Файл: Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах, том второй 27. 04. 2023 Система гарант 1543 Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 2017
Скачиваний: 115
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
301/543
специального голосования.
3. Совет палаты
Долгое время у Совета Федерации не было коллегиального органа, занимающегося вопросами организации работы палаты и подобного Совету Государственной Думы. Действующий
Регламент Совета Федерации предусматривает такой орган (ст. 21). Он образуется для подготовки и рассмотрения вопросов деятельности Совета Федерации и является постоянным органом Совета
Федерации.
В состав Совета палаты входят Председатель Совета Федерации, первые заместители и заместители Председателя, председатели комитетов Совета Федерации, которые обладают правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Советом палаты.
Совет палаты: утверждает графики заседаний Совета Федерации на весеннюю и осеннюю сессии; утверждает перечни вопросов для заслушивания в рамках "правительственного часа" на весеннюю и осеннюю сессии; утверждает графики проведения "времени эксперта" (см. об этом позже. - С.А.) на весеннюю и осеннюю сессии; обсуждает степень подготовки вопросов, вносимых на заседание Совета Федерации; рассматривает проект повестки дня заседания Совета Федерации; формирует список лиц, приглашенных на заседание Совета Федерации; принимает решение о направлении на заключение (официальный отзыв) в органы государственной власти подготовленного в порядке реализации права законодательной инициативы Совета Федерации законопроекта в тех случаях, когда к законопроекту должны быть приложены соответствующие заключения, отзывы; утверждает по представлению Председателя Совета Федерации положение о деятельности полномочных представителей палаты (речь о них шла выше); выступает с заявлениями и обращениями по общеполитическим и социально-экономическим вопросам; принимает решения о проведении парламентских слушаний; рассматривает и утверждает план мероприятий Совета Федерации на весеннюю (осеннюю) сессию; рассматривает и утверждает план межпарламентского сотрудничества Совета Федерации, составы направляемых за рубеж делегаций
Совета Федерации, руководителей этих делегаций, их заместителей, сопровождающих лиц, определяет объем полномочий делегаций Совета Федерации, расходы на командирование, а также принимает решение о направлении сенатора за рубеж, не предусмотренном планом межпарламентского сотрудничества Совета Федерации; дает согласие на назначение на должность и освобождение от должности Руководителя Аппарата Совета Федерации; принимает решение о награждении граждан РФ и граждан иностранных государств почетным знаком Совета Федерации "За заслуги в развитии парламентаризма"; принимает решение о награждении граждан и организаций Российской Федерации, а также граждан иностранных государств Почетной грамотой
Совета Федерации; принимает решения о направлении Президенту РФ представлений о награждении сенаторов и работников Аппарата Совета Федерации государственными наградами; заслушивает информацию комитетов
Совета
Федерации о результатах рассмотрения представленной Правительством РФ информации о ходе разработки и предполагаемых сроках принятия нормативных правовых актов, разработка и принятие которых предусмотрены федеральными законами; заслушивает информацию комитетов Совета Федерации, должностных лиц Совета Федерации о ходе реализации решений Совета Федерации, в которых содержатся предложения органам и должностным лицам, а также поручения комитетам Совета Федерации, должностным лицам Совета Федерации; согласовывает внесенные Комитетом Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности правила предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ межбюджетных трансфертов на возмещение расходов, связанных с материальным обеспечением деятельности сенаторов и их помощников в субъектах РФ, и правила предоставления из федерального бюджета субсидий на государственную поддержку СМИ, учрежденных Советом Федерации; утверждает представленные Комитетом
Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности сметы расходов по приему делегаций и сметы расходов по подготовке и проведению мероприятий в Совете
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
302/543
Федерации; периодически заслушивает отчеты Руководителя Аппарата Совета Федерации о работе
Аппарата Совета Федерации; решает иные вопросы в соответствии с Регламентом Совета
Федерации.
Отдельно скажем о пока обозначенном в круге полномочий Совета палаты праве вносить
Президенту РФ кандидатуры для назначения на должность Председателя Счетной палаты, аудитора
Счетной палаты РФ. Здесь можно видеть неувязку с п. "и" ч. 1 ст. 102 Конституции РФ в редакции
2020 г., где говорится обратное: Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуры на должности Председателя и половины состава аудиторов Счетной палаты.
