Файл: Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах, том второй 27. 04. 2023 Система гарант 1543 Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 2019
Скачиваний: 115
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
269/543
территории РФ, что оформляется постановлением Совета Федерации. Постановление Совета
Федерации в двухдневный срок со дня его принятия направляется Президенту.
5. Назначение выборов Президента Российской Федерации
Согласно п. "д" ч. 1 ст. 102 Конституции РФ назначение выборов Президента отнесено к прерогативе Совета Федерации. Основанием для осуществления данного полномочия является истечение срока пребывания Президента в должности, а также досрочное прекращение полномочий. Совет Федерации обязан назначить выборы в каждом случае законного прекращения полномочий Президента.
Выборы Президента назначаются на основании Федерального закона "О выборах
Президента Российской Федерации". Во всех случаях, когда Совет Федерации не назначит выборы, они назначаются и проводятся ЦИК РФ (подробнее см. разделы книги об избирательной системе и о Президенте РФ).
Проект постановления Совета Федерации о назначении выборов Президента РФ вносится на заседание палаты Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству.
6. Отрешение Президента Российской Федерации от должности
Это полномочие было отнесено к ведению Совета Федерации уже в изначальной редакции ст. 102 Конституции РФ. Но в редакции 2020 г. п. "е" ч. 1 ст. 102 сформулирован так: "Отрешение
Президента Российской Федерации от должности, лишение неприкосновенности Президента
Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий".
В Регламенте Совета Федерации данному вопросу посвящена ст. 168. В 2020 г. палата не внесла в нее процедурных изменений, связанных с рассмотрением второго положения. Это позволяет сделать вывод: оба вопроса могут рассматриваться в Совете по сходной процедуре.
Ее основные моменты (стадии) применительно к отрешению от должности Президента согласно ст. 168 Регламента палаты таковы. Совет Федерации начинает рассмотрение обвинения
Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления после получения постановления Государственной Думы о выдвижении обвинения (о рассмотрении данного вопроса в Государственной Думе см. § 2 настоящей главы) и заключения Верховного Суда
РФ о наличии в действиях Президента признаков соответствующего преступления. Вместе с постановлением Государственной Думы в Совет Федерации направляются заключение специальной комиссии, образованной Думой для оценки обоснованности обвинения, и стенограмма заседания Государственной Думы, на котором рассматривался вопрос о выдвижении обвинения (ст.
168 Регламента Совета Федерации).
После получения из Государственной Думы названных документов Председатель Совета
Федерации незамедлительно направляет постановление Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента и все связанные с этим обвинением документы в Комитет Совета
Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству и созывает заседание Совета Федерации для принятия решения о направлении запроса в Конституционный
Суд РФ о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против
Президента.
Вопрос об отрешении Президента от должности без обсуждения и голосования включается первым в повестку дня заседания Совета Федерации, созываемого Председателем Совета
Федерации в срок, не превышающий 72 часов с момента получения заключения Конституционного
Суда о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
Председатель Совета Федерации уведомляет Президента, Председателя Государственной
Думы, Председателя Правительства, Председателя Конституционного Суда, Председателя
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
270/543
Верховного Суда о дате проведения заседания Совета Федерации, на котором предполагается рассмотреть вопрос об отрешении Президента от должности, и приглашает указанных лиц на это заседание. На заседание Совета Федерации приглашаются также члены специальной комиссии, образованной Государственной Думой для оценки обоснованности обвинения, выдвинутого против
Президента.
Рассмотрение вопроса об отрешении Президента от должности на заседании Совета
Федерации начинается с сообщения Председателя Государственной Думы об основаниях выдвижения обвинения против Президента. Затем слово предоставляется Председателю
Конституционного Суда для оглашения заключения этого Суда о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения и Председателю Верховного Суда для оглашения заключения данного Суда о наличии в действиях Президента признаков преступления. После этого заслушивается заключение названного Комитета Совета Федерации. Президенту либо его представителю предоставляется слово по их желанию.
