо автоматически приобретает полный статус члена данной партии.
Избранный Президент вступает в должность на 30-й день со дня официального объявления
ЦИК РФ о результатах выборов. При этом он приносит присягу народу (ст. 82 Конституции РФ):
"Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской
Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу". Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета
Федерации (теперь - сенаторов Российской Федерации), депутатов Государственной Думы и судей
Конституционного Суда РФ - это требует Конституция РФ, в реальности присутствуют также руководители федеральных органов исполнительной власти, многие (если не все) главы исполнительной власти субъектов РФ, а также представители политических партий, иных общественных объединений, духовенства, дипломатического корпуса и др.
Официальной резиденцией Президента является Московский Кремль (Указ Президента РФ от 31 января 1992 г.).
Указом от 15 февраля 1994 г. "О штандарте (флаге) Президента Российской Федерации" установлено, что "штандарт (флаг) Президента Российской Федерации является символом президентской власти в Российской Федерации". Штандарт (флаг) Президента представляет собой квадратное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета (цвета Государственного флага РФ). В центре - золотое изображение Государственного герба РФ. Полотнище окаймлено золотой бахромой. На древке штандарта (флага) крепится серебряная скоба с выгравированными фамилией, именем и отчеством
Президента РФ и датами его пребывания на этом посту. Древко штандарта (флага) увенчано металлическим навершием в виде копья.
Местонахождением оригинала штандарта (флага) Президента РФ является служебный кабинет в резиденции Президента в столице Российской Федерации - г. Москве. При вступлении в должность вновь избранного Президента оригинал штандарта (флага) располагается рядом с главой государства. Дубликат штандарта (флага) поднимается над резиденцией Президента в столице
Российской Федерации - г. Москве, над другими резиденциями во время пребывания Президента в них, устанавливается и поднимается на транспортных средствах Президента.
§ 2. Компетенция Президента Российской Федерации
1. Полномочия по созданию и формированию государственных органов, назначению
должностных лиц
Формирование Правительства РФ.
Важные полномочия принадлежат Президенту РФ в формировании Правительства РФ. В начальной редакции п. "а" ст. 83 и ч. 1 ст. 111 Конституции РФ говорилось, что Президент назначает Председателя Правительства РФ с согласия Государственной
Думы. Президент вносит Государственной Думе предложение по кандидатуре Председателя
Правительства. Получив согласие Государственной Думы, он своим указом назначает Председателя
Правительства и поручает ему представить предложения по составу Правительства.
По конституционной реформе 2020 г. порядок стал иным. Теперь п. "а" ст. 83 гласит, что
Президент РФ "назначает Председателя Правительства Российской Федерации, кандидатура которого утверждена Государственной Думой по представлению Президента Российской
Федерации, и освобождает Председателя Правительства Российской Федерации от должности
(выделения сделаны мной. - С.А.)".
Итак, появились такие самостоятельные, хотя и взаимосвязанные, процедуры: а) представление Президентом РФ по кандидатуре Председателя Правительства, направляемое
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
199/543
Государственной Думе; б) утверждение Государственной Думой Председателя Правительства РФ; в) назначение Президентом утвержденной Думой кандидатуры Председателя Правительства РФ (о последствиях и процедурах при отказе Государственной Думы мы поговорим позже).
Таким образом, в процедуре приведения к должности Председателя Правительства появились два термина, несколько "загадочные" в плане обозначаемых ими позиций: сначала "утверждение" Государственной Думой представленной Президентом кандидатуры на пост
Председателя; затем "назначение" Президентом данной кандидатуры на пост Председателя. Не секрет, что ранее многим казалось, что "утверждение" и "назначение" суть одно и то же. Теперь приходит в голову мысль о том, что "утверждение" Государственной Думы очень напоминает ранее принадлежавшее ей право "согласования" кандидатуры. И уж во всяком случае ясно то, что и ранее, и теперь принятое Думой решение о поддержке кандидатуры на пост Председателя для Президента означает лишь одно - он обязан назначить данное лицо.
Обратим также внимание на то, что в редакции 2020 г. в п. "а" ст. 83 отражено право
Президента, скажем так, самостоятельно освободить Председателя Правительства от должности.
