Файл: Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах, том второй 27. 04. 2023 Система гарант 1543 Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 1988
Скачиваний: 115
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
363/543
В случае принятия законопроекта в первом чтении, за исключением законопроекта по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, а также законопроектов, получивших одобрение палаты и, следовательно, предполагающих дальнейшую работу над ними, председательствующий может поставить на голосование предложение ответственного комитета о принятии закона, исключая процедуры второго и третьего чтений, при наличии заключения
Правового управления Аппарата Государственной Думы, отражающего результаты правовой и лингвистической экспертиз.
Если имеются возражающие против этого предложения, председательствующий предоставляет каждому из них до трех минут для обоснования своей позиции. Представитель ответственного комитета вправе высказать мнение ответственного комитета по каждому возражению либо снять предложение о принятии закона. По окончании обсуждения, если ответственным комитетом не снято предложение о принятии закона, председательствующий ставит на голосование предложение ответственного комитета о принятии закона, исключая процедуры второго и третьего чтений. Федеральный закон считается принятым, если за его принятие проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной
Думы. Если решение не принято, то работа над законопроектом продолжается в установленном
Регламентом порядке.
Как следует из Регламента палаты, законопроекты по вопросам совместного ведения
Российской Федерации и субъектов РФ не могут быть приняты сразу в трех чтениях. Такое правило введено в целях обеспечения учета интересов субъектов РФ, поскольку принятый в первом чтении законопроект обязательно направляется им, и субъекты РФ могут представить в ответственный комитет свои поправки.
На практике может возникнуть ситуация, когда Государственная Дума отклоняет в первом чтении бюджетный законопроект. Она была недостаточно урегулирована в Регламенте. Для исправления положения 20 апреля 2007 г. в ст. 119 Регламента внесен ряд новелл. Установлено, что в случае отклонения в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Государственной Думой создается согласительная комиссия по разработке согласованного варианта основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период либо указанный проект федерального закона возвращается в Правительство РФ на доработку. Работа согласительной комиссии осуществляется на паритетных началах и в порядке, установленном БК РФ.
Если по итогам работы согласительной комиссии Государственная Дума не примет решение по основным характеристикам федерального бюджета, проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период считается повторно отклоненным в первом чтении.
Но дальше в Регламент включено (20 апреля 2007 г.) примечательное положение: повторное отклонение проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении возможно лишь в случае, если Государственная Дума ставит вопрос о недоверии Правительству РФ (ч. 12 ст. 119).
1 ... 46 47 48 49 50 51 52 53 ... 72
4. Второе чтение законопроекта в Государственной Думе
В соответствии со ст. 120 Регламента Государственной Думы поправки к законопроекту, принятому в первом чтении, вносятся в ответственный комитет в виде изменения редакции статей, либо в виде дополнения законопроекта конкретными статьями, либо в виде предложений об исключении конкретных слов, пунктов, частей или статей законопроекта.
Поправки к законопроекту, принятому в первом чтении, вправе вносить субъекты права законодательной инициативы, указанные в ч. 1 ст. 104 Конституции РФ. Это не означает, что другие органы, лица не могут направлять свои предложения. И все же для более внимательного отношения к ним лучше передать поправки субъектам права законодательной инициативы, по крайней мере тогда на них ответственный комитет обязан отреагировать.
Ответственный комитет изучает и обобщает внесенные поправки. Он вправе проводить
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
364/543
независимую экспертизу поправок на соответствие Конституции РФ и федеральным конституционным законам.
В случае признания ответственным комитетом поправок противоречащими Конституции РФ, федеральным конституционным законам указанный комитет сообщает об этом авторам поправок. В случае невнесения субъектом права законодательной инициативы коррективов в свое предложение ответственный комитет вправе возвратить поправку автору без включения ее в таблицы поправок. Автор поправок вправе уточнять их в ходе обсуждения в ответственном комитете.
Если в процессе второго чтения изменяется название законопроекта, то он вносится на рассмотрение палаты с новым названием, а его первоначальное название приводится ниже в скобках. Законопроект, принимаемый в третьем чтении, должен иметь название в последней утвержденной редакции. Такие же требования предъявляются к оформлению проектов постановлений Думы.
