Файл: Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах, том второй 27. 04. 2023 Система гарант 1543 Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 2002
Скачиваний: 115
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
329/543
Однако 21 июля 2005 г. в Закон "О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной
Думы Федерального Собрания Российской Федерации" внесены изменения и дополнения, в том числе из него исключены понятия "депутатские объединения" и "депутатские группы". Поскольку депутаты Государственной Думы в тот период стали избираться только по спискам политических партий, а в Закон включено также положение о том, что депутат, вышедший из фракции, утрачивает свой депутатский мандат, структура Государственной Думы становилась строго партийной. Таким образом, фракции остались единственным видом объединения депутатов.
Соответствующие изменения были внесены и в Регламент Государственной Думы. Как уже не раз отмечалось, возвращено избрание половины депутатов
Государственной
Думы по территориальным избирательным округам, допускается появление в палате независимых (при всей условности данного понятия) депутатов. Поэтому на будущее нельзя исключать появление
(возрождение?) иных депутатских объединений. Но на сегодня в Регламенте палаты обозначены лишь фракции.
Фракции создавались путем объединения депутатов, прошедших в Думу по спискам политических партий и по избирательным округам (пока выборы по округам проводились), если в качестве кандидатов они выдвигались данными партиями. Депутатские группы предполагались как объединения депутатов, избранных в Думу в качестве независимых депутатов.
Это был общий подход. В практике Думы наблюдались случаи вхождения во фракции депутатов, являющихся членами других партий, а также независимых депутатов. Бывало и так, когда в депутатские группы записывались депутаты, не желающие войти в свою (по партийной принадлежности) фракцию или покинувшие ее по тем или иным мотивам. Поскольку депутатские объединения имели определенные преимущества при формировании Совета Думы, комитетов
Думы, а также при обсуждении вопросов в палате, в предшествующих созывах создавались депутатские группы, примыкавшие к тем или иным фракциям, а партии делегировали своих депутатов в такие группы в количестве, необходимом для ее образования, - тогда в депутатской группе должно было состоять минимум 35 депутатов.
Партиям с самого начала не был безразличен вопрос о том, создавать только фракции или также и депутатские группы. Отдавалось преимущество именно фракциям. В споре о том, при каком количестве избранных депутатов образовывать фракцию, еще в Думе I созыва победило мнение о минимуме в 12 мандатов, в принципе как раз и адекватном тогда существовавшему
5%-ному барьеру для прохождения партии в Думу. Что касается депутатских групп, для них был введен упомянутый ранее численный минимум в 35 депутатских мандатов.
В Регламенте было определено, что фракции и депутатские группы обладают равными правами, определенными Регламентом. Отношение к численности депутатского объединения редакции не оставалось неизменным: Дума III созыва 2 июня 2000 г. скорректировала в Регламенте норму и установила, что депутатское объединение, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в Государственную Думу по федеральному избирательному округу, а также из депутатов Государственной Думы, избранных по одномандатным избирательным округам и пожелавших участвовать в работе данного депутатского объединения, именуется фракцией и подлежит регистрации независимо от числа ее членов (ч. 3 ст. 16).
Доминировавшая в Государственной Думе IV созыва партия "Единая Россия" отдала явное предпочтение фракции как депутатскому объединению, не приветствуя создание депутатских групп. В ч. 4 ст. 16 Регламента от 29 декабря 2003 г. было записано: "Депутаты Государственной
Думы, не вошедшие во фракции, вправе образовывать депутатские группы. Регистрации подлежат депутатские группы численностью не менее 55 депутатов Государственной Думы". При такой численности, конечно, было трудно создать депутатские группы, и они остались (во всяком случае, пока) лишь как часть истории Государственной Думы.
Федеральным законом от 21 июля 2005 г. в упомянутый Закон о статусе включена ст. 7.1
"Фракции в Государственной Думе". В ней говорится, что фракцией является объединение депутатов Государственной Думы, избранных в составе федерального списка кандидатов, который был допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе. Во фракцию входят все депутаты Государственной Думы, избранные в составе соответствующего федерального списка
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
330/543
кандидатов. Фракции в Государственной Думе регистрируются в соответствии с Регламентом
Государственной Думы. Деятельность фракции в Государственной Думе организуется ею в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О политических партиях" и Регламентом Государственной Думы.
