Файл: Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах, том второй 27. 04. 2023 Система гарант 1543 Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 2005
Скачиваний: 115
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
§ 5. Органы при Президенте Российской Федерации. Администрация Президента Российской
Федерации
1. Общие положения
С учреждением в 1991 г. поста Президента РСФСР и его избранием возник вопрос о круге органов, должностных лиц и структурных подразделений, обеспечивающих его деятельность. Их нельзя обозначить понятием "аппарат Президента", поскольку оно было бы приемлемым лишь для части таких структур, собственно обслуживающих его деятельность. Скорее для охвата всей совокупности структур подошло бы понятие "команда Президента", хотя оно не использовалось в нормативных актах. При учреждении поста Президента была популярной идея о том, что он должен руководить деятельностью Правительства, а также иметь свой "штаб", состоящий из высших должностных лиц и ряда политико-консультативных, в том числе специально учрежденных, органов, которые будут ему помогать и реализовывать его стратегию управления государством.
Поэтому на первом этапе создания указанной "команды" в Закон "О Президенте РСФСР", а затем в Конституцию РСФСР (май 1991 г.) включаются нормы о том, что Президент руководит деятельностью Совета Министров РСФСР. Учреждаются такие высшие должности, как
Государственный секретарь РСФСР, Государственные советники РСФСР, появляются советники и помощники Президента, создается Государственный совет РСФСР. 19 июля 1991 г. появляется
Указ Президента "Об Администрации Президента РСФСР". Его содержание подтверждает то, что
Президенту нужны и "мозговые" структуры, и обслуживающие звенья. В Указе предусмотрено образование Администрации Президента РСФСР в качестве его аппарата в составе: Секретариат
Президента; Секретариат вице-президента; Секретариат Председателя Совета Министров РСФСР;
Канцелярия Государственного секретаря РСФСР; советники Президента; службы государственных советников РСФСР по правовой политике, по экономической политике, по науке, образованию и культуре, по взаимодействию с общественными объединениями; Управление делами (на базе
Управления делами Совета Министров); Контрольное управление; Информационно-аналитическое управление; Служба безопасности; Пресс-служба. Администрацию Президента возглавляет ее руководитель.
Со временем в развитии структур, обслуживающих деятельность Президента, наблюдаются следующие тенденции.
Во-первых, происходит организационное обособление деятельности Президента и
Правительства. Постепенно аппарат Правительства отделяется от Администрации Президента.
Органы исполнительной власти передаются Правительству, которое осуществляет оперативное управление народным хозяйством.
Ряд федеральных органов исполнительной власти поднят актами Президента на его уровень и работает под его непосредственным руководством. Речь идет об органах, занимающихся стратегическими вопросами управления и безопасностью. В соответствии с Указом от 10 января
1994 г. "О структуре федеральных органов исполнительной власти" эти органы находятся в ведении
Правительства РФ, "за исключением случаев обеспечения конституционных полномочий
Президента Российской Федерации либо подведомственности Президенту Российской Федерации в соответствии с законодательными актами Российской Федерации". При каждом очередном утверждении указанной структуры Президент выделяет органы, работающие непосредственно под
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
232/543
его руководством, хотя в строгом смысле слова они все равно остаются федеральными органами исполнительной власти.
Во-вторых, при Президенте РФ существует значительное число советов и комиссий с совещательно-консультативными функциями. Их нельзя считать частью аппарата Президента, его
Администрации, поскольку они состоят из лиц, выполняющих свои функции в силу должностного положения или на общественных началах. Частью Администрации Президента являются ее подразделения, обслуживающие такие советы, комиссии. Более подробная информация о советах и комиссиях дается далее.
В-третьих, весьма динамичным является развитие Администрации Президента - непосредственно его аппарата, в котором создаются одни подразделения, реорганизуются другие, упраздняются третьи. На реформировании Администрации сказываются воля Президента, приход к руководству Администрацией новых лиц, меняющиеся представления о назначении и о стиле работы Администрации, а также реальности государственной и политической жизни.
