Файл: Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах, том второй 27. 04. 2023 Система гарант 1543 Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 1997
Скачиваний: 115
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
217/543
государства. Он же устанавливает запреты или ограничения на проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий; устанавливает запреты на проведение забастовок и на приостановление или прекращение деятельности организаций иным способом; устанавливает на территории, на которой введено военное положение, особый режим работы объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды.
На Президента возложены важные задачи и полномочия в области гражданской обороны. В соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. "О гражданской обороне" Президент: определяет основные направления единой государственной политики в области гражданской обороны; утверждает План гражданской обороны Российской Федерации; вводит в действие План гражданской обороны Российской Федерации на территории всей страны или в отдельных ее местностях в полном объеме или частично; утверждает структуру, состав спасательных воинских формирований МЧС, штатную численность военнослужащих и гражданского персонала указанных воинских формирований и положение об этих формированиях; осуществляет иные полномочия в области гражданской обороны в соответствии с законодательством.
Как уже упоминалось, Президент при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и
Государственной Думе (ст. 88 Конституции РФ). Совет Федерации утверждает указ Президента о введении чрезвычайного положения (ст. 102 Конституции РФ).
Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. "О чрезвычайном положении" позволяет Президенту РФ объявить чрезвычайное положение при наличии следующих обстоятельств:
1) попытки насильственного изменения конституционного строя, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
2) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.
В указе Президента о введении чрезвычайного положения должны быть определены: а) обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения; б) обоснование необходимости введения чрезвычайного положения; в) границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение; г) силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения; д) перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод российских граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений; е) государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения; ж) время вступления указа в силу, а также срок действия чрезвычайного положения.
Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории государства, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях, - 60 суток. По истечении соответствующего срока чрезвычайное положение считается прекращенным. Если в течение этого срока цели введения чрезвычайного положения не были достигнуты, срок его действия может быть продлен указом Президента с соблюдением требований, установленных названным Законом для введения чрезвычайного положения.
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
218/543
При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, ранее срока, на который оно установлено, Президент РФ отменяет чрезвычайное положение полностью или частично, о чем население РФ или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении чрезвычайного положения.
Указом Президента РФ о введении чрезвычайного положения на период действия чрезвычайного положения может предусматриваться введение следующих мер и временных ограничений: а) полное или частичное приостановление на территории, на которой введено чрезвычайное положение, полномочий органов исполнительной власти субъекта (субъектов) РФ, а также органов местного самоуправления; б) установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее, включая установление ограничений на въезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства; в) усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта; г) установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств; д) установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости; е) запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий; ж) запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций; з) ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра; и) приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, а также химически и биологически опасные вещества; к) эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы в случае, если существует реальная угроза их уничтожения, похищения или повреждения в связи с чрезвычайными обстоятельствами.
Если чрезвычайное положение введено по обстоятельствам, связанным с угрозами конституционному строю и общественному порядку, Президент своим указом может, помимо перечисленных мер, ввести комендантский час, ограничения свободы печати и других СМИ путем введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка ее осуществления, а также временное изъятие или арест печатной продукции, радиопередающих, звукоусиливающих технических средств, множительной техники, установление особого порядка аккредитации журналистов; приостановление деятельности политических партий и иных общественных объединений, которые препятствуют устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения; предусмотреть проверку документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств; продление срока содержания под стражей лиц, задержанных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством по подозрению в совершении актов терроризма и других особо тяжких преступлений, на весь период действия чрезвычайного положения, но не более чем на три месяца и др.
При введении чрезвычайного положения по обстоятельствам природно-техногенного характера указом Президента могут предусматриваться дополнительно временное отселение жителей в безопасные районы, введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других мероприятий, мобилизация трудоспособного населения и привлечение транспортных средств граждан для проведения необходимых работ и др.
Особо подчеркнем, что Президент вправе приостанавливать действие правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, правовых актов органов местного самоуправления, действующих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, в случае противоречия этих актов указу Президента о введении на данной территории чрезвычайного положения. На территории, на которой введено чрезвычайное положение, указом Президента РФ может вводиться особое управление путем создания: а) временного специального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение; б) федерального органа управления территорией, на
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
219/543
которой введено чрезвычайное положение.
Временный специальный орган действует на основании положения, утверждаемого
Президентом. Этому органу могут быть переданы полностью или частично полномочия органов исполнительной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления, действующих на территории, на которой введено чрезвычайное положение. Руководитель временного специального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, назначается
Президентом. В случае если этот специальный орган управления не обеспечил достижение целей введения чрезвычайного положения, вместо него может быть создан федеральный орган управления этой территорией. Руководитель такого федерального органа назначается Президентом, он же утверждает положение о данном органе. При создании федерального органа управления полномочия органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления, действующих на указанной территории, приостанавливаются, а их функции возлагаются на федеральный орган управления.
