Файл: Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах, том второй 27. 04. 2023 Система гарант 1543 Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 2004
Скачиваний: 115
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
236/543
Комиссия при Президенте РФ по государственным наградам.
Существует с 1995 г., свое нынешнее название получила согласно Указу Президента РФ от 2 декабря 2008 г., которым утверждено новое Положение о ней (с изменениями и дополнениями). Она является консультативным органом при Президенте РФ, обеспечивающим реализацию его полномочий в сфере награждения государственными наградами РФ. Вместе с тем у Комиссии есть ряд полномочий, скажем так, организационного характера: рассмотрение представлений о награждении государственными наградами, внесенных Президенту РФ; представление Президенту РФ заключений о награждении государственными наградами, восстановлении в правах на государственные награды, об отмене указа (о внесении изменения в указ) Президента РФ о награждении государственными наградами; решение вопросов о выдаче дубликатов орденов, медалей, знаков отличия, нагрудных знаков к почетным званиям, передаче государственных наград и документов о награждении в государственные и муниципальные музеи для постоянного хранения и экспонирования и др. Решения Комиссии являются основанием для подготовки проектов наградных указов Президента РФ. Кроме того, Комиссия может принять решение об изменении вида или степени государственной награды, к награждению которой представлено лицо, либо о нецелесообразности награждения лица государственной наградой.
Нынешний состав Комиссии утвержден Указом от 1 марта 2017 г. Ее председателем является помощник Президента РФ, члены Комиссии - ответственные работники Администрации
Президента РФ, заместители ряда министров РФ, представители иных федеральных органов исполнительной власти, палат Федерального Собрания, общественных структур и др. Комиссия может создавать экспертные советы и рабочие группы по направлениям своей деятельности.
Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ.
В соответствии с Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом
Президента РФ от 14 ноября 2002 г., и Положением о Комиссии от того же числа является консультативным и совещательным органом при Президенте РФ, обеспечивающим реализацию конституционных полномочий главы государства по решению вопросов гражданства Российской
Федерации и предоставления политического убежища. Комиссия также предварительно рассматривает материалы по вопросам приема в гражданство, выхода из него, предоставления политического убежища, поступающие на имя Президента. Нынешний состав Комиссии утвержден
Указом Президента РФ от 21 февраля 2019 г. Председателем Комиссии является помощник
Президента РФ. В состав Комиссии входят представители подразделений Администрации
Президента РФ, ведомств, которым чаще всего приходится заниматься соответствующими вопросами (МИД, МВД, Минюст и др.).
Общественная комиссия при Президенте РФ по определению кандидатур на
присуждение Государственной премии РФ за выдающиеся достижения в области
правозащитной деятельности и Государственной премии РФ за выдающиеся достижения в
области благотворительной деятельности.
Данная Комиссия образована Указом от 30 июля 2016 г. в соответствии с п. 4 Положения о Государственной премии Российской Федерации за выдающиеся достижения в области правозащитной деятельности и Государственной премии
Российской Федерации за выдающиеся достижения в области благотворительной деятельности, утвержденного Указом Президента РФ от 30 сентября 2015 г. Положение об Общественной комиссии утверждено Указом от 30 июля 2016 г. Был утвержден и состав комиссии, однако Указом от 19 июля 2017 г. утвержден новый состав. Предназначение Общественной комиссии отражено в ее наименовании. В Положении названы ее задачи: а) определение кандидатур на присуждение
Государственных премий; б) представление Президенту РФ решений Комиссии о присуждении
Государственных премий; в) решение вопросов о выдаче дубликатов диплома лауреата, почетного знака лауреата, удостоверения к почетному знаку лауреата и фрачного знака лауреата соответственно Государственной премии РФ за выдающиеся достижения в области правозащитной деятельности и Государственной премии РФ за выдающиеся достижения в области благотворительной деятельности. Председателем Комиссии является Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации. В состав Комиссии входят уполномоченные по правам человека и представители общественных палат ряда субъектов РФ, творческие работники и др.
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
237/543 3. Комиссии при Президенте РФ по ряду направлений социальной сферы и социальной политики.
Комиссия при Президенте РФ по реабилитации жертв политических репрессий.
Образована в соответствии с Указом Президента РФ от 2 декабря 1992 г. Действующее Положение о Комиссии утверждено Указом Президента РФ от 25 августа 2004 г. Помимо создания условий для реализации Президентом своих полномочий, изучения, анализа и оценки политических репрессий,
Комиссия призвана оказывать содействие деятельности по своему направлению федеральным органам исполнительной власти, а также помощь аналогичным комиссиям субъектов РФ, информировать по данной проблеме общественность. В состав Комиссии включены представители общественности, органов публичной власти.
