Файл: Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах, том второй 27. 04. 2023 Система гарант 1543 Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 2009
Скачиваний: 115
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
241/543
назначался одновременно заместителем Председателя Правительства РФ или федеральным министром). Далее можно поставить старших референтов и референтов Президента, и опять же не очень понятно их соотношение с руководителями управлений, тем более что они теперь называются не "управления Администрации", а "управления Президента РФ".
Тем не менее очевидно, что главное лицо в Администрации - Руководитель Администрации
Президента РФ. Что касается его места в системе государственных руководителей, в чем-то он приближается к Председателю Правительства РФ, но выводы невозможно делать на основе нормативных актов, политическая практика тоже не дает "подсказок".
Руководитель Администрации: представляет Администрацию в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, органах местного самоуправления, а также в российских, международных и иностранных организациях; осуществляет общее руководство деятельностью начальников управлений Президента РФ, руководителей иных самостоятельных подразделений Администрации; распределяет обязанности между первыми заместителями Руководителя Администрации и заместителями Руководителя
Администрации; координирует деятельность помощников и советников Президента РФ, распределяет вопросы, относящиеся к их ведению; координирует деятельность полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах; по поручению Президента РФ и при реализации функций, возложенных на Администрацию, вносит в Правительство РФ предложения о подготовке проектов федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, а также о принятии постановлений и распоряжений Правительства РФ; представляет Президенту РФ на утверждение проекты положений об управлениях Президента РФ, иных самостоятельных подразделениях Администрации; представляет Президенту РФ кандидатуры для назначения на должность и вносит Президенту РФ предложения об освобождении от должности должностных лиц в соответствии с Положением об Администрации; утверждает по представлению первых заместителей, заместителей Руководителя Администрации и помощников Президента РФ структуру и штатную численность управлений Президента РФ, иных самостоятельных подразделений Администрации, оперативное руководство которыми на них возложено и (или) которые они возглавляют; утверждает по представлению Секретаря Совета Безопасности РФ структуру и штатную численность аппарата Совета Безопасности РФ; утверждает по представлению полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах структуру и штатную численность их аппаратов; утверждает перечень сведений, подлежащих засекречиванию в
Администрации; назначает на должность и освобождает от должности в Администрации руководителя Секретариата Руководителя Администрации Президента РФ и его заместителей, заместителей начальников управлений Президента РФ и заместителей руководителей иных самостоятельных подразделений Администрации, заместителей полномочных представителей
Президента РФ в федеральных округах, иных работников самостоятельных подразделений
Администрации; определяет полномочия первых заместителей Руководителя Администрации и заместителей Руководителя Администрации по назначению на должность и освобождению от должности иных должностных лиц, их поощрению и применению к ним мер дисциплинарного взыскания; издает распоряжения по вопросам деятельности Администрации, отнесенным к его компетенции; определяет должностных лиц Администрации, уполномоченных подписывать от имени представителя нанимателя служебные контракты о прохождении федеральной государственной гражданской службы и замещении должностей федеральной государственной гражданской службы с гражданами, поступающими на федеральную государственную гражданскую службу в Администрацию, а также утверждать должностные регламенты федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы в Администрации; обеспечивает проведение в Администрации конкурсов на замещение вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы, аттестации работников Администрации и сдачу ими квалификационных экзаменов, организацию профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки работников
Администрации, присваивает классные чины государственной гражданской службы Российской
Федерации работникам Администрации, кроме тех работников, которым указанные классные чины
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
242/543
присваиваются Президентом РФ; организует исполнение поручений Президента РФ; запрашивает и получает необходимую информацию от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также от организаций; организует подготовку и осуществляет представление в установленном порядке бюджетной заявки по вопросам обеспечения деятельности Президента РФ, содержания Администрации, содержания и обеспечения деятельности полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах и содержания их заместителей; распоряжается бюджетными средствами в соответствии со сметой
Администрации; имеет право по поручению Президента РФ вносить в смету Администрации отдельные изменения, которые не должны приводить к превышению расходования средств, выделяемых из федерального бюджета на соответствующий год; имеет право поручить одному из первых заместителей Руководителя Администрации или одному из заместителей Руководителя
Администрации распоряжаться бюджетными средствами в соответствии со сметой
Администрации.
Первые заместители и заместители Руководителя Администрации издают распоряжения
Администрации по вопросам ее деятельности в соответствии с распределением обязанностей и в порядке, установленном Руководителем Администрации.