2. Советы и комиссии при Президенте Российской Федерации
Начиная рассмотрение этого блока вопросов, отметим, что практика образования советов и комиссий при Президенте РФ весьма динамична. За годы существования президентуры ряд таких органов появился, какое-то время функционировал, далее их упраздняли, реорганизовывали, создавали новые. Каких-то четких критериев образования или советов, или комиссий при
Президенте тоже не обнаруживается, скорее всего это вопросы усмотрения Президента, тем более что были факты преобразования одного органа в другой (например, как увидит читатель далее,
Комиссия по правам человека при Президенте была преобразована в Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека; Совет по делам инвалидов преобразован в Комиссию при Президенте РФ по делам инвалидов; сначала образуется
Комиссия при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России, но в 2012 г. она упраздняется, поскольку создан Совет при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России). Некоторые комиссии, первоначально созданные при Президенте РФ, в последующем преобразовывались и функционировали далее при
Правительстве РФ, соответствующих ведомствах. Есть некоторые межведомственные комиссии, которые созданы Президентом РФ, и нет ясности в том, считать ли их органами при Президенте
РФ. На официальном сайте Президента РФ в Интернете в соответствующих перечнях не указаны некоторые советы и комиссии, но нет и данных об их упразднении. С учетом этого ниже дается информация о советах и комиссиях при Президенте РФ на основе его действующих указов и распоряжений об этих органах.
Советы при Президенте РФ.
По отношению к советам при Президенте можно обозначить такую особенность: одни более влиятельны, что обусловливается такой важностью соответствующих вопросов, при которой и эти вопросы, и сами советы обозначены в Конституции
РФ; другие советы, может, тоже важны, но все же их роль скромнее.
Среди этих органов конституционными новеллами 2020 г. на первое место поставлен
Государственный Совет РФ, формируемый и возглавляемый Президентом РФ. Ранее об этом органе мы говорили, отметив, что сначала он был учрежден указом Президента РФ. Теперь, как видим, он назван в Конституции РФ. Хотя там и сказано, что статус данного органа определяется федеральным законом, в целом все же в самой Конституции записано: Госсовет учрежден в целях согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти; он будет содействовать Президенту РФ в определении основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации. Не лишним будет напомнить, что когда первично Госсовет был учрежден Указом Президента РФ от 1 сентября 2000 г., главы исполнительной власти субъектов РФ перестали быть членами Совета Федерации, и Госсовет стал местом объединения указанных должностных лиц и федеральной координации субъектов РФ (со временем в него включили еще ряд ответственных лиц - председателей палат Федерального Собрания, руководителей фракций в
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
233/543
Государственной Думе, полномочных представителей Президента в федеральных округах). Хотя на момент обновления настоящего курса закон о Госсовете еще находился в стадии разработки,
Президент РФ в своих выступлениях обозначал его роль в вопросах, например, федеративного строительства, внутренней политики так, как это ранее уже было отражено в принятых документах.
Важнейшую роль выполняет Совет Безопасности РФ, предусмотренный Конституцией РФ
(п. "ж" ст. 83). Частично о роли этого органа и о его составе ранее говорилось, в том числе и о том, что правовую основу его деятельности составляют Федеральный закон 2010 г. "О безопасности",
Положение о Совете Безопасности Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 7 марта 2020 г., а также Положение об аппарате Совета Безопасности, утвержденное данным
Указом.
Работой Совета Безопасности руководит Председатель Совета Безопасности. Деятельность
Совета Безопасности осуществляется в форме заседаний и совещаний. По решению Председателя
Совета Безопасности могут проводиться совместные заседания Совета Безопасности и совещательных и консультативных органов при Президенте РФ.
Пожалуй, новым для 2020 г. стало учреждение должности Заместителя Председателя Совета
Безопасности, его полномочия подробно изложены в Положении о Совете Безопасности, направлены на оказание помощи Председателю, обеспечение руководства текущей деятельностью
Совета Безопасности и взаимодействие с различными организациями в плане сотрудничества.
Совет Безопасности в соответствии со своими задачами и функциями образует рабочие органы - постоянные межведомственные комиссии Совета Безопасности и научный совет при
Совете Безопасности. Межведомственные комиссии Совета Безопасности могут создаваться по функциональному или региональному признаку. Для подготовки предложений по отдельным проблемам обеспечения национальной безопасности могут образовываться временные межведомственные комиссии Совета Безопасности. Положения о межведомственных комиссиях
Совета Безопасности и их состав по должностям утверждаются Президентом РФ по представлению
Секретаря Совета Безопасности.