Сначала в Регламенте Совета Федерации было записано, что Совет палаты собирается на заседания, как правило, по вторникам в 12 часов. Однако в 2006 г. установлено, что заседание
Совета палаты проводится, как правило, в день, предшествующий дню заседания Совета
Федерации. Председательствует на заседании Совета палаты Председатель Совета Федерации либо в случае его отсутствия один из первых заместителей или заместителей Председателя Совета
Федерации.
В заседаниях Совета палаты вправе участвовать: полномочные представители Совета
Федерации в различных государственных органах; сенатор по поручению комитета или председателя комитета Совета Федерации; сенатор - автор законодательной инициативы, рассматриваемой на заседании Совета палаты; полномочные представители Государственной
Думы, Президента РФ и Правительства РФ в Совете Федерации. На заседании Совета палаты вправе присутствовать и вносить предложения по проекту повестки дня заседания сенаторы. На заседании Совета палаты присутствуют Руководитель Аппарата Совета Федерации, первые заместители (первый заместитель) и заместители Руководителя Аппарата, начальники управлений
Аппарата.
Решения Совета палаты принимаются большинством голосов от общего числа сенаторов, входящих в его состав, и оформляются в виде выписок из протокола заседания Совета палаты, который подписывается председательствующим на заседании Совета палаты. В период между сессиями по отдельным вопросам, носящим срочный характер, решение Совета палаты может приниматься путем опроса членов Совета палаты. В этом случае материалы по вопросам, вносимым на рассмотрение Совета палаты, направляются членам Совета палаты на указанный ими адрес электронной почты. Позиция члена Совета палаты по каждому вопросу направляется им в Совет
Федерации на специальный адрес электронной почты. На очередном заседании Совета палаты решение, принятое путем опроса, доводится до сведения членов Совета палаты. Сенаторы информируются обо всех вопросах, рассмотренных Советом палаты, и о принятых по ним решениях. Совет Федерации вправе отменить решение Совета палаты.
4. Комитеты Совета Федерации
Согласно ч. 3 ст. 101 Конституции РФ Совет Федерации образует комитеты и комиссии.
Однако по инициативе пришедшего в 2011 г. нового Председателя Совета Федерации существовавшие до этого постоянные комиссии Совета Федерации были ликвидированы, гл. 4
Регламента Совета Федерации стала называться "Комитеты Совета Федерации", правда, в главу включена ст. 26.1 "Временные комиссии Совета Федерации".
Согласно ст. 26 "Комитеты Совета Федерации" Регламента Совет Федерации образует комитеты Совета Федерации из числа членов палаты. Комитеты Совета Федерации являются постоянно действующими органами палаты; образуются для разработки базовых, концептуальных предложений по реализации конституционных полномочий Совета Федерации, предварительного рассмотрения одобренных Государственной Думой и переданных на рассмотрение Совета
Федерации проектов законов РФ о поправках к Конституции РФ, федеральных конституционных законов, принятых Государственной Думой и переданных на рассмотрение Совета Федерации федеральных законов, а также других вопросов, отнесенных к ведению Совета Федерации.
Что касается временных комиссий, в ст. 26.1 записано, что Совет Федерации может
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
303/543
создавать временные комиссии из числа членов палаты. Такая комиссия создается Советом
Федерации на определенный срок для решения конкретной задачи. Создание временной комиссии согласовывается с комитетом Совета Федерации, в вопросы ведения которого входит вопрос ведения этой временной комиссии. Решение палаты о создании временной комиссии оформляется постановлением Совета Федерации, в нем указываются конкретная задача, для решения которой создана временная комиссия Совета Федерации, ее полномочия, срок деятельности и состав. В состав временной комиссии Совета Федерации могут входить Председатель Совета Федерации, первые заместители и заместители Председателя Совета Федерации.
Относительно порядка формирования и структуры комитета Совета Федерации ст. 28
Регламента предусмотрено, что каждый сенатор обязан состоять в одном из комитетов Совета
Федерации и может быть членом только одного комитета палаты. Однако Председатель Совета
Федерации не может быть членом комитета Совета Федерации; первые заместители и заместители
Председателя вправе состоять в одном из комитетов.
Персональный состав комитета Совета Федерации утверждается палатой большинством голосов от общего числа сенаторов. При этом в состав комитета палаты должны входить не менее
11 и не более 21 сенатора. Решение об утверждении персонального состава комитета палаты оформляется постановлением Совета Федерации. Если в составе комитета Совета Федерации становится менее 11 членов, председатель комитета незамедлительно информирует об этом
Председателя Совета Федерации.
