Файл: Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах, том второй 27. 04. 2023 Система гарант 1543 Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 2021

Скачиваний: 115

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
278/543
Председателе, но и о всем Правительстве, значит, требуется больше времени; если же уходит только Председатель, а Правительство в целом остается, понадобится меньше времени для подбора новой кандидатуры.
В соответствии с ч. 3 ст. 111 Конституции РФ и со своим Регламентом палата рассматривает кандидатуру, представленную Президентом, в течение недели со дня внесения представления. Как сказано в ст. 145 Регламента Государственной Думы, Президент РФ либо его полномочный представитель официально представляет кандидатуру на заседании Государственной Думы.
Кандидат на пост Председателя Правительства РФ представляет Думе программу основных направлений деятельности будущего Правительства РФ. По мнению первого Председателя
Государственной Думы Г.Н. Селезнева, она должна давать согласие прежде всего на программу претендента на пост Председателя, а затем уже обсуждать его профессиональные и прочие возможности реализовать такую программу. После этого претендент отвечает на вопросы депутатов (не более 30 минут). Затем представители фракций (но не любые депутаты!) высказываются за выдвинутую кандидатуру или против нее.
В Регламенте Государственной Думы предусматривалось, что решение о даче согласия на назначение Председателя Правительства РФ по усмотрению Государственной Думы принимается тайным голосованием - путем подачи бюллетеней или с применением электронной системы подсчета голосов (ст. 146). 15 апреля 1998 г. Государственная Дума дополнила норму и предусмотрела возможность принятия решения открытым голосованием, если за это выскажется большинство от общего числа депутатов. В практике Государственной Думы применялись разные виды голосования. Надо полагать, что все эти правила могут быть применены и при утверждении
Думой кандидатуры на пост Председателя Правительства, как теперь требуется.
Если в первый раз кандидатура Председателя не утверждена Думой, следующее представление Президента по кандидатуре главы Правительства, как уже сказано, вносится в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.
Палата записала еще в первом своем Регламенте 1994 г., что Президент РФ вносит на согласование палаты "новую" кандидатуру. Эту норму повторили и в действующем Регламенте
1998 г.: в случае отклонения Государственной Думой кандидатуры на должность Председателя
Правительства РФ Президент РФ в течение недели со дня ее отклонения вносит предложение о "новой" кандидатуре (ст. 14). То есть Дума как бы подчеркнула, что после своего отрицательного мнения о представленной Президентом РФ кандидатуре не следует вносить ее повторно. Но мнение
Думы не является обязывающим для Президента РФ. Согласно толкованию ч. 4 ст. 111
Конституции РФ, данному в постановлении Конституционного Суда РФ от 11 декабря 1998 г.,
Президент РФ вправе по своему усмотрению вносить как одну и ту же кандидатуру на должность
Председателя Правительства РФ три раза, так и каждый раз новую кандидатуру.
После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства
Думой Президент РФ назначает Председателя Правительства (ч. 4 ст. 111 Конституции РФ). В начальной редакции ч. 4 говорилось, что при этом Президент "распускает Государственную Думу и назначает новые выборы". В редакции 2020 г. этот вопрос оставлен на усмотрение Президента: он "
вправе распустить
(выделено мной. - С.А.) Государственную Думу и назначить новые выборы".
Как уже было сказано, п. "а.1" ч. 1 ст. 103 Конституции к ведению Государственной Думы отнесено "утверждение по представлению Председателя Правительства Российской Федерации кандидатур заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, за исключением федеральных министров, указанных в пункте "д.1" статьи 83
Конституции Российской Федерации".
Это принципиально новое положение. Ранее, как уже видел читатель, Государственная Дума давала согласие Президенту РФ лишь на кандидатуру Председателя Правительства, а затем весь его состав утверждался (назначался) указом Президента.
Теперь помимо приведенного п. "а.1" в Конституцию включены также ч. 3, 4 и 5 ст. 112. Они предусматривают следующее.
Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой, назначаются на должность Президентом РФ.


Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
279/543
Причем он не вправе отказать в назначении на должность названных лиц, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой (ч. 3).
Часть 4 свидетельствует о том, что у Думы есть право не согласиться: после трехкратного отклонения Государственной Думой представленных кандидатур заместителей Председателя
Правительства РФ, федеральных министров Президент РФ вправе назначить заместителей
Председателя и федеральных министров из числа кандидатур, представленных Председателем
Правительства РФ. Более того, там же предусмотрено: если после трехкратного отклонения
Государственной Думой представленных кандидатур более одной трети должностей членов
Правительства РФ (за исключением должностей федеральных министров, указанных в п. "д.1" ст.
83 Конституции РФ) остаются вакантными, Президент вправе распустить Государственную Думу и назначить новые выборы.
Наконец, в ч. 5 ст. 112 записано, что во всех случаях возникновения, скажем так, "кризисных ситуаций", в том числе и при роспуске Государственной Думы, Президент назначает соответственно заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров по представлению Председателя Правительства РФ (напомним, что для федеральных министров "силового блока" утверждения Думой не предусматривается, Президент назначает их после консультаций с Советом Федерации).
2. Решение Государственной Думой вопроса о доверии Правительству Российской Федерации
К ведению Государственной Думы относится решение вопроса о доверии Правительству (п.
"б" ч. 1 ст. 103 Конституции РФ). Согласно ч. 3 и 4 ст. 117 Конституции РФ Государственная Дума может решать вопросы о недоверии или о доверии Правительству. Федеральный конституционный закон от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" наряду с категориями доверие и недоверие говорит также об отказе в доверии Правительству (ст. 35). По сути это взаимосвязанные категории, различие можно видеть в процедурных моментах. Недоверие
Правительству выражается Государственной Думой по инициативе внутри палаты (если более половины депутатов проголосовали за недоверие, это ведь означает также и отказ в доверии).
Вопрос о доверии ставит перед Думой само Правительство РФ; если более половины депутатов выскажутся "за" - это доверие; не будет более половины "за" - отказ в доверии. Тем не менее в
Регламенте Государственной Думы (п. 2 ст. 154) (пока) говорится: если решение о доверии не принимается, на голосование ставится вопрос об отказе в доверии Правительству (кстати, сама соответствующая глава Регламента Государственной Думы - гл. 18 - называется "Рассмотрение вопросов, связанных с доверием Правительству Российской Федерации").
Государственная Дума выражает недоверие (доверие) в целом по отношению к
Правительству, однако не имеет такого права по отдельным членам Правительства. При обсуждении проекта поправок к Конституции РФ в 2020 г. поступали предложения об отражении такой возможности Государственной Думы. Они не прошли. Но как бы косвенный отклик можно видеть в том, что в ст. 117 Конституции после ч. 3 и 4, говорящих о праве Государственной Думы на выражение недоверия или доверия Правительству РФ, включена ч. 4.1, она гласит:
"Председатель Правительства Российской Федерации, Заместитель Председателя Правительства
Российской Федерации, федеральный министр вправе подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации". Это как бы означает: если в Государственной
Думе была ощутимая критика в адрес кого-то из названных лиц, вполне можно ожидать добровольную или инициированную их отставку, она поможет разрешить конфликт с депутатами.
Государственная Дума может выразить недоверие Правительству большинством от общего числа депутатов, т.е. требуется минимум 226 голосов (ч. 3 ст. 117 Конституции РФ). Согласно
Регламенту палаты предложение о выражении недоверия Правительству может вносить группа численностью не менее одной пятой от общего числа депутатов Государственной Думы. Любые депутаты могут подписаться под предложением вне зависимости от принадлежности к фракциям.
Это не мешает депутатскому объединению (фракции) определить свое отношение к недоверию и


Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
280/543
дать рекомендации депутатам.
Мотивированное предложение о выражении недоверия Правительству вносится в Совет
Государственной Думы в письменной форме с приложением проекта постановления палаты и списка депутатов Государственной Думы - инициаторов выражения недоверия. В списке указываются наименования фракций, проставляются дата и личные подписи депутатов.
Государственная Дума рассматривает вопрос о выражении недоверия Правительству в недельный срок после его внесения. Председатель Правительства, а в его отсутствие один из заместителей Председателя, исполняющий его обязанности, вправе выступить на заседании Думы с заявлением в связи с внесенным предложением о выражении недоверия. В ходе обсуждения этого предложения депутаты задают вопросы Председателю и другим членам Правительства, высказываются за выражение недоверия Правительству или против этого; преимущественное право на выступление принадлежит представителям фракций.
Обсуждение прекращается по предложению, одобренному большинством голосов депутатов, принявших участие в голосовании. Если в ходе обсуждения указанного вопроса депутаты - инициаторы выражения недоверия Правительству отзывают свои подписи и при этом численность депутатов, внесших предложение о выражении недоверия Правительству, становится менее одной пятой от общего числа депутатов Думы, то вопрос о выражении недоверия Правительству исключается из порядка работы палаты без дополнительного голосования.
Последствия выражения недоверия уже известны читателю: согласно ч. 3 ст. 117
Конституции РФ Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Государственной Думы. Если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.
При втором виде голосования Государственной Думы - о доверии Правительству - инициатива, как уже отмечено, исходит от самого Правительства. Его Председатель может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. Представление должно быть мотивировано. Согласно новой редакции ч. 4 ст. 117 вопрос о доверии подлежит рассмотрению Государственной Думой в течение семи дней. Если Дума отказывает в доверии
Правительству РФ, Президент РФ в течение семи дней вправе принять решение об отставке
Правительства РФ или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов. По смыслу приведенных слов получается, что Президент может не принять ни того, ни другого решения, поскольку далее в ч. 4 говорится: "В случае если Правительство Российской Федерации в течение трех месяцев повторно поставит перед Государственной Думой вопрос о доверии, а
Государственная Дума в доверии Правительству Российской Федерации откажет, Президент
Российской Федерации
принимает решение
(выделено мной. - С.А.) об отставке Правительства
Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов".
В практике Государственной Думы первых лет ее работы не раз были попытки поставить на голосование вопрос о недоверии Правительству, но в основном безуспешные. Лишь однажды, в
1995 г., Дума проголосовала за выражение недоверия Правительству. И тут она столкнулась с новым пассажем. Уже на следующий день Правительство поставило перед ней требование: голосовать за доверие, поскольку оно не может работать в ненормальной обстановке ожидания трех месяцев повторного вотума недоверия. Конфликт удалось уладить. Но Дума учла урок и внесла в свой Регламент новые и весьма примечательные правила: если Председатель
Правительства поставит перед Думой вопрос о доверии Правительству в период внесения либо рассмотрения депутатами предложения о выражении недоверия Правительству, первым рассматривается предложение депутатов Государственной Думы о выражении недоверия. В случае принятия Государственной Думой постановления о недоверии Правительству и объявления
Президентом о несогласии с решением Думы представление Председателя Правительства о доверии рассматривается по истечении трех месяцев со дня его внесения. Таким образом, теперь представлением о голосовании доверия нельзя отодвинуть вопрос о недоверии.
3. Заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его


Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
281/543
деятельности
Законом о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. ст. 103 и 114 Конституции были дополнены положением о том, что Государственная Дума ежегодно заслушивает отчеты
Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным
Государственной Думой. В связи с этим 25 февраля 2009 г. Регламент Государственной Думы был дополнен гл. 18.1, определяющей порядок рассмотрения такого отчета.
Установлено (ст. 154.2), что ежегодно фракции направляют в Комитет Государственной
Думы по контролю и Регламенту вопросы о деятельности Правительства РФ. Срок представления вопросов в указанный Комитет и количество вопросов от каждой фракции устанавливаются
Советом Государственной Думы. Перечень вопросов от фракции утверждается решением фракции.
Названный Комитет обобщает поступившие вопросы и формирует перечень вопросов
Государственной Думы о деятельности Правительства РФ, который направляет в Совет
Государственной Думы. Утвержденный Советом перечень вопросов Государственной Думы о деятельности Правительства РФ направляется в Правительство РФ.
В приведенных положениях Регламента несколько озадачивает то, что Совет
Государственной Думы устанавливает количество вопросов от каждой фракции, передаваемых в
Правительство. Поскольку у одной партии в составе Совета Государственной Думы превалирующее большинство, нельзя исключать того, что количество вопросов от фракций, настроенных оппозиционно, будет уменьшено. Кроме того, хотя и очевидно, что для всех 450 депутатов
Государственной Думы нереально задать вопросы Правительству, все же можно было бы установить, что Совет Думы собирает помимо вопросов от фракций вопросы, задаваемые индивидуально депутатами, и передает их в Правительство. На вопросы от фракций Правительство обязано дать ответы. На вопросы остальных депутатов оно могло бы дать ответы по своему усмотрению, учитывая важность вопросов, проявляя внимание к депутатам независимо от их фракционной принадлежности.
Согласно Регламенту Государственная Дума рассматривает вопрос о ежегодном отчете
Правительства РФ о результатах его деятельности в период весенней сессии. Дума на своем заседании заслушивает Председателя Правительства РФ. Депутаты вправе задавать вопросы
Председателю Правительства РФ, высказывать свое мнение о деятельности Правительства РФ. При этом преимущественное право на выступление принадлежит представителям фракций. По итогам рассмотрения Государственная Дума принимает постановление.
По итогам рассмотрения ежегодного отчета Правительства РФ о результатах его деятельности Государственная Дума принимает постановление, проект которого готовит и вносит на рассмотрение палаты Комитет Государственной Думы по контролю и Регламенту.
1   ...   33   34   35   36   37   38   39   40   ...   72

