Файл: Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах, том второй 27. 04. 2023 Система гарант 1543 Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 2012

Скачиваний: 115

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
306/543
- организует проведение парламентских слушаний, круглых столов и иных мероприятий по вопросам своего ведения;
- участвует в подготовке и проведении "правительственного часа" на заседании Совета
Федерации;
- решает вопросы организации своей деятельности;
- вносит в Совет палаты предложения по кандидатурам для награждения Почетной грамотой
Совета Федерации;
- вносит в Совет палаты предложения о награждении государственными наградами членов комитета Совета Федерации и работников аппарата комитета Совета Федерации;
- организует согласно графику, утверждаемому Председателем Совета Федерации, проведение личного приема граждан членами комитета в соответствии с вопросами своего ведения;
- рассматривает иные вопросы, отнесенные к ведению комитета Советом Федерации.
Помимо этого обширного перечня Регламент Совета Федерации определяет направления деятельности каждого комитета палаты.
Комитет Совета Федерации вправе направлять письменные обращения по вопросам своего ведения в Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, а также запрашивать материалы и документы, необходимые для их деятельности, у государственных органов, общественных объединений, должностных лиц.
Заседания комитета Совета Федерации проводятся не реже двух раз в месяц в соответствии с графиком, утверждаемым комитетом. Комитеты осуществляют свою деятельность на принципах гласности и свободного обсуждения вопросов. Заседания комитета Совета Федерации, как правило, проводятся открыто. Комитет может принять решение о проведении закрытого заседания по предложению членов комитета, а также в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Заседание комитета Совета Федерации правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов комитета. Постановлением от 9 февраля 2005 г. Совет
Федерации включил в Регламент (ч. 4 ст. 32) правило: в исключительных случаях (в редакции 2010 г. - при невозможности присутствовать) член комитета Совета Федерации вправе на основании доверенности передать право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым на заседании комитета, другому члену комитета. Каждому члену комитета может быть передано не более одной доверенности. Видимо, для того, чтобы не было злоупотребления этим правом, в ст. 32 Регламента палаты 18 июня 2008 г. включили норму о том, что по окончании сессии председатель комитета представляет Председателю Совета Федерации информацию о посещении членами Совета
Федерации заседаний комитета Совета Федерации. Но от последнего требования отказались 15 декабря 2010 г., а в редакции от 25 ноября 2011 г. утратило силу и правило о возможности "передаваемого голоса".
Заседание комитета Совета Федерации проводит председатель, первый заместитель или заместитель председателя комитета. Председательствующий обеспечивает порядок проведения заседания комитета, предоставляет слово в соответствии с повесткой дня заседания и подписывает протокол заседания.
В открытых и закрытых заседаниях комитета Совета Федерации могут принимать участие с правом совещательного голоса сенаторы, не входящие в состав этого комитета. В открытых и закрытых заседаниях комитета Совета Федерации вправе принимать участие Президент РФ,
Председатель и члены Правительства РФ, депутаты Государственной Думы, статс-секретари - заместители (первые заместители) руководителей федеральных органов исполнительной власти, председатели высших судов Российской Федерации, Председатель Счетной палаты РФ, его заместитель и аудиторы Счетной палаты, Уполномоченный по правам человека в Российской
Федерации, Генеральный прокурор РФ, Председатель Следственного комитета РФ, его заместитель и другие ответственные работники данного органа - по уполномочию руководителя, Председатель
ЦИК РФ, полномочные представители Президента РФ и Правительства РФ в Совете Федерации, руководители законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.
На открытых заседаниях могут присутствовать помощники сенаторов по работе в Совете


Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
307/543
Федерации.
В заседаниях комитета Совета Федерации вправе принимать участие члены Общественной палаты РФ, уполномоченные советом Общественной палаты, при соблюдении требований, предусмотренных законодательством о государственной тайне. При рассмотрении проекта закона
РФ о поправке к Конституции РФ, федерального конституционного закона, федерального закона, являвшегося объектом общественной экспертизы, членам
Общественной палаты
РФ, уполномоченным советом Общественной палаты, предоставляется слово для выступления.
Решения комитета Совета Федерации по процедурным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов комитета. По остальным вопросам решения комитета Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов комитета, если иное не установлено настоящим Регламентом.
Комитет Совета Федерации в соответствии с Регламентом палаты организует проведение парламентских слушаний, круглых столов и иных мероприятий по вопросам своего ведения.
Комитет может проводить в субъектах РФ выездные заседания, парламентские слушания, круглые столы и иные так называемые выездные мероприятия. В течение года комитет Совета Федерации вправе провести не более двух выездных мероприятий.
Комитеты представляют Совету Федерации отчеты о работе за год.
В настоящее время в палате есть одна комиссия, обозначенная в Регламенте палаты, ее можно считать постоянной - это Комиссия Совета Федерации по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых сенаторами РФ (нормы об этой Комиссии включены в Регламент 30 октября 2013 г.).
Как уже отмечалось, Совет Федерации может создавать временные комиссии. В Регламенте
Совета Федерации не говорится, какие временные комиссии может создавать палата. На сайте палаты в Интернете в 2020 г. обозначены следующие временные комиссии Совета Федерации (и даты из создания):
- по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела Российской Федерации (14 июня 2017 г.);
- по информационной политике и взаимодействию со средствами массовой информации (26 декабря 2016 г.);
- по сохранению и развитию народных художественных промыслов в Российской
Федерации (8 июля 2020 г.);
- по вопросам законодательного обеспечения развития технико-технологической базы агропромышленного комплекса Российской Федерации (14 февраля 2018 г.);
- по совершенствованию правового регулирования в сфере государственного контроля
(надзора) и муниципального контроля в Российской Федерации (26 сентября 2018 г.);
- по законодательному регулированию вопросов кибербезопасности, развития и использования цифровых технологий (11 декабря 2018 г.);
- по осуществлению парламентского контроля за ходом реализации комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года в части транспортной инфраструктуры (13 февраля 2019 г.).
В принципе можно считать отдельным - возможным - видом временных комиссий Совета
Федерации согласительные комиссии, которые создаются вместе с Государственной Думой в случае отклонения палатой закона, принятого Думой. Эти комиссии формируются из сенаторов и депутатов Государственной Думы. Таким образом, это их общие временные комиссии. Круг инициаторов создания согласительной комиссии может быть и более широким: Совет Федерации,
Государственная Дума, Президент, Правительство, субъект права законодательной инициативы, внесший соответствующий законопроект. В этом случае в комиссию войдут представители от перечисленных трех или четырех органов (такие комиссии называются либо специальными, либо просто комиссиями).
1   ...   37   38   39   40   41   42   43   44   ...   72

5. Совещательные органы

Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
308/543
В Совете Федерации постановлением палаты от 24 марта 2006 г. создана специфическая внутренняя совещательная структура, аналога которой нет в Государственной Думе. Наименование этой структуры - координационное совещание Председателя Совета Федерации, первых заместителей и заместителей Председателя Совета Федерации с председателями комитетов Совета
Федерации. В Регламент Совета Федерации включена посвященная координационному совещанию гл. 4.1, в которой обозначено, что координационное совещание проводится для подготовки и рассмотрения вопросов законодательной деятельности Совета Федерации. Участниками координационного совещания являются Председатель, заместители Председателя Совета
Федерации, председатели комитетов Совета Федерации. В работе координационного совещания принимают участие полномочный представитель Президента РФ в Совете Федерации, полномочный представитель Правительства РФ в Совете Федерации, Руководитель Аппарата
Совета Федерации. Порядок рассмотрения федеральных конституционных законов и федеральных законов на координационном совещании и состав лиц, приглашаемых на координационное совещание, определяются Председателем Совета Федерации.
Регламент определяет, что основными задачами координационного совещания являются: а) организация взаимодействия Совета Федерации с Государственной Думой и субъектами права законодательной инициативы по вопросам законодательной деятельности; б) предварительное обсуждение вопросов, включенных в проект повестки дня заседания Совета Федерации; в) рассмотрение позиций комитетов Совета Федерации по федеральным конституционным законам, федеральным законам, поступившим из Государственной Думы, и по законопроектам, рассмотренным Советом Государственной Думы перед первым чтением, а также по законопроектам, принятым Государственной Думой в первом чтении и направленным в Совет
Федерации для подготовки замечаний и предложений.
Можно сделать вывод о том, что координационное совещание является местом обсуждения вопросов "стратегии и тактики" участия Совета Федерации в законотворческой деятельности.
В Совете Федерации, как и в Государственной Думе, стало практиковаться создание совещательных экспертных формирований. Последнее слово для обозначения соответствующих структур подходит больше других, поскольку их, строго говоря, вряд ли можно называть органами палаты, но все-таки они действуют в рамках Совета Федерации.
В Регламенте Совета Федерации подобным формированиям посвящена ст. 93 "Рабочие группы, экспертные советы и объединенные комиссии". Она гласит, что Председатель Совета
Федерации, Совет палаты, комитет Совета Федерации для подготовки конкретных вопросов, подготовки и проведения парламентских слушаний может создавать рабочие группы с привлечением сенаторов РФ, представителей федеральных органов исполнительной власти, других государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, а также ученых и других специалистов с правом их выезда в субъекты РФ.
В ст. 93 Регламента говорится, что Совет Федерации, Председатель Совета Федерации,
Совет палаты, комитет Совета Федерации вправе создавать экспертные советы на общественных началах, привлекать к работе специалистов в качестве экспертов, а также назначать независимую экспертизу законопроектов. В частности, образован Научно-экспертный совет при Председателе
Совета Федерации, экспертные советы есть при многих комитетах, хотя работают они с разной степенью эффективности. В состав подобных советов могут входить как сенаторы, так и ученые, практические работники.
В ту же статью Регламента в 2006 г. включено положение о том, что Совет Федерации для подготовки предложений по формированию и реализации отдельных направлений государственной политики, их законодательному обеспечению вправе создавать объединенные комиссии. Правда, не определено, из кого формируются такие комиссии. Соответствующие данные отражаются в положениях о конкретных комиссиях.
В 2003 г. в ст. 93 Регламента включена ч. 3, согласно которой Председатель Совета
Федерации вправе создавать консультативные советы из числа членов Совета Федерации (теперь - сенаторов). Какова цель таких советов, в Регламенте не обозначено.


Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
309/543
Характеризуя функции парламента в начале этого раздела, мы говорили о том, что он может в определенных рамках и формах выполнять задачи объединения, содействия и организационно-методической помощи в отношении нижестоящих представительных органов, не покушаясь на их самостоятельность. Выразительным средством отражения этой функции российского парламента стало, в частности, создание Совета по взаимодействию Совета Федерации с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ (Совета законодателей). Этому Совету была посвящена ст. 93.1, включенная в Регламент Совета Федерации постановлением палаты от 6 июля 2007 г. Правда, в строгом смысле слова Совет законодателей надо считать состоящим в целом при Федеральном Собрании, при обеих палатах. Вероятно, поэтому Совет Федерации принял 30 мая 2012 г. постановление "О Совете законодателей
Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации". Как сказано в документе, в целях организации взаимодействия палат Федерального Собрания РФ, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ в законодательном процессе и обмена опытом парламентской деятельности Совет Федерации постановляет: поддержать предложение руководителей законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ о создании Совета законодателей Российской
Федерации при Федеральном Собрании РФ. Поэтому 26 июня 2012 г. ст. 93.1 исключена из
Регламента Совета Федерации.
Помимо этого, согласно ст. 94 Регламента палаты в целях взаимодействия с региональными
(межрегиональными) ассоциациями субъектов РФ, парламентскими ассоциациями субъектов РФ, ассоциациями и союзами муниципальных образований Председатель Совета Федерации, Совет палаты могут создавать координирующие и совещательные советы с участием представителей указанных ассоциаций и союзов.
6. Порядок работы Совета Федерации
Порядок рассмотрения палатой отдельных вопросов своей компетенции мы уже рассматривали в гл. 27 учебного курса, а порядок обсуждения Советом Федерации законов, поступивших из Государственной Думы, будет рассмотрен в гл. 29 учебного курса в связи с законодательным процессом в Федеральном Собрании. Здесь мы коснемся общих процедурных правил проведения заседаний Совета Федерации.
Общие требования.
В разделе втором "Заключительные и переходные положения"
Конституции РФ сказано, что Совет Федерации собирается на свое первое заседание на 30-й день после избрания (п. 8). Формулировка перекочевала в ст. 40 первого Регламента палаты 1994 г.
Тогда можно было так сказать, поскольку первый состав Совета Федерации избирался населением субъектов РФ и парламентарии палаты еще именовались депутатами Совета Федерации.
Как уже отмечалось, в настоящее время Совет Федерации является бессрочно действующим органом, состав которого обновляется (ротируется). По мере избрания или назначения новых членов Совета Федерации (теперь - сенаторов) в субъектах РФ эти лица становятся членами Совета
Федерации - сенаторами Российской Федерации на срок полномочий органа, делегировавшего их в состав Совета Федерации. Следовательно, теперь у Совета Федерации нет и не может быть ни первых, ни последних заседаний, а есть лишь очередные и внеочередные заседания. Конституцией
РФ не предусмотрено право палаты прекратить свои полномочия в полном составе.
Заседания Совета Федерации проводятся в его резиденции, которая располагается в Москве, на улице Большая Дмитровка (ст. 35 Регламента). По его решению место проведения заседаний может быть изменено. Так, 28 января 1998 г. состоялось выездное заседание Совета Федерации в
Санкт-Петербурге в Таврическом дворце. 10 июля 2013 г. палата также заседала в этом дворце.
Регламент палаты (ст. 95) предусматривает такое мероприятие, как Дни Совета Федерации в субъектах РФ; в это время может состояться и выездное заседание палаты. Порядок их проведения устанавливается Председателем Совета Федерации по согласованию с Советом палаты и законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти


Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
310/543
субъекта РФ. Кстати, Регламент (ст. 95.1) предусматривает, что в Совете Федерации могут проводиться Дни субъекта РФ, целью которых является представление субъекта РФ в Совете
Федерации. Порядок проведения Дней субъекта РФ устанавливается Председателем Совета
Федерации по согласованию с Советом палаты и органами государственной власти субъекта РФ.
При открытии Дней субъекта РФ на заседании Совета Федерации проводится "час субъекта
Российской Федерации", на котором могут выступить руководители законодательного
(представительного) и (или) исполнительного органов государственной власти субъекта РФ.
Совет Федерации один раз в год заседает вне своей основной резиденции при проведении совместных заседаний с Государственной Думой для заслушивания посланий Президента РФ (ст.
100 Конституции РФ).
В зале заседаний Совета Федерации помещаются Государственный флаг РФ и
Государственный герб РФ. При открытии и закрытии каждого заседания Совета Федерации исполняется Государственный гимн РФ.
Каждому сенатору отводится в зале заседаний Совета Федерации постоянное место, оформленное табличкой с указанием его фамилии, инициалов, субъекта РФ, который он представляет, а также оборудованное необходимыми для работы электронными и техническими средствами. Для Председателя Совета Федерации, первых заместителей и заместителей
Председателя в зале заседаний отводятся специальные места, оборудованные средствами для ведения заседания палаты. В зале заседаний отводятся места для Президента РФ, Председателя
Правительства РФ, депутатов Государственной Думы, членов Правительства, председателей
Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Председателя, заместителя Председателя, аудиторов Счетной палаты РФ, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации,
Генерального прокурора РФ, Председателя ЦИК РФ, Уполномоченного при Президенте
Российской Федерации по правам ребенка, полномочных представителей Президента и
Правительства в Совете Федерации, почетного Председателя Совета Федерации, Председателя
Совета Федерации I созыва, Руководителя Аппарата Совета Федерации.
Заседания Совета Федерации проводятся открыто, на гласной основе и освещаются СМИ.
Совет Федерации может принять решение о проведении закрытого заседания, если предложение об этом внесено Президентом РФ, Председателем Правительства РФ, председательствующим на заседании палаты, комитетом, комиссией Совета Федерации или группой сенаторов численностью не менее 25 человек.
Решение о проведении закрытого заседания палаты принимается большинством голосов от числа сенаторов, принявших участие в голосовании, но не менее чем одной четвертью голосов от общего числа сенаторов. Содержание закрытого заседания Совета Федерации, сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, могут быть использованы сенаторами только для их деятельности в Совете Федерации.
После создания Общественной палаты РФ постановлением Совета Федерации от 24 марта
2006 г. в его Регламенте было определено, что на заседании Совета Федерации вправе присутствовать члены Общественной палаты РФ, уполномоченные советом Общественной палаты, при соблюдении требований, предусмотренных законодательством РФ о государственной тайне.
По решению Совета Федерации на заседания палаты приглашаются представители государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных учреждений, независимые эксперты, ученые и другие специалисты для предоставления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым Советом Федерации вопросам.
Представители СМИ могут присутствовать на открытых заседаниях палаты при условии их аккредитации в Совете Федерации. Другие лица, не являющиеся сенаторами, могут присутствовать на заседаниях палаты только по специальному приглашению, выдаваемому за подписью
Руководителя Аппарата Совета Федерации.
Периодичность заседаний.
Совет Федерации собирается, как правило, на весеннюю сессию
- с 25 января по 15 июля; на осеннюю сессию - с 16 сентября по 31 декабря.
Во время сессии Совета Федерации проводятся заседания палаты, заседания Совета палаты, заседания комитетов Совета Федерации, парламентские слушания, Дни Совета Федерации в