Файл: Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах, том второй 27. 04. 2023 Система гарант 1543 Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 2008
Скачиваний: 115
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
315/543
Совета Федерации или выписками из протокола заседания. По вопросам компетенции палаты принимаются постановления, по вопросам организации внутренней деятельности палаты - постановления или выписки из протокола заседания.
В Регламенте (ст. 68) записано, что Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией и законами, а также по вопросам организации деятельности Совета Федерации. По общеполитическим и социально-экономическим вопросам
Совет Федерации может выступать с заявлениями, обращениями, принимаемыми в том же порядке, что и постановления палаты.
В первом Регламенте Совета Федерации 1994 г. в связи с принятием постановлений палаты использовались понятия первого и второго чтений. Обсуждение проекта по процедуре двух чтений заключалось в следующем. В первом чтении Совет Федерации заслушивал доклад, содоклады по проекту и проводил его обсуждение. После рассмотрения проекта в первом чтении Совет
Федерации мог направить его на дополнительное рассмотрение в комитеты, готовившие проект постановления, расширить их число, поручить доработку другим комитетам или, не переходя ко второму чтению, принять его в целом, за основу или отклонить. На второе чтение проект постановления вносился с учетом поправок, поступивших после его рассмотрения в первом чтении.
В принципе аналогичные процедуры сохранились. Однако последующие регламенты понятия "первое и второе чтение" не используют.
Участие в парламентском контроле, в парламентском расследовании.
Мы уже писали ранее о том, что Федеральное Собрание выполняет функцию парламентского контроля, об участии в реализации данной функции каждой палаты парламента, о принятии в 2013 г. Федерального закона "О парламентском контроле", о включении в 2020 г. в Конституцию РФ ст. 103.1, согласно которой Совет Федерации и Государственная Дума вправе осуществлять парламентский контроль.
Здесь надо добавить, что в развитие указанного Закона Совет Федерации 10 июля 2013 г. включил в свой Регламент гл. 7 "Участие Совета Федерации в осуществлении парламентского контроля". В данной главе мало чисто регламентных норм, по большей части в ней повторены положения материального характера указанного Закона, посвященные возможностям участия
Совета Федерации в осуществлении парламентского контроля, проведению Советом Федерации парламентского контроля в сфере бюджетных правоотношений, участию представителей палаты в работе правительственной комиссии по расследованию причин возникновения обстоятельств чрезвычайного характера и ликвидации их последствий. Отдельные статьи посвящаются парламентскому контролю палаты за работой представителей Совета Федерации, при издании нормативных правовых актов, разработка и принятие которых предусмотрены федеральными законами, а также решениям Совета Федерации по результатам проведения мероприятий по осуществлению парламентского контроля.
В § 1 гл. 27 настоящего учебного курса мы говорили о праве Совета Федерации проводить совместно с Государственной Думой парламентское расследование. Хотя Федеральный закон "О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации" содержит немало процедурных норм о порядке проведения парламентского расследования, Совет Федерации все же счел необходимым включить в свой Регламент специальную главу - это гл. 7.1 "Порядок участия
Совета Федерации в парламентском расследовании Федерального Собрания Российской
Федерации", она сохранена в Регламенте после включения названной выше гл. 7 об участии палаты в парламентском контроле, хотя и там упоминается о парламентском расследовании.
Совет Федерации записал в Регламенте, что палата, осуществляя деятельность по расследованию фактов и обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 4 Федерального закона о парламентском расследовании, вправе принимать следующие решения: а) о поддержке инициативы возбуждения парламентского расследования группы сенаторов численностью не менее одной пятой от общего числа сенаторов РФ; б) о возбуждении парламентского расследования на основании постановления Государственной Думы о поддержке инициативы возбуждения парламентского расследования, а равно на основании постановления Государственной Думы о поддержке предложения Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод человека и
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
316/543
гражданина; в) о составе парламентской комиссии от Совета Федерации, формируемой на паритетных началах с Государственной Думой, и об избрании ее сопредседателя; г) об утверждении итогового доклада парламентской комиссии.
Группа сенаторов численностью не менее одной пятой от общего числа сенаторов направляет
Председателю
Совета
Федерации письменное обращение о возбуждении парламентского расследования, в котором должны быть изложены факты и обстоятельства, подлежащие парламентскому расследованию, и обоснованы необходимость и возможность его проведения. Проект письменного обращения сенаторы могут готовить совместно с Правовым управлением Аппарата Совета Федерации.