Помощники Президента РФ: подготавливают предложения Президенту РФ по реализации его полномочий; подготавливают с участием управлений Президента РФ, иных самостоятельных подразделений Администрации аналитические, справочные, информационные материалы для
Президента РФ; подготавливают предложения по перспективным и текущим планам работы
Президента РФ; участвуют совместно с управлениями Президента РФ, иными самостоятельными подразделениями Администрации, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ в подготовке государственных, официальных и иных визитов, официальных встреч, бесед, переговоров, рабочих поездок Президента РФ, его встреч с гражданами, представителями политических партий и иных общественных объединений; обеспечивают по решению Президента РФ или Руководителя Администрации деятельность
Государственного совета РФ, иных совещательных и консультативных органов при Президенте РФ; подготавливают проекты поручений Президента РФ и исполняют отдельные поручения Президента
РФ. Помощники Президента РФ по решению Президента РФ могут возглавлять самостоятельные подразделения Администрации (например, один из помощников является руководителем
Государственно-правового управления Президента РФ). Число помощников Президента РФ определяется Президентом РФ.
Советники Президента РФ: подготавливают для Президента РФ аналитические, справочные, информационные материалы и рекомендации по вопросам, отнесенным к их ведению в соответствии с распределением обязанностей; обеспечивают по поручению Президента РФ или
Руководителя Администрации деятельность совещательных и консультативных органов при
Президенте РФ; исполняют отдельные поручения Президента РФ. Число советников Президента
РФ определяется Президентом РФ.
Старшие референты и референты Президента РФ осуществляют подготовку тезисов выступлений и обращений Президента РФ, аналитических справок и записок, ведут информационно-консультативную работу, исполняют отдельные поручения Президента РФ и
Руководителя Администрации. Число старших референтов и референтов Президента РФ определяется Президентом РФ.
Полномочные представители Президента РФ представляют интересы Президента РФ в федеральных органах государственной власти и органах государственной власти субъектов РФ.
Обеспечение деятельности полномочных представителей Президента РФ осуществляют их аппараты. Полномочные представители Президента РФ в федеральных округах представляют
Руководителю Администрации кандидатуры для назначения на должность и вносят ему предложения об освобождении от должности своих заместителей, а также помощников полномочных представителей Президента РФ. Другие работники аппаратов полномочных представителей Президента РФ назначаются на должность и освобождаются от должности полномочными представителями Президента РФ по согласованию с Управлением Президента РФ
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
243/543
по вопросам государственной службы и кадров.
Администрация Президента является юридическим лицом, имеет печать с изображением
Государственного герба РФ, наименованием "Администрация Президента Российской Федерации", расчетные и текущие счета в банках и других кредитных организациях.
1 ... 28 29 30 31 32 33 34 35 ... 72
Раздел VIII. Федеральное собрание - парламент России
Глава 26. Современная модель парламента и особенности формирования народного
представительства в России
Литература
Авакьян С.А. Федеральное Собрание - парламент России. М., 1999; Он же. Совет
Федерации: эволюция и перспективы // Федерализм. 2003. N 1; Астафичев П.А. Народное представительство и парламентаризм: конституционные проблемы. Орел, 2004; Безруков А.В.
Парламентское право России: учеб. пособие. Красноярск, 2011; Белоновский В.Н., Белоновский
А.В. Представительство и выборы в России с древнейших времен до XVII века (теория, история, практика). М., 1999; Булаков О.Н. Двухпалатный парламент Российской Федерации. СПб., 2003;
Горобец В.Д. Парламент Российской Федерации. М., 1998; Гранкин И.В. Парламент России. М.,
2001; Он же. Конституционно-правовые основы российского парламентаризма. М., 2005; Он же.
Законодательные органы: перспективы развития. М., 2007; Демин В.А. Государственная Дума
России (1906-1917 гг.): механизм функционирования. М., 1996; Дружинин Н.П. Избиратели и народные представители. Общедоступный очерк конституционного права с изложением предложений о реформе в России и Закона о Государственной думе. М., 1906; Зибарев Г.В.
Эволюция парламентаризма в России: теоретико-правовой аспект: дис. ... канд. юрид. наук. Омск,
2006; Зимин А.В. Становление парламентаризма в России в конце ХХ века: дис. ... канд. юрид. наук. Воронеж, 1997; Ким А.И. Государственная власть и народное представительство в СССР
(государственно-правовое исследование) / отв. ред. Н.Р. Сапунов. Томск, 1975; Ким А.И., Барнашов
А.М. Народное представительство в СССР. Томск, 1982; Князев С.Д., Арановский К.В.
Политическое представительство и выборы: публично-правовая природа и соотношение //
Конституционное и муниципальное право. 2007. N 16; Ковалевский М.М. От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму. Т. I-II. М.,
1906; Козлова Е.И. В.И. Ленин о сущности и роли представительных органов в Советском государстве. М., 1973; Краснов М.А. Ответственность в системе народного представительства. М.,
1992; Лукьянов А.И. Развитие законодательства о советских представительных органах власти. М.,
1978; Он же. Парламентаризм в России (вопросы истории, теории и практики): курс лекций. М.,
2010; Масленникова С.В. Народное представительство и права граждан. М., 2001; Милль Дж. Ст.