Сгруппированные по статьям законопроекта поправки рассматриваются на заседании ответственного комитета. О времени заседания уведомляются субъект права законодательной инициативы либо его представитель, а также субъекты, внесшие поправки к законопроекту, либо их представители.
Ответственный комитет может согласиться с поправками и включить их в текст законопроекта, рекомендовать Думе принять таблицу поправок, одобренных комитетом, внести в палату таблицу поправок, рекомендуемых комитетом к отклонению, а также таблицу поправок, по которым не было принято решений. Депутатам Думы, внесшим законопроект или поправки к нему, ответственный комитет обеспечивает возможность участия в подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении.
Вместе с законопроектом, подготовленным к рассмотрению во втором чтении, и проектом постановления Думы, определяющего порядок дальнейшей работы над законопроектом, ответственный комитет представляет таблицу поправок, одобренных комитетом и включенных в текст законопроекта (таблица N 1), таблицу поправок, рекомендуемых ответственным комитетом к отклонению (таблица N 2), и таблицу поправок, по которым не было принято решений (таблица N
3). Каждая таблица поправок должна содержать текст законопроекта, к которому предлагается поправка, данные о ее авторе, содержание поправки, новую редакцию текста законопроекта с учетом предлагаемой поправки. В первой и второй таблицах приводятся и краткие мотивировки решения комитета. Дополнениями, внесенными в Регламент палаты 29 сентября 2012 г., определено, что в отдельную таблицу могут быть выделены поправки, изменяющие, по мнению ответственного комитета, концепцию законопроекта, принятого Государственной Думой в первом чтении, и рекомендуемые им к отклонению (таблица поправок N 4).
По поручению ответственного комитета Правовое управление Аппарата Государственной
Думы осуществляет постатейную правовую и лингвистическую экспертизу законопроекта и подготавливает заключение.
Ответственный комитет направляет в Совет Государственной Думы для последующего представления на рассмотрение палаты: проект постановления Думы по законопроекту; названные выше таблицы поправок; текст законопроекта с учетом поправок, рекомендуемых к принятию (с выделением изменений текста законопроекта, принятого в первом чтении); заключение Правового управления Аппарата на законопроект.
Во включенных в Регламент 20 апреля 2007 г. ст. 121.1 и 121.2 подробно определен порядок подготовки ко второму чтению бюджетных законопроектов. Говоря обобщенно, предусматривается более тесное взаимодействие на данной стадии Комитета палаты по бюджету и налогам и других профильных комитетов. В частности, при возникновении между ними разногласий возможно создание депутатской группы для преодоления разногласий, куда входят представители соответствующих комитетов. В работе такой группы вправе участвовать полномочные представители Президента РФ, Правительства РФ и официальные представители Правительства
РФ.
Ответственный комитет представляет законопроект на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении в течение четырех месяцев со дня принятия законопроекта в первом чтении, если
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
365/543
постановлением Думы не установлен иной срок. В этот срок не засчитываются периоды между сессиями Думы.
Совет Государственной Думы принимает решения о дате рассмотрения Государственной
Думой законопроекта, подготовленного к рассмотрению во втором чтении, а в случаях, предусмотренных Регламентом палаты, и о процедуре его рассмотрения, о направлении законопроекта Президенту РФ, в Совет Федерации, в Правительство РФ, субъекту права законодательной инициативы, внесшему законопроект, депутатам Государственной Думы и определяет докладчика по законопроекту - представителя ответственного комитета. Законопроект вместе с материалами к нему рассылается указанным адресатам, как правило, не позднее чем за семь дней до его рассмотрения Государственной Думой во втором чтении.
Согласно Регламенту Думы (ст. 123) в начале второго чтения законопроекта в
Государственной Думе с докладом выступает представитель ответственного комитета.
Докладчик сообщает об итогах рассмотрения законопроекта в ответственном комитете, о поступивших поправках и результатах их рассмотрения. Затем выступают полномочный представитель Президента РФ в Государственной Думе, представители субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект, полномочный представитель Правительства
РФ в Государственной Думе. Примечательно, что первым выступает все же представитель
Президента РФ.
Председательствующий выясняет, имеются ли возражения фракций, депутатов
Государственной Думы или приглашенных на заседание Государственной Думы представителей иных субъектов права законодательной инициативы против поправок, рекомендуемых ответственным комитетом для внесения в текст законопроекта, рассматриваемого во втором чтении. Если возражений не имеется, председательствующий ставит на голосование вопрос о принятии в целом поправок, рекомендуемых ответственным комитетом для внесения в текст данного законопроекта.