Кандидатуры в состав парламентской комиссии от Совета Федерации предлагаются комитетами Совета Федерации. Число сенаторов, входящих в состав парламентской комиссии от
Совета Федерации, должно быть равным числу депутатов Государственной Думы, входящих в состав этой комиссии.
Вопросы о поддержке инициативы возбуждения парламентского расследования и о составе парламентской комиссии от Совета Федерации должны быть рассмотрены Советом Федерации не позднее чем через 15 дней со дня поступления письменного обращения группы сенаторов либо принятия соответствующих постановлений Государственной Думы. Решение Совета Федерации по этим вопросам считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа сенаторов.
Итоговый доклад парламентской комиссии, подготовленный по результатам парламентского расследования, направляется Председателем Совета Федерации в комитеты Совета Федерации.
Ответственный комитет палаты обобщает предложения комитетов Совета Федерации и готовит проект постановления Совета Федерации по итоговому докладу.
Совет Федерации рассматривает итоговый доклад не позднее одного месяца со дня его поступления. Рассмотрение начинается с доклада ответственного комитета палаты. Итоговый доклад считается утвержденным, если за него проголосовало более половины от общего числа сенаторов.
"Правительственный час".
Обе палаты российского парламента с самого начала своей деятельности полагали, что приглашение на заседание членов Правительства и их ответы на вопросы членов палаты являются естественной частью парламентской практики и парламентского контроля. Однако отдельные члены Правительства попросту игнорировали приглашения палат.
Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" 1997 г. уже в начальной редакции предусмотрел (ст. 38) обязанность членов Правительства по приглашению палат присутствовать на их заседаниях и отвечать на поставленные вопросы в порядке, определенном регламентами палат.
В соответствии с этим палаты внесли необходимые дополнения в свои регламенты. Совет
Федерации помимо ряда норм, содержащихся в различных главах Регламента, включил в него специальную главу "Порядок подготовки и проведения "правительственного часа" на заседании
Совета Федерации".
Согласно ст. 77 Регламента Совет Федерации вправе пригласить на заседание палаты для ответов на вопросы сенаторов довольно широкий круг лиц: Председателя Правительства РФ, членов Правительства, Генерального прокурора РФ, Председателя Центрального банка РФ,
Председателя ЦИК РФ, руководителей иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, руководителей государственных внебюджетных фондов (далее - должностные лица). 6 июля 2007 г. в Регламент внесено дополнение: Председатель Правительства РФ приглашается на заседание палаты не реже одного раза в год.
Инициатива приглашения исходит от сенаторов и комитетов палаты. Решение о приглашении должностных лиц на заседание палаты для ответов на вопросы сенаторов принимается большинством голосов от общего числа сенаторов. Приглашение Совета Федерации направляется должностным лицам не позднее чем за пять дней до проведения заседания палаты, на которое они приглашены. Председатель Совета Федерации определяет комитет палаты,
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
317/543
ответственный за подготовку "правительственного часа" и необходимых для этого документов.
Дополнением от 18 июня 2008 г. в Регламенте определено, что на "правительственный час" приглашается аудитор Счетной палаты РФ, возглавляющий направление ее деятельности, соответствующее теме "правительственного часа". Надо полагать, что при необходимости он может дать предметную информацию и оценку по материальным и финансовым аспектам сообщения на "правительственном часе".
Председатель Совета Федерации не позднее чем за 24 часа до начала заседания палаты согласует с приглашенным должностным лицом вопрос о его прибытии и перечень материалов, необходимых для представления сенаторам по заданным вопросам. Если приглашенное должностное лицо не может прибыть на заседание Совета Федерации в назначенное время, то по согласованию с Председателем Совета Федерации оно может прибыть в иное время либо направить на заседание палаты своего заместителя.
"Правительственный час" проводится в первый день очередного заседания Совета
Федерации. Его продолжительность не может превышать одного часа. Приглашенному должностному лицу предоставляется до 15 минут для выступления по существу заданных ему письменных вопросов. Время для ответов на устные вопросы сенаторов устанавливается по решению палаты, принимаемому большинством голосов сенаторов, принявших участие в голосовании, но не менее чем одной четвертью голосов от общего числа членов палаты.
Инициатору приглашения должностного лица, представителю ответственного комитета, а также приглашенному аудитору Счетной палаты РФ предоставляется возможность выступить по существу заданного вопроса (до пяти минут). Дополнительные вопросы каждому из приглашенных должностных лиц в пределах оставшегося времени сенаторы задают в порядке, установленном
Регламентом палаты. Прения по ответам приглашенных должностных лиц на устные вопросы сенаторов не открываются.