Указом от 7 марта 2020 г. утверждены новые положения о следующих межведомственных комиссиях Совета Безопасности: по безопасности в экономической и социальной сфере; по военной безопасности; по информационной безопасности; по общественной безопасности; по проблемам Содружества Независимых Государств; по проблемам стратегического планирования; по экологической безопасности. Тем же Указом утверждено также новое Положение о научном совете при Совете Безопасности Российской Федерации.
Организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности Совета
Безопасности осуществляет его аппарат как структурное подразделение Администрации
Президента РФ. Возглавляет аппарат Секретарь Совета Безопасности.
Помимо названных, по данным на октябрь 2020 г. существовали следующие Советы при
Президенте РФ - в основном совещательно-рекомендательного предназначения (хотя имеющие право обращаться к стратегическим вопросам своей сферы ведения и вносить соответствующие предложения на рассмотрение Президента РФ):
Совет при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам;
Совет при Президенте РФ по науке и образованию;
Совете при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека;
Совет при Президенте РФ по межнациональным отношениям;
Совет при Президенте РФ по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей;
Совет при Президенте РФ по культуре и искусству;
Совет при Президенте РФ по русскому языку;
Совет при Президенте РФ по развитию физической культуры и спорта;
Совет при Президенте РФ по развитию местного самоуправления;
Совет при Президенте РФ по делам казачества;
Совет при Президенте РФ по противодействию коррупции;
Геральдический совет при Президенте РФ;
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
234/543
Совет при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства;
Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям;
Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ.
Комиссии при Президенте РФ.
Применительно к Советам при Президенте РФ можно видеть, что некоторые из них играют ощутимую роль в государственно-политической жизни страны. Остальные в большей мере совещательно-рекомендательные органы.
Среди комиссий при Президенте нет таких, которые были бы равны Государственному
Совету или Совету Безопасности по мере государственной значимости. В большинстве своем комиссии - тоже "обычные" совещательно-рекомендательные органы. И как уже говорилось, трудно понять, почему они называются комиссиями, а не советами.
Правда, внутри этой группы органов при Президенте РФ можно видеть разницу их "веса" и предназначения. Исходя из этого и для удобства восприятия обозначим три группы комиссий при
Президенте РФ.
1. Комиссии при Президенте РФ, связанные со стратегическими аспектами государственной политики в целом или по отдельным народно-хозяйственным отраслям.
Комиссия при Президенте РФ по вопросам государственной службы и резерва
управленческих кадров.
Комиссия создана Указом от 9 февраля 2013 г. с одновременным упразднением ряда предшествующих комиссий того же профиля. В соответствии с тогда же утвержденным
Положением
Комиссия готовит предложения
Президенту
РФ по совершенствованию правового и организационного обеспечения государственной службы
Российской
Федерации; рассматривает предложения по совершенствованию порядка формирования и эффективного использования резерва управленческих кадров, включая резерв управленческих кадров, находящихся под патронажем Президента РФ, а также предложений по вопросам подготовки управленческих кадров. Комиссии также поручена выработка рекомендаций главам исполнительной власти субъектов РФ по совершенствованию работы с резервом управленческих кадров в субъектах РФ и его эффективному использованию. Комиссию возглавляет
Руководитель Администрации Президента, в нее входят ряд ответственных сотрудников
Администрации, заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров, представители науки, вузов и др.
Комиссия по вопросам военно-технического сотрудничества Российской Федерации с
иностранными государствами.
Первоначально именовалась Комиссией при Президенте РФ, однако Указом Президента РФ от 1 декабря 2000 г. преобразована просто в Комиссию, но ее возглавляет Президент РФ. В Положении о Комиссии, утвержденном Указом от 10 сентября 2005 г.
(последняя редакция от 3 августа 2020 г.), она определена как совещательный и консультативный орган, разрабатывающий для главы государства предложения, касающиеся основных направлений государственной политики в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами. Нынешний состав Комиссии утвержден Указом Президента РФ от
20 июня 2018 г. (с изменениями 2020 г.). Председателем Комиссии, как сказано, является
Президент РФ; заместители председателя - Председатель Правительства РФ и Руководитель
Администрации Президента РФ. В составе Комиссии - заместитель Председателя Правительства
РФ, ряд министров и руководителей федеральных служб, секретарь Совета Безопасности РФ, помощники Президента РФ и др.