По итогам выборов 4 декабря 2011 г. в Государственную Думу вошли 238 депутатов от "Единой России", 92 - от КПРФ, 64 - от "Справедливой России", 64 - от ЛДПР. То есть это были четыре фракции, представляющие названные партии. В избранной в сентябре 2016 г.
Государственной Думе те же четыре фракции: "Единая Россия" - 341 депутат, КПРФ - 42, ЛДПР -
39, "Справедливая Россия" - 23 депутата. И два депутата не входят во фракции (оба избраны в территориальных избирательных округах).
В анализе статуса и деятельности фракций в данный момент целесообразнее опираться на
Регламент Государственной Думы, в котором есть глава "Фракции", тем более что в нее вносились дополнения, отражающие современное состояние фракций и участие в них депутатов
Государственной Думы.
Регламент устанавливает, что полное наименование фракции должно соответствовать наименованию политической партии, указанному в ее уставе. Фракция вправе иметь установленное положением о фракции краткое наименование, соответствующее ее полному наименованию.
Фракция избирает из своего состава руководителя фракции и заместителя (заместителей) руководителя фракции. В соответствии с положением о фракции фракция может образовывать руководящий орган (руководящие органы). В 2017 г. было добавлено, что руководитель фракции может иметь до 30 помощников на общественных началах по работе в субъектах РФ.
Новеллой от 16 января 2008 г. установлено, что в составе фракции численностью более 100 депутатов Государственной Думы могут создаваться внутрифракционные группы. Численность внутрифракционной группы не может составлять менее 50 депутатов Государственной Думы.
Руководителем внутрифракционной группы является первый заместитель руководителя фракции.
Фракция принимает положение о фракции на организационном собрании большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, избранных в Государственную Думу в составе федерального списка кандидатов от соответствующей партии. В положении о фракции устанавливаются: а) полное и краткое (если оно имеется) наименования фракции; б) структура фракции; в) порядок избрания руководителя фракции и заместителя (заместителей) руководителя фракции; г) порядок избрания руководящих органов фракции (если они имеются); д) порядок избрания (назначения) лиц, уполномоченных представлять фракцию на заседаниях палаты, в государственных органах и общественных объединениях; е) порядок принятия решений фракции; ж) иные положения, касающиеся внутренней деятельности фракции.
Решения фракции принимаются, как правило, открытым голосованием. Фракция может принять решение о проведении тайного голосования. Решения фракции принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, входящих во фракцию, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Регламентом палаты, положением о фракции.
Депутат Государственной Думы вправе состоять только в одной фракции. Депутат вправе выйти из состава фракции, подав в Комитет Государственной Думы по контролю и Регламенту письменное заявление о выходе из состава фракции. Днем выхода депутата из состава фракции считается день регистрации заявления депутата Государственной Думы о выходе из состава фракции в Комитете Государственной Думы по контролю и Регламенту.
В случае выхода депутата Государственной Думы из состава фракции, а также в случае несоблюдения депутатом требований Закона "О статусе сенатора Российской Федерации и депутата
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" полномочия депутата
Государственной Думы прекращаются. Проект постановления Государственной Думы о досрочном прекращении полномочий депутата Государственной Думы вносится на рассмотрение палаты
Комитетом Государственной Думы по контролю и Регламенту. Днем прекращения полномочий депутата Государственной Думы считается день принятия соответствующего решения
Государственной Думой.
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
331/543
Фракции имеют определенные права и организационные возможности в связи с деятельностью Государственной Думы. В частности, они вправе выдвигать и отстаивать свои кандидатуры на пост Председателя и заместителей Председателя Государственной Думы. У них есть свои представители в Совете Думы в качестве заместителя Председателя палаты, руководителя фракции и руководителей внутрифракционных групп. Фракции участвуют на основе принципа пропорционального представительства в формировании состава комитетов и комиссий Думы.
Фракции вправе наряду с комитетами и комиссиями Государственной Думы вносить предложения в план работы и календарь рассмотрения вопросов палатой. Они могут требовать созыва внеочередного заседания Государственной Думы; получать на заседании Думы слово для выступления от имени фракции при обсуждении вопросов, в том числе высказывать предложения и замечания при обсуждении законопроектов, кандидатур на соответствующие должности и т.д.