Комиссия при Президенте РФ по делам инвалидов.
Образована Указом Президента РФ от
21 августа 2012 г. (до этого существовал Совет при Президенте с тем же названием). Тем же Указом утверждены Положение о Комиссии и ее состав (далее неоднократно обновлялся). Задачи
Комиссии очевидны и объединены необходимостью содействия Президенту РФ в проведении государственной политики в отношении инвалидов, определении способов, форм и этапов ее реализации. Председателем Комиссии является советник Президента РФ. В состав Комиссии входят ответственные сотрудники Администрации Президента РФ, заместители некоторых федеральных министров, депутаты Государственной Думы, представители ряда фондов и др.
Комиссия при Президенте РФ по делам ветеранов образована Указом Президента РФ от 21 августа 2012 г. с утверждением Положения о ней и состава Комиссии. Название Комиссии предопределяет ее задачи: по оказанию содействия Президенту РФ в объединении органов власти, различных организаций в решении вопросов, связанных с осуществлением социальной защиты ветеранов и пенсионеров. Председателем Комиссии является советник Президента РФ. В составе
Комиссии - ответственные работники Администрации Президента РФ, депутаты Государственной
Думы, заместители ряда федеральных министров, представители ветеранских организаций и др.
3. Администрация Президента Российской Федерации
Первый Президент РФ учредил для своего ближайшего окружения высокие государственные должности: Государственный секретарь РСФСР, Государственный советник РСФСР и др. В соответствии с распоряжением Президента от 30 ноября 1991 г. государственные советники оказывают Президенту консультативную и экспертную помощь по вопросам порученных им направлений деятельности. Они не вправе вмешиваться в оперативную деятельность органов государственной власти и управления, а также издавать распоряжения, обязательные для исполнения другими государственными и общественными органами. Указом Президента РФ от 6 мая 1992 г. должности государственных советников РСФСР преобразованы в должности советников Президента, которые и так уже существовали. Аналогично Президент поступил с должностью Государственного секретаря РСФСР, учрежденной для лица, руководившего кампанией по избранию Президента, - Г.Э. Бурбулиса, ставшего благодаря этому посту вторым лицом государства, фактическим руководителем Правительства в качестве первого заместителя его
Председателя. Указом от 6 мая 1992 г. должность Государственного секретаря РСФСР преобразуется в должность государственного секретаря при Президенте РСФСР. Это решение, даже наименование должности с маленькой, а не с большой буквы означали существенное снижение ее ранга. 26 ноября 1992 г. эта должность была упразднена.
С этого времени стала очевидной служебная роль соответствующих должностных лиц и подразделений
Администрации
Президента.
Разумеется, их влияние в государстве, государственном аппарате, да и в политике весьма значительно. С принятием Конституции РФ
1993 г. Администрация получила конституционный ранг (п. "и" ст. 83).
Что касается реальной роли Администрации, многое зависело от ее руководителя.
Например, в 1996 г. этот пост при Президенте Б.Н. Ельцине занял известный политик А.Б. Чубайс.
Он решил возвысить роль Администрации, усилить ее влияние на общественно-политические
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
238/543
процессы, сделать в сильной степени зависимой от нее федеральную исполнительную власть.
Указом Президента РФ от 2 октября 1996 г. было утверждено Положение об Администрации
Президента РФ. В нем как раз и отразились претензии Руководителя Администрации. В Положении было записано, что Администрация является "государственным органом, обеспечивающим деятельность Президента Российской Федерации", расширены многие ее возможности контроля в отношении иных органов, особенно органов исполнительной власти.
Депутаты Государственной Думы оспорили Указ Президента в Конституционном Суде РФ.
Однако в Положение об Администрации были внесены изменения, ограничивающие ее возможности, и депутаты отозвали свое обращение из Конституционного Суда. Но в Положении сохранилась характеристика Администрации как государственного органа, она воспроизведена и в
Указе Президента РФ от 25 марта 2004 г. "Об Администрации Президента Российской Федерации", а также в новом Положении об Администрации Президента Российской Федерации, утвержденном
Указом от 6 апреля 2004 г.
Структура Администрации все эти годы не раз изменялась. В связи с созданием новых подразделений Администрации указами Президента утверждаются положения о них. Вступивший в должность в 2008 г. третий Президент РФ не стал принимать новое Положение об Администрации и в основном сохранил ее структуру, ограничившись некоторыми незначительными, в том числе кадровыми, изменениями. Примерно так же поступил и Президент В.В. Путин: вступив в должность в 2012 г., в феврале 2013 г. он внес определенные изменения в Положение, кроме того, производились и структурные изменения в Администрации.