Комиссия
при
Президенте
РФ
по
вопросам
стратегии
развития
топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности.
Комиссия образована
Указом Президента РФ от 15 июня 2012 г. с утверждением Положения о Комиссии и ее состава (с последующим обновлением). Председателем Комиссии является Президент РФ. Члены Комиссии - ряд заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров и руководителей иных федеральных органов исполнительной власти, главы некоторых нефтяных, газовых, энергетических компаний и др.
Комиссия при Президенте РФ по вопросам развития авиации общего назначения и
навигационно-информационных
технологий
на
основе
глобальной
навигационной
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
235/543
спутниковой системы ГЛОНАСС.
Указом от 13 ноября 2012 г. была образована Комиссия при
Президенте РФ по развитию авиации общего назначения. Указом от 11 июня 2016 г. она преобразована в Комиссию с приведенным выше наименованием. Соответственно данным Указом утверждены Положение о новой Комиссии и ее состав. Предназначение Комиссии вытекает из ее наименования, она образована в целях обеспечения взаимодействия при формировании и реализации единой государственной политики в названных областях.
2. Во вторую группу можно включить комиссии при Президенте РФ, которые наряду с обращением к различным вопросам государственной политики (в плане содействия деятельности
Президента РФ по своему профилю) обязаны в предварительном порядке рассматривать проекты кадровых и еще некоторых персонифицированных решений Президента РФ.
Комиссия при Президенте РФ по вопросам кадровой политики в правоохранительных
органах.
Образована Указом Президента РФ от 29 июля 2011 г. с утверждением Положения о
Комиссии и ее состава. Указом от 12 июля 2012 г. утвержден новый состав Комиссии, но в последующем он также претерпевал изменения. В соответствии с Положением Комиссия является консультативным органом при Президенте РФ, обеспечивающим реализацию полномочий главы государства по осуществлению кадровой политики в таких органах, как МВД России, МЧС России,
Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба судебных приставов,
Государственная фельдъегерская служба РФ и Следственный комитет РФ (далее - правоохранительные органы).
Комиссия рассматривает кадровые вопросы в отношении лиц, претендующих на замещение воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами, должностей высшего начальствующего состава, должностей, по которым предусмотрено присвоение высших специальных званий, должностей, относящихся к высшей группе должностей федеральной государственной гражданской службы, включенных в соответствующие перечни должностей, не имеющие грифа ограниченного доступа, а также в отношении лиц, замещающих высшие должности. Материалы, необходимые для рассмотрения кадровых вопросов в отношении указанных лиц, представляются руководителями правоохранительных органов в установленном порядке. Рассматривая представленные материалы, Комиссия дает оценку служебной деятельности лиц, претендующих на замещение высших должностей в правоохранительных органах, и лиц, замещающих высшие должности в правоохранительных органах, их профессиональных и личностных качеств, вопросов, касающихся соблюдения ими требований антикоррупционного законодательства. По результатам заседания Комиссией принимается одно из следующих решений: а) рекомендовать для назначения на высшую должность; б) рекомендовать для прохождения службы на должности с меньшим объемом полномочий или на нижестоящей должности; в) рекомендовать продолжить службу в ином подразделении на другой, в том числе нижестоящей, должности; г) не рекомендовать для назначения на высшую должность; д) рекомендовать продлить срок службы; е) не рекомендовать для дальнейшего прохождения службы и рекомендовать к освобождению от занимаемой высшей должности; ж) рекомендовать к увольнению с военной службы высших офицеров.
Председателем Комиссии является помощник Президента РФ. В состав Комиссии входят также другие помощники Президента РФ, иные ответственные сотрудники Администрации
Президента РФ, заместители некоторых федеральных министров и руководителей служб, заместители Генерального прокурора РФ, Председателя Следственного комитета РФ и др.
Комиссия при Президенте РФ по предварительному рассмотрению кандидатур на
должности судей федеральных судов.
Создана на основании Указа Президента РФ от 4 октября
2001 г. В соответствии с Положением о ней, утвержденным данным Указом (с последующими изменениями и дополнениями), Комиссия подготавливает Президенту рекомендации по кандидатурам на должности всех федеральных судей, а также предложения, направленные на совершенствование законодательства и единой государственной политики в области подбора кадров на должности судей федеральных судов. В состав Комиссии входят руководители и ответственные сотрудники подразделений Администрации Президента, Верховного Суда РФ, заместители руководителей ряда федеральных правоохранительных органов, ученые и др.
