Файл: Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах, том второй 27. 04. 2023 Система гарант 1543 Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 2013
Скачиваний: 115
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
311/543
субъектах РФ, ведется работа сенаторов РФ в субъектах РФ.
Заседания Совета Федерации проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц в один день или в течение нескольких дней подряд. Каждый день заседания состоит из утреннего и вечернего заседаний. Утреннее заседание проводится с 10 до 14 часов с перерывом на
30 минут, вечернее - с 16 до 18 часов. По решению Совета Федерации время проведения заседания может быть изменено.
Внеочередное заседание Совета Федерации может созываться по предложению Президента,
Председателя Совета Федерации, Совета палаты, комитета Совета Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению, либо по предложению не менее одной трети от общего числа сенаторов.
Предложение комитета Совета Федерации должно быть поддержано не менее одной пятой от общего числа сенаторов. Дата и порядок проведения внеочередного заседания палаты
Председателем Совета Федерации согласовываются с Советом палаты.
Сначала в Регламенте палаты было записано, что членам Совета Федерации ежемесячно предоставляется до 10 дней для работы в субъектах РФ, представителями от которых они являются, без учета времени, затраченного на проезд в субъект РФ и обратно (п. 6 ст. 41). Но постановлением от 1 марта 2017 г. эта норма исключена.
Повестка дня заседаний.
Проект повестки дня очередного заседания Совета Федерации представляет собой перечень вопросов, которые предполагается рассмотреть на заседании палаты, с указанием очередности их рассмотрения, комитета (комиссии) Совета Федерации, ответственного за рассмотрение каждого вопроса, докладчиков (содокладчиков) по каждому вопросу, а также иных сведений, устанавливаемых Советом палаты. Проект повестки дня очередного заседания формируется Председателем Совета Федерации.
В первую очередь в проект повестки дня очередного заседания Совета Федерации вносятся вопросы, подлежащие включению в повестку дня заседания Совета Федерации без обсуждения и голосования:
- об обсуждении посланий и обращений Президента;
- относящиеся к ведению Совета Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 102 Конституции РФ;
- об обращении в Конституционный Суд с запросом о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
- об освобождении от должности Председателя Совета Федерации, его первого заместителя или заместителя;
- о проектах законов РФ о поправках к Конституции РФ, одобренных Государственной
Думой;
- об одобренных Государственной Думой федеральных конституционных законах;
- о принятых Государственной Думой федеральных законах, подлежащих обязательному рассмотрению в Совете Федерации в соответствии со ст. 106 Конституции РФ;
- о повторном рассмотрении в соответствии с ч. 3 ст. 107 Конституции РФ федеральных законов, отклоненных Президентом РФ и одобренных Государственной Думой при повторном рассмотрении в ранее принятой редакции;
- о результатах рассмотрения законов РФ о поправках к Конституции РФ законодательными
(представительными) органами государственной власти субъектов РФ;
- об ответах членов Правительства РФ и иных должностных лиц на вопросы сенаторов
("правительственный час").
Обязательному включению в проект повестки дня очередного заседания Совета Федерации подлежат вопросы:
- о предложениях о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ;
- о принятых Государственной Думой федеральных законах, не подлежащих обязательному рассмотрению Советом Федерации, если не истек установленный Конституцией РФ 14-дневный срок;
- о направлении обращений в Конституционный Суд РФ;
- о законодательной инициативе Совета Федерации;
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
312/543
- о поручениях Счетной палате РФ;
- о приглашении членов Правительства РФ и иных должностных лиц на заседание палаты для ответов на вопросы сенаторов;
- о внесении в Регламент Совета Федерации изменений и дополнений, относящихся к порядку рассмотрения вопросов, отнесенных к его ведению;
- об образовании комитетов, временных комиссий Совета Федерации и об изменении их составов;
- подготовленные в соответствии с поручениями палаты;
- подготовленные в соответствии с поручениями Совета Федерации, Совета палаты;
- включенные в повестку дня предшествующего заседания Совета Федерации, рассмотрение которых не было начато или завершено на предшествующем заседании;
- иные вопросы, предусмотренные Регламентом палаты.
В проект повестки дня очередного заседания Совета Федерации могут быть включены и другие вопросы организации внутренней деятельности палаты, а также вопросы, предлагаемые к рассмотрению по инициативе сенаторов.
Новшеством Регламента палаты (постановление от 21 октября 2015 г.) стало включение в него ст. 42.1 "Время эксперта". Суть нормы состоит в том, что Совет Федерации "вправе пригласить на заседание палаты для выступления по актуальным вопросам известных государственных, политических, общественных деятелей, деятелей науки, культуры, искусства
("время эксперта"). Длительность выступления не должна превышать 30 минут". Кандидатуры выступающих и темы их выступлений предлагаются Председателю Совета Федерации органами
Совета Федерации и рассматриваются Советом палаты.