Фракции используют еженедельно один день работы Государственной Думы специально для своих целей, имеют аппарат фракции, сотрудники которого являются частью Аппарата Государственной
Думы с соответствующей оплатой труда.
Постановлением от 22 июня 2012 г. Государственная Дума включила в свой Регламент гл.
4.1 "Межфракционные рабочие группы". Согласно ст. 31.2 для подготовки согласованных предложений по совершенствованию законодательства, выработки согласованных решений по иным вопросам, отнесенным к ведению Государственной Думы, могут образовываться межфракционные рабочие группы.
Деятельность межфракционной рабочей группы осуществляется в соответствии с
Регламентом палаты и положением о межфракционной рабочей группе. В данном положении определяются цель ее образования, задачи, срок деятельности, полномочия межфракционной рабочей группы, иные вопросы, касающиеся ее деятельности.
Межфракционные рабочие группы не вправе осуществлять полномочия, установленные
Регламентом палаты для комитетов и комиссий Государственной Думы. Межфракционные рабочие группы не пользуются правами фракций, комитетов и комиссий Государственной Думы.
Решения межфракционной рабочей группы для комитетов и комиссий Государственной
Думы носят рекомендательный характер.
1 ... 41 42 43 44 45 46 47 48 ... 72
5. Комитеты и комиссии Государственной Думы
Комитеты.
Комитет
Государственной
Думы
- постоянно действующий орган
Государственной Думы, образуемый из числа депутатов Государственной Думы. В Думе I созыва было 23 комитета. Государственная Дума II созыва образовала 28 комитетов. В III созыве количество комитетов не изменилось. Государственная Дума IV созыва увеличила число комитетов на один - их стало 29. В Государственной Думе VI созыва было 30 комитетов.
В действующей Государственной Думе образовано 26 комитетов:
1) по государственному строительству и законодательству (объединил прежних два
Комитета: по конституционному законодательству и государственному строительству; по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству);
2) по труду, социальной политике и делам ветеранов;
3) по бюджету и налогам;
4) по финансовому рынку;
5) по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству;
6) по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям;
7) по энергетике;
8) по транспорту и строительству;
9) по обороне;
10) по безопасности и противодействию коррупции;
11) по международным делам;
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
332/543 12) по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками;
13) по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления;
14) по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока;
15) по контролю и Регламенту (согласно постановлению Думы от 22 сентября 2017 г., до этого - по Регламенту и организации работы Государственной Думы);
16) по охране здоровья;
17) по образованию и науке;
18) по вопросам семьи, женщин и детей;
19) по аграрным вопросам;
20) по экологии и охране окружающей среды;
21) по культуре;
22) по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений;
23) по делам национальностей;
24) по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи;
25) по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству;
26) по информационной политике, информационным технологиям и связи.
Дума в основном сохранила прежние комитеты, хотя в ряде случае произошло их как бы слияние с расширением круга вопросов ведения. Например, вместо двух комитетов правового профиля - один; также один комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям (ранее был отдельный комитет по вопросам собственности); единый комитет по транспорту и строительству (был отдельный комитет по транспорту); в название ранее существовавшего комитета по СНГ и связям с соотечественниками добавили также "европейскую интеграцию"; появился традиционный комитет "по науке и образованию" (вместо "науки и наукоемких технологий" и отдельно "образования"); включено многообещающее добавление "по развитию гражданского общества" в название прежнего комитета по вопросам общественных и религиозных объединений. Конечно, существенно влияет на профиль деятельности Комитета по контролю и Регламенту включение слова "контроль" в его наименование.
Согласно Регламенту Государственная Дума может образовывать и другие комитеты.
Комитеты Государственной Думы образуются на срок, не превышающий срока полномочий
Государственной Думы данного созыва.
Государственная Дума образует комитеты, как правило, на основе принципа пропорционального представительства фракций. Численный состав каждого комитета определяется
Государственной Думой, но не может быть, как правило, менее 12 и более 35 депутатов палаты.
Комитет может создавать подкомитеты по основным направлениям своей деятельности.
Подкомитеты предварительно прорабатывают направляемые им председателем комитета законопроекты, иные документы и материалы, рассматривают их на своих заседаниях и подготавливают предложения по обсуждаемым вопросам к заседаниям комитета. Депутат
Государственной Думы может быть членом только одного подкомитета. Член подкомитета имеет право решающего голоса на заседании подкомитета. Депутаты, не входящие в состав подкомитета, вправе принимать участие в работе подкомитета с правом совещательного голоса.
