Файл: Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах, том второй 27. 04. 2023 Система гарант 1543 Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 2020

Скачиваний: 115

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
283/543
России. Кандидатуры выдвигаются депутатами Государственной Думы из числа депутатов палаты и рассматриваются предварительно тем же Комитетом. Кандидат выступает перед Государственной
Думой с изложением своих взглядов на предстоящую деятельность. Решение Государственной
Думы по вопросу формирования Национального банковского совета считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы. Способ голосования определяется Государственной Думой в ходе обсуждения данного вопроса.
Банк России ежегодно не позднее 15 мая представляет Государственной Думе годовой отчет, утвержденный Советом директоров. Государственная Дума направляет годовой отчет Банка России
Президенту РФ, а также на заключение в Правительство РФ. Государственная Дума рассматривает годовой отчет Банка России до 1 июля года, следующего за отчетным.
Помимо этого согласно ст. 45 Закона Банк России ежегодно не позднее срока внесения в
Государственную Думу Правительством РФ проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря - основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год.
Закон также определил (ст. 26.2), что Банк России ежеквартально направляет в
Государственную Думу сведения о компенсации Банком России кредитным организациям части убытков (расходов), возникших у них по сделкам с другими кредитными организациями, у которых была отозвана лицензия на осуществление банковских операций, и о компенсации Банком России лицам, осуществляющим функции центрального контрагента, части убытков (расходов), возникших у них по сделкам с участниками клиринга, у которых была отозвана (аннулирована) лицензия на осуществление соответствующего вида деятельности.
5. Назначение Государственной Думой на должность и освобождение от должности
заместителя Председателя Счетной палаты Российской Федерации и половины состава ее
аудиторов. Рассмотрение вопросов, связанных с взаимоотношениями Думы и Счетной
палаты
Говоря об аналогичном полномочии Совета Федерации, мы уже информировали читателей о том, что при реформе 2020 г. произведена "рокировка" полномочий палат: до этого
Государственная Дума назначала на должность и освобождала от должности Председателя Счетной палаты, теперь - заместителя Председателя. Теперь в п. "д" ч. 1 ст. 103 Конституции указано:
Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должности заместителя
Председателя и половину от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению
Президента РФ. Все они назначаются на шестилетний срок. Поскольку всего аудиторов 12, Дума назначает шесть аудиторов.
По законодательству возможности Государственной Думы в отношении Счетной палаты в сравнении с Конституцией более широкие, в основном они совпадают с возможностями Совета
Федерации. Это отражает Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации". Об этом мы говорили ранее при характеристике полномочий Совета Федерации, поэтому здесь не будем повторяться.
Что касается порядка реализации Государственной Думой ее полномочий, этому посвящены две главы Регламента палаты - гл. 20 "Назначение на должность и освобождение от должности
Председателя Счетной палаты Российской Федерации и половины состава ее аудиторов" и гл. 20.1
"Порядок рассмотрения вопросов, связанных с взаимоотношениями Государственной Думы и
Счетной палаты Российской Федерации". В свое время (2013 г.) эти главы были скорректированы с учетом нового Закона о Счетной палате, на очереди - корректировка и самого Закона, и Регламента палаты с учетом новшеств Конституции РФ.
Кандидатуры для назначения на должность заместителя Председателя Счетной палаты и аудиторов предлагаются фракциями в Государственной Думе, предложения поступают в Совет


Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
284/543
Государственной Думы, далее Советом они вносятся Президенту РФ. Президент может согласиться с кандидатурами, если кто-то его не устраивает, тогда он вправе сам подобрать кандидатуру. Далее
Президент РФ представляет Государственной Думе кандидатуры на пост заместителя Председателя
Счетной палаты, аудиторов.
Заместитель Председателя Счетной палаты досрочно освобождается от должности решением Государственной Думы в случаях: нарушения им законодательства РФ или совершения злоупотреблений по службе, если за такое решение проголосует большинство от общего числа депутатов Государственной Думы; личного заявления об отставке; признания его недееспособным вступившим в законную силу решением суда; в связи с утратой доверия в случаях борьбы с коррупцией. По тем же основаниям может быть досрочно освобожден от должности
Государственной Думой и аудитор. Решение о досрочном освобождении от должности названных лиц оформляется постановлением Государственной Думы по представлению Президента РФ.
Порядок рассмотрения вопросов, связанных с взаимоотношениями Государственной Думы и
Счетной палаты РФ, регулируется Регламентом Государственной Думы. Согласно ст. 164.1 взаимоотношения Государственной Думы и Счетной палаты осуществляются в виде: поручений
Счетной палате провести контрольные и экспертно-аналитические мероприятия; направления обращений не менее одной пятой от общего числа депутатов Государственной Думы; направления запросов комитетов, комиссий и депутатов Государственной Думы в целях получения информации по вопросам, отнесенным к ведению Счетной палаты; направления Комитетом Государственной
Думы по бюджету и налогам поступившего в Думу доклада Правительства РФ об итогах работы по реализации соглашений о разделе продукции за отчетный период; рассмотрения ежегодных отчетов о работе Счетной палаты; рассмотрения отчетов Счетной палаты по результатам проведенных
Счетной палатой контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, предложений Счетной палаты о совершенствовании бюджетного процесса и развитии финансовой системы Российской
Федерации, а также совершенствовании бюджетного законодательства и законодательства по вопросам, относящимся к компетенции Счетной палаты; рассмотрения предложений Счетной палаты о приостановлении всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам объектов аудита (контроля); представления Счетной палатой ее заключений на проекты федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ, а также на проекты федеральных законов о внесении изменений в федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ; представления Счетной палатой заключений на отчеты об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ; представления Счетной палатой заключений на иные проекты федеральных законов по вопросам, относящимся к ее компетенции; представления Счетной палатой заключений на проекты государственных программ Российской Федерации; представления
Счетной палатой заключения на доклад Правительства РФ об итогах работы по реализации соглашений о разделе продукции за отчетный период; утверждения по согласованию с Советом
Федерации формы оперативного доклада Счетной палаты о ходе исполнения федерального бюджета; ежеквартального представления Счетной палатой оперативного доклада о ходе исполнения федерального бюджета.
В соответствии с Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации" (ст. 31)
Счетная палата представляет Государственной Думе ежегодный отчет о своей работе. Он рассматривается в порядке, определенном Регламентом палаты. Государственная Дума рассматривает ежегодный отчет о работе Счетной палаты в течение двух месяцев со дня внесения указанного отчета в Государственную Думу. Ежегодный отчет направляется в комитеты, комиссии для подготовки предложений и замечаний, а также для подготовки предложений по проекту постановления Государственной Думы об отчете о работе Счетной палаты в соответствующем году.
При рассмотрении ежегодного отчета Государственная Дума заслушивает доклад Председателя
Счетной палаты или его заместителя, содоклад представителя Комитета Государственной Думы по контролю и Регламенту, а также выступления представителей других комитетов с информацией о работе Счетной палаты по направлениям деятельности аудиторов Счетной палаты. По итогам рассмотрения ежегодного отчета о работе Счетной палаты Государственная Дума принимает


Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
285/543
постановление.
На основании Федерального закона (ст. 27) Счетная палата направляет в Государственную
Думу предложения о приостановлении всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам объектов аудита (контроля). Дума рассматривает такие предложения Счетной палаты в течение 15 дней со дня их поступления. При рассмотрении указанных предложений
Государственная Дума заслушивает доклад Председателя Счетной палаты либо заместителя
Председателя Счетной палаты. По итогам рассмотрения предложений Счетной палаты о приостановлении всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам объектов аудита (контроля) Государственная Дума принимает постановление, которое направляется в
Счетную палату.
6. Назначение Государственной Думой на должность и освобождение от должности
Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
Согласно п. "е" ч. 1 ст. 103 Конституции РФ к ведению Государственной Думы отнесено "назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом". Соответствующий Закон подписан Президентом РФ 26 февраля 1997 г., действует с небольшими изменениями и дополнениями. В Регламенте Государственной Думы ее взаимоотношениям с данным лицом посвящены гл. 19 "Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации" и гл. 19.1 "Порядок рассмотрения вопросов, связанных с взаимоотношениями Государственной Думы и Уполномоченного по правам человека" (глава введена постановлением Государственной Думы от 7 марта 2017 г.).
Институт Уполномоченного по правам человека пришел в Россию из зарубежных стран, где он имеет сходное и иные названия (омбудсмен, омбудсман, народный защитник и др.), но суть в принципе едина: данный пост учреждается в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Уполномоченный назначается Государственной Думой сроком на пять лет. На эту должность назначается лицо, являющееся гражданином РФ, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд.
Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься в
Государственную Думу Президентом, Советом Федерации, депутатами Думы и фракциями в течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного, а также в случаях досрочного прекращения полномочий
(в том числе освобождения от должности)
Уполномоченного. Каждый кандидат, предложенный на эту должность, выступает на заседании палаты с краткой программой предстоящей деятельности. Депутаты вправе задавать вопросы кандидату, высказывать свое мнение по предложенной кандидатуре, выступать за или против нее.
Далее проводится голосование по вопросу о том, кого из кандидатов включить в список для тайного голосования. В список включаются кандидатуры, получившие не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Если кандидатура на должность
Уполномоченного отклонена палатой, может быть предложена для нового рассмотрения та же или новая кандидатура.
Уполномоченный по правам человека назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов тайным голосованием с принятием соответствующего постановления палаты (таким образом, для включения в бюллетень для голосования требуется больше голосов депутатов, чем для назначения
Уполномоченного).
После оглашения результатов голосования по кандидатурам на должность Уполномоченного кандидат, набравший необходимое число голосов для назначения на должность, приносит присягу.


Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
286/543
В случае досрочного освобождения Уполномоченного по правам человека от должности новый Уполномоченный назначается Государственной Думой в течение двух месяцев со дня досрочного освобождения предшественника.
По Закону "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (ст. 12) это лицо не может быть без согласия Государственной Думы привлечено к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержано, арестовано, подвергнуто обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуто личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности. Вопрос о даче согласия на лишение Уполномоченного по правам человека неприкосновенности решается на заседании Государственной Думы.
О деятельности Уполномоченного по правам человека уже было рассказано в гл. 16 настоящего учебного курса.
Здесь добавим, что постановлением от 17 мая 2017 г. в Регламент палаты включена гл. 19.1
"Порядок рассмотрения вопросов, связанных с взаимоотношениями Государственной Думы и
Уполномоченного по правам человека". Определено, что их взаимодействие осуществляется в виде: а) рассмотрения Государственной Думой ежегодного доклада Уполномоченного по правам человека о своей деятельности, а также специальных докладов Уполномоченного по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в Российской Федерации; б) выступления
Уполномоченного на заседании Государственной Думы в случае грубого или массового нарушения гарантированных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина; в) рассмотрения обращения Уполномоченного по правам человека с предложением о проведении парламентских слушаний по фактам нарушения прав и свобод граждан; г) рассмотрения депутатами
Государственной Думы предложений Уполномоченного.
1   ...   34   35   36   37   38   39   40   41   ...   72

Глава 28. Внутренняя структура и организация работы палат Федерального Собрания
Российской Федерации
Литература
Авакьян С.А. Федеральное Собрание - парламент России. М., 1999; Булаков О.Н.
Двухпалатный парламент
Российской
Федерации.
СПб.,
2003;
Векшин
А.А.
Конституционно-правовой статус Совета Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации в контексте развития федеративных отношений: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009;
Горобец В.Д. Парламент Российской Федерации. М., 1998; Гранкин И.В. Парламент России. М.,
2001; Парламентское право России: учеб. пособие / под ред. Т.Я. Хабриевой. М., 2003; Проблемы народного представительства в Российской Федерации / под ред. С.А. Авакьяна. М., 1999; Совет
Федерации: эволюция статуса и функций / отв. ред. Л.В. Смирнягин. М., 2003; Чиркин В.Е. Верхняя палата современного парламента: сравнительно-правовое исследование. М., 2011.
Вопросы внутренней структуры и организации работы нужно рассматривать раздельно по палатам, поскольку это два самостоятельных органа внутри Федерального Собрания РФ и у каждого из них свои особенности в организации и порядке деятельности.
В чем-то, конечно, внутренняя организация Совета Федерации и Государственной Думы имеет ряд общих черт: есть председатели палат и их заместители, советы палат, комитеты и комиссии, аппараты палат. Однако при внешнем сходстве имеются и различия. Так, в
Государственной Думе могут быть фракции (ранее также и депутатские группы, на будущее их нельзя исключать), в Совете Федерации аналогичных объединений не создается. В
Государственной Думе существует с первых дней ее работы Совет Думы, в Совете Федерации
Совет палаты был учрежден лишь дополнением Регламента 27 января 1999 г., а составы этих советов в Думе и Совете Федерации различаются. Неодинаково число комитетов и постоянно действующих комиссий палат. О других особенностях будет сказано при рассмотрении соответствующих вопросов.
§ 1. Совет Федерации
1. Регламент Совета Федерации как основной документ по вопросам его организации и
деятельности
Главным документом по вопросам внутренней структуры и организации работы палаты является Регламент Совета Федерации.
Регламент Совета Федерации I созыва был принят 2 февраля 1994 г. постановлением палаты.
В последующем в текст вносились поправки, изменения и дополнения.