Федерации
1. Общие положения
С учреждением в 1991 г. поста Президента РСФСР и его избранием возник вопрос о круге органов, должностных лиц и структурных подразделений, обеспечивающих его деятельность. Их нельзя обозначить понятием "аппарат Президента", поскольку оно было бы приемлемым лишь для части таких структур, собственно обслуживающих его деятельность. Скорее для охвата всей совокупности структур подошло бы понятие "команда Президента", хотя оно не использовалось в нормативных актах. При учреждении поста Президента была популярной идея о том, что он должен руководить деятельностью Правительства, а также иметь свой "штаб", состоящий из высших должностных лиц и ряда политико-консультативных, в том числе специально учрежденных, органов, которые будут ему помогать и реализовывать его стратегию управления государством.
Поэтому на первом этапе создания указанной "команды" в Закон "О Президенте РСФСР", а затем в Конституцию РСФСР (май 1991 г.) включаются нормы о том, что Президент руководит деятельностью Совета Министров РСФСР. Учреждаются такие высшие должности, как
Государственный секретарь РСФСР, Государственные советники РСФСР, появляются советники и помощники Президента, создается Государственный совет РСФСР. 19 июля 1991 г. появляется
Указ Президента "Об Администрации Президента РСФСР". Его содержание подтверждает то, что
Президенту нужны и "мозговые" структуры, и обслуживающие звенья. В Указе предусмотрено образование Администрации Президента РСФСР в качестве его аппарата в составе: Секретариат
Президента; Секретариат вице-президента; Секретариат Председателя Совета Министров РСФСР;
Канцелярия Государственного секретаря РСФСР; советники Президента; службы государственных советников РСФСР по правовой политике, по экономической политике, по науке, образованию и культуре, по взаимодействию с общественными объединениями; Управление делами (на базе
Управления делами Совета Министров); Контрольное управление; Информационно-аналитическое управление; Служба безопасности; Пресс-служба. Администрацию Президента возглавляет ее руководитель.
Со временем в развитии структур, обслуживающих деятельность Президента, наблюдаются следующие тенденции.
Во-первых, происходит организационное обособление деятельности Президента и
Правительства. Постепенно аппарат Правительства отделяется от Администрации Президента.
Органы исполнительной власти передаются Правительству, которое осуществляет оперативное управление народным хозяйством.
Ряд федеральных органов исполнительной власти поднят актами Президента на его уровень и работает под его непосредственным руководством. Речь идет об органах, занимающихся стратегическими вопросами управления и безопасностью. В соответствии с Указом от 10 января
1994 г. "О структуре федеральных органов исполнительной власти" эти органы находятся в ведении
Правительства РФ, "за исключением случаев обеспечения конституционных полномочий
Президента Российской Федерации либо подведомственности Президенту Российской Федерации в соответствии с законодательными актами Российской Федерации". При каждом очередном утверждении указанной структуры Президент выделяет органы, работающие непосредственно под
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
232/543
его руководством, хотя в строгом смысле слова они все равно остаются федеральными органами исполнительной власти.
Во-вторых, при Президенте РФ существует значительное число советов и комиссий с совещательно-консультативными функциями. Их нельзя считать частью аппарата Президента, его
Администрации, поскольку они состоят из лиц, выполняющих свои функции в силу должностного положения или на общественных началах. Частью Администрации Президента являются ее подразделения, обслуживающие такие советы, комиссии. Более подробная информация о советах и комиссиях дается далее.
В-третьих, весьма динамичным является развитие Администрации Президента - непосредственно его аппарата, в котором создаются одни подразделения, реорганизуются другие, упраздняются третьи. На реформировании Администрации сказываются воля Президента, приход к руководству Администрацией новых лиц, меняющиеся представления о назначении и о стиле работы Администрации, а также реальности государственной и политической жизни.