1 ... 38 39 40 41 42 43 44 45 ... 72
Порядок заседания.
Заседание Совета Федерации начинается с поименной регистрации сенаторов. Регистрация сенаторов, присутствующих на заседании палаты, проводится перед началом каждого утреннего и вечернего заседания, а также перед началом закрытого заседания палаты. Перед голосованием по решению Совета Федерации может быть проведена дополнительная регистрация. Заседание Совета Федерации считается правомочным, если на нем присутствует более половины от общего числа сенаторов.
Сенаторы своевременно извещаются о вопросах, вносимых на рассмотрение палаты.
Проекты актов Совета Федерации и другие материалы по вопросам, включаемым в повестку дня, предоставляются сенаторам не позднее чем за 24 часа до начала заседания, а по вопросам утверждения указа Президента РФ о введении военного положения или чрезвычайного положения, возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории Федерации - до начала заседания Совета Федерации.
Заседание Совета Федерации ведет председательствующий, которым может быть
Председатель Совета Федерации, один из первых заместителей или заместителей Председателя или старейший по возрасту сенатор из числа сенаторов РФ, присутствующих на заседании. Задачи председательствующего традиционны: он ведет заседание палаты, предоставляет слово для выступления, вправе предупредить сенатора о нарушении положений Регламента, а при повторном нарушении может лишить его слова, проводит голосование, обеспечивает порядок в зале заседаний
Совета Федерации, может удалить из зала заседаний приглашенных лиц, мешающих работе Совета, и т.д.
В Регламенте подчеркнуто (ст. 47), что в ходе заседания Совета Федерации председательствующий не вправе высказывать собственное мнение по существу обсуждаемых вопросов, комментировать выступления, давать характеристику выступающим.
Если председательствующий посчитал необходимым принять участие в обсуждении какого-либо вопроса, он, получив слово, передает функции председательствующего до принятия решения по обсуждаемому вопросу другому председательствующему. Если председательствующий нарушает данные требования Регламента, палата подтверждает это своим решением и вправе передать функции председательствующего до завершения рассмотрения обсуждаемого вопроса другому председательствующему, для чего необходимо решение большинством голосов от числа сенаторов, принявших участие в голосовании, но не менее чем одной четвертью голосов от общего числа
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
313/543
сенаторов.
В 2013 г. в Регламент палаты было внесено дополнение о выступлениях в начале заседания
(ст. 48.1): после открытия заседания членам Совета Федерации (теперь - сенаторам) предоставляется слово для выступления по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам продолжительностью до трех минут. Общая продолжительность выступлений не может превышать 30 минут.
Согласно Регламенту (ст. 52) на заседаниях Совета Федерации предусматриваются следующие основные виды выступлений: доклад; содоклад; заключительное слово по обсуждаемому вопросу; выступление кандидата на выборную (назначаемую) должность; выступление в прениях; выступление по обсуждаемой кандидатуре; выступление по мотивам голосования; выступление по порядку ведения заседания; предложение; справка; информация; заявление; обращение.
Продолжительность доклада, содоклада, заключительного слова и выступления кандидата на выборную (назначаемую) должность устанавливается председательствующим на заседании
Совета Федерации по согласованию с докладчиком, содокладчиком, кандидатом на выборную
(назначаемую) должность, но не должна превышать: 15 минут - для доклада, 10 минут - для содоклада, 5 минут - для заключительного слова и выступления кандидата на выборную
(назначаемую) должность.
Для выступления в прениях предоставляется до пяти минут, для выступления в ходе упомянутой "разминки" в начале заседания, а также по обсуждаемой кандидатуре, по порядку ведения заседания, для предложения, справки, информации, заявления, обращения - до трех минут, для выступления по мотивам голосования, вопроса к докладчику и содокладчику (содокладчикам) - до одной минуты.
Однако 10 февраля 2016 г. было определено, что Регламентом может устанавливаться иная продолжительность выступлений на заседании Совета Федерации.
По предложению председательствующего, принимаемому большинством голосов сенаторов, принявших участие в голосовании, но не менее чем одной четвертью голосов от общего числа сенаторов, устанавливаются общее время обсуждения вопроса повестки дня, общее время для вопросов и ответов, а также может быть продлено время для выступления.
Никто не вправе выступать на заседании Совета Федерации без разрешения председательствующего. Нарушившего это правило председательствующий лишает слова без предупреждения.
Выступающий на заседании Совета Федерации не вправе употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству граждан и должностных лиц, призывать к незаконным действиям, допускать выражения, разжигающие национальную и социальную рознь, использовать заведомо недостоверную информацию, допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес. В случае нарушения этих правил выступающий может быть лишен слова без предупреждения.