4. Рассмотрение вопросов, связанных с взаимоотношениями Государственной Думы и
Центрального банка Российской Федерации (Банка России)
В соответствии с п. "г" ч. 1 ст. 103 Конституции РФ к ведению Государственной Думы относятся назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ. При реформе 2020 г. далее был добавлен п. "г.1": "Заслушивание ежегодных отчетов
Центрального банка Российской Федерации".
На деле полномочий у Думы в банковской сфере гораздо больше. Они отражены в
Федеральном законе "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", а в Регламент
Государственной Думы включена гл. 21 "Порядок рассмотрения вопросов, связанных с взаимоотношениями Государственной Думы и Центрального банка Российской Федерации (Банка
России)".
В соответствии с п. "г" ст. 83 Конституции РФ кандидатура на должность Председателя
Банка России представляется Государственной Думе Президентом РФ. Делается это не позднее чем за три месяца до истечения срока полномочий Председателя Центрального банка (ст. 167

Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
282/543
Регламента Государственной Думы). Кандидатура предварительно рассматривается на заседании
Комитета Государственной Думы по финансовому рынку. Данный Комитет вносит проект постановления Государственной Думы по указанному вопросу на рассмотрение палаты.
Согласно ст. 14 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке
России)" в случае отклонения Государственной Думой кандидатуры, представленной для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ, Президент РФ в течение двух недель вновь представляет кандидатуру. Одна кандидатура не может быть представлена более двух раз. В случае досрочного освобождения от должности Председателя Центрального банка РФ
Президент РФ представляет на рассмотрение Государственной Думы кандидатуру для назначения на указанную должность в течение двух недель со дня освобождения от должности Председателя
Центрального банка РФ.
Кандидат для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ выступает перед Государственной Думой с краткой программой предстоящей деятельности. Депутаты вправе задавать вопросы кандидату, высказывать свое мнение по предложенной кандидатуре, выступать за или против нее. Преимущественное право на выступление принадлежит представителям фракций и комитетов палаты. Председатель Центрального банка РФ считается назначенным, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы. Способ голосования определяется Государственной Думой в ходе обсуждения данного вопроса.
В соответствии с п. "г" ст. 83 Конституции РФ вопрос об освобождении от должности
Председателя Центрального банка РФ ставится Президентом РФ. По названному Федеральному закону о Банке России Председатель может быть освобожден от должности только в случаях: истечения срока полномочий; невозможности исполнения служебных обязанностей, подтвержденной заключением государственной медицинской комиссии; подачи личного заявления об отставке; совершения уголовно наказуемого деяния, установленного вступившим в законную силу приговором суда; нарушения федеральных законов, которые регулируют вопросы, связанные с деятельностью Банка России. В 2012 г. (с дополнением 2013 г.) определено, что основанием освобождения от должности могут быть также непринятие Председателем мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, а также непредставление или представление неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставление или представление заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, несоответствие его расходов, расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их общему доходу, открытие (наличие) счетов (вкладов), хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владение и (или) пользование иностранными финансовыми инструментами им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми.
Названный выше Комитет палаты предварительно рассматривает вопрос и вносит в Думу проект ее постановления по указанному вопросу. Решение об освобождении от должности
Председателя Центрального банка РФ принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов. Способ голосования определяется Государственной Думой в ходе обсуждения данного вопроса.
Согласно названному Федеральному закону в Банке России функционирует Совет директоров, в который входят Председатель Банка России и 14 членов Совета. Члены Совета директоров работают на постоянной основе в Банке России, они назначаются Государственной
Думой на должность сроком на пять лет по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом РФ. Согласно ст. 19 Закона о Банке России члены Совета директоров не могут быть депутатами Государственной Думы и сенаторами РФ, депутатами законодательных (представительных) органов субъектов РФ, депутатами органов местного самоуправления, государственными служащими, а также членами Правительства РФ.
Кроме того, палата направляет (избирает) на срок данного созыва трех представителей
Государственной Думы в состав Национального банковского совета - коллегиального органа Банка