Это довольно важный вопрос: при обсуждении Федерального конституционного закона о
Правительстве РФ в 1997 г. парламентарии хотели включения подобной нормы в указанный Закон, т.е. "связать" Президента необходимостью получать согласие Государственной Думы не только при назначении, но также и при освобождении Председателя Правительства РФ от должности. Однако действующий тогда Президент РФ не согласился с такой корректировкой; право освобождения от должности главы Правительства было оставлено исключительно за Президентом РФ. Как видим, теперь это отражено и в Конституции РФ.
Как уже отмечалось, новшеством регулирования в 2020 г. далее стало то, что за
Президентом закреплено "общее руководство" Правительством РФ (п. "б" ст. 83).
А с позиций формирования и Правительства, и всей федеральной исполнительной власти важно включение в ст. 83 п. "б.1", согласно которому Президент "утверждает по предложению
Председателя
Правительства
Российской
Федерации структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в нее изменения; в структуре федеральных органов исполнительной власти определяет органы, руководство деятельностью которых осуществляет Президент
Российской Федерации, и органы, руководство деятельностью которых осуществляет
Правительство Российской Федерации. В случае если Председатель Правительства Российской
Федерации освобожден Президентом Российской Федерации от должности, вновь назначенный
Председатель Правительства Российской Федерации не представляет Президенту Российской
Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти".
Здесь вновь хотелось бы напомнить читателю, что при прохождении в 1997 г. Федерального конституционного закона о Правительстве РФ парламентарии также хотели включения в акт нормы об утверждении структуры федеральной исполнительной власти законом, т.е. подключения палат
Федерального Собрания к обсуждению и решению данного вопроса. Однако Президент с этим не согласился, и Закон был подписан им лишь тогда, когда соответствующую норму исключили из проекта, оставив данное право - по Закону - лишь за Президентом РФ. Теперь, как видим, у данного права Президента появился конституционный уровень гарантирования.
И еще: ранее Федеральный конституционный закон о Правительстве РФ определял, что рядом органов исполнительной власти Президент руководит непосредственно, остальными руководит Правительство РФ. Теперь, как видим из п. "б.1" ст. 83, такого рода общая норма поднята на конституционный уровень.
Далее, как определялось в начальной редакции п. "д" ст. 83, Президент по предложению
Председателя Правительства формирует весь состав Правительства, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров.
Теперь данные вопросы более развернуто отражены в ст. 83. Здесь обозначены две группы руководителей федеральной исполнительной власти. Первая - члены Правительства РФ
(заместители Председателя и федеральные министры), которые представляются Президентом на утверждение Государственной Думы. После их утверждения Думой данные лица назначаются на
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
200/543
должность Президентом РФ (п. "д" ст. 83). Вторая группа обозначена в п. "д.1" ст. 83: Президент "назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности".
Итак, на конституционном уровне обозначено несколько моментов: во-первых, необходимость представления Президентом на утверждение Государственной Думы кандидатур ряда членов Правительства, с тем чтобы далее назначить их на должности; во-вторых, что
Президент руководит рядом "силовых" (так принято говорить) федеральных органов исполнительной власти и назначает соответствующих лиц (мы уже указали выше, что ранее это было записано в Законе о Правительстве РФ, причем с указанием: Президент назначает не только руководителей данных органов, но также их заместителей; эти правила находили отражение и в других документах*(30)); в-третьих, по кандидатурам "силового блока" проводятся консультации
Президента с Советом Федерации. Правда, последствия неутверждения Думой кандидатур в состав
Правительства в Конституции обозначены (см. об этом чуть позже), а вот как быть при отрицательном мнении Совета Федерации при консультациях, в Конституции не сказано.
В соответствии с Конституцией РФ (п. "в" ст. 83) Президент принимает решение об отставке
Правительства РФ. В поправках 2020 г. это положение усилено: согласно новому п. "в.1" ст. 83
Президент "принимает отставку Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей
Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров, а также руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации".
В ст. 117 Конституции предусматриваются два варианта отставки: во-первых, Правительство может само подать в отставку (ч. 1), она принимается или отклоняется Президентом, при отклонении отставки у Правительства нет выбора, оно должно продолжить работу; во-вторых,
Президент сам может принять решение об отставке Правительства (ч. 2), в этом случае воля
Правительства не имеет определяющего значения (хотя допустима ситуация, когда Правительство склонно уйти в отставку, но оставляет решение на усмотрение Президента).
1 ... 23 24 25 26 27 28 29 30 ... 72
Назначение сенаторов Российской Федерации.
Характеризуя компетенцию Президента
РФ, напомним то, о чем мы частично говорили: в июле 2014 г. была учреждена категория членов
Совета Федерации - представителей Российской Федерации, их назначает Президент РФ. Тогда записали в Конституции, что таких членов палаты должно быть не более 10% от общего числа членов Совета Федерации. При реформе 2020 г. общее число теперь уже сенаторов - представителей от Российской Федерации было увеличено до 30. Соответственно в ст. 83 включен п. "е.2": Президент "назначает и освобождает представителей Российской Федерации в Совете
Федерации".
Внесение представления о назначении на должность и освобождении от должности
Председателя Банка России.
Президент на основе п. "г" ст. 83 Конституции представляет
Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; ставит перед Думой вопрос об освобождении его от должности. В соответствии со ст. 14
Федерального закона от 10 июля 2002 г. "О Центральном банке Российской Федерации (Банке
России)" Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой сроком на пять лет (новелла от 23 июля 2013 г.) большинством голосов от общего числа депутатов Думы.
Кандидатуру для назначения на эту должность Президент представляет не позднее чем за три месяца до истечения полномочий действующего Председателя Банка России. В случае досрочного освобождения от должности Председателя Банка Президент представляет кандидатуру на эту должность в двухнедельный срок со дня указанного освобождения. В случае отклонения предложенной кандидатуры Президент в течение двух недель вносит новую кандидатуру. Одна и та же кандидатура не может вноситься более двух раз. Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Банка более трех сроков подряд. Государственная Дума вправе освободить от должности Председателя Банка по представлению Президента.
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
201/543
Внесение представления для назначения на должность судей высших судов РФ,
назначение судей других федеральных судов.
Согласно п. "е" ст. 83 Конституции в прежней редакции Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ; назначает судей других федеральных судов. При конституционной реформе 2020 г. сюда внесены важные изменения: Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя
Конституционного Суда РФ, заместителя Председателя и судей Конституционного Суда РФ,
Председателя Верховного Суда РФ, заместителей Председателя и судей Верховного Суда РФ; назначает председателей, заместителей председателей и судей других федеральных судов. По существу новизна здесь состоит лишь в том, что предписания отражены в Конституции РФ, до этого они были содержанием соответствующего законодательства.
Внесение представления о прекращении полномочий судей ряда высших судов в
случае невозможности осуществления судьей своих полномочий.
То же самое можно сказать и еще об одной новелле. Согласно п. "е.3" Президент вносит в Совет Федерации представление о прекращении в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя
Конституционного Суда РФ, заместителя Председателя и судей Конституционного Суда РФ,
Председателя Верховного Суда РФ, заместителей Председателя и судей Верховного Суда РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий. В общем-то все вопросы прекращения полномочий судей, к назначению которых Президент имел и имеет отношение, решались и решаются с его участием. В приведенном конституционном новшестве акцент сделан на "неблаговидные" поступки судей, особенно требующие его участия в решении соответствующих вопросов.
Назначение представителя Президента в орган судейского сообщества.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 14 марта 2002 г. "Об органах судейского сообщества в Российской
Федерации" Президент РФ назначает одного члена Высшей квалификационной коллегии судей РФ
- представителя Президента РФ.
Назначение на должность и освобождение от должности прокуроров.
Статья 129
Конституции РФ, посвященная прокуратуре Российской Федерации, подверглась "эволюционным испытаниям", в том числе и в связи с полномочиями Президента РФ. Мы касались ранее в связи с проблемой разделения властей искусственности включения данной статьи в главу Конституции о судебной власти. В научной литературе нашлось этому объяснение: первый Президент РФ хотел вообще упразднить институт прокуратуры в государственной системе Российской Федерации и лишь после настойчивых советов тогдашнего Генерального прокурора РФ оставил данный институт и "втиснул" статью о прокуратуре в главу о судебной власти.