Комитет по основным направлениям своей деятельности может образовывать подкомитеты.
Член комитета палаты вправе входить в состав любых подкомитетов этого комитета. Подкомитеты возглавляют первые заместители председателя комитета (председатели подкомитетов) либо заместители председателя комитета (председатели подкомитетов).
Согласно ст. 29 Регламента палаты председатель, первый заместитель председателя и заместитель председателя комитета Совета Федерации не могли быть представителями от одного субъекта РФ. Однако 16 апреля 2014 г. это ограничение исключено из Регламента. Комитет Совета
Федерации принимает решение о количестве первых заместителей и заместителей председателя комитета, при этом их общее количество не может быть более четырех, хотя в исключительных случаях Председатель Совета Федерации вправе принять решение об увеличении количества первых заместителей и заместителей председателя комитета.
Председатель, первый заместитель председателя, заместители председателя комитета избираются на заседании комитета палаты большинством голосов от общего числа членов комитета. Председатель, первый заместитель председателя комитета Совета Федерации утверждаются палатой большинством голосов от общего числа сенаторов. Это решение оформляется постановлением Совета Федерации. В Регламенте установлено, что Совет Федерации может избрать непосредственно на заседании палаты председателей, первых заместителей председателей комитетов Совета Федерации единым списком для голосования.
Комитет Совета Федерации вправе освободить председателя, первого заместителя председателя, заместителя председателя комитета от должности по решению большинства голосов от общего числа членов комитета. Освобождение от должности названных лиц утверждается
Советом Федерации большинством голосов от общего числа сенаторов. Это решение оформляется постановлением Совета Федерации.
Теперь остановимся на том, сколько же комитетов было и есть в Совете Федерации.
Первоначально, в 1994 г., приступая к работе, Совет Федерации образовал 10 комитетов и одну комиссию; позднее появился 11-й комитет.
Совет Федерации, начавший работать в 1996 г. (т.е. состоявший из глав законодательной и исполнительной власти субъектов РФ), в своем Регламенте 1996 г. предусмотрел 11 комитетов и две постоянно действующие комиссии: мандатную, по регламенту и парламентским процедурам. В
1997 г. они были слиты в одну комиссию по регламенту и парламентским процедурам.
Когда Совет Федерации с 2000 г. стал работать на постоянной основе, он расширил число комитетов и комиссий, их стало соответственно 16 и 7.
В дальнейшем число комитетов не изменялось, но вносились коррективы в их
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
304/543
наименования. Количество комиссий возросло до 11.
До 2011 г. согласно ст. 30 Регламента образовывались следующие комитеты Совета
Федерации: 1) по конституционному законодательству; 2) по правовым и судебным вопросам; 3) по делам Федерации и региональной политике; 4) по вопросам местного самоуправления; 5) по обороне и безопасности; 6) по бюджету; 7) по финансовым рынкам и денежному обращению; 8) по международным делам; 9) по делам СНГ; 10) по социальной политике и здравоохранению (до 2008 г. - по социальной политике); 11) по образованию и науке (до 2008 г. - по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии);
12) по экономической политике, предпринимательству и собственности; 13) по промышленной политике; 14) по природным ресурсам и охране окружающей среды; 15) по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу (до 2007 г. - по аграрно-продовольственной политике); 16) по делам Севера и малочисленных народов.
Исходили из того, что увеличение числа комитетов Совета Федерации и расширение их профилей даст возможность более активно участвовать в решении вопросов внутренней и внешней политики государства, в целом в руководстве государственными делами, а также позволит организовать более тесное сотрудничество с комитетами Государственной Думы.
В соответствии с той же ст. 30 Регламента Совета Федерации в палате существовали следующие постоянные комиссии (перечень приводится в последовательности, отраженной в указанной статье Регламента): 1) по взаимодействию со Счетной палатой РФ; 2) по Регламенту и организации парламентской деятельности; 3) по делам молодежи и туризму (до 2008 г. - по молодежи и спорту); 4) по естественным монополиям; 5) по информационной политике; 6) по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации; 7) по национальной морской политике
(с 6 октября 2006 г.); 8) по культуре (с 6 июля 2007 г.); 9) по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству (с 6 июля 2007 г.); 10) по вопросам развития институтов гражданского общества (с 30 января 2008 г.); 11) по физической культуре, спорту и развитию олимпийского движения (с 12 ноября 2008 г.).
Стратегия создания постоянных комиссий палаты и даже увеличения их числа основывалась на том, что они должны были стать своеобразными "мозговыми центрами" Совета Федерации по определенным проблемам и объединить усилия комитетов Совета Федерации.
Комитеты и постоянные комиссии палаты имели равные права и несли равные обязанности по реализации конституционных полномочий палаты. Вместе с тем деятельности некоторых комиссий придавалось, надо полагать, особое значение. Подтверждение видится, например, в том, что координация деятельности Комиссии по Регламенту и организации парламентской деятельности и Комиссии по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации возлагалась на Председателя Совета Федерации, а решения Комиссии по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации полагалось утверждать Председателю Совета
Федерации.
Как уже сказано, в 2011 г. все постоянные комиссии упразднены. В качестве постоянных органов функционируют только комитеты Совета Федерации.
В настоящее время Советом Федерации образованы следующие 10 комитетов:
1) по конституционному законодательству и государственному строительству (в редакции от
16 апреля 2014 г., до этого - по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества);
2) по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера;
3) по обороне и безопасности;
4) по международным делам;
5) по бюджету и финансовым рынкам;
6) по экономической политике;
7) по аграрно-продовольственной политике и природопользованию;
8) по социальной политике;
9) по науке, образованию и культуре (в редакции от 16 апреля 2014 г., до этого - по науке,
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
305/543
образованию, культуре и информационной политике);
10) по Регламенту и организации парламентской деятельности.
Комитет Совета Федерации:
- разрабатывает и предварительно рассматривает законопроекты и поправки к законопроектам по вопросам своего ведения (в том числе в порядке реализации права законодательной инициативы Совета Федерации), а также проекты иных нормативных правовых актов и поправки к ним;
- проводит по вопросам своего ведения экспертизу законопроектов, а также экспертизу одобренных Государственной Думой и переданных на рассмотрение Совета Федерации федеральных конституционных законов, принятых Государственной Думой и переданных на рассмотрение Совета Федерации федеральных законов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции;
- готовит предложения по разделам проекта федерального бюджета в соответствии с вопросами своего ведения;
- осуществляет подготовку заключений по одобренным Государственной Думой и переданным на рассмотрение Совета Федерации проектам законов РФ о поправках к Конституции
РФ, федеральным конституционным законам, по принятым Государственной Думой и переданным на рассмотрение Совета Федерации федеральным законам;
- предварительно рассматривает внесенные в Государственную Думу законопроекты, готовит по ним отзывы; по согласованию с комитетами и комиссиями Государственной Думы может направлять своих представителей для работы над законопроектами в комитетах, комиссиях и рабочих группах Государственной Думы;
- готовит проект постановления Совета Федерации об обращении к Общественной палате
РФ о проведении общественной экспертизы проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов; может предварительно рассматривать по согласованию с субъектами РФ проекты их законов по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов;
- рассматривает законопроекты и поправки к законопроектам по вопросам своего ведения, разработанные сенаторами РФ в порядке реализации права законодательной инициативы и направленные ими в комитет;
- готовит и направляет по поручению Председателя Совета Федерации Общественной палате
РФ по ее запросу документы и материалы, необходимые для проведения общественной экспертизы проектов законов РФ о поправках к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов (за исключением материалов, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну), в течение трех дней со дня поступления запроса Общественной палаты РФ в Совет Федерации либо со дня начала очередной сессии Совета
Федерации (если запрос Общественной палаты РФ поступил в Совет Федерации в период между сессиями Совета Федерации);
- рассматривает по вопросам своего ведения проекты нормативных правовых актов
Правительства РФ, устанавливающие правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, распределение которых между бюджетами субъектов РФ не утверждено федеральным законом о федеральном бюджете, принимает по ним решение и направляет его в Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам;
- рассматривает федеральные и региональные целевые программы по вопросам своего ведения и их исполнение;
- принимает участие в международном сотрудничестве по вопросам своего ведения;
- рассматривает ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской
Федерации и готовит по нему заключение;
- может готовить по поручению Председателя Совета Федерации в соответствии с вопросами своего ведения предложения по законодательным актам, принятым Парламентом
Союзного государства, Межпарламентской Ассамблеей Евразийского экономического сообщества, модельным законодательным актам, принятым Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ, а также разрабатывает и предварительно рассматривает проекты указанных актов;