После выступления приглашенного должностного лица, выступлений, вопросов сенаторов и ответов на них проводится обсуждение подготовленного ответственным комитетом проекта и принимается решение
Совета
Федерации по вопросам, рассмотренным в рамках "правительственного часа".
Если приглашенное должностное лицо не смогло прибыть на заседание Совета Федерации и сенаторы не удовлетворены ответом его заместителя, то по решению палаты это должностное лицо может быть приглашено на другое заседание Совета Федерации.
По вопросам, рассмотренным в рамках "правительственного часа", Совет Федерации может принять следующие решения: об обращении к Президенту; об обращении к Правительству; о поручении Счетной палате; о рекомендации Правительству; о рекомендации должностным лицам и возглавляемым ими органам; о подготовке парламентского запроса Совета Федерации; о принятии информации приглашенного должностного лица к сведению. По результатам рассмотрения вопросов в рамках "правительственного часа" палата может дать поручение комитету Совета
Федерации подготовить законодательную инициативу
Совета
Федерации, проведение парламентских слушаний, а также иные поручения в соответствии с вопросами его ведения.
Парламентский запрос.
Отдельным видом парламентских процедур в Совете Федерации стало принятие парламентских запросов. Они отличаются от обычных запросов тем, что последние исходят от отдельных парламентариев, в то время как парламентские запросы исходят от самой палаты и оформляются ее решением. Парламентский запрос - это письменное обращение палаты парламента по важному вопросу государственной жизни к определенному должностному лицу с предложением дать в письменной форме ответ палате в установленный ею срок.
В соответствии со ст. 81 Регламента Совет Федерации вправе направить парламентский запрос Председателю Правительства РФ, членам Правительства, Генеральному прокурору РФ,
Председателю Центрального банка РФ, Председателю ЦИК РФ, председателям других избирательных комиссий, председателям комиссий референдума, Председателю Счетной палаты
РФ, руководителям федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования по вопросам,
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
318/543
входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц. С учетом соответствующего профиля работы должны соблюдаться требования о недопустимости вмешательства в оперативно-разыскную, уголовно-процессуальную деятельность органов дознания, следователей и судебную деятельность.
Предложение о парламентском запросе Совета Федерации может вноситься на рассмотрение палаты Председателем Совета Федерации, первым заместителем Председателя Совета Федерации, заместителем Председателя Совета Федерации, комитетом Совета Федерации по вопросам его ведения, двумя сенаторами, представляющими один субъект РФ, или группой сенаторов численностью не менее пяти человек.
Совет Федерации принимает постановление о парламентском запросе большинством голосов от общего числа сенаторов. На запрос дается устный либо письменный ответ. Устный ответ на парламентский запрос должностное лицо дает на ближайшем заседании Совета Федерации или в установленный палатой срок. Письменный ответ должностное лицо направляет в Совет Федерации не позднее чем через 15 дней со дня получения парламентского запроса, если иной срок не установлен Советом Федерации. Письменный ответ оглашается председательствующим на заседании Совета Федерации. Копии письменного ответа направляются всем сенаторам в течение пяти дней после его получения.
В случае направления парламентского запроса нескольким должностным лицам
Председатель Совета Федерации направляет их письменные ответы инициатору парламентского запроса для подготовки обобщенной информации, которая доводится до сведения сенаторов.
Дополнением Регламента от 6 октября 2006 г. Совет Федерации усилил свои позиции и определил, что он может принять решение о повторном направлении парламентского запроса, в случае если ответ на парламентский запрос признан неудовлетворительным.
Рассмотрение Советом Федерации ежегодного доклада Генерального прокурора РФ о
состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их
укреплению, ежегодного доклада Уполномоченного по правам человека в Российской
Федерации о своей деятельности, отчетов о деятельности Счетной палаты РФ,
государственных и национальных докладов.
Соответствующая глава о заслушивании указанных вопросов включена в Регламент палаты 1 марта 2017 г. В главе не так уж много процедурных правил, коснемся их обзорно, поскольку они затрагивались при освещении полномочий Совета
Федерации.
Напомним, что в соответствии с Законом о прокуратуре, а теперь и на основании п. "м" ч. 1 ст. 102 Конституции РФ названный доклад представляет палате лично Генеральный прокурор РФ; согласно Федеральному конституционному закону об Уполномоченном по правам человека в
Российской Федерации данное лицо направляет в Совет Федерации доклад о своей деятельности и может представлять его лично на заседании палаты; по Федеральному закону о Счетной палате РФ
Председатель Счетной палаты РФ совместно с заместителем Председателя Счетной палаты представляет Совету Федерации отчеты о работе Счетной палаты.