Размышления о представительном правлении. СПб., 1863; Овсепян Ж.И. Становление парламентаризма в России: учеб. пособие. Ростов н/Д., 2000; Овсепян Ж. Парламент как основа демократического конституционного строя (проблемы и перспективы развития в Российской
Федерации) // Сравнительное конституционное обозрение. 2007. N 2 (59); Парламентское право
России: учеб. пособие / под ред. Т.Я. Хабриевой. М., 2003; Парламентское право России: учебник / под общ. ред. О.Н. Булакова. М., 2006; Парламентское право России: учеб. пособие / отв. ред. А.Н.
Кокотов. Екатеринбург, 2008; Рождественский А. Одна или две палаты? М., 1917; Романов Р.М.
Парламентаризм: теория, история и современность. М., 2002; Он же. Истоки парламентаризма. От законодательных органов древности до наших дней. М., 2006; Садовникова Г.Д. Представительная демократия: от идеи к реализации. М., 2008; Селунская Н.Б. Становление российского парламентаризма начала ХХ века. М., 1996; Совет Федерации: эволюция статуса и функций / отв. ред. Л.В. Смирнягин. М., 2003; Соколов К.Н. Парламентаризм: опыт правовой теории парламентского строя. СПб., 1912; Страшун Б.А. Социализм и демократия. Социалистическое
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
244/543
народное представительство. М., 1976; Тахтарев К.М. От представительства к народовластию.
СПб., 1907; Филиппова Н.А. Представительство публичных интересов в федеративном государстве: особенности российской национальной модели. Екатеринбург, 2009; Чиркин В.Е. Законодательная власть. М., 2012; Чичерин Б.Н. О народном представительстве. М., 1866; Шаклеин Н.И.
Конституционно-правовой статус парламента и организация его деятельности. М., 2008; Шеховцов
В.А. Развитие российского парламентаризма. Владивосток, 2002.
Парламент России - Федеральное Собрание - существует с 12 декабря 1993 г. В этот день одновременно проводились всенародное голосование по проекту ныне действующей Конституции
РФ и первые выборы в обе палаты Федерального Собрания: Совет Федерации и Государственную
Думу.
Согласно ст. 94 Конституции РФ 1993 г. "Федеральное Собрание - парламент Российской
Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации".
Федеральное Собрание наряду с Президентом, Правительством, судами осуществляет государственную власть (ст. 11), т.е. является представительным и законодательным органом государственной власти Российской Федерации.
§ 1. Положение парламента в системе государственных органов
Роль парламента и в целом представительных органов в государстве зависит от модели
(концепции), взятой за основу при определении их статуса и положения в системе органов государства (в целом и на своем уровне). Поэтому первый вопрос, вставший перед Россией, - какому варианту отдать предпочтение. А эти варианты могут быть различными.
При характеристике разделения властей в разд. III настоящего учебного курса отмечалось, что один из них известен и может быть назван принципом верховенства представительных органов
("верховенства Советов"). Они имеют право принять к своему рассмотрению любой вопрос, отнесенный к ведению государства, соответствующей территории. Большинство других государственных органов формируются представительными органами и подотчетны им. После
Октябрьской революции 1917 г. и до 1990-х гг. эта модель была конституционной основой нашей представительной и в целом государственной системы.
Так, Конституция СССР 1936 г. гласила: Советы депутатов трудящихся составляют политическую основу СССР (ст. 2); вся власть в СССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся (ст. 3). В Конституции СССР 1977 г. (ст. 2) и в Конституции
РСФСР 1978 г. (ст. 2) говорилось, что вся власть в СССР, РСФСР принадлежит народу, он осуществляет ее через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР,
РСФСР. Все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов. Согласно ст. 108 Конституции СССР высший орган государственной власти -
Верховный Совет СССР был "правомочен решать все вопросы, отнесенные настоящей
Конституцией к ведению Союза ССР". То же самое текстуально провозглашала Конституция
РСФСР (ст. 104) по отношению к Верховному Совету РСФСР. После учреждения Съезда народных депутатов РСФСР (1989 г.) такое правило было закреплено по отношению к нему.
Другая модель представительных органов основана на принципе разделения властей. Об этом принципе говорилось в разд. III настоящего учебного курса. Применительно к представительным органам здесь отметим следующее.
Во-первых, представительные органы какого-либо специального, провозглашенного в конституции верховенства в государстве, в том числе по отношению к другим органам, не имеют.
Они не могут рассматривать любые вопросы компетенции государства, не вправе решать за другие органы (вместо них) дела, отнесенные по закону к ведению данных органов. Следовательно, представительные органы рассматривают и решают лишь вопросы, которые отданы в их ведение, т.е. на основе разделения полномочий между государственными органами, что и получило наименование "разделение властей" и является исходным в данном принципе.