2. Советы и комиссии при Президенте Российской Федерации
Начиная рассмотрение этого блока вопросов, отметим, что практика образования советов и комиссий при Президенте РФ весьма динамична. За годы существования президентуры ряд таких органов появился, какое-то время функционировал, далее их упраздняли, реорганизовывали, создавали новые. Каких-то четких критериев образования или советов, или комиссий при
Президенте тоже не обнаруживается, скорее всего это вопросы усмотрения Президента, тем более что были факты преобразования одного органа в другой (например, как увидит читатель далее,
Комиссия по правам человека при Президенте была преобразована в Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека; Совет по делам инвалидов преобразован в Комиссию при Президенте РФ по делам инвалидов; сначала образуется
Комиссия при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России, но в 2012 г. она упраздняется, поскольку создан Совет при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России). Некоторые комиссии, первоначально созданные при Президенте РФ, в последующем преобразовывались и функционировали далее при
Правительстве РФ, соответствующих ведомствах. Есть некоторые межведомственные комиссии, которые созданы Президентом РФ, и нет ясности в том, считать ли их органами при Президенте
РФ. На официальном сайте Президента РФ в Интернете в соответствующих перечнях не указаны некоторые советы и комиссии, но нет и данных об их упразднении. С учетом этого ниже дается информация о советах и комиссиях при Президенте РФ на основе его действующих указов и распоряжений об этих органах.
Советы при Президенте РФ.
По отношению к советам при Президенте можно обозначить такую особенность: одни более влиятельны, что обусловливается такой важностью соответствующих вопросов, при которой и эти вопросы, и сами советы обозначены в Конституции
РФ; другие советы, может, тоже важны, но все же их роль скромнее.
Среди этих органов конституционными новеллами 2020 г. на первое место поставлен
Государственный Совет РФ, формируемый и возглавляемый Президентом РФ. Ранее об этом органе мы говорили, отметив, что сначала он был учрежден указом Президента РФ. Теперь, как видим, он назван в Конституции РФ. Хотя там и сказано, что статус данного органа определяется федеральным законом, в целом все же в самой Конституции записано: Госсовет учрежден в целях согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти; он будет содействовать Президенту РФ в определении основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации. Не лишним будет напомнить, что когда первично Госсовет был учрежден Указом Президента РФ от 1 сентября 2000 г., главы исполнительной власти субъектов РФ перестали быть членами Совета Федерации, и Госсовет стал местом объединения указанных должностных лиц и федеральной координации субъектов РФ (со временем в него включили еще ряд ответственных лиц - председателей палат Федерального Собрания, руководителей фракций в
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
233/543
Государственной Думе, полномочных представителей Президента в федеральных округах). Хотя на момент обновления настоящего курса закон о Госсовете еще находился в стадии разработки,
Президент РФ в своих выступлениях обозначал его роль в вопросах, например, федеративного строительства, внутренней политики так, как это ранее уже было отражено в принятых документах.
Важнейшую роль выполняет Совет Безопасности РФ, предусмотренный Конституцией РФ
(п. "ж" ст. 83). Частично о роли этого органа и о его составе ранее говорилось, в том числе и о том, что правовую основу его деятельности составляют Федеральный закон 2010 г. "О безопасности",
Положение о Совете Безопасности Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 7 марта 2020 г., а также Положение об аппарате Совета Безопасности, утвержденное данным
Указом.
Работой Совета Безопасности руководит Председатель Совета Безопасности. Деятельность
Совета Безопасности осуществляется в форме заседаний и совещаний. По решению Председателя
Совета Безопасности могут проводиться совместные заседания Совета Безопасности и совещательных и консультативных органов при Президенте РФ.
Пожалуй, новым для 2020 г. стало учреждение должности Заместителя Председателя Совета
Безопасности, его полномочия подробно изложены в Положении о Совете Безопасности, направлены на оказание помощи Председателю, обеспечение руководства текущей деятельностью
Совета Безопасности и взаимодействие с различными организациями в плане сотрудничества.
Совет Безопасности в соответствии со своими задачами и функциями образует рабочие органы - постоянные межведомственные комиссии Совета Безопасности и научный совет при
Совете Безопасности. Межведомственные комиссии Совета Безопасности могут создаваться по функциональному или региональному признаку. Для подготовки предложений по отдельным проблемам обеспечения национальной безопасности могут образовываться временные межведомственные комиссии Совета Безопасности. Положения о межведомственных комиссиях
Совета Безопасности и их состав по должностям утверждаются Президентом РФ по представлению
Секретаря Совета Безопасности.