Регламент Совета Федерации гласит, что Председатель палаты и Совет палаты согласуют с указанными должностными лицами даты проведения заседания по данным вопросам, длительность выступлений. Общие процедурные правила таковы, что после выступления должностного лица, ответов на вопросы сенаторов слово для выступления продолжительностью не более пяти минут предоставляется представителю комитета Совета Федерации, ответственного за рассмотрение данного вопроса на заседании Совета Федерации. По итогам рассмотрения докладов, отчетов Совет
Федерации может принять постановление.
Также ст.
83.2
Регламента устанавливает, что в случаях, предусмотренных законодательством, Совет Федерации заслушивает информацию представителей Правительства РФ о ежегодных государственных и национальных докладах. Дата представления информации на заседании Совета Федерации, длительность выступления согласовываются комитетом Совета
Федерации, ответственным за рассмотрение данного вопроса на заседании Совета Федерации, с представителем Правительства РФ, представляющим информацию на заседании Совета Федерации.
На заседание палаты приглашается для выступления с содокладом аудитор Счетной палаты РФ,
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
319/543
возглавляющий соответствующее направление деятельности Счетной палаты РФ. В ходе заслушивания информации обязательно рассматриваются вопросы эффективности использования средств федерального бюджета по соответствующим направлениям, а также вопросы достижения целевых показателей, утвержденных государственными программами РФ. По итогам рассмотрения информации Совет Федерации может принять постановление.
Парламентские слушания.
В соответствии с ч. 3 ст. 101 Конституции РФ Совет Федерации по вопросам своего ведения проводит парламентские слушания, которые можно охарактеризовать как обсуждение членами палаты и приглашенными лицами важных проблем внутренней и внешней политики, законопроектов.
Инициаторами парламентских слушаний могут выступать Председатель Совета Федерации,
Совет палаты, комитет Совета Федерации по вопросам их ведения или группа сенаторов численностью не менее 15 человек. Парламентские слушания могут проводиться совместно с комитетами, комиссиями Государственной Думы, парламентами иностранных государств. Совет
Федерации может проводить как открытые, так и закрытые парламентские слушания.
Решение о проведении парламентских слушаний принимает Совет палаты. Распоряжение о проведении парламентских слушаний, включающее информацию о теме, времени и месте проведения слушаний, комитете Совета Федерации, ответственном за их подготовку и проведение, издает Председатель Совета Федерации или по его поручению первый заместитель Председателя либо заместитель Председателя. Оно передается в пресс-службу Совета Федерации не позднее чем за 12 дней до начала парламентских слушаний.
Состав лиц, приглашенных на парламентские слушания, определяется комитетом Совета
Федерации, ответственным за подготовку их проведения. Председатель Совета Федерации вправе дополнить список лиц, приглашенных на парламентские слушания.
На открытых парламентских слушаниях вправе присутствовать представители СМИ и общественности. На закрытых парламентских слушаниях обсуждаются вопросы, связанные с государственной или иной охраняемой законом тайной.
По итогам парламентских слушаний могут быть приняты рекомендации и иные документы.
Указанные документы утверждаются комитетом палаты, ответственным за подготовку проведения парламентских слушаний, либо Советом палаты, либо Советом Федерации.
7. Обеспечение деятельности Совета Федерации
С самого начала работы обеих палат Федерального Собрания они имеют свои аппараты и периодически принимают акты по их структуре и организации деятельности.
По Регламенту Совета Федерации 2002 г. его Аппарат обеспечивает деятельность палаты. В прежней редакции Регламента говорилось, что Аппарат обладает правами юридического лица (ст.
96). В редакции от 10 июля 2013 г. Совет Федерации последовал "модному" течению и записал в указанной статье, что его Аппарат "является государственным органом и обладает правами юридического лица". Поскольку это все-таки вспомогательное подразделение, обслуживающее деятельность палаты, его характеристика как государственного органа представляется по меньшей мере спорной.
Структура Аппарата утверждается Председателем Совета Федерации. Положение об
Аппарате утверждается Советом палаты по представлению Председателя Совета Федерации.
Действующее Положение об Аппарате палаты утверждено решением от 24 февраля 2015 г.
В соответствии со ст. 97 Регламента основными задачами Аппарата Совета Федерации являются:
а) правовое, информационное, организационное, аналитическое, документационное, кадровое, финансовое, материально-техническое и хозяйственное обеспечение деятельности Совета
Федерации и его органов, сенаторов РФ;
б) правовое, организационное и документационное обеспечение согласительных процедур, используемых для разрешения возникших разногласий между Советом Федерации и