Файл: Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах, том второй 27. 04. 2023 Система гарант 1543 Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 2000

Скачиваний: 115

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
334/543
исполнительной власти. На заседание комитета могут быть приглашены эксперты, а также представители заинтересованных государственных органов и общественных объединений, СМИ.
Для выяснения фактического положения дел и общественного мнения по вопросам законопроектной деятельности и по другим вопросам, находящимся в ведении комитетов, они могут организовывать парламентские слушания, проводить конференции, совещания, круглые столы, семинары и принимать участие в их работе.
Комиссии.
В соответствии с ч. 3 ст. 101 Конституции РФ Государственная Дума образует из числа депутатов палаты комиссии Государственной Думы. Комиссии образуются на срок, не превышающий срока полномочий Государственной Думы данного созыва. В положении о комиссии определяются задачи комиссии, срок ее деятельности, полномочия, иные вопросы, касающиеся деятельности комиссии.
Некоторые комиссии являются постоянно действующими. Наряду с этим возможно создание и временных комиссий.
Так, на первом заседании палаты избирается Счетная комиссия Государственной Думы. Она образуется на весь срок полномочий Государственной Думы данного созыва и осуществляет свою деятельность по мере необходимости в следующих предусмотренных
Регламентом
Государственной Думы случаях: для проведения открытого голосования без использования электронной системы подсчета голосов, открытого голосования с использованием именных бюллетеней, тайного голосования с использованием бюллетеней.
До недавнего времени в Государственной Думе постоянными были комиссия по вопросам депутатской этики; комиссия по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Государственной Думы.
Но в целях реализации изменений, внесенных в ст. 10 и 10.1 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации", а также для подготовки к рассмотрению палатой вопросов досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы, вопросов лишения депутата
Государственной Думы неприкосновенности и вопросов, связанных с нарушением правил депутатской этики, Государственной Думой на основе ее решения от 20 сентября 2018 г. (с дополнениями от 15 октября 2019 г.) теперь образуется на срок ее полномочий Комиссия
Государственной Думы по вопросам контроля за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами
Государственной Думы, мандатным вопросам и вопросам депутатской этики.
На первом заседании палатой избиралась Временная комиссия Государственной Думы по
Регламенту и организации работы Государственной Думы, исполняющая свои полномочия до образования Комитета Государственной Думы по Регламенту и организации работы
Государственной Думы, избрания председателя данного комитета и утверждения его состава
(теперь - Комитет по контролю и Регламенту).
Конституцией РФ предусмотрено образование специальной комиссии Государственной
Думы в случае выдвижения палатой обвинения против Президента РФ для оценки соблюдения процедурных правил и фактического обоснования обвинения (конечно, это временная комиссия).
Специальная комиссия заслушивает на своих заседаниях лиц, которые могут сообщить о фактах, положенных в основу предложения о выдвижении обвинения, а также представителей Президента
РФ и представляет на рассмотрение Государственной Думы проекты постановлений о выдвижении обвинения против Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления по каждому предложению о выдвижении обвинения.
Как уже говорилось, Государственная Дума может выдвинуть аналогичное обвинение как против действующего Президента, так и уже прекратившего исполнение полномочий, т.е. бывшего,
Президента с целью лишения его неприкосновенности (ст. 93 Конституции в редакции 2020 г.). В тех изменениях, которые пока внесены в Регламент Государственной Думы (как и Совета
Федерации), еще не обозначено, в каком порядке полагается разрешить данный вопрос. Надо думать, что этот порядок будет аналогичен рассмотренному выше.
Государственной Думой могут также создаваться (как временные) комиссии в случае


Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
335/543
отклонения Советом Федерации или Президентом РФ принятых федеральных законов.
В случае отклонения Советом Федерации федерального закона, принятого Государственной
Думой, для преодоления возникших между Государственной Думой и Советом Федерации разногласий по предложению или с предварительного согласия Совета Федерации Государственная
Дума может принять решение о создании согласительной комиссии. По вопросу создания согласительной комиссии, избрания в ее состав депутатов и сопредседателя согласительной комиссии Государственная Дума принимает постановление. Избранные от Государственной Думы члены согласительной комиссии образуют депутацию палаты в согласительной комиссии. В постановлении о создании согласительной комиссии указывается срок работы избранных в нее депутатов Государственной Думы.
Согласительная комиссия рассматривает каждое возражение Совета Федерации отдельно.
Решения согласительной комиссии принимаются раздельным голосованием депутации
Государственной Думы и депутации Совета Федерации и считаются принятыми, если за них проголосовали большинство членов каждой депутации.
В случае отклонения федерального закона Президентом РФ по предложению либо с предварительного согласия Президента РФ Государственная Дума может принять решение о создании специальной комиссии для выработки согласованного текста федерального закона с учетом предложений Президента РФ. По вопросу создания комиссии палата принимает постановление, в котором указываются состав депутатов Государственной Думы и сопредседатель специальной комиссии от Государственной Думы. В постановлении указывается также срок работы в составе специальной комиссии избранных в нее депутатов. Сопредседатель комиссии и другие избранные в нее депутаты Государственной Думы образуют депутацию палаты в специальной комиссии.
При принятии решения специальная комиссия действует по принципу "одна сторона - один голос". Решение специальной комиссии считается принятым, если по каждому предложению
Президента РФ стороны пришли к единому мнению.
6. Порядок работы Государственной Думы
Общие положения.
В соответствии с Конституцией РФ (ч. 2 ст. 99) "Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской
Федерации может созвать заседание ранее этого срока".
Формулировка этой нормы не позволяет четко сказать, какой созыв Думы осуществляется
Президентом на 30-й день: "плановый" или досрочный. Очевидно, и в том, и в другом случае созыв
Думы оформляется указом Президента, о котором широко сообщают СМИ. Как мы полагаем, нужны и персональные извещения каждому депутату. Они могут быть разосланы либо Аппаратом
Государственной Думы, либо Администрацией Президента, либо ЦИК РФ.
Дополнениями, внесенными в Регламент 9 октября 2007 г., Государственная Дума определила, что не позднее чем за две недели до дня начала работы Государственной Думы нового созыва, а в случае, если Президент РФ примет решение о созыве первого заседания
Государственной Думы ранее названного выше срока, на следующий день после принятия указанного решения распоряжением Председателя Государственной Думы формируется временная депутатская рабочая группа по подготовке первого заседания Государственной Думы нового созыва. Временная депутатская рабочая группа формируется из числа избранных на новый срок депутатов Государственной Думы пропорционально количеству депутатских мандатов, полученных каждым федеральным списком кандидатов. Временная депутатская рабочая группа занимается организационными вопросами, связанными с созывом первого заседания, она прекращает свои полномочия после избрания на первом заседании Государственной Думы нового созыва соответствующих органов палаты. Нельзя не обратить внимание на то, что по приведенной норме такая группа формируется распоряжением Председателя прежней Думы, который может и не стать депутатом новой Думы.


Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
336/543
Кворум для заседаний Государственной Думы (т.е. тот минимум депутатов, при наличии которого заседание палаты можно проводить) является единым: любое, в том числе и первое, заседание Государственной Думы правомочно, если на нем присутствует большинство от общего числа (450) депутатов - 226 депутатов и более.
Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту ее депутат. В дальнейшем до избрания Председателя Государственной Думы или его заместителя заседания
Государственной Думы могут вести поочередно представители депутатских объединений
(фракций) по согласованию между ними.
На первом заседании председательствующий сообщает палате фамилии избранных депутатов Государственной Думы согласно списку депутатов, официально переданному ей ЦИК РФ и составленному на день открытия первого заседания.
На этом же заседании Государственная Дума открытым голосованием большинством голосов от общего числа ее депутатов избирает: Счетную комиссию Государственной Думы,
Временную комиссию Государственной Думы по Регламенту и организации работы
Государственной Думы (теперь - по контролю и Регламенту), Временный секретариат
Государственной Думы.
Счетная комиссия Государственной Думы осуществляет свою деятельность по мере необходимости, но в принципе, как говорилось ранее, это постоянно существующий орган.
Временная комиссия по Регламенту и организации работы Государственной Думы предназначалась для контроля за соблюдением Регламента, разъяснения его положений, составления списков фракций, их регистрации, информирования об этом Государственной Думы и СМИ. Комиссия вносила на рассмотрение палаты проекты постановлений Государственной Думы о составах комитетов Государственной Думы. Комиссия также осуществляла контроль за использованием электронной системы на заседаниях Государственной Думы, а также контроль за деятельностью
Аппарата Государственной Думы.
Временный секретариат Государственной Думы - временный орган, избираемый
Государственной Думой на ее первом заседании из числа депутатов Государственной Думы.
Решение об избрании Временного секретариата оформляется постановлением Государственной
Думы. Деятельность Временного секретариата обеспечивает Аппарат Государственной Думы.
Временный секретариат формирует проект порядка работы очередного заседания
Государственной Думы, ведет запись депутатов Государственной Думы на выступления на заседании палаты, регистрирует вопросы, справки, сообщения, предложения и другие материалы, поступающие от депутатов Государственной Думы, информирует председательствующего на заседании о списке записавшихся на выступления и о поступивших во Временный секретариат материалах, выполняет иные функции по обеспечению заседаний Государственной Думы.
Временная комиссия и Временный секретариат прекращают свои полномочия после избрания Председателя Государственной Думы, первого заместителя (первых заместителей)
Председателя, образования Комитета Государственной Думы по контролю и Регламенту, избрания председателя данного комитета и утверждения его состава.
На первом заседании Государственной Думы депутаты проводят выборы Председателя
Государственной Думы, первых заместителей и заместителей Председателя в порядке, предусмотренном Регламентом.
Заседания Государственной Думы проводятся открыто, гласно и освещаются в СМИ. По решению палаты на ее заседания могут быть приглашены представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, эксперты и другие специалисты для предоставления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым Государственной
Думой законопроектам и иным вопросам. Представители СМИ могут присутствовать на открытых заседаниях палаты при условии их аккредитации в Государственной Думе.
Палата может принять решение о проведении закрытого заседания, если предложение об этом внесено председательствующим на заседании, Советом Думы, Президентом РФ, комитетом
Государственной Думы или фракцией, Председателем Государственной Думы, Председателем
Правительства РФ. Решение о проведении закрытого заседания принимается большинством


Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
337/543
голосов от числа депутатов Государственной Думы, принявших участие в голосовании.
Представители СМИ на закрытые заседания Государственной Думы не допускаются.
Как на открытых, так и на закрытых заседаниях вправе присутствовать Президент РФ, его полномочный представитель в Государственной Думе, Председатель Совета Федерации и сенаторы
РФ, Председатель и члены Правительства РФ, полномочный представитель Правительства РФ в
Государственной Думе, судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Председатель, заместитель Председателя и аудиторы Счетной палаты РФ, Уполномоченный по правам человека в
Российской Федерации, Генеральный прокурор РФ, Председатель ЦИК РФ.
Члены Общественной палаты РФ, уполномоченные советом Общественной палаты, могут присутствовать на открытых заседаниях Государственной Думы при рассмотрении законопроектов, являвшихся объектом экспертизы Общественной палаты.
Анализируя вопросы статуса политических партий, мы ранее указывали, что им предоставляются возможности приобщения к деятельности Государственной Думы. В частности, в
2010 г. в Регламент Государственной Думы было внесено дополнение, согласно которому представители политических партий, не представленных в Государственной Думе, один раз в год по решению Совета Государственной Думы могут присутствовать на заседании Государственной
Думы. Соответствующее приглашение Совет Государственной Думы направляет руководителям политических партий, не представленных в Государственной Думе, не позднее чем за пять дней до указанного заседания Государственной Думы. От каждой политической партии, не представленной в Государственной Думе, в заседании Государственной Думы может принимать участие один представитель, уполномоченный коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии.
Статс-секретари - заместители (первые заместители) руководителей федеральных органов исполнительной власти могут присутствовать на открытых заседаниях Государственной Думы, а на закрытых заседаниях палаты - только при наличии специальных пропусков, оформляемых по письменному разрешению Председателя Государственной Думы или по поручению одного из его заместителей. Другие лица могут присутствовать на закрытых заседаниях палаты тоже только при наличии специальных пропусков.
Для Президента РФ в зале заседаний Государственной Думы отводится специальное место, над которым помещаются Государственный флаг РФ и Государственный герб РФ. Для
Председателя Государственной Думы и его заместителей в зале заседаний Государственной Думы отводятся специальные места, оборудованные средствами для ведения заседания палаты. Отводятся также места для Председателя Совета Федерации, Председателя Правительства РФ, членов
Правительства, председателей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда, Председателя
Счетной палаты РФ, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Генерального прокурора РФ, Председателя ЦИК РФ, полномочного представителя Президента РФ в
Государственной Думе, представителей Правительства РФ и места для сенаторов РФ.
1   ...   42   43   44   45   46   47   48   49   ...   72

Периодичность заседаний и требования к организации работы.
Согласно ст. 40
Регламента Государственная Дума собирается на весеннюю и осеннюю сессии в соответствии с распорядком работы депутатов Государственной Думы на соответствующую сессию, утверждаемым постановлением Государственной Думы. Постановление Государственной Думы о распорядке работы депутатов Государственной Думы на очередную сессию, проект которого вносится Комитетом Государственной Думы по контролю и Регламенту, принимается на одном из последних заседаний текущей сессии палаты. Обычно весенняя сессия проходит в период с 12 января по пятые - десятые числа июля, осенняя - с 1 сентября по 25 декабря. Сроки по решению палаты могут быть изменены, время работы по ее решению продолжено.
Во время сессии Государственной Думы проводятся заседания палаты, заседания Совета
Государственной Думы, заседания комитетов и комиссий Государственной Думы, парламентские слушания, работа депутатов Государственной Думы в комитетах и комиссиях, во фракциях, а также с избирателями. В Регламенте обозначено, что для работы депутатов с избирателями ежемесячно отводится одна неделя, а в период проведения выборов депутатов Государственной Думы нового созыва - две недели каждого месяца.

Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
338/543
Заседания Государственной Думы проходят в дни, обозначенные в Регламенте палаты, причем периодически имеют место изменения этих дней. В настоящее время в ст. 40 говорится, что заседания Государственной Думы проходят по вторникам, средам и четвергам. В другие дни по решению Совета Думы могут проводиться дополнительные заседания. При необходимости проводятся и внеочередные заседания Государственной Думы. Время проведения заседаний
Государственной Думы устанавливается Регламентом палаты. Понедельник и пятница отводятся для работы депутатов Государственной Думы в комитетах и комиссиях, во фракциях.
В прежней редакции определялось, что по средам проводится так называемый час голосования. На него выносились законы, законопроекты и проекты постановлений
Государственной Думы, которые уже были предметом обсуждения палаты. Однако далее это положение исключено, т.е. законопроект может голосоваться на любом заседании. В редакции от
16 января 2020 г. определено, что на заседании Государственной Думы после обсуждения законопроекта, проекта постановления Государственной Думы председательствующий на заседании оглашает наименование законопроекта, проекта постановления Государственной Думы либо порядковый номер, под которым законопроект, проект постановления Государственной Думы включены в порядок работы заседания Государственной Думы, после чего осуществляется процедура голосования.
Сейчас в Регламенте также записано: если Совет Государственной Думы не примет иное решение, на очередном заседании Государственной Думы по вторникам и четвергам перед обсуждением проекта порядка работы заседания Государственной Думы отводится время для выступлений представителей фракций по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам. От каждой фракции вправе выступить не более трех представителей. При этом общая продолжительность выступлений представителей одной фракции не может превышать 10 минут. Слово для выступления представителям фракций предоставляется на основании обращений фракций. Депутаты Государственной Думы, не входящие во фракции, вправе выступать по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам один раз в два месяца.
Слово для выступления таким депутатам Государственной Думы предоставляется на основании их обращений. Продолжительность выступлений депутатов Государственной Думы, не входящих во фракции, не может превышать пять минут.
Совет Государственной Думы собирается регулярно. Очередные заседания Совета
Государственной Думы проходят по понедельникам и средам, за исключением дней работы депутатов с избирателями. Время проведения заседаний Совета Государственной Думы определяется Председателем Государственной Думы. Он же может назначить дополнительное заседание Совета Государственной Думы.
Парламентские слушания проводятся в дни и время, определенные
Советом
Государственной Думы. Проведение парламентских слушаний во время заседаний Государственной
Думы не допускается, если Государственная Дума не примет иное решение (см. об этом дальше).
"Правительственный час".
В соответствии со ст. 41 Регламента Государственной Думы на ее заседаниях, как правило, по средам первой и третьей недель пленарных заседаний месяца отводится время для ответов федерального министра (федеральных министров), иных должностных лиц на вопросы депутатов Государственной Думы ("правительственный час"). В рамках "правительственного часа" Государственная Дума также заслушивает информацию представителей Правительства РФ о государственных и национальных докладах. Как сказано в
Регламенте, в ходе заслушивания информации о ежегодном государственном или национальном докладе в обязательном порядке обсуждаются вопросы эффективности использования средств федерального бюджета по соответствующим направлениям, а также вопросы достижения целевых показателей, утвержденных государственными программами РФ.
"Правительственный час" проводится с 12 до 14 часов. Совет Государственной Думы может принять решение об ином времени его проведения.
Государственная Дума вправе пригласить на "правительственный час" федерального министра (федеральных министров), иных должностных лиц. Вместе с указанными должностными лицами по решению Совета Государственной Думы для участия в "правительственном часе" может