Указом от 7 марта 2020 г. утверждены новые положения о следующих межведомственных комиссиях Совета Безопасности: по безопасности в экономической и социальной сфере; по военной безопасности; по информационной безопасности; по общественной безопасности; по проблемам Содружества Независимых Государств; по проблемам стратегического планирования; по экологической безопасности. Тем же Указом утверждено также новое Положение о научном совете при Совете Безопасности Российской Федерации.
Организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности Совета
Безопасности осуществляет его аппарат как структурное подразделение Администрации
Президента РФ. Возглавляет аппарат Секретарь Совета Безопасности.
Помимо названных, по данным на октябрь 2020 г. существовали следующие Советы при
Президенте РФ - в основном совещательно-рекомендательного предназначения (хотя имеющие право обращаться к стратегическим вопросам своей сферы ведения и вносить соответствующие предложения на рассмотрение Президента РФ):
Совет при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам;
Совет при Президенте РФ по науке и образованию;
Совете при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека;
Совет при Президенте РФ по межнациональным отношениям;
Совет при Президенте РФ по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей;
Совет при Президенте РФ по культуре и искусству;
Совет при Президенте РФ по русскому языку;
Совет при Президенте РФ по развитию физической культуры и спорта;
Совет при Президенте РФ по развитию местного самоуправления;
Совет при Президенте РФ по делам казачества;
Совет при Президенте РФ по противодействию коррупции;
Геральдический совет при Президенте РФ;
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
234/543
Совет при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства;
Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям;
Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ.
Комиссии при Президенте РФ.
Применительно к Советам при Президенте РФ можно видеть, что некоторые из них играют ощутимую роль в государственно-политической жизни страны. Остальные в большей мере совещательно-рекомендательные органы.
Среди комиссий при Президенте нет таких, которые были бы равны Государственному
Совету или Совету Безопасности по мере государственной значимости. В большинстве своем комиссии - тоже "обычные" совещательно-рекомендательные органы. И как уже говорилось, трудно понять, почему они называются комиссиями, а не советами.
Правда, внутри этой группы органов при Президенте РФ можно видеть разницу их "веса" и предназначения. Исходя из этого и для удобства восприятия обозначим три группы комиссий при
Президенте РФ.
1. Комиссии при Президенте РФ, связанные со стратегическими аспектами государственной политики в целом или по отдельным народно-хозяйственным отраслям.
Комиссия при Президенте РФ по вопросам государственной службы и резерва
управленческих кадров.
Комиссия создана Указом от 9 февраля 2013 г. с одновременным упразднением ряда предшествующих комиссий того же профиля. В соответствии с тогда же утвержденным
Положением
Комиссия готовит предложения
Президенту
РФ по совершенствованию правового и организационного обеспечения государственной службы
Российской
Федерации; рассматривает предложения по совершенствованию порядка формирования и эффективного использования резерва управленческих кадров, включая резерв управленческих кадров, находящихся под патронажем Президента РФ, а также предложений по вопросам подготовки управленческих кадров. Комиссии также поручена выработка рекомендаций главам исполнительной власти субъектов РФ по совершенствованию работы с резервом управленческих кадров в субъектах РФ и его эффективному использованию. Комиссию возглавляет
Руководитель Администрации Президента, в нее входят ряд ответственных сотрудников
Администрации, заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров, представители науки, вузов и др.
Комиссия по вопросам военно-технического сотрудничества Российской Федерации с
иностранными государствами.
Первоначально именовалась Комиссией при Президенте РФ, однако Указом Президента РФ от 1 декабря 2000 г. преобразована просто в Комиссию, но ее возглавляет Президент РФ. В Положении о Комиссии, утвержденном Указом от 10 сентября 2005 г.
(последняя редакция от 3 августа 2020 г.), она определена как совещательный и консультативный орган, разрабатывающий для главы государства предложения, касающиеся основных направлений государственной политики в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами. Нынешний состав Комиссии утвержден Указом Президента РФ от
20 июня 2018 г. (с изменениями 2020 г.). Председателем Комиссии, как сказано, является
Президент РФ; заместители председателя - Председатель Правительства РФ и Руководитель
Администрации Президента РФ. В составе Комиссии - заместитель Председателя Правительства
РФ, ряд министров и руководителей федеральных служб, секретарь Совета Безопасности РФ, помощники Президента РФ и др.
Комиссия
при
Президенте
РФ
по
вопросам
стратегии
развития
топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности.