При рассмотрении бюджетных законопроектов председательствующий ставит на голосование вопрос о принятии поправок, рекомендуемых ответственным комитетом для внесения в текст данного законопроекта. Но при этом представитель Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам в своем докладе доводит до сведения депутатов Государственной Думы мнения профильных комитетов по поправкам, включенным в протокол (протоколы) депутатской группы
(депутатских групп) по преодолению разногласий. Обсуждение указанных законопроектов начинается с поправок, разногласия по которым не преодолены. При этом представитель Комитета
Государственной Думы по бюджету и налогам и уполномоченный представитель каждого профильного комитета могут обосновать свои позиции в выступлениях продолжительностью до трех минут. Каждая поправка, включенная в протокол (протоколы) депутатской группы
(депутатских групп) по преодолению разногласий, ставится председательствующим на заседании палаты на голосование отдельно.
Если у депутатов Государственной Думы или у приглашенных на заседание
Государственной Думы представителей иных субъектов права законодательной инициативы имеются возражения против внесения в текст законопроекта каких-либо поправок из числа рекомендуемых ответственным комитетом к принятию, то председательствующий сначала ставит на голосование вопрос о принятии поправок, рекомендуемых ответственным комитетом для внесения в текст законопроекта и против которых не имеется возражений, а затем отдельно каждую поправку, по которым имеются возражения.
Если при голосовании таблицы поправок, рекомендуемых ответственным комитетом к принятию, Государственная Дума не соглашается с предложением ответственного комитета, председательствующий ставит на голосование отдельно каждую из поправок. Возражающий против принятия поправки субъект права законодательной инициативы, внесший законопроект, или его представитель либо депутат Государственной Думы, полномочные представители
Президента РФ, Правительства РФ в Государственной Думе, представитель ответственного комитета могут обосновать свои позиции в выступлениях продолжительностью до трех минут.
После этого на голосование ставится предложение о принятии поправки.
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
366/543
Далее Государственная Дума переходит к рассмотрению поправок, рекомендуемых ответственным комитетом к отклонению. Председательствующий выясняет, имеются ли у депутатов Государственной Думы или у приглашенных на заседание Государственной Думы представителей иных субъектов права законодательной инициативы возражения против рекомендаций ответственного комитета. Если возражений не имеется, то все поправки, рекомендованные для отклонения, а если возражения имеются, те поправки, против отклонения которых нет возражений, ставятся на голосование для отклонения.
Если Государственная Дума соглашается с мнением ответственного комитета об отклонении поправок, то далее председательствующий ставит на голосование поправки, против отклонения которых у авторов поправок были возражения. Автор поправки и представитель ответственного комитета могут обосновать свои позиции в выступлениях продолжительностью до трех минут.
После этого на голосование ставится предложение о принятии поправки. Если же Государственная
Дума не соглашается с предложением ответственного комитета, председательствующий ставит на голосование отдельно каждую из поправок. Автор поправки и представитель ответственного комитета могут обосновать свои позиции в выступлениях продолжительностью до трех минут.
После этого на голосование ставится предложение о принятии поправки.
Как сказано выше, отдельная таблица может охватывать поправки, противоречащие концепции законопроекта.
Профильным комитетом предлагается их отклонение.
Председательствующий проводит голосование. Если общее решение по всем подобным поправкам не проходит, тогда каждая обсуждается и голосуется отдельно по названным выше процедурам.
Далее председательствующий ставит на голосование предложение о принятии каждой поправки, включенной в таблицу поправок, по которым ответственным комитетом не было принято решений. Автор поправки может обосновать свою позицию в выступлении продолжительностью до трех минут. Далее проводится голосование. Если при голосовании поправки к законопроекту не набрали необходимого числа голосов депутатов Государственной Думы, они считаются отклоненными.
По окончании голосования по поправкам председательствующий ставит на голосование предложение о принятии или об одобрении законопроекта во втором чтении. Если по итогам голосования предложение о принятии или об одобрении законопроекта во втором чтении не набрало необходимого числа голосов, законопроект возвращается на доработку в ответственный комитет.