В соответствии с Положением Администрация является государственным органом, обеспечивающим деятельность Президента и осуществляющим контроль за исполнением его решений (п. 1).
Администрация Президента РФ формируется в целях (п. 4 Положения):
- обеспечения реализации Президентом полномочий главы государства;
- осуществления контроля за исполнением решений Президента;
- подготовки предложений Президенту о мерах, направленных на охрану суверенитета
Федерации, ее независимости и государственной целостности;
- содействия Президенту в определении основных направлений внутренней и внешней политики государства;
- разработки общей стратегии внешней политики государства, обеспечения реализации
Президентом его полномочий по руководству внешней политикой;
- разработки совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти и организациями общенациональных проектов и контроля за их реализацией;
- обеспечения деятельности Президента по решению кадровых вопросов, относящихся к его ведению, вопросов о награждении государственными наградами и присвоении почетных званий;
- содействия Президенту в решении вопросов, касающихся обеспечения прав и свобод человека и гражданина;
- содействия
Президенту в обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти;
- обеспечения реализации Президентом иных возложенных на него Конституцией РФ и федеральными законами полномочий.
Администрацией в целях обеспечения деятельности Президента осуществляются следующие функции: организация подготовки законопроектов для внесения их Президентом РФ в
Государственную Думу в порядке законодательной инициативы; организация подготовки поправок к законопроектам, принятым Государственной Думой; подготовка проектов заключений на законопроекты, принятые Государственной Думой; подготовка предложений о подписании
Президентом РФ федеральных конституционных законов и федеральных законов либо об их отклонении; подготовка, согласование и представление Президенту РФ проектов указов, распоряжений, поручений (перечней поручений) и обращений Президента РФ; обеспечение обнародования федеральных конституционных законов и федеральных законов, выпуск указов и распоряжений Президента РФ, а также иных документов, подписанных Президентом РФ;
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
239/543
осуществление контроля за исполнением федеральных конституционных законов и федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента РФ, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина), указов, распоряжений, других решений Президента РФ; обеспечение хранения официальных текстов (оригиналов) федеральных конституционных законов и федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ; организационное обеспечение реализации Президентом РФ его конституционных полномочий по осуществлению помилования; обеспечение реализации Президентом РФ его конституционных полномочий по решению вопросов гражданства Российской Федерации; подготовка проектов обращений Президента РФ в
Конституционный Суд РФ; подготовка материалов для ежегодных посланий Президента РФ
Федеральному Собранию и для его программных выступлений; подготовка предложений
Президенту РФ об обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов; содействие развитию местного самоуправления, совершенствованию общих принципов организации местного самоуправления; обеспечение взаимодействия Президента
РФ с политическими партиями, общественными и религиозными объединениями, профессиональными союзами, торгово-промышленными палатами, организациями предпринимателей и иными организациями; подготовка предложений Президенту РФ по определению основных направлений государственной молодежной политики и государственной политики в области патриотического воспитания; обеспечение диалога со структурами гражданского общества, содействие их развитию и укреплению; обеспечение взаимодействия
Президента РФ с государственными органами иностранных государств и их должностными лицами, с зарубежными политическими и общественными деятелями, с международными и иностранными организациями; обеспечение деятельности
Совета
Безопасности
РФ,
Государственного Совета РФ и других совещательных и консультативных органов при Президенте
РФ; содействие Президенту РФ в реализации его полномочий по кадровым вопросам; содействие
Президенту РФ в реализации его полномочий в области противодействия коррупции; содействие развитию цифровой инфраструктуры, применению информационно-коммуникационных технологий в государственном и муниципальном управлении; учет и анализ обращений граждан, а также объединений граждан, в том числе юридических лиц, представление соответствующих докладов Президенту РФ; сбор, обработка и анализ информации о социально-экономических и политических процессах в стране и за рубежом; подготовка, согласование и представление
Президенту РФ аналитических докладов, справок и иных необходимых документов.
Администрация при реализации возложенных на нее функций взаимодействует с Советом
Федерации, Государственной Думой, Правительством РФ, высшими и иными судами Российской
Федерации, Генеральной прокуратурой РФ, Следственным комитетом РФ, федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами государственной власти субъектов РФ и их аппаратами, органами местного самоуправления, а также с государственными органами иностранных государств и их должностными лицами, с российскими, международными и иностранными организациями.
В состав Администрации Президента входят (п. 3 Положения по состоянию на осень 2020 г.): Руководитель Администрации Президента РФ, два первых заместителя Руководителя
Администрации, три заместителя Руководителя Администрации, заместитель Руководителя
Администрации - пресс-секретарь Президента РФ, помощники Президента РФ, включая помощника Президента РФ - начальника Референтуры Президента РФ, помощников Президента
РФ - начальников управлений Президента РФ, руководитель протокола Президента РФ, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах, полномочные представители
Президента РФ в Совете Федерации, Государственной Думе, Конституционном Суде РФ,
Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, советники
Президента РФ, специальный представитель Президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта, специальный представитель Президента РФ по развитию торгово-экономических отношений с Украиной, старшие референты, референты Президента РФ и иные должностные лица Администрации; управления Президента РФ; иные самостоятельные
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
240/543
подразделения Администрации.
Самостоятельные подразделения Администрации состоят из департаментов. Предельная численность работников Администрации и ее смета утверждаются Президентом РФ.
В приложении к Указу "Об Администрации Президента Российской Федерации" дается перечень самостоятельных подразделений Администрации Президента, охватывающий как управления, так и иные структурные подразделения. В перечень самостоятельных подразделений включены: Аппарат Совета Безопасности РФ (на правах управления); аппараты полномочных представителей
Президента
РФ в федеральных округах
(на правах управления);
Государственно-правовое управление Президента РФ; Канцелярия Президента РФ (на правах управления); Контрольное управление Президента РФ; Референтура Президента РФ (на правах управления); Секретариат Руководителя Администрации Президента РФ (на правах управления);
Управление Президента РФ по внешней политике; Управление Президента РФ по внутренней политике; Управление Президента РФ по вопросам государственной службы и кадров; Управление
Президента РФ по государственным наградам; Управление Президента РФ по обеспечению конституционных прав граждан; Управление информационного и документационного обеспечения
Президента РФ; Управление Президента РФ по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами; Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций; Управление пресс-службы и информации Президента РФ; Управление протокола
Президента РФ; Экспертное управление Президента РФ; Управление Президента РФ по обеспечению деятельности Государственного Совета РФ; Управление Президента РФ по приграничному сотрудничеству; Управление Президента РФ по общественным связям и коммуникациям; Управление Президента РФ по научно-образовательной политике; Управление
Президента РФ по развитию информационно-коммуникационных технологий и инфраструктуры связи; Управление Президента РФ по общественным проектам; Управление Президента РФ по вопросам противодействия коррупции.
Согласно Положению общее руководство Администрацией осуществляет Президент РФ.
Президенту РФ в Администрации непосредственно подчиняются: Руководитель Администрации, первые заместители Руководителя Администрации, заместители Руководителя Администрации, заместитель Руководителя Администрации - пресс-секретарь Президента РФ, помощники
Президента РФ, включая помощников Президента РФ - начальников управлений Президента РФ, руководитель протокола Президента РФ, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах, полномочные представители Президента РФ в Совете Федерации,
Государственной Думе, Конституционном Суде РФ, советники Президента РФ, старшие референты и референты Президента РФ, Заместитель Председателя Совета Безопасности, Секретарь Совета
Безопасности РФ.
Президент РФ: назначает на должность и освобождает от должности в Администрации должностных лиц, непосредственно ему подчиненных, Уполномоченного при Президенте
Российской Федерации по правам ребенка, начальников управлений Президента РФ, руководителей иных самостоятельных подразделений Администрации, первого заместителя Секретаря Совета
Безопасности РФ, руководителя секретариата Заместителя Председателя Совета Безопасности РФ, заместителей Секретаря Совета Безопасности РФ, помощников Заместителя Председателя Совета
Безопасности РФ и помощников Секретаря Совета Безопасности РФ; определяет иных лиц в
Администрации, назначаемых на должность и освобождаемых от должности им непосредственно и подчиняющихся ему; утверждает положения об управлениях Президента
РФ, иных самостоятельных подразделениях Администрации.
Из Положения сложно понять всю систему иерархии в Администрации Президента РФ.
Более или менее ясно, что Руководитель Администрации, его первые заместители и заместители занимают высшие позиции. Далее следуют помощники Президента, но ранее они могли быть одновременно и заместителями Руководителя Администрации, последней редакцией Положения это не предусмотрено. Можно сделать вывод, что следующие "ступеньки" занимают полномочные представители Президента и советники Президента, но взаимное соотношение их "рангов" не ясно
(к тому же есть примеры, когда полномочный представитель Президента в федеральном округе