25 декабря 2015 г. ст. 53 Регламента была дополнена положением о том, что член Комитета
Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности может поставить вопрос о злоупотреблении выступающим правом участвовать в обсуждении вопросов повестки дня заседания Совета Федерации, после чего председательствующий вправе предупредить об этом выступающего. И далее: каждый сенатор может поставить вопрос о повторном злоупотреблении выступающим правом участвовать в обсуждении вопросов повестки дня заседания Совета
Федерации. В этом случае председательствующий ставит данный вопрос на голосование. Если повторное злоупотребление правом участвовать в обсуждении вопросов повестки дня заседания
Совета Федерации подтверждено решением палаты, принимаемым большинством голосов от общего числа сенаторов, выступающий лишается права участвовать в обсуждении вопросов повестки дня в течение всего заседания (ч. 3.1 ст. 53).
Переуступка права на выступление в пользу другого лица допускается, но только с согласия председательствующего на заседании (ч. 4 ст. 53 Регламента в редакции от 29 октября 2014 г., до этого - палаты в целом).
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
314/543
Право внеочередного выступления на заседании Совета Федерации предоставляется
Президенту РФ, Председателю Правительства РФ, Председателю Совета Федерации, Председателю
Государственной Думы, членам Правительства, Председателю Счетной палаты РФ, Председателю
Конституционного Суда РФ, Председателю Верховного Суда РФ, Генеральному прокурору РФ, полномочному представителю Президента в Совете Федерации, полномочному представителю
Правительства в Совете Федерации.
В конце каждого заседания палаты выделяется не более 15 минут для оглашения предложений, заявлений, обращений, информирования, дачи справок. На каждое выступление выделяется не более трех минут.
Голосование на заседании.
Решения Совета Федерации принимаются открытым или тайным голосованием.
Открытое голосование осуществляется с использованием электронной системы, если Совет
Федерации не примет иного решения. Тайное голосование проводится палатой как с использованием электронной системы, так и бюллетенями (ст. 64 Регламента). Ранее Регламент (ст.
65) допускал поименное голосование как для открытого, так и тайного вариантов, однако с 8 июля
2015 г. эта статья утратила силу.
Для проведения голосования бюллетенями Совет Федерации создает из числа сенаторов
Счетную комиссию, которая является рабочим органом заседания Совета Федерации.
На заседании Совета Федерации возможны такие виды голосования: количественное, рейтинговое, альтернативное. Количественное голосование представляет собой выбор варианта ответа: "за", "против" или "воздержался". Подсчет голосов и объявление результатов голосования в абсолютном и процентном выражениях производятся по каждому голосованию. Рейтинговое голосование представляет собой ряд последовательных количественных голосований, в которых может принять участие каждый сенатор по каждому из вариантов вопросов. При этом объявление результатов голосования в абсолютном и процентном выражениях по каждому голосованию производится только после проведения голосования по всем вариантам вопросов. Альтернативное голосование представляет собой голосование только за один из вариантов вопроса, поставленного на голосование. Подсчет голосов и объявление результатов голосования в абсолютном и процентном выражениях производятся одновременно по всем вариантам вопроса, поставленного на голосование.
Сенатор лично осуществляет свое право на голосование. При голосовании по одному вопросу сенатор имеет один голос. Сенатор имеет право голосовать за принятие решения, против принятия решения либо воздержаться от принятия решения. Дополнением от 16 апреля 2014 г. в ст.
62 Регламента определено, что член палаты, отсутствующий на заседании Совета Федерации по уважительной причине, может в заявлении на имя Председателя Совета Федерации выразить свою позицию по любому вопросу повестки дня, которая отражается в стенограмме заседания Совета
Федерации.
Принятие решений.
Решение Совета Федерации считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа сенаторов, если иной порядок не предусмотрен
Конституцией РФ и Регламентом палаты. Напомним, что по Конституции требуются: для принятия федерального конституционного закона минимально три четверти голосов сенаторов, для отрешения Президента РФ от должности, для преодоления вето Президента на федеральный закон - две трети голосов, для одобрения предложений о пересмотре Конституции РФ - три пятых голосов.
По процедурным вопросам решение принимается большинством голосов сенаторов, принявших участие в голосовании, но не менее чем одной четвертью голосов от общего числа сенаторов, если иной порядок не предусмотрен Регламентом палаты (в Регламенте содержится широкий перечень процедурных вопросов: о перерыве в заседании Совета Федерации, переносе или закрытии заседания палаты; о предоставлении дополнительного времени для выступления; о предоставлении слова приглашенным на заседание палаты; о переносе или прекращении прений по вопросу повестки дня заседания Совета Федерации; об общем времени обсуждения повестки дня заседания
Совета Федерации; о прекращении прений по обсуждаемому вопросу и др.).
Решения, принятые на заседаниях Совета Федерации, оформляются постановлениями