В соответствии с ч. 3 ст. 93 Конституции РФ решение Совета Федерации об отрешении
Президента от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности принимается тайным голосованием с использованием бюллетеней.
Решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа сенаторов, и оформляется постановлением Совета Федерации. Если за решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности не проголосовало необходимое число сенаторов, рассмотрение обвинения против
Президента прекращается, что оформляется постановлением Совета Федерации. Постановление
Совета Федерации незамедлительно доводится через СМИ до всеобщего сведения.
Как уже сказано, примерно в таком же порядке Совет Федерации рассмотрит и примет решение по вопросу о лишении неприкосновенности бывшего Президента РФ.
7. Назначение на должность по представлению Президента Российской Федерации
Председателя, заместителя Председателя и судей Конституционного Суда и Верховного Суда
Российской Федерации; прекращение по представлению Президента Российской Федерации
полномочий указанных лиц, а также еще ряда судей нижестоящего уровня
В начальной редакции п. "ж" ч. 1 ст. 102 Конституции РФ к ведению Совета Федерации было отнесено назначение на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ,
Высшего Арбитражного Суда РФ. Как известно, последний упразднен в 2014 г.
Редакция, приведенная в заголовке, отражает изменения, внесенные в Конституцию РФ в
2020 г. Она подчеркивает высокую роль Президента РФ в процессе приведения к должности перечисленных лиц, но в плане процедуры отражает то, что ранее уже было закреплено в законодательстве о Конституционном Суде и Верховном Суде РФ.
Для Верховного Суда РФ это правило отражено давно: Совет Федерации назначает по представлению Президента РФ не только судей, но и Председателя Верховного Суда, заместителей
Председателя, членов Президиума Верховного Суда РФ, председателя и членов Апелляционной коллегии Верховного Суда. По соответствующим кандидатурам должны быть представление
Председателя Верховного Суда РФ и положительное заключение Высшей квалификационной коллегии судей РФ.
На определенном этапе Совет Федерации назначал лишь судей Конституционного Суда, поскольку Председатель, заместитель Председателя и судья-секретарь избирались самим
Конституционным Судом тайным голосованием из состава назначенных судей. Изменениями, внесенными 2 июня 2009 г. в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде
Российской Федерации", должность судьи-секретаря Конституционного Суда упразднена, но стало два заместителя Председателя. И установлено, что Председатель Конституционного Суда РФ и оба
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
271/543
его заместителя назначаются на должность Советом Федерации, а кандидатуры также представляются Президентом РФ.
По новеллам 2020 г. Конституционный Суд состоит из 11 судей, включая Председателя Суда и его заместителя (ч. 1 ст. 125). Кандидатуры на все эти должности представляются Президентом
РФ.
Совет Федерации назначает также судей Экономического суда СНГ (п. 7 Положения об
Экономическом суде Содружества Независимых Государств, утвержденного Соглашением о статусе этого Суда от 6 июля 1992 г.).
Кандидатуры, представленные Президентом для назначения на должности судей названных судов, предварительно обсуждаются в Комитете Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, который готовит заключение по каждой кандидатуре. Кандидатуры в состав Экономического суда СНГ предварительно обсуждаются также в Комитете Совета Федерации по международным делам, который готовит заключение по каждой кандидатуре.
На заседании Совета Федерации заслушиваются заключения комитетов Совета Федерации по представленным кандидатурам. После обсуждения каждая кандидатура на должность судьи
Конституционного Суда, Верховного Суда, Экономического суда СНГ, представленная для назначения Президентом, включается в бюллетень для тайного голосования (т.е. отрицательное заключение комитета не является основанием для невключения кандидатуры в бюллетень). По решению Совета Федерации тайное голосование может быть проведено с использованием электронной системы. Назначенным на должность судьи названных судов считается лицо, получившее при голосовании большинство голосов от общего числа сенаторов. Назначение на должность судьи оформляется постановлением Совета Федерации.
Если кандидатура, представленная Президентом, не получит при голосовании необходимого числа голосов сенаторов, она отклоняется, что оформляется постановлением Совета Федерации.
Специального голосования для принятия указанного постановления не требуется. В соответствии с п. 6 ст. 175 Регламента Совета Федерации при отклонении Советом Федерации кандидатур, представленных Президентом для назначения на должности судей, Совет Федерации может принять постановление с предложением Президенту о проведении консультаций с целью преодоления возникших разногласий.
Указанное постановление в трехдневный срок
Председателем Совета Федерации направляется Президенту. Для проведения консультаций Совет
Федерации образует группу из сенаторов либо поручает проведение консультаций Председателю
Совета Федерации.
Назначенные судьи Конституционного Суда приводятся к присяге Председателем Совета
Федерации на заседании палаты. По другим назначенным судьям Регламент палаты предусматривает следующее: после оглашения результатов голосования Председатель Совета
Федерации вручает на заседании палаты каждому лицу, назначенному на должность судьи, копию постановления Совета Федерации о его назначении.
Назначение на должность Председателя и заместителей Председателя Верховного Суда, членов Президиума Верховного Суда, председателя и членов коллегий Верховного Суда осуществляется в порядке, установленном Регламентом Совета Федерации для назначения на должность судей этих судов; в принципе это относится и к порядку назначения на должность
Председателя и заместителя Председателя Конституционного Суда РФ.
Вопросы досрочного прекращения полномочий судей Конституционного Суда РФ могли разрешаться
Советов
Федерации в случае совершения действий
(деятельности), не соответствующей законодательству, по представлению Конституционного Суда РФ. Вопросы досрочного прекращения полномочий судей Верховного Суда РФ и тем более иных высших звеньев судебной системы не рассматривались Советом Федерации.
Теперь, по новеллам 2020 г., в ч. 1 ст. 102 Конституции РФ включен п. "л", к ведению
Совета Федерации отнесено: "прекращение по представлению Президента Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий
Председателя
Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
272/543
Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации,
Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного
Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий".
Анализ этого нововведения позволяет увидеть не только повышение роли Совета
Федерации, который ранее таких вопросов не рассматривал, и соответственно подготовку их
Президентом РФ, который подобные вопросы представляет на рассмотрение Совета Федерации. Не менее значимо и то, что предполагается более тщательная проработка таких вопросов перед их внесением на рассмотрение Президента РФ и Совета Федерации, в чем можно видеть дополнительные гарантии для судьи, которого коснется такая "линия судьбы".
В соответствии со ст. 11 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в
Российской Федерации" Совет Федерации назначает 10 членов Высшей квалификационной коллегии судей РФ - представителей общественности, а также прекращает их полномочия, в том числе досрочно в случаях совершения ими порочащего поступка, а также систематического неисполнения обязанностей члена квалификационной коллегии.
8. Проведение консультаций по предложенным Президентом Российской Федерации
кандидатурам на должности Генерального прокурора Российской Федерации, его
заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных
прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации
В рассмотрении этого полномочия Совета Федерации мы исходим из того, что записано сейчас в п. "з" ч. 1 ст. 102 Конституции РФ в редакции 2020 г. Этот пункт несколько раз претерпевал изменения. В начальной редакции (при принятии Конституции РФ) было записано, что к ведению Совета Федерации отнесено назначение на должность и освобождение от должности
Генерального прокурора РФ. В редакции от 5 февраля 2014 г. к ведению Совета Федерации отнесено назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ и заместителей Генерального прокурора РФ (хотя Закон о прокуратуре говорил о первом заместителе и заместителях Генерального прокурора РФ, порядок их приведения к должности и освобождения от нее являлся единым). Кандидатуру на должность Генерального прокурора представлял Совету
Федерации Президент. По его поручению в этих целях на заседании палаты обычно выступал полномочный представитель Президента в Совете Федерации.
Как мы могли видеть ранее при рассмотрении полномочий Президента РФ и теперь вновь видим, по новеллам 2020 г., Совет Федерации не назначает Генерального прокурора РФ, его заместителей и других высших лиц этой "иерархии", а лишь проводит консультации, назначение осуществляет Президент РФ. В соответствии с новой редакцией (2020 г.) Закона о прокуратуре все соответствующие материалы перед консультациями Совету Федерации направляются Президентом
РФ.
В Законе о прокуратуре было предусмотрено, что Генеральный прокурор РФ ежегодно представляет палатам Федерального Собрания и Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению; поправками от 4 ноября 2005 г. добавлено, что Совету Федерации указанный доклад Генеральный прокурор представляет лично на заседании палаты. Теперь же, в 2020 г., об этом сказано в Конституции РФ: п. "м" ч. 1 ст. 102 относит к ведению Совета Федерации "заслушивание ежегодных докладов
Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в
Российской Федерации".
9. Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
273/543
Российской Федерации и половины от общего числа аудиторов по представлению Президента
Российской Федерации
Данное полномочие Совета Федерации в приведенной редакции появилось в п. "и" ч. 1 ст.
102 Конституции РФ в 2020 г. По прежней редакции Совет Федерации назначал на должность и освобождал от должности заместителя Председателя Счетной палаты, а Председатель назначался и освобождался от должности Государственной Думой. В чем причина этой "рокировки"? Рискнем высказать суждение: прохождение кандидатуры на пост Председателя Счетной палаты в
Государственной Думе может быть более "дискуссионным", чем в Совете Федерации.
Надо сказать, что при учреждении Счетной палаты сначала вопросы ее формирования обсуждались внутри палат Федерального Собрания, они находили соответствующие кандидатуры.
Но со временем Президент РФ стал более ощутимо участвовать в этом процессе, согласованные в палатах кандидатуры представлялись ему и уже от него официально вносились на рассмотрение палат. Это было отражено в Федеральном законе 2013 г. "О Счетной палате Российской
Федерации", а теперь и в Конституции РФ.
10. Проведение консультаций по предложенным Президентом Российской Федерации
кандидатурам руководителей федеральных органов исполнительной власти
Освещая полномочия Президента РФ, мы уже обращали внимание на то, что по одним высшим должностям - членов Правительства РФ он обращается в Государственную Думу, она утверждает соответствующих лиц, а Президент далее назначает их; по другим должностям
Президент обращается за консультациями в Совет Федерации и, получив его положительное мнение, назначает этих лиц.
Соответственно в 2020 г. в ч. 1 ст. 102 Конституции включен п. "к", в котором полномочие
Совета Федерации сформулировано как "проведение консультаций по предложенным Президентом
Российской Федерации кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности".
Напомним, что в названной сфере ощутимую роль играют ряд федеральных служб
(например, безопасности, внешней разведки, охраны), федеральных агентств (например, такой статус придан Управлению делами Президента РФ), их руководители не являются членами
Правительства РФ. Наделение Совета Федерации правом консультаций по таким лицам очевидно свидетельствует о повышении роли палаты.
11. Назначение Советом Федерации на должность и освобождение от должности членов
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
В ст. 12 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан
Российской Федерации" 1994 г. впервые было предусмотрено, что Совет Федерации назначает пять из 15 членов ЦИК РФ (соответственно еще по пять назначают Государственная Дума и Президент).
В Законе об основных гарантиях избирательных прав 1997 г., а также в действующем одноименном
Федеральном законе 2002 г. эта норма сохранена: пять членов ЦИК РФ назначаются Советом
Федерации из числа кандидатур, предлагаемых законодательными (представительными) органами и высшими должностными лицами субъектов РФ.
Согласно Регламенту Совета Федерации по кандидатурам, предложенным для назначения на должности членов ЦИК РФ, Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера формирует списки кандидатур