Комиссия образована
Указом Президента РФ от 15 июня 2012 г. с утверждением Положения о Комиссии и ее состава (с последующим обновлением). Председателем Комиссии является Президент РФ. Члены Комиссии - ряд заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров и руководителей иных федеральных органов исполнительной власти, главы некоторых нефтяных, газовых, энергетических компаний и др.
Комиссия при Президенте РФ по вопросам развития авиации общего назначения и
навигационно-информационных
технологий
на
основе
глобальной
навигационной
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
235/543
спутниковой системы ГЛОНАСС.
Указом от 13 ноября 2012 г. была образована Комиссия при
Президенте РФ по развитию авиации общего назначения. Указом от 11 июня 2016 г. она преобразована в Комиссию с приведенным выше наименованием. Соответственно данным Указом утверждены Положение о новой Комиссии и ее состав. Предназначение Комиссии вытекает из ее наименования, она образована в целях обеспечения взаимодействия при формировании и реализации единой государственной политики в названных областях.
2. Во вторую группу можно включить комиссии при Президенте РФ, которые наряду с обращением к различным вопросам государственной политики (в плане содействия деятельности
Президента РФ по своему профилю) обязаны в предварительном порядке рассматривать проекты кадровых и еще некоторых персонифицированных решений Президента РФ.
Комиссия при Президенте РФ по вопросам кадровой политики в правоохранительных
органах.
Образована Указом Президента РФ от 29 июля 2011 г. с утверждением Положения о
Комиссии и ее состава. Указом от 12 июля 2012 г. утвержден новый состав Комиссии, но в последующем он также претерпевал изменения. В соответствии с Положением Комиссия является консультативным органом при Президенте РФ, обеспечивающим реализацию полномочий главы государства по осуществлению кадровой политики в таких органах, как МВД России, МЧС России,
Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба судебных приставов,
Государственная фельдъегерская служба РФ и Следственный комитет РФ (далее - правоохранительные органы).
Комиссия рассматривает кадровые вопросы в отношении лиц, претендующих на замещение воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами, должностей высшего начальствующего состава, должностей, по которым предусмотрено присвоение высших специальных званий, должностей, относящихся к высшей группе должностей федеральной государственной гражданской службы, включенных в соответствующие перечни должностей, не имеющие грифа ограниченного доступа, а также в отношении лиц, замещающих высшие должности. Материалы, необходимые для рассмотрения кадровых вопросов в отношении указанных лиц, представляются руководителями правоохранительных органов в установленном порядке. Рассматривая представленные материалы, Комиссия дает оценку служебной деятельности лиц, претендующих на замещение высших должностей в правоохранительных органах, и лиц, замещающих высшие должности в правоохранительных органах, их профессиональных и личностных качеств, вопросов, касающихся соблюдения ими требований антикоррупционного законодательства. По результатам заседания Комиссией принимается одно из следующих решений: а) рекомендовать для назначения на высшую должность; б) рекомендовать для прохождения службы на должности с меньшим объемом полномочий или на нижестоящей должности; в) рекомендовать продолжить службу в ином подразделении на другой, в том числе нижестоящей, должности; г) не рекомендовать для назначения на высшую должность; д) рекомендовать продлить срок службы; е) не рекомендовать для дальнейшего прохождения службы и рекомендовать к освобождению от занимаемой высшей должности; ж) рекомендовать к увольнению с военной службы высших офицеров.
Председателем Комиссии является помощник Президента РФ. В состав Комиссии входят также другие помощники Президента РФ, иные ответственные сотрудники Администрации
Президента РФ, заместители некоторых федеральных министров и руководителей служб, заместители Генерального прокурора РФ, Председателя Следственного комитета РФ и др.
Комиссия при Президенте РФ по предварительному рассмотрению кандидатур на
должности судей федеральных судов.
Создана на основании Указа Президента РФ от 4 октября
2001 г. В соответствии с Положением о ней, утвержденным данным Указом (с последующими изменениями и дополнениями), Комиссия подготавливает Президенту рекомендации по кандидатурам на должности всех федеральных судей, а также предложения, направленные на совершенствование законодательства и единой государственной политики в области подбора кадров на должности судей федеральных судов. В состав Комиссии входят руководители и ответственные сотрудники подразделений Администрации Президента, Верховного Суда РФ, заместители руководителей ряда федеральных правоохранительных органов, ученые и др.