Дополнением Регламента от 24 апреля 2009 г. Государственная Дума предусмотрела: если рассмотренный во втором чтении законопроект содержит нормы, предусматривающие основания, и
(или) порядок, и (или) условия предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки, для реализации которых необходимо принятие нормативных правовых актов
Правительства РФ, постановление Государственной Думы о принятии или об одобрении законопроекта во втором чтении содержит обращение к Правительству РФ (в редакции от 21 июня
2013 г. - "может содержать") о подготовке проектов нормативных правовых актов Правительства
РФ, необходимых для реализации законопроекта.
После повторного рассмотрения во втором чтении доработанного законопроекта председательствующий ставит на голосование предложение о принятии или об одобрении законопроекта во втором чтении. Если по итогам голосования предложение о принятии или об одобрении законопроекта во втором чтении не набрало необходимого числа голосов, законопроект считается отклоненным и снимается с дальнейшего рассмотрения. Решение об отклонении законопроекта и о снятии его с дальнейшего рассмотрения оформляется постановлением
Государственной Думы, которое направляется субъекту (субъектам) права законодательной инициативы, внесшему (внесшим) законопроект.
Законопроект, не принятый или не одобренный во втором чтении, не может быть включен в проект календаря рассмотрения вопросов Государственной Думой без решения Совета
Государственной Думы. В этом случае Государственная Дума принимает решение о доработке или об отклонении законопроекта. В случае отклонения законопроекта, повторно рассмотренного во втором чтении, такой законопроект дальнейшему рассмотрению не подлежит.
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
367/543
Государственная Дума в Регламенте (ст. 123.1) предусмотрела и такую ситуацию, когда после принятия законопроекта в первом чтении ответственный комитет все-таки приходит к выводу, что надо отклонить этот законопроект. В этом случае комитет вносит на рассмотрение
Государственной Думы соответствующее предложение, в Совет Государственной Думы для последующего представления на рассмотрение Государственной Думы направляются: текст законопроекта, принятого в первом чтении; отзыв или заключение Правительства РФ на законопроект (при их наличии); оформленные в виде таблицы поправки к законопроекту; заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы на законопроект, принятый в первом чтении; заключение ответственного комитета с обоснованием необходимости отклонения законопроекта, принятого в первом чтении; проект постановления Думы об отклонении законопроекта, принятого в первом чтении.
Рассмотрение предложения ответственного комитета об отклонении законопроекта, принятого в первом чтении, начинается с доклада представителя комитета. Докладчик сообщает о ходе подготовки законопроекта к рассмотрению во втором чтении и мотивах внесения предложения ответственного комитета об отклонении законопроекта, принятого в первом чтении.
Затем могут выступить полномочные представители Президента РФ и Правительства РФ в
Государственной Думе, представители фракций, а также субъект права законодательной инициативы (или его представитель). После окончания обсуждения с заключительным словом выступает докладчик.
Затем на голосование ставится проект постановления Думы об отклонении законопроекта, принятого в первом чтении. Отклоненный законопроект дальнейшему рассмотрению не подлежит и возвращается субъекту права законодательной инициативы.
Если палата не приняла постановление Государственной Думы об отклонении законопроекта, принятого в первом чтении, ответственный комитет продолжает работу по его подготовке к рассмотрению во втором чтении. В этом случае Дума может своим поручением установить ответственному комитету срок для подготовки законопроекта ко второму чтению, а также может своим решением, принятым большинством голосов от общего числа депутатов палаты, назначить другой ответственный комитет и установить срок подготовки данного законопроекта к рассмотрению во втором чтении. Указанное решение оформляется постановлением Думы без дополнительного голосования.
Принятый во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет для устранения - с участием Правового управления Аппарата Государственной Думы - возможных внутренних противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и для редакционной правки, необходимой в связи с изменениями, внесенными в текст при рассмотрении его во втором чтении.
По завершении этой работы законопроект представляется ответственным комитетом в Совет
Государственной Думы для включения в проект порядка работы Думы.
Следует также напомнить, что решение о принятии поправок к проекту федерального закона принимается большинством голосов от общего числа депутатов. Решение о принятии поправок к проекту федерального конституционного закона принимается не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Думы.
5. Третье чтение законопроекта в Государственной Думе
Согласно ст. 125 Регламента Совет Государственной Думы назначает третье чтение законопроