Файл: Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах, том второй 27. 04. 2023 Система гарант 1543 Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 1994

Скачиваний: 115

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
208/543
Постоянное взаимодействие с парламентом - существенный участок работы Президента.
Осуществляя политику государства, Президент вправе реализовать право законодательной инициативы, подготавливает и вносит в Государственную Думу законопроекты по всем вопросам жизни страны, если считает, что их основой должны быть федеральные законы. Внося проекты законов, Президент может некоторые из них определить как первоочередные, и это предполагает их оперативное, внеочередное рассмотрение Государственной Думой.
Президент вправе участвовать в заседаниях Государственной Думы и Совета Федерации, в том числе и закрытых, а также выступать на заседаниях. В зале заседаний каждой палаты оборудуется специальное место для Президента. Как уже было показано выше, у Президента возникают разнообразные взаимоотношения с Советом Федерации и Государственной Думой в связи с решением кадровых вопросов.
Наконец, Президент подписывает и обнародует законы РФ о поправках к Конституции РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы; может наложить вето, т.е. отклонить федеральный закон, что потребует его повторного рассмотрения в парламенте. Новшеством, отраженным в поправках 2020 г., стало наделение Президента РФ правом обращаться в
Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона РФ о поправке к
Конституции, федерального закона, федерального конституционного закона - до их подписания
(подробнее мы поговорим об этом позже).
В соответствии с Федеральным законом от 4 марта 1998 г. "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации", как уже говорилось в разд. II настоящего учебного курса, Совет Федерации после истечения годичного срока, который дается субъектам РФ для рассмотрения закона о поправках, на своем очередном заседании, следующем за днем истечения такого срока, устанавливает результаты этого рассмотрения. Президент РФ, законодательный орган субъекта РФ в течение семи дней со дня принятия постановления Совета
Федерации по этому поводу вправе обжаловать данное постановление в Верховный Суд РФ, который рассматривает такие споры в соответствии с гражданско-процессуальным законодательством РФ. Совет Федерации ожидает результатов рассмотрения, с учетом решения
Верховного Суда РФ может повторно рассмотреть данный вопрос. Затем закон о поправке направляется Президенту для подписания и официального опубликования.
Конституция РФ предусматривает, что Президент назначает выборы Государственной Думы
(п. "а" ст. 84); в свою очередь, выборы Президента назначает Совет Федерации (п. "д" ч. 1 ст. 102).
На деле назначение выборов в определенном смысле слова является формальным полномочием соответствующего органа: если он не назначит выборы в необходимые сроки, они все равно будут проведены ЦИК РФ.
Более существенным является право Президента распустить Государственную Думу. В
Конституции РФ предусмотрены случаи возможного роспуска:
- если Государственная Дума выразила недоверие Правительству, Президент может согласиться с ней и отправить Правительство в отставку либо не согласиться с решением Думы; если же она в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, тогда Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Думу (ч. 3 ст. 117 Конституции РФ);
- если Председатель Правительства поставил перед Государственной Думой вопрос о доверии и она в доверии отказывает, Президент в течение семи дней вправе принять решение об отставке Правительства или о роспуске Думы и назначении новых выборов; в 2020 г. появилось дополнение: на случай, если в первый раз до таких шагов дело не дошло, но в течение трех месяцев
Правительство повторно поставит вопрос о доверии, а Дума в доверии откажет, Президент принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Думы и назначении новых выборов
(ч. 4 ст. 117);
- если
Государственная
Дума троекратно отклонила кандидатуры
Председателя
Правительства, представленные Президентом для утверждения на этот пост, Президент назначает
Председателя Правительства. В этом случае Президент вправе распустить Думу и назначить новые выборы (ч. 4 ст. 111 в редакции 2020 г. оставила решение на усмотрение Президента - ранее он был обязан это сделать).


Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
209/543
В определенных ситуациях Дума не может быть распущена Президентом (ч. 3-5 ст. 109
Конституции РФ): в течение года после ее избрания; с момента выдвижения обвинения против
Президента и до принятия соответствующего решения Советом Федерации; в период действия на территории РФ военного или чрезвычайного положения; в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента.
Конституция не предусматривает возможности роспуска Президентом Совета Федерации, да и вообще какого-либо прекращения полномочий этой палаты. К тому же Совет Федерации является постоянно действующим и не имеет определенного срока полномочий.
Надо сказать, что налаживанием нормальных, деловых, конструктивных взаимоотношений с парламентом Президенту приходится заниматься постоянно.
В каждой палате есть полномочный представитель Президента. Указом Президента РФ от 22 июня 2004 г. утверждено Положение о полномочных представителях Президента Российской
Федерации в
Совете
Федерации
Федерального
Собрания
Российской
Федерации и
Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Они представляют интересы
Президента и способствуют реализации его конституционных полномочий соответственно в палатах. Представители участвуют в заседаниях соответствующей палаты
Федерального Собрания без специального решения Президента и представляют позицию
Президента по рассматриваемым палатами законопроектам и законам, обоснования отклонения
Президентом принятых Государственной Думой и одобренных Советом Федерации федеральных законов, указы Президента о введении военного положения и чрезвычайного положения, внесенные на утверждение Совета Федерации, кандидатуры для назначения на должности и освобождения от должности, внесенные Президентом на рассмотрение Совета Федерации или
Государственной Думы.
1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   ...   72

Отношения Президента РФ с Правительством РФ.
При осуществлении своих полномочий Президент тесно взаимодействует с Правительством. Известно, что взаимоотношения этих органов в отдельных государствах строятся по-разному. Существуют такие модели:
- поста премьер-министра нет, и главой правительственного кабинета является сам президент;
- учреждается должность вице-президента, который одновременно становится председателем правительства;
- есть премьер-министр, но правительство в целом считается аппаратом при президенте, это как бы его команда, не имеющая собственного голоса;
- правительство представляет собой самостоятельный государственный орган, однако работающий под руководством президента.
В России в процессе выработки модели в какой-то мере испробовали частично все эти варианты, кроме поручения руководства Правительством вице-президенту. При учреждении поста
Президента РФ в 1991 г. Правительство было определено как орган, формируемый Президентом; лишь на кандидатуру Председателя Правительства требовалось согласие Верховного Совета РФ.
Правительство было подотчетно Президенту, который руководил его деятельностью. Вместе с тем
Правительство было обозначено в Конституции как самостоятельный орган, со своей компетенцией, правом на издание собственных правовых актов. Правда, если Правительство хотело принятия нового закона, ему нужно было действовать через Президента, собственного права законодательной инициативы в Верховном Совете оно не имело. Но и отправить Правительство в отставку (по Конституции - принять его отставку) Президент мог лишь с согласия Верховного
Совета.
Однако с самого начала Правительство в Российской Федерации было Правительством
Президента, т.е. преданным ему органом. Правда, как мы уже говорили, с 6 ноября 1991 г.
Президент сам возглавлял Правительство. В силу загруженности он не мог заниматься всеми правительственными делами, и в значительной мере функции оперативного руководства
Правительством осуществляли сначала Государственный секретарь РСФСР Г.Э. Бурбулис, ставший первым заместителем Председателя Правительства, затем Е.Т. Гайдар в качестве первого заместителя, а с июня 1992 г. - исполняющего обязанности Председателя Правительства. Лишь в


Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
210/543
декабре 1992 г. на VII Съезде народных депутатов РФ Б.Н. Ельцин назвал трех лиц в качестве кандидатов на пост Председателя Правительства. Рейтинговым голосованием депутаты отдали предпочтение В.С. Черномырдину, и он был утвержден Председателем Правительства РФ.
В попытках разорвать связку "Правительство - Президент" конституционными поправками от 9 декабря 1992 г. депутаты объявили Правительство подотчетным Съезду народных депутатов и
Верховному Совету (а не только Президенту), наделили правом законодательной инициативы, а
Президенту предписали по вопросам образования, реорганизации и упразднения министерств, государственных комитетов и ведомств Российской Федерации (т.е. подчиненных Правительству органов) вносить предложения в Верховный Совет РФ. Таким образом, были сделаны шаги для того, чтобы Правительство могло напрямую выходить на парламент и чувствовать его поддержку, в том числе и в отношениях с Президентом. Однако и это не помогло - оно фактически осталось
Правительством Президента, к тому же по Конституции того времени Президент руководил деятельностью Правительства.
Конституция РФ 1993 г. объявила Президента главой государства, а Правительство - органом исполнительной власти РФ. Норма о том, что Президент руководит деятельностью
Правительства, в Конституцию не была включена. Однако, как отмечалось ранее, в целом из конституционных положений просматривалось, что Правительство, имея статус самостоятельного государственного органа, все равно является органом при Президенте. Он фактически осуществляет руководство Правительством, более того, очевидна полная - юридически зафиксированная - зависимость Правительства от Президента. Оно слагает полномочия перед вновь избранным
Президентом, он формирует полный состав Правительства и может изменять его, вправе председательствовать на заседаниях Правительства (ст. 83 Конституции). Президент может отменять постановления и распоряжения Правительства, противоречащие Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента (ч. 3 ст. 115). По Конституции Президент вправе самостоятельно, не испрашивая согласия парламента, отправить Правительство в отставку (п. "в" ст. 83, ч. 2 ст. 117).
В поправках 2020 г. при сохранении (в основном) приведенных положений четко отражено, что у нас Правительство работает под руководством Президента. Вновь напомним: согласно п. "б" ст. 83 Президент "осуществляет общее руководство Правительством", а в ч. 1 ст. 110 сказано, что исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство "под общим руководством Президента Российской Федерации". Более того, если в начальной редакции ст. 113
Конституции говорилось, что Председатель Правительства РФ в соответствии с Конституцией, федеральными законами и указами Президента РФ определяет основные направления деятельности
Правительства и организует его работу, в редакции 2020 г. выделенные слова исключены, но сохранены слова о том, что Председатель организует работу Правительства, при этом добавлено, что он несет персональную ответственность перед Президентом РФ за осуществление возложенных на Правительство полномочий.
Правительство многое делает для содействия Президенту в осуществлении его функций.
Президент вывел на себя ряд федеральных органов исполнительной власти и высших лиц, входящих в Правительство, они работают под руководством Президента.
Осуществляя руководство Правительством, Президент не столько председательствует на его заседаниях (хотя и это делает), сколько обеспечивает текущее направление деятельности.
Президент дает поручения Правительству, а также отдельным его членам и руководителям федеральных органов исполнительной власти; регулярно встречается с Председателем
Правительства, проводит частые совещания, на которых присутствуют Председатель
Правительства, Руководитель Администрации Президента и руководители ключевых органов исполнительной власти, занимающихся вопросами внешней политики, обороны, охраны общественного порядка и безопасности страны; постоянно принимает отдельных министров, руководителей федеральных служб и агентств, обсуждает с ними состояние и проблемы развития соответствующих отраслей, контроля за выполнением законодательства.
Поскольку Правительство все-таки остается самостоятельным государственным органом
Российской Федерации, Президент много внимания уделяет налаживанию взаимодействия своего и


Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
211/543
своей Администрации с Правительством, подразделениями его аппарата, с различными федеральными органами исполнительной власти. Например, продолжает действовать Указ
Президента РФ 10 июня 1994 г. "Об обеспечении взаимодействия Президента Российской
Федерации и Правительства Российской Федерации". В Указе говорится о необходимости сохранения сложившейся практики систематического информирования
Председателем
Правительства Президента РФ о работе Правительства. Поскольку и у Правительства, и у
Президента есть право законодательной инициативы, Указ предусматривает взаимное согласование их планов законопроектных работ. Вносимые ими в Государственную Думу законопроекты, затрагивающие компетенцию друг друга, взаимно направляются на согласование не позднее чем за две недели до внесения проекта закона в Государственную Думу. Проекты указов и распоряжений
Президента, затрагивающих вопросы, отнесенные к компетенции Правительства, направляются в
Правительство и подлежат рассмотрению им в пятидневный срок. В свою очередь, проекты постановлений Правительства, принятие которых предусмотрено актами Президента или которые принимаются в пределах компетенции Правительства по вопросам, отнесенным к ведению
Президента, направляются для согласования в Администрацию Президента.
Отношения Президента РФ с судебными органами.
Эти отношения строятся на основе конституционного принципа независимости судей. Очень условно можно считать, что Президент как-то влияет на осуществление правосудия, предлагая Совету Федерации кандидатуры в состав высших судов и назначая судей иных федеральных судов. Полномочия судей бессрочны, сместить досрочно их можно по весьма сложной процедуре, что Президент по своей инициативе сделать не может, и в этом - залог независимости судей. В чем-то, наоборот, сам Президент зависим от некоторых судов. Например, конституционность его нормативных актов может быть оспорена в
Конституционном Суде РФ (ст. 125 Конституции РФ). Верховный Суд РФ согласно ГПК РФ разрешает дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, кроме того, об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций, если при этом не идет речь об оценке их соответствия
Конституции РФ. При отрешении Президента РФ от должности заключение о наличии в его действиях состава преступления дает Верховный Суд, а о соблюдении процедур возбуждения обвинения решение принимает Конституционный Суд (ст. 93 Конституции РФ). Разумеется, у
Президента тоже есть право обращения в суды в целях защиты интересов государства и обеспечения законности.
Более существенным является то, что Президент с учетом своего положения главы государства постоянно заботится о совершенствовании судебной системы страны, повышении качества ее деятельности, пополнении судейского корпуса квалифицированными кадрами, улучшении законодательной основы правосудия, преодолении коррупции в этом звене правоохранительной системы государства. Ни одно значительное мероприятие (совещание, съезд судей и т.д.) не обходится без участия Президента. Регулярными являются его деловые встречи с председателями Конституционного Суда, Верховного Суда РФ. Есть Совет по совершенствованию правосудия при Президенте РФ.
Отношения Президента РФ с субъектами РФ.
Частью внутренней политики, в которой роль Президента исключительно велика, является построение федеративных отношений, формирование и осуществление национальной и региональной политики. Для удобства восприятия можно выделить несколько блоков задач и возможностей Президента.
Во-первых, Президент вносит существенный вклад в формирование федеративных отношений в целом. Речь идет о создании условий для благополучного развития субъектов РФ, об оказании им поддержки со стороны Федерации, об учете интересов субъектов на федеральном уровне, о налаживании нормальных отношений между органами власти Российской Федерации и ее субъектов, а также между самими субъектами.
Президент заботится о создании необходимых структур исполнительной власти на федеральном уровне, а также в соответствующих субъектах РФ или в группах субъектов. В целях увязки интересов Российской Федерации и ее субъектов, их взаимодействия, согласованного функционирования подразделений федеральных органов и органов власти субъектов, как уже