5. Полномочия в области обеспечения конституционного статуса личности
Президент РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 80
Конституции РФ). Он осуществляет ряд специальных полномочий, связанных с обеспечением прав и свобод личности. Еще раз подчеркнем то, о чем ранее упоминали: в ст. 80 теперь обозначено, что
Президент "поддерживает гражданский мир и согласие в стране" - для человека и гражданина это имеет важное значение.
К ведению Президента отнесены вопросы гражданства и предоставления политического убежища (п. "а" ст. 89 Конституции РФ). Соответствующие вопросы были рассмотрены в разд. IV настоящего учебного курса. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. "О гражданстве Российской
Федерации" возлагает на Президента принятие в российское гражданство иностранных граждан и лиц без гражданства, а также решение вопросов, связанных с выходом из российского гражданства.
Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. утверждено Положение о порядке предоставления
Российской Федерацией политического убежища.
В соответствии с п. "в" ст. 89 Конституции РФ Президент награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и специальные звания.
Специальным актом данной сферы является Указ Президента РФ от 7 сентября 2010 г. "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации".
Указом утверждены: а) Положение о государственных наградах Российской Федерации; б) статуты орденов РФ, положения о знаках отличия РФ, медалях РФ, почетных званиях РФ, описания названных государственных наград РФ и нагрудных знаков к почетным званиям РФ; в) формы наградного листа для представления к награждению государственными наградами РФ; г) образцы бланков удостоверений к государственным наградам РФ, государственным наградам СССР, званию
Героя РФ, бланков Грамоты о присвоении звания Героя РФ; д) рисунки государственных наград
РФ.
Указом установлено, что в государственную наградную систему РФ входят: а) высшие звания РФ (звание Героя РФ; звание Героя Труда РФ); б) ордена РФ; в) знаки отличия РФ; г) медали РФ; д) почетные звания РФ.
В Указе определено, что юбилейные медали РФ, награды, учреждаемые федеральными органами государственной власти и иными федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ, общественными и религиозными объединениями, не являются государственными наградами РФ.
Указ от 7 сентября 2010 г. и утвержденное им Положение о государственных наградах
Российской Федерации детализируют статусы наград и наградной процесс, задачи участвующих в нем органов и подразделений.
При этом определяется, что только Президент РФ принимает решение о награждении государственной наградой - на основании представления, внесенного Президенту РФ
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
220/543
государственными органами и должностными лицами, названными в Положении, и предложения
Комиссии при Президенте РФ по государственным наградам. Положение о данной Комиссии утверждено Президентом РФ, в составе Администрации Президента имеется Управление
Президента РФ по государственным наградам. Государственные награды вручаются Президентом
РФ; Положение перечисляет круг должностных лиц, которые могут вручать награды по поручению
Президента РФ и от его имени.
Президент осуществляет помилование (п. "в" ст. 89 Конституции РФ). Помилование - это высший акт гуманности в отношении конкретного физического лица, осужденного за преступление. Лицо освобождается от дальнейшего отбытия наказания либо наказание сокращается или заменяется более мягким наказанием.
Мы перечислили вопросы, которые в соответствии с Конституцией РФ может решить только
Президент. Однако чаще всего граждане обращаются к Президенту как к своей последней надежде для оказания воздействия на тех, кому положено решить соответствующий вопрос, однако орган или должностное лицо этого не делают. Таким образом, Президент выступает как защитник интересов личности, что и вытекает из ч. 2 ст. 80 Конституции РФ, гласящей, что Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина.
6. Полномочия по организации своей деятельности
Эти полномочия Президента для удобства восприятия можно разделить на несколько групп.
Президент:
- создает федеральные органы исполнительной власти и выделяет среди них те, которые будут работать под его непосредственным руководством;
- образует либо формирует состав различных советов, комиссий и иных вспомогательно-совещательных органов, работающих либо под его непосредственным руководством (Совет Безопасности, Государственный Совет), либо при Президенте;
- формирует Администрацию Президента, определяет ее статус, утверждает положения о ней, о ее самостоятельных подразделениях, а также иных органах, обеспечивающих деятельность
Президента, в том числе об Управлении делами Президента (об Администрации Президента см. § 5 данной главы);
- назначает должностных лиц своей Администрации;
- устанавливает как общие правила определенных видов государственной деятельности, обязательные в том числе и для его Администрации, так и специальные правила работы подразделений Администрации в тех или иных направлениях.
1 ... 26 27 28 29 30 31 32 33 ... 72
§ 3. Акты Президента Российской Федерации
Литература
Авакьян С. Закон и указ: что главнее // Независимая газета. 1994. 20 н.в.; Волошенко И.Л.