Председатели комитетов, их первые заместители и заместители избираются палатой в порядке, предусмотренном для избрания заместителей Председателя Государственной Думы.
Председатели комитетов, их первые заместители и заместители избираются палатой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы по представлению фракций.
Голосование может проводиться по единому списку кандидатур. Решение об избрании оформляется постановлением палаты.
Общее число депутатов Государственной Думы, избранных по представлениям одной фракции на должности Председателя Государственной Думы и его заместителей, председателей комитетов и их заместителей, не может превышать 50% от общего числа членов данной фракции.
В состав комитета не может быть избран Председатель Государственной Думы.
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
333/543
Каждый депутат Государственной Думы, за исключением Председателя Государственной
Думы (в 2016 г. добавлено "и его заместителей, а также руководителей фракций"), обязан состоять в одном из комитетов Государственной Думы. Депутат Государственной Думы может быть членом только одного ее комитета.
У комитетов немало полномочий. В соответствии со ст. 19 Регламента комитеты
Государственной Думы: вносят предложения по формированию проекта примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на очередную сессию и проекта календаря рассмотрения вопросов Государственной Думой на очередной месяц, а также вносят предложения о включении законопроектов в примерную программу законопроектной работы Государственной
Думы на текущую сессию; представляют отчеты о выполнении примерной программы законопроектной работы
Государственной
Думы на текущую сессию; осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовку к рассмотрению Государственной
Думой; осуществляют подготовку заключений о необходимости изменения законопроекта и направляют их субъекту (субъектам) права законодательной инициативы; осуществляют подготовку проектов постановлений Государственной Думы и проектов документов, которые принимаются или утверждаются постановлениями Государственной Думы; осуществляют подготовку заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрение Государственной Думы; рассматривают и исполняют поручения Совета
Государственной Думы; в соответствии с решением палаты подготавливают запросы в
Конституционный Суд РФ; в соответствии с решением Совета Государственной Думы, поручением
Председателя Государственной Думы осуществляют подготовку проектов постановлений
Государственной Думы о направлении представителей Государственной Думы в Конституционный
Суд РФ; организуют проводимые Государственной Думой парламентские слушания; дают заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета; направляют письменные обращения по вопросам своего ведения руководителям федеральных органов исполнительной власти; проводят во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по проведению мониторинга правоприменения в России, анализ практики применения законодательства; вносят предложения о проведении мероприятий в Государственной Думе; рассматривают обращения граждан; рассматривают информацию Правительства РФ о ходе разработки и предполагаемых сроках принятия нормативных правовых актов, разработка и принятие которых предусмотрены федеральными законами; решают вопросы организации своей деятельности.
Заседание комитета Государственной Думы правомочно, если число присутствующих на нем членов комитета составляет более половины от общего числа членов комитета. Заседания комитета проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Депутат Государственной Думы обязан присутствовать на заседаниях комитета, членом которого он является. О невозможности присутствовать на заседании комитета по уважительной причине депутат заблаговременно информирует председателя комитета. Ранее определялось, что комитет своим решением вправе установить порядок передачи депутатом Государственной Думы своего голоса другому депутату
Государственной Думы - члену данного комитета в связи с отсутствием на заседании комитета по уважительной причине. Но в редакции от 21 октября 2016 г. это отменено, а отсутствующий по уважительной причине депутат "может выразить свою позицию по любому рассматриваемому на этом заседании вопросу в заявлении на имя председателя комитета. Соответствующая информация отражается в стенограмме заседания комитета".
Решение комитета принимается большинством голосов от общего числа членов комитета, присутствующих на заседании, если иное не предусмотрено Регламентом палаты.
В заседании комитета Государственной Думы могут принимать участие с правом совещательного голоса депутаты Государственной Думы, не входящие в его состав. На заседании комитета вправе присутствовать полномочные представители Президента РФ и Правительства РФ в
Государственной
Думе, представители субъектов права законодательной инициативы, законопроекты которых рассматриваются на заседании комитета, а также могут присутствовать статс-секретари - заместители (первые заместители) руководителей федеральных органов