Файл: Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах, том второй 27. 04. 2023 Система гарант 1543 Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 2003
Скачиваний: 115
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
324/543
самая многочисленная на тот момент в Думе), сводилась к тому, что Председатель Государственной
Думы как руководитель палаты федерального парламента призван быть государственным деятелем, работать в интересах всей палаты, он не вправе стать на своем посту представителем конкретной фракции. И поскольку каждая фракция и депутатская группа может иметь своего представителя на посту заместителя Председателя, то одним из его заместителей стала представительница КПРФ.
При этом пост первого заместителя Председателя Государственной Думы оставался за второй по численности фракцией.
В Регламент Думы 1998 г. норму о том, что руководители палаты не могут быть представителями одной фракции, депутатской группы, вообще не включили. Однако на практике названный паритет неукоснительно соблюдался.
Одержав победу на выборах 2003 г. и получив огромное преимущество в Государственной
Думе, депутаты от партии "Единая Россия" изменили состав думского руководства. Были введены две должности первых заместителей Председателя палаты, на одну избрана представительница данной фракции, другая долгое время оставалась вакантной и заполнена только в сентябре 2005 г., должность занял также представитель "Единой России". Кроме того, было введено девять заместителей Председателя. Из них трое - от других фракций и шесть заместителей Председателя палаты от фракций "Единая Россия". В связи с тем, что один из заместителей стал в сентябре 2005 г. первым заместителем, их общее число сократилось до восьми, от "Единой России" их стало пять.
Таким образом, вопрос о том, кого включать в руководящий состав палаты, в большей мере не правовой, а политический.
Это подтверждается и современной практикой. В действующей Государственной Думе два первых заместителя Председателя палаты: А.Д. Жуков представляет "Единую Россию", И.И.
Мельников - КПРФ. Избраны шесть заместителей Председателя Государственной Думы, из них четыре от "Единой России", по одному от ЛДПР и "Справедливой России".
Согласно Регламенту палаты Председатель Государственной Думы, первые заместители и заместители Председателя избираются из числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием с использованием бюллетеней, Государственная Дума может принять решение о проведении открытого голосования.
Кандидатов на должность Председателя Государственной Думы ранее имели право выдвигать депутаты Государственной Думы и депутатские объединения. В редакции Регламента палаты от 9 октября 2007 г. это право предоставлено только фракциям. В ходе обсуждения, которое проводится по всем кандидатам, давшим согласие баллотироваться на должность Председателя, кандидаты выступают на заседании палаты и отвечают на вопросы депутатов. Представители фракций, выдвинувших своего кандидата, имеют право высказаться за или против кандидата, после чего обсуждение прекращается.
В список для голосования вносятся все кандидаты, выдвинутые на должность Председателя
Государственной Думы, за исключением лиц, взявших самоотвод, он принимается без голосования.
Депутат считается избранным Председателем Государственной Думы, если за него, как сказано ранее, проголосовало более половины от общего числа депутатов Государственной Думы.
В прежних составах Думы ее Председатель считался как бы стоящим вне депутатских объединений, не мог быть руководителем фракции или депутатской группы. После выборов 2003 г. по инициативе "Единой России" в Регламент внесено изменение: в случае если на должность
Председателя Государственной Думы избран депутат, являющийся руководителем фракции, он вправе совмещать пребывание на указанной должности и руководство фракцией (ч. 2 ст. 9).
Кандидатов на должности заместителей Председателя Государственной Думы ранее могли выдвигать депутатские объединения (фракции), депутаты Государственной Думы, с 2007 г. - только фракции. Кандидаты, не заявившие самоотвод, включаются в список для тайного голосования.
Кандидатам, включенным в список для голосования, предоставляется слово на заседании палаты для выступления и ответов на вопросы депутатов. Кандидатуры, выдвинутые на должности заместителей Председателя, могут быть предварительно рассмотрены фракциями и Советом
Государственной Думы в целях утверждения списка кандидатов. В этом случае Государственная
Дума может провести открытое голосование по списку в целом.
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
325/543
Избранными на должности заместителей Председателя Государственной Думы считаются кандидаты, за которых проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной
Думы. В случае голосования по списку в целом избранными являются все кандидаты, включенные в список, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной
Думы. В случае если на должность заместителя Председателя Государственной Думы избран депутат Государственной Думы, являющийся руководителем фракции, он вправе совмещать пребывание на указанной должности и руководство фракцией.
Решение об освобождении Председателя Государственной Думы, первых заместителей и заместителей Председателя от должности принимается также большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
Полномочия.
Полномочия Председателя Государственной Думы обусловлены его задачами как руководителя палаты - это организация работы Думы, обеспечение законодательного процесса, представительство Государственной Думы, руководство Аппаратом палаты.
Председатель Государственной Думы ведет заседания палаты; ведает вопросами ее внутреннего распорядка в соответствии с Конституцией РФ и полномочиями, предоставленными ему Регламентом палаты; организует работу Совета Думы.
Ряд полномочий Председателя связан с законодательным процессом. Он направляет поступивший в Государственную Думу законопроект и материалы к нему фракциям для сведения и в комитет Государственной Думы в соответствии с вопросами его ведения; направляет в Совет
Федерации для рассмотрения одобренные Государственной Думой законы РФ о поправках к
Конституции РФ, федеральные конституционные законы и принятые федеральные законы; направляет Президенту РФ федеральные законы, принятые Государственной Думой в соответствии с ч. 5 ст. 105 Конституции РФ (т.е. в редакции, не одобренной Советом Федерации, но получившей не менее двух третей голосов депутатов при повторном голосовании в Думе).
Согласно Регламенту Председатель вправе по собственному усмотрению включать в проект порядка работы Думы ряд вопросов: о выборах на вакантную должность заместителя Председателя
Государственной Думы; о замещении вакантных мест в комитетах и комиссиях палаты.
Председатель Государственной Думы или по его поручению один из заместителей представляет Государственной Думе доклады о деятельности палаты за истекшую сессию и о проекте примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на очередную сессию. По указанным докладам Государственная Дума может принимать постановления.
Согласно дополнению Регламента от 13 апреля 2012 г. (ч. 5 ст. 11) Председатель вправе выступать на заседании Государственной Думы по вопросам, отнесенным к его полномочиям
Регламентом, и вопросам, отнесенным к ведению Государственной Думы Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Для выступления ему предоставляется до 10 минут.
Особо значимым представляется указание в ч. 6 той же статьи, что Председатель
Государственной Думы вправе решать вопросы экспертного, научного, консультативного и иного обеспечения законодательной деятельности Государственной Думы. По вопросам, связанным с экспертным сопровождением законотворческого процесса в Государственной Думе и совершенствованием законодательства РФ, Председатель был наделен правом создать Научный совет по правотворчеству (редакция от 13 апреля 2012 г.); в редакции от 23 июня 2020 г. говорится, что он создает Научный совет по законотворчеству и может образовывать экспертный совет при
Председателе Государственной Думы. Согласно ч. 7 ст. 11 в случае образования экспертного совета
Председатель утверждает положение о нем, согласованное с Комитетом Государственной Думы по контролю и Регламенту, и состав экспертного совета.
Председатель представляет палату во взаимоотношениях с Президентом РФ, Советом
Федерации, Правительством РФ, субъектами РФ, Конституционным Судом РФ, Верховным Судом
РФ, Генеральным прокурором РФ, ЦИК РФ, Центральным банком РФ, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, со Счетной палатой РФ, с Общественной палатой РФ, с общественными объединениями, другими организациями и должностными лицами, а также с парламентами иностранных государств, высшими должностными лицами иностранных государств
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
326/543
и международными организациями.
Председатель участвует в согласительных процедурах, используемых Президентом РФ в соответствии с ч. 1 ст. 85 Конституции РФ для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти объектов Российской Федерации.
Председатель подписывает постановления Государственной Думы. Он издает распоряжения и дает поручения по вопросам, отнесенным к его компетенции. Государственная Дума вправе отменить любое распоряжение, поручение Председателя.
На Председателя возложено общее руководство деятельностью Аппарата Государственной
Думы. Он назначает на должность и освобождает от должности руководителя Аппарата с согласия
Совета Государственной Думы и по представлению Комитета по контролю и Регламенту, назначает на должность и освобождает от должности первого заместителя и заместителей руководителя
Аппарата по его представлению.
Первые заместители и заместители Председателя Государственной Думы замещают
Председателя в его отсутствие. По поручению Председателя они ведут заседания палаты, координируют деятельность комитетов и комиссий Думы, решают другие вопросы внутреннего распорядка деятельности палаты в соответствии с Регламентом палаты и распределением обязанностей между заместителями.
Распоряжение о распределении обязанностей между первыми заместителями и заместителями издается Председателем Государственной Думы по согласованию с Советом Думы.
В пределах своих должностных обязанностей заместители Председателя вправе давать поручения структурным подразделениям Аппарата Думы.
В Регламенте Думы предусмотрено (ч. 1.1 ст. 12 в редакции от 22 февраля 2017 г. и 23 июня
2020 г.), что при Первом заместителе (заместителе) Председателя Государственной Думы может быть образован экспертный совет по вопросам, относящимся к ведению комитетов
Государственной Думы, деятельность которых он координирует в соответствии с распределением обязанностей между первыми заместителями (заместителями) Председателя Государственной
Думы. Такой экспертный совет образуется распоряжением Председателя Государственной Думы, которым также утверждаются положение об экспертном совете, согласованное с Комитетом
Государственной Думы по контролю и Регламенту, и состав экспертного совета.
Деятельность Председателя Государственной Думы обеспечивается Секретариатом
Председателя, а деятельность первых заместителей и заместителей Председателя - их секретариатами.
1 ... 40 41 42 43 44 45 46 47 ... 72
3. Совет Государственной Думы
Совет Государственной Думы - внутренний руководящий орган палаты. Он создается для предварительной подготовки и рассмотрения вопросов деятельности Думы.
Ранее в состав Совета входили Председатель Думы и руководители фракций и депутатских групп. Затем членами Совета Государственной Думы с правом решающего голоса стали
Председатель Государственной Думы, первые заместители и заместители Председателя.
Постановлением Государственной Думы от 21 декабря 2011 г. в ст. 13 Регламента внесено существенное изменение: помимо указанных лиц членами Совета Государственной Думы с правом решающего голоса являются также руководители фракций. Кроме того, если в соответствии с ч. 4 ст. 16 Регламента в составе фракции созданы внутрифракционные группы (см. об этом ниже), то в состав Совета Государственной Думы с правом решающего голоса входят не более двух руководителей внутрифракционных групп (по поручению руководителя фракции).
В работе Совета Государственной Думы могут принимать участие с правом совещательного голоса председатели комитетов Государственной Думы или по их поручению представители комитетов Государственной Думы.
Председатель Государственной Думы, первые заместители и заместители Председателя
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
327/543
Государственной Думы в случае отсутствия на заседании Совета по уважительной причине вправе передать свой голос другому члену Совета Государственной Думы. В случае отсутствия по уважительной причине руководителя фракции в заседании Совета Государственной Думы по письменному поручению руководителя фракции может принимать участие с правом решающего голоса его заместитель.
Заседание Совета Государственной Думы ведет Председатель Государственной Думы. Он вправе поручить вести заседание Совета одному из своих заместителей. Заседание Совета
Государственной Думы правомочно, если число присутствующих на нем членов Совета
Государственной Думы и лиц, наделенных правом решающего голоса, а также членов Совета
Государственной Думы, передавших свои голоса другим членам Совета Государственной Думы, составляет более половины от общего числа членов Совета Государственной Думы. Решение
Совета Государственной Думы принимается большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов Совета Государственной Думы и лиц, наделенных правом решающего голоса, а также членов Совета Государственной Думы, передавших свои голоса другим членам Совета
Государственной Думы. В случае если при принятии решения Совета Государственной Думы голоса разделились поровну, принятым считается решение, за которое проголосовал Председатель
Государственной Думы или один из его заместителей, который ведет заседание Совета
Государственной Думы.
В заседаниях Совета Государственной Думы вправе участвовать полномочные представители Президента РФ и Правительства РФ в Государственной Думе, представители субъектов права законодательной инициативы, если на заседании Совета Думы рассматривается вопрос о законопроектах, внесенных данными субъектами права законодательной инициативы.
Депутат Государственной Думы также вправе присутствовать на заседании Совета и вносить предложения по проекту порядка работы палаты.
Совет Государственной Думы:
- формирует проект примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на очередную сессию;
- принимает решение о включении законопроекта в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию;
- формирует проект календаря рассмотрения вопросов Государственной Думой на очередной месяц;
- принимает решение о проведении дополнительного заседания Государственной Думы и определяет дату его проведения;
- формирует проект порядка работы очередного заседания Государственной Думы и проект порядка работы дополнительного заседания Государственной Думы;
- созывает по предложению Президента РФ, по требованию фракции, поддержанному не менее чем одной пятой голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, или по предложению Председателя Государственной Думы внеочередные заседания палаты и определяет даты их проведения;
- назначает соответствующий комитет Государственной Думы ответственным за подготовку законопроекта, внесенного в Государственную Думу субъектом права законодательной инициативы, к рассмотрению Государственной Думой, а в случае если вопросы, регулируемые законопроектом, относятся к ведению и другого комитета Государственной Думы, назначает данный комитет соисполнителем по законопроекту, направляет законопроект и материалы к нему для рассмотрения в комитеты палаты, во фракции, при необходимости субъектам права законодательной инициативы с указанием срока подготовки отзывов, предложений и замечаний
(поправок) к законопроекту, а также в Общественную палату РФ;
- направляет законопроект, подготовленный ответственным комитетом палаты к рассмотрению Государственной Думой, и материалы к нему Президенту РФ, субъекту права законодательной инициативы, внесшему в Государственную Думу данный законопроект, в
Правительство РФ, депутатам Государственной Думы в сроки, установленные Регламентом палаты;
- по предложению комитетов Государственной Думы принимает решение о возвращении
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
328/543
законопроекта субъекту права законодательной инициативы, если им не выполнены требования, установленные в Конституции РФ и Регламенте Государственной Думы;
- принимает решение о процедуре рассмотрения вопросов Государственной Думой в случаях, предусмотренных Регламентом палаты;
- принимает решение о проведении парламентских слушаний;
- утверждает план мероприятий по взаимодействию
Государственной
Думы с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ на очередной год, принимает решение о проведении комитетами, комиссиями парламентских слушаний, конференций, совещаний, круглых столов, семинаров в субъектах РФ;
- принимает решение о награждении Почетной грамотой Государственной Думы;
- утверждает планы международных связей Государственной Думы с парламентами других государств;
- одобряет проект бюджетной сметы Государственной Думы на очередной финансовый год;
- рассматривает отчет Руководителя Аппарата Государственной Думы об исполнении бюджетной сметы Государственной Думы за истекший финансовый год;
- принимает решение о награждении почетным знаком Государственной Думы "За заслуги в развитии парламентаризма";
- принимает решение по предложению профильного комитета о направлении представителей Государственной Думы для участия в работе пленарных заседаний Общественной палаты, совета Общественной палаты, ее комиссий и рабочих групп;
- организует работу по подготовке рассмотрения Государственной Думой вопроса о ежегодном отчете Правительства РФ о результатах его деятельности;
- принимает решение по предложению Комитета Государственной Думы по контролю и
Регламенту о приглашении представителей политических партий, федеральные списки которых по результатам голосования не были допущены к распределению депутатских мандатов, на заседание
Государственной Думы;
- принимает решение об образовании межфракционной рабочей группы;
- принимает решение о продлении срока представления поправок к законопроекту;
- направляет поступившие в Государственную Думу проекты основных направлений бюджетной, налоговой, таможенно-тарифной политики РФ и проект бюджетного прогноза (проект изменений бюджетного прогноза) РФ на долгосрочный период в Совет Федерации;
- заслушивает информацию председателей комитетов Государственной Думы о ходе подготовки к рассмотрению палатой законопроектов, находящихся на рассмотрении соответствующих комитетов;
- принимает решение о снятии законопроекта с рассмотрения Государственной Думой в случаях, предусмотренных Регламентом;
- поручает экспертному совету, образованному при Первом заместителе (заместителе)
Председателя Государственной Думы, провести экспертную оценку законопроекта, внесенного в
Государственную Думу;
- решает иные вопросы организации работы Государственной Думы в соответствии с
Регламентом палаты.
Решения Совета Государственной Думы оформляются в виде выписок из протокола заседания Совета Государственной Думы, который подписывается председательствующим на заседании Совета Государственной Думы.
Государственная Дума вправе отменить решение Совета Государственной Думы.
4. Фракции
Длительное время в Государственной Думе использовалось понятие "депутатские объединения". Официально на конец 2005 г. объединения депутатов Государственной Думы пока еще называются депутатскими объединениями, а их виды - фракциями и депутатскими группами.