Правовые акты Президента РФ в системе российского законодательства // Современное российское право: федеральное и региональное измерение: материалы конф. / под ред. В.Я. Музюкина, В.В.
Невинского. Барнаул, 1998; Дмитриев Ю., Журавлев А. Указы Президента в системе законодательства // Президент. Парламент. Правительство. 1998. N 1; Зуйков А.В. Эволюция института президентства Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009; Кичалюк О.Н.
Акты Президента Российской Федерации (конституционно-правовой аспект): дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1999; Лучин В.О. "Указное право" в России. М., 1996; Лучин В.О., Мазуров А.В.
Указы Президента в сфере политики // Право и политика. 2000. N 2; Они же. Указы Президента РФ.
Основные социальные и правовые характеристики. М., 2000; Окуньков Л.А. Правовые акты
Президента: их статус, направленность, содержание // Журнал российского права. 1997. N 2;
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
221/543
Студеникина М.С. Юридическая природа актов Президента по Конституции Российской
Федерации 1978 года // Проблемы законотворчества Российской Федерации. Труды Института законодательства и сравнительного правоведения. Вып. 53. М., 1993; Тихон Е.А. Послания
Президента РФ Федеральному Собранию как политико-правовой акт, определяющий стратегию
России в области прав человека // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 16; Уманская
В.П.
Тенденции правотворческой деятельности
Президента
РФ и направления ее совершенствования // Закон. 2010. N 5.
Осуществляя свои полномочия, Президент РФ издает два вида актов: указы и распоряжения
(ст. 90 Конституции РФ). Ведущей формой актов Президента являются указы. Особенно важную роль играют нормативные указы, регулирующие общественные отношения. Кроме того, указами регулируются определенные вопросы ненормативного характера в силу их важности для личности или для государственной жизни: наградные дела, предоставление российского гражданства и выход из него, помилование, введение чрезвычайного положения, военного положения, назначение
Председателя Правительства РФ, образование Правительства и др.
Распоряжения, как правило, являются не нормативными, а правоприменительными актами и чаще касаются относительно небольших вопросов.
Нет специальных указаний на то, что юридическая сила актов Президента неодинакова. В принципе все акты Президента должны быть взаимно согласованы. С формальных позиций акты
Президента одинаковы по юридической силе.
Согласно ч. 2 ст. 90 Конституции РФ указы и распоряжения Президента обязательны для исполнения на всей территории РФ. Это предполагает не только следование данным актам, но и недопустимость издания органами законодательной и исполнительной власти субъектов РФ актов, не соответствующих актам Президента.
В ч. 3 ст. 90 говорится, что указы и распоряжения Президента не должны противоречить
Конституции РФ и федеральным законам. Это означает, что при разработке и принятии федерального закона учитывается наличие указа Президента, однако этот факт не является предопределяющим для принятия закона, особенно если его необходимость вытекает из
Конституции РФ либо из сложившихся общественных отношений.
Во многих странах существует проблема соотношения закона и указа (или, наоборот, указа и закона). Иначе говоря, регулирование многих важных общественных отношений может осуществляться как законом, принимаемым парламентом государства, так и указом, издаваемым главой государства. Эта проблема может иметь два аспекта: во-первых, разграничение предмета регулирования, т.е. установление, какие общественные отношения регламентируются законом, а какие - указом; во-вторых, предоставление главе государства права своим указом урегулировать общественные отношения, если соответствующий закон пока не принят, но общественные отношения требуют регламентации и указ в данном случае заменяет закон - обычно на время, пока не будет принят этот закон. Такая возможность главы государства может иметь общий характер или же он наделяется парламентом правом на принятие указа, заменяющего закон, по конкретному случаю, но не более того. В целом это часть проблемы так называемого делегированного законодательства.
Причем на практике могут возникать такие ситуации: вопрос юридически не урегулирован и не ясно, каким актом это должно быть сделано - законом, указом главы государства, постановлением Правительства и т.д.; вопрос еще не урегулирован, но ясно, что он является предметом закона. Президент РФ Б.Н. Ельцин в свое время занял по данной проблеме такую позицию: он вправе издавать собственный нормативный акт не только в первой ситуации, но и во второй, когда ясно, что нужен закон - его акт служит цели заполнения правового пробела (вакуума регулирования) и на тот период, пока закон еще не принят, а общественные отношения настоятельно требуют регулирования. Кроме того, Президент полагал, что если есть действующий закон, то указ Президента должен ему соответствовать. Но если закона нет, Президент свободен в регулировании общественных отношений; иначе говоря, он возвышал свой указ до закона, как бы уравнивал их в воздействии на общественные отношения.