По начальной редакции ст. 129 (ч. 2) у Президента РФ было право представления для назначения на должность и освобождения от должности Генерального прокурора РФ. По конституционной реформе 2014 г. полномочия Президента были расширены почти по всем уровням прокурорской вертикали. В том числе определено, что Генеральный прокурор РФ и заместители Генерального прокурора РФ назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. В ч. 3 ст. 129 определено, что прокуроры субъектов РФ назначаются на должность Президентом РФ по представлению
Генерального прокурора РФ, согласованному с субъектами РФ, а освобождаются от должности
Президентом РФ (т.е., как видим, не надо согласований и представлений). В соответствии с ч. 4 ст. 129 иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ.
Новшества 2020 г. выглядят более радикальными. Теперь Президент РФ назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности Генерального прокурора РФ, заместителей Генерального прокурора РФ, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ;
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
202/543
назначает на должность и освобождает от должности иных прокуроров, для которых такой порядок назначения и освобождения от должности установлен федеральным законом. Толкование приведенного положения позволяет сделать вывод: консультации с Советом Федерации нужны лишь при назначении Генерального прокурора. Освобождение от должности производится
Президентом РФ самостоятельно.
Внесение кандидатур Председателя, заместителя Председателя и аудиторов Счетной
палаты РФ.
Важным органом финансового контроля (а в определенной мере и парламентского контроля) является Счетная палата РФ. Ее связь с палатами Федерального Собрания отразил
Федеральный закон от 11 января 1995 г. "О Счетной палате Российской Федерации", в том числе их роль в подборе кандидатур в состав органа. Однако изменениями 2004 г. была усилена роль
Президента в назначении на должность и освобождении от должности Председателя Счетной палаты РФ и заместителя Председателя, а в 2007 г. - также и аудиторов Счетной палаты.
Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. "О Счетной палате Российской Федерации" сохранил в основном тот же порядок назначения перечисленных должностных лиц.
Конституционными поправками 2020 г. внесены существенные изменения, касающиеся
Счетной палаты. Было определено, что Председателя Счетной палаты и половину аудиторов назначает Совет Федерации, а Государственная Дума - заместителя Председателя Счетной палаты и другую половину аудиторов. И теперь уже на конституционном уровне закреплено (п. "е.4" ст. 83), что Президент РФ "представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность
Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты; представляет Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность заместителя
Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты".
Государственный Совет РФ. Совет Безопасности РФ.
В характеристике полномочий
Президента РФ обратим внимание на два важных органа, работающих под его руководством, -
Государственный Совет РФ и Совет Безопасности РФ. Совет Безопасности был с самого начала предусмотрен действующей Конституцией (п. "ж" ст. 83), Государственный Совет создан на основе указа Президента РФ. Теперь оба они закреплены в Конституции РФ и также предусмотрено принятие федеральных законов о каждом органе.
Согласно п. "е.5" ст. 83 Президент "формирует Государственный Совет Российской
Федерации в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики
Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства; статус Государственного Совета Российской Федерации определяется федеральным законом".
С появлением в 2020 г. проекта закона о поправке к Конституции в литературе и публицистике идет неутихающая дискуссия о предназначении Государственного Совета РФ.
Для начала посмотрим кратко, что отражено в предшествующем регулировании, исходившем от Президента РФ. Государственный Совет РФ (далее также Госсовет. - С.А.) был образован Указом Президента РФ от 1 сентября 2000 г. как совещательно-рекомендательный орган, работающий под руководством Президента. Согласно утвержденному данным Указом Положению о Госсовете членами данного органа являлись главы исполнительной власти субъектов РФ. В
Положении также говорилось, что по решению Президента РФ в состав Госсовета могут быть включены лица, замещавшие должности главы субъекта РФ два и более срока подряд. В редакции от 23 февраля 2007 г. было добавлено: "и имеющие большой опыт публичной (государственной и общественной) деятельности". В редакции от 11 июля 2012 г. состав Госсовета расширен: в него включены Председатель Совета Федерации, Председатель Государственной Думы, главы субъектов
РФ, руководители фракций в Государственной Думе. А по редакции от 10 августа 2012 г. в число членов Госсовета также включены полномочные представители Президента РФ в федеральных округах. Сохранено указание на то, что по решению Президента РФ в состав Госсовета могут быть включены бывшие главы субъектов РФ, имеющие большой опыт публичной (государственной и общественной) деятельности.
Практика Госсовета РФ в прошедшие годы свидетельствует о том, что все же он в большей