Файл: Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах, том второй 27. 04. 2023 Система гарант 1543 Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 2018

Скачиваний: 115

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
274/543
по группам субъектов РФ в порядке, устанавливаемом постановлением Совета Федерации. По решению Совета Федерации может быть проведено обсуждение предложенных кандидатур.
По кандидатурам, предложенным для назначения на должности членов ЦИК РФ, проводится тайное голосование - в один или в два этапа. Голосование проводится в один этап, если в каждом из списков кандидатур, сформированных по группам субъектов РФ, представлено не более одной кандидатуры. Голосование проводится по каждой кандидатуре отдельно в порядке, предусмотренном Регламентом Совета Федерации. Если хотя бы в одном из списков кандидатур, сформированных по группам субъектов РФ, представлено более одной кандидатуры, голосование проводится в два этапа.
На первом этапе проводится тайное голосование по установлению очередности включения кандидатур из списков, сформированных по группам субъектов РФ, в списки (бюллетени) для тайного голосования по назначению на должности членов ЦИК РФ. По результатам голосования на первом этапе кандидатуры в списках, сформированных по группам субъектов РФ, располагаются в порядке убывания числа голосов, поданных за каждую из кандидатур. Голосование на втором этапе проводится в один тур или в несколько туров и считается законченным, когда назначены все пять членов ЦИК РФ и проведено голосование по всем предложенным кандидатурам.
Назначенным на должность члена ЦИК РФ считается лицо, получившее при голосовании большинство голосов от общего числа сенаторов. Назначение оформляется постановлением Совета
Федерации.
Решение об освобождении от должности члена ЦИК РФ принимается тайным голосованием.
Член ЦИК РФ считается освобожденным от должности, если за освобождение его от должности проголосовало более половины от общего числа сенаторов. Решение об освобождении от должности члена ЦИК РФ оформляется постановлением Совета Федерации.
12. Право Совета Федерации на участие в парламентском расследовании
В последние годы расширяется роль палат Федерального Собрания РФ в государственной жизни. Им предоставляются возможности, в принципе ограниченные для парламентских учреждений, однако прежде не отраженные в российском законодательстве. Прежде всего в этом плане мы уже отмечали ранее право Совета Федерации и Государственной Думы на проведение парламентских расследований.
После появления Федерального закона "О парламентском расследовании Федерального
Собрания Российской Федерации" Совет Федерации постановлением от 24 марта 2006 г. включил в свой Регламент гл. 7.1 "Порядок участия Совета Федерации в парламентском расследовании
Федерального Собрания Российской Федерации".
Если обе палаты решили проводить парламентское расследование, они на паритетных началах формируют комиссию, состоящую из сенаторов и депутатов Государственной Думы, и избирают ее сопредседателей. Комиссия формируется на время проведения парламентского расследования и после его завершения распускается.
Основные положения, касающиеся процедуры парламентского расследования, устанавливаются названным Федеральным законом. Однако комиссия вправе принять регламент парламентской комиссии по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования, устанавливать правила проведения парламентского расследования, которые не должны противоречить данному Федеральному закону и иным федеральным законам.
Для изучения отдельных фактов и обстоятельств, а также для выезда в случае необходимости на место расследуемого комиссией события могут создаваться рабочие группы, в состав которых, как правило, на паритетных началах входят члены комиссии - сенаторы и депутаты
Государственной Думы.
По результатам парламентского расследования готовится итоговый доклад комиссии, который направляется в палаты Федерального Собрания. Палаты в течение одного месяца


Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
275/543
рассматривают и утверждают итоговый доклад. В случае если итоговый доклад не утвержден хотя бы одной из палат, деятельность комиссии прекращается.
13. Право Совета Федерации на участие в законотворческой деятельности
Одно из ключевых прав Совета Федерации - участие в законодательном процессе на федеральном уровне. Принятые Государственной Думой федеральные законы направляются в
Совет Федерации, который их либо одобряет, либо отклоняет (ст. 105 Конституции РФ). Более подробно порядок осуществления данного полномочия Советом Федерации рассмотрен в гл. 29 настоящего учебного курса.
У Совета Федерации есть право законодательной инициативы, т.е. право внесения своих проектов законов в Государственную Думу.
Разновидностью возможностей Совета Федерации как в законодательном процессе, так и в экономико-финансовой сфере является его участие в рассмотрении и утверждении федерального бюджета. Детально вопросами федерального бюджета занимается Государственная Дума. Вместе с тем согласно ст. 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой законы по ряду направлений, в том числе и по вопросам федерального бюджета.
14. Вопросы внешней политики и межпарламентского сотрудничества, международная
деятельность
Вопросы международных отношений Российской Федерации в различных аспектах могут быть предметом внимания Совета Федерации. Так, обязательно рассмотрение Советом Федерации принятых Государственной Думой федеральных законов по вопросам ратификации и денонсации международных договоров (п. "г" ст. 106 Конституции РФ).
Совет Федерации рассматривает практически любые вопросы внешней политики государства. В его Регламенте имеется специальная гл. 28 "Порядок рассмотрения Советом
Федерации вопросов внешней политики и межпарламентского сотрудничества". В одних случаях соответствующие шаги Президента или Правительства напрямую связаны с решениями Совета
Федерации (например, по использованию военных контингентов за границей). В других случаях
Совет Федерации, скорее по собственной инициативе, выражает свое отношение к международным проблемам, обсуждая их на заседаниях и тем более принимая постановления, заявления и обращения. Это, конечно, влияет на деятельность других органов, хотя в принципе решения палаты и не являются для них обязательными.
Совет
Федерации сотрудничает с парламентами иностранных государств и международными парламентскими организациями. Основные направления межпарламентского сотрудничества ежегодно утверждаются палатой. Проект основных направлений готовится
Аппаратом Совета Федерации, предварительно рассматривается Комитетом Совета Федерации по международным делам, Комитетом Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности (в части финансового обеспечения), которые учитывают предложения других комитетов Совета Федерации, и после согласования с комитетами Совета Федерации представляется Совету палаты.
Совет Федерации может заключать соглашения о межпарламентском сотрудничестве и осуществлять обмен парламентскими делегациями. Указанные соглашения заключаются в порядке, предусмотренном соответствующим положением, утверждаемым
Председателем
Совета
Федерации. Проект указанного положения готовит Комитет Совета Федерации по международным делам.
Совет палаты по представлению Председателя Совета Федерации, а также Комитета Совета
Федерации по международным делам утверждает согласованное с Советом Государственной Думы положение о российских частях межпарламентских комиссий по двустороннему сотрудничеству


Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
276/543
Федерального Собрания РФ с парламентами государств - участников СНГ.
Совет Федерации представлен во многих двухсторонних и многосторонних органах межпарламентского сотрудничества, в ряде случаев вместе с Государственной Думой (например, в
Парламенте Союзного государства Беларуси и России, Парламентской Ассамблее Совета Европы,
Межпарламентской Ассамблее Евразийского экономического сообщества, Межпарламентской
Ассамблее государств - участников СНГ, в межпарламентских комиссиях (парламентских группах) по двухстороннему сотрудничеству с парламентами государств - участников СНГ, в
Межпарламентском союзе и др.).
15. Согласование с Советом Федерации назначения и отзыва дипломатических
представителей
Полномочия Совета Федерации по вопросам назначения и отзыва дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях обусловлены п. "м" ст. 83 Конституции РФ. Здесь указано, что назначение и отзыв дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях осуществляются Президентом РФ после консультаций с соответствующими комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания. Следовательно, в данном вопросе у Совета Федерации и Государственной Думы равные возможности.
Соответствующие представления вносятся в Совет Федерации МИД России и рассматриваются его комитетами по международным делам и по делам СНГ. Комитеты могут запросить дополнительные сведения о кандидате для назначения дипломатическим представителем или по вопросу об отзыве дипломатического представителя.
Комитет по международным делам на своем заседании в присутствии (по согласованию с
МИД России) кандидата, которого предлагается назначить дипломатическим представителем, или дипломатического представителя, которого предлагается отозвать, а также с участием представителя МИД России рассматривает представление и дает заключение. Оно в трехдневный срок после заседания комитета палаты направляется Президенту и в МИД России.
16. Обращение Совета Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации
Согласно Конституции РФ и Федеральному конституционному закону "О Конституционном
Суде Российской Федерации" Совет Федерации может обратиться в Конституционный Суд:
- с запросами о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов
Президента, Государственной Думы, Правительства; конституций, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам ведения Российской Федерации; договоров между органами власти Российской Федерации и ее субъектов, договоров между органами власти субъектов РФ; не вступивших в силу международных договоров РФ;
- ходатайствами о разрешении споров о компетенции между Советом Федерации и федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ;
- запросами о толковании Конституции РФ;
- запросами о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
По ст. 212 Регламента Совета Федерации предложение об обращении палаты в
Конституционный Суд может вноситься на ее рассмотрение комитетом, Председателем Совета
Федерации или группой сенаторов РФ численностью не менее 10 человек.
Проект постановления Совета Федерации, проект запроса или ходатайства в
Конституционный Суд, иные документы и материалы предварительно обсуждаются в Комитете
Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, который готовит по ним заключение.
Кандидатуры для назначения представителя (представителей) Совета Федерации при


Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
277/543
рассмотрении обращения Совета Федерации в Конституционном Суде РФ по согласованию с названным Комитетом вносит комитет Совета Федерации, Председатель Совета Федерации или группа сенаторов РФ численностью не менее 10 человек, являющиеся инициаторами предложения об обращении Совета Федерации в Конституционный Суд.
Согласно ч. 2 ст. 125 Конституции РФ запрос о соответствии Конституции РФ предусмотренных в указанной статье нормативных актов и договоров может быть направлен в
Конституционный Суд, помимо самой палаты, также одной пятой сенаторов. В этом случае запрос подписывается сенаторами, направляющими его в Конституционный Суд, с указанием фамилии, имени, отчества каждого сенатора и наименования представляемого им субъекта РФ.
Надо также обратить внимание на то, что нормативные акты самого Совета Федерации тоже могут быть оспорены в Конституционном Суде РФ на предмет соответствия Основному закону РФ.
Это было закреплено (и осталось) в п. "а" ч. 2 ст. 125 Конституции РФ. В редакции п. "а" и "б" ч. 4, отраженной в поправках 2020 г., закреплено, что Конституционный Суд проверяет по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод, а также по запросам судов конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в ст. 125. В Федеральном конституционном законе "О
Конституционном Суде Российской Федерации" (п. 3 и 3.1 ч. 1 ст. 3) все "иные нормативные акты" перечислены, в их числе указаны и акты Совета Федерации (подробнее этих вопросов мы коснемся при освещении статуса Конституционного Суда РФ).
1   ...   32   33   34   35   36   37   38   39   ...   72

§ 2. Полномочия Государственной Думы
При освещении полномочий Государственной Думы мы вновь просим понимания читателей, поскольку неизбежны обращения к некоторым нормам, которых мы касались при рассмотрении статуса Президента РФ.
1. Утверждение по представлению Президента Российской Федерации кандидатуры
Председателя Правительства Российской Федерации. Утверждение по представлению
Председателя Правительства Российской Федерации кандидатур заместителей Председателя
Правительства Российской Федерации и федеральных министров, за исключением
указанных в п. "д.1" ст. 83 Конституции Российской Федерации
Эти полномочия отнесены к ведению Государственной Думы новеллами 2020 г. - п. "а" и п.
"а.1" ч. 1 ст. 103. В прежней редакции был только п. "а" ч. 1 ст. 103, который гласил, что к ведению
Государственной Думы относится "дача согласия на назначение Председателя Правительства
Российской Федерации".
Как видим, новый порядок отражен в ст. 103 в отношении как главы Правительства, так и членов Правительства - заместителей Председателя и федеральных министров, кроме тех министров, кого часто относят к так называемому "силовому блоку", и как уже было сказано, таких министров Президент назначает после консультаций с Советом Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 111 Конституции РФ в редакции 2020 г. Президент вносит предложение по кандидатуре Председателя не позднее двухнедельного срока после своего вступления в должность или после отставки Правительства либо в течение недели со дня отклонения внесенной кандидатуры Государственной Думой или освобождения Президентом РФ от должности либо отставки Председателя Правительства РФ.
Как можно видеть, в новой редакции обозначены два вида сроков для внесения кандидатуры
Президентом: две недели после его вступления в должность или после отставки Правительства; одна неделя - этот срок имеет место при отклонении Думой первого предложения Президента по кандидатуре Председателя либо в ситуации, когда Президент освободил от должности или же принял отставку Председателя Правительства. Логика различения сроков понятна - при вступлении в должность Президента все прежнее Правительство слагает свои полномочия, так же как и при отставке всего Правительства в процессе работы, и глава государства вынужден думать не только о