Файл: Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах, том второй 27. 04. 2023 Система гарант 1543 Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 1998
Скачиваний: 115
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
339/543
быть также приглашен аудитор Счетной палаты РФ, возглавляющий соответствующее направление деятельности Счетной палаты. Если заслушивается один из названных выше докладов, соответствующий аудитор приглашается в обязательном порядке для выступления с содокладом на "правительственном часе".
Не позднее чем за 10 дней до проведения "правительственного часа" комитеты, комиссии, фракции, депутаты Государственной Думы направляют в Совет Государственной Думы письменные вопросы приглашаемым федеральному министру (федеральным министрам), иным должностным лицам. Совет Государственной Думы рассматривает вопросы от комитетов, комиссий, фракций, депутатов Государственной Думы и направляет их приглашенным на "правительственный час" федеральному министру (федеральным министрам), иным должностным лицам в соответствии с их компетенцией не позднее чем за пять дней до проведения "правительственного часа".
Если федеральный министр или иное приглашенное должностное лицо не может прибыть на "правительственный час", то они, как правило, не позднее чем за пять дней до его проведения уведомляют об этом Председателя Государственной Думы с указанием причины своего отсутствия.
В таком случае Совет Государственной Думы может перенести "правительственный час" на иное время.
Приглашенным федеральному министру (федеральным министрам), иным должностным лицам для основной информации предоставляется до 20 минут (ранее - до 15 минут), другим должностным лицам, принимающим участие в "правительственном часе", - до 5 минут. Если участвует аудитор Счетной палаты РФ, ему дается для выступления до 10 минут. Депутаты
Государственной
Думы вправе задать вопросы приглашенным.
Прения в рамках "правительственного часа" не проводятся. По итогам обсуждения вопросов вправе выступить представители фракций.
По результатам обсуждения вопросов в рамках "правительственного часа" Государственная
Дума принимает постановление.
Внеочередные заседания Государственной Думы созывает Совет Думы по предложению
Президента РФ, по требованию фракции, поддержанному не менее чем одной пятой голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, или по предложению Председателя
Государственной Думы. В случае если проведения внеочередного заседания палаты требует фракция, она должна внести в Совет Государственной Думы соответствующие проекты постановлений палаты. Совет Государственной Думы назначает день внеочередного заседания палаты.
Депутаты Государственной Думы своевременно извещаются о вопросах, вносимых на рассмотрение палаты. Проекты документов и другие необходимые материалы предоставляются депутатам не позднее чем за три дня до их рассмотрения на заседании палаты.
В ходе пленарных заседаний Государственной Думы непосредственно в зале заседаний
Государственной Думы распространяются только материалы по вопросам, включенным в порядок работы Государственной Думы на данное заседание Государственной Думы, а также заявления депутатских объединений. Все другие материалы и документы распространяются перед началом заседания в установленном порядке, а также через комитеты, комиссии, фракции или раскладываются в индивидуальные ящики депутатов.
Любой документ или материал, распространяемый в зале заседаний Государственной Думы, должен иметь подпись (подписи) депутата (депутатов), инициирующего (инициирующих) распространение указанного документа или материала, и визу Председателя Государственной
Думы, заместителя Председателя Государственной Думы или председателя
Комитета
Государственной Думы по контролю и Регламенту, разрешающую распространение документов и материалов в зале заседаний Государственной Думы.
Документы, носящие характер заявлений фракций или комитетов, комиссий
Государственной Думы, должны, кроме того, иметь визу руководителя соответствующей фракции или комитета, комиссии.
Любое заседание Государственной Думы начинается с регистрации присутствующих на
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
340/543
заседании депутатов, которую проводит председательствующий. Как было сказано, заседание
Государственной Думы является правомочным, если на нем присутствует большинство от общего числа депутатов палаты. Депутат Государственной Думы обязан присутствовать на ее заседаниях. О невозможности присутствовать на заседании палаты по уважительной причине депутат
Государственной Думы обязан информировать Председателя Государственной Думы.
В последние годы Государственная Дума ужесточает дисциплину для депутатов и отсюда появляются корректировки соответствующих правил. Так, в ч. 1 ст. 44 Регламента в редакции от 16 ноября 2016 г. записано, что депутат, "ни разу не зарегистрировавшийся на заседании палаты, считается отсутствовавшим на этом заседании".
В 2010 г. в Регламент Государственной Думы включено (в 2016 г. дополнено) положение о том, что уважительными причинами отсутствия депутата Государственной Думы на заседании
Государственной Думы являются временная нетрудоспособность, направление за пределы
Российской Федерации в составе официальной парламентской делегации, направление в служебную командировку по распоряжению Председателя Государственной Думы на основании представления руководителя соответствующей фракции (в прежней редакции к уважительным причинам были также отнесены исполнение гражданских обязанностей, предусмотренных законодательством РФ, временная нетрудоспособность, отпуск, рождение ребенка, регистрация брака, смерть близких родственников, иные семейные обстоятельства, а также обстоятельства непреодолимой силы - теперь всего этого нет в Регламенте).
И самое знаменательное дополнение от 16 ноября 2016 г.: согласно ч. 5 ст. 44 в случае отсутствия депутата Государственной Думы на заседании палаты без уважительной причины в отношении него устанавливается ответственность в виде уменьшения размера ежемесячных выплат, предусмотренных Федеральным законом "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", на одну шестую за каждое пропущенное заседание палаты. Однако далее Дума проявила "гуманизм": 18 сентября
2018 г. заменила одну шестую на одну девятую. Решение о применении указанной ответственности принимается Комитетом Государственной Думы по контролю и Регламенту, подлежит размещению на официальном сайте Государственной Думы.
Регистрация присутствующих на заседании депутатов осуществляется после каждого перерыва в заседании палаты. Закрывая заседание, председательствующий напоминает депутатам о порядке работы очередного заседания Государственной Думы. Депутат вправе зарегистрироваться с помощью электронной карточки, а в случае ее отсутствия - от микрофона или путем подачи личного заявления, написанного на бланке установленной формы.
На заседаниях Государственной Думы депутаты вправе участвовать в прениях, вносить предложения, замечания и поправки по существу обсуждаемых вопросов, предлагать кандидатуры и высказывать свое мнение по кандидатурам должностных лиц, избираемых, назначаемых или утверждаемых Государственной Думой, задавать вопросы, давать справки, а также пользоваться иными установленными правами.
Работа в Государственной Думе осуществляется на русском языке. Депутат Государственной
Думы, желающий выступить на ином языке народов Российской Федерации, заблаговременно уведомляет об этом Совет Государственной Думы. Такое выступление обеспечивается переводом на русский язык.
Депутат Государственной Думы выступает с трибуны, от установленного в зале микрофона или со своего рабочего места в зале заседаний.
Регламент Государственной Думы требует, чтобы во время ее работы депутаты носили деловую одежду, соответствующую официальному характеру деятельности Государственной Думы.
В Регламенте также содержатся требования о корректности депутатских выступлений.
Согласно ст. 45 выступающий в Думе не вправе нарушать правила депутатской этики: употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству депутатов
Государственной Думы и других лиц, допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес, использовать заведомо ложную информацию, призывать к незаконным действиям. При нарушении данных правил председательствующий предупреждает выступающего, а при повторном нарушении
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
341/543
- прерывает его выступление. Так определено в ст. 45 Регламента в редакции от 15 ноября 2018 г.
До этого были более строгие правила: председательствующий лишал депутата права выступления в течение всего дня заседания; депутат мог быть также лишен права выступления на срок до одного месяца решением палаты, принимаемым большинством от общего числа депутатов.
Депутатский и парламентский запросы.
Депутатским запросом считается обращенное к определенному органу и должностному лицу требование депутата представить информацию ему и представительному органу по вопросу общественной значимости, входящему в компетенцию адресата запроса и данного представительного органа. Как правило, депутатские запросы вызываются не очень хорошим состоянием дел в той или иной сфере, и этим озабочен депутат.
Государственная Дума назвала в своем Регламенте широкий круг органов и лиц, к которым может быть обращен запрос депутата. По действующим нормам депутат Государственной Думы вправе направить запрос Председателю Правительства РФ, другим членам Правительства РФ, руководителям иных федеральных органов государственной власти, Генеральному прокурору РФ,
Председателю Центрального банка РФ, Председателю ЦИК РФ, председателям других избирательных комиссий и комиссий референдума, руководителям органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования - по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц (однако не вмешиваясь в их оперативную деятельность).
Придавая важное значение запросам, Дума записала в 1998 г. в Регламенте, что запрос вносится депутатом или группой депутатов. Внесенный запрос оглашается председательствующим на заседании палаты или доводится до сведения депутатов иным путем. Правом запроса депутаты стали пользоваться сразу после начала деятельности палаты, и число запросов начало измеряться сотнями и тысячами. Однако предметом запросов стали и крупные вопросы общегосударственного значения, и относительно мелкие проблемы, хотя и значимые для избирателей конкретного депутата, соответствующих населенных пунктов.
Другими словами, произошла определенная девальвация (обесценение) запросов, исходящих от отдельных депутатов. И понадобилось принять меры к тому, чтобы все-таки выделить запросы по серьезным, общегосударственным проблемам. Постепенно вошло в практику Государственной
Думы разделение запросов, исходящих только от депутатов, и запросов, направляемых от имени самой палаты. Вторая разновидность запросов стала называться парламентскими запросами, что было зафиксировано в Регламенте палаты. Последствия в этом случае иные: оформленный в виде постановления палаты, такой запрос будет в большей мере в поле ее зрения. Оформляя парламентский запрос, Государственная Дума уже привлекает внимание к соответствующей проблеме и конкретных органов, и парламентариев, и общественности. Напомним то, о чем уже говорилось ранее: теперь в Конституцию включена ст. 103.1 о праве Совета Федерации и
Государственной Думы осуществлять парламентский контроль, в том числе направлять парламентские запросы.
Включив понятие парламентского запроса в свой Регламент, Государственная Дума вместе с тем скорректировала некоторые правила относительно обычного запроса депутата. Теперь такой запрос направляет депутат Государственной Думы, т.е. нет слов о группе депутатов. Кроме того, определено, что запрос депутата Государственной Думы направляется им самостоятельно и не требует оглашения на заседании палаты.
Что касается адресатов парламентского запроса, они те же, что и при обычном депутатском запросе. Посредством парламентского запроса также нельзя вторгаться в оперативную деятельность соответствующих должностных лиц.
Должностное лицо, которому направлен парламентский запрос, должно дать ответ на него в устной (на заседании палаты) или письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня получения парламентского запроса или в иной установленный Государственной Думой срок.
Письменный ответ на парламентский запрос оглашается председательствующим на заседании палаты. Копии письменного ответа направляются всем депутатам Государственной Думы.
1 ... 43 44 45 46 47 48 49 50 ... 72
Круг обсуждаемых вопросов.
Заседания Государственной Думы проводятся в соответствии
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
342/543
с примерной программой законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию, календарем рассмотрения вопросов Государственной Думой на текущий месяц и порядком работы очередного (дополнительного) заседания Государственной Думы.
Примерная программа законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию формируется Советом
Государственной Думы по предложениям фракций, комитетов
Государственной Думы. Примерная программа законопроектной работы Государственной Думы включает в себя примерную программу законопроектной работы Государственной Думы в части законопроектов, подлежащих первоочередному рассмотрению, и программу законопроектной работы комитетов Государственной Думы. Примерная программа законопроектной работы
Государственной Думы в части законопроектов, подлежащих первоочередному рассмотрению, подлежит утверждению Государственной Думой на одном из первых заседаний текущей сессии.
Соответствующее решение палаты оформляется постановлением Государственной Думы.
Программа законопроектной работы комитетов Государственной Думы утверждается решениями комитетов Государственной Думы. В течение сессии комитеты Государственной Думы вносят в
Совет Государственной Думы предложения о включении в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы законопроектов, внесенных в Государственную Думу. Контроль за соблюдением сроков подготовки законопроектов, включенных в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы, по поручению Председателя Государственной
Думы осуществляется заместителями Председателя Государственной Думы.
В примерную программу законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию в части законопроектов, подлежащих первоочередному рассмотрению, включается достаточно широкий круг законопроектов, в том числе: внесенные в Государственную Думу
Президентом РФ, Правительством РФ, Советом Федерации; проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период; законопроекты, необходимость принятия которых вытекает из федеральных конституционных законов и федеральных законов или из решений Конституционного Суда РФ; законопроекты, внесенные в
Государственную Думу во исполнение ежегодных посланий Президента РФ Федеральному
Собранию; законопроекты, внесенные в Государственную Думу во исполнение поручений
Председателя Государственной Думы, и др.
Проект календаря рассмотрения вопросов Государственной Думой на очередной месяц формируется Советом Государственной Думы по предложениям комитетов Государственной Думы на основе примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию. Включение законопроектов в проект календаря рассмотрения вопросов Государственной
Думой осуществляется, как правило, исходя из последовательности поступления законопроектов в
Государственную Думу. Законопроекты, рассматриваемые в первом чтении, включаются в календарь рассмотрения вопросов с указанием соответствующих тематических блоков.
Проект порядка работы очередного (дополнительного) заседания Государственной Думы формируется Советом Государственной Думы по предложениям комитетов Государственной Думы на основе примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию и календаря рассмотрения вопросов Государственной Думой на текущий месяц. В проект порядка работы заседания Государственной Думы законопроекты включаются в следующей последовательности: а) законопроекты, рассматриваемые в третьем чтении; б) законопроекты, рассматриваемые во втором чтении; в) законопроекты, рассматриваемые в первом чтении.
В соответствии со ст. 51 Регламента внеочередному рассмотрению на заседании
Государственной Думы подлежат: послания и обращения Президента РФ; законопроекты, внесенные Президентом РФ; проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период; законопроекты, внесенные в качестве срочных
Правительством РФ; федеральные конституционные законы и федеральные законы, возвращенные в Государственную Думу на повторное рассмотрение в порядке, предусмотренном ст. 105 и 107
Конституции РФ (т.е. отклоненные Советом Федерации или Президентом РФ); нормативные правовые акты Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, имеющие статус законодательной рекомендации Союза; проекты федеральных законов о ратификации
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
343/543
международных договоров РФ; проекты постановлений о направлении представителей
Государственной Думы в Конституционный Суд РФ; проекты постановлений Государственной
Думы по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к ведению Государственной Думы; проекты
Регламента Государственной Думы и постановлений Государственной Думы о внесении в него изменений. Иные законопроекты и вопросы могут рассматриваться во внеочередном порядке только по решению палаты, принятому большинством голосов от общего числа депутатов палаты.
Председательствующий
на
заседании.
Как уже было сказано, функции председательствующего выполняет Председатель Государственной Думы, его может замещать один из первых заместителей или заместителей Председателя. Председательствующий на заседании
Государственной Думы: руководит общим ходом заседания в соответствии с Регламентом палаты; предоставляет слово для выступления в порядке поступления зарегистрированных заявок в соответствии с порядком работы Государственной Думы, требованиями Регламента либо в ином порядке, определенном решением Государственной Думы; предоставляет слово вне порядка работы заседания Государственной Думы только для внесения процедурного вопроса и по порядку ведения заседания; обеспечивает выполнение организационных решений Государственной Думы; ставит на голосование каждое предложение депутатов Государственной Думы в порядке поступления; проводит голосование и оглашает его результаты; контролирует ведение протоколов и стенограмм заседаний Государственной Думы и подписывает указанные протоколы.
В случае нарушения положений Регламента палаты председательствующий на заседании
Государственной Думы вправе предупреждать депутата Государственной Думы. Надо сказать, что в
Регламенте были и более "сильные" возможности у председательствующего: депутат
Государственной
Думы, допустивший грубые, оскорбительные выражения в адрес председательствующего, других депутатов, лишается слова без предупреждения. Но в редакции от
15 ноября 2018 г. эти слова исключены. Председательствующий также может предупреждать депутата Государственной Думы, выступающего по порядку ведения заседания, в случае его отклонения от темы выступления, а при повторном нарушении - прервать его выступление.
Председательствующий вправе указывать на допущенные в ходе заседания нарушения положений
Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, Регламента палаты, а также исправлять фактические ошибки, допущенные в выступлениях. Наконец, он вправе удалять из зала заседаний приглашенных лиц, мешающих работе Государственной Думы.
Председательствующий на заседании Государственной Думы не вправе высказывать собственное мнение по существу обсуждаемых вопросов, комментировать выступления депутатов
Государственной Думы, давать характеристику выступающим. Если председательствующий считает необходимым принять участие в обсуждении какого-либо вопроса, он записывается в общем порядке для выступления и передает одному из заместителей Председателя
Государственной Думы функции председательствующего до принятия решения по данному вопросу. Участвуя в открытом голосовании без использования электронной системы, председательствующий голосует последним.
При нарушении председательствующим требований Регламента Государственная Дума вправе большинством голосов от общего числа депутатов назначить другого председательствующего до принятия решения по обсуждаемому вопросу.
Порядок заседаний.
Заседания Государственной Думы проводятся, как уже говорилось, по вторникам, средам и четвергам (в рабочие дни). По часам заседаний можно видеть динамику регулирования: сначала определили в Регламенте, что могут быть утренние заседания - с 10 до 14 часов с перерывом с 12 часов до 12 часов 30 минут; вечерние - с 16 до 18 часов. В редакции от 27 июля 2018 г. записано, что заседания проводятся с 10 до 14 часов. А по редакции от 9 апреля 2019 г. заседания Думы проводятся с 12 до 16 часов.
Государственная Дума и Совет палаты могут принять решение об ином времени проведения заседаний. Председательствующий на заседании Государственной Думы вправе без голосования продлить заседание Государственной Думы до принятия окончательного решения по вопросу, обсуждение которого было начато в основное время заседания палаты.
В соответствии со ст. 56 Регламента Государственной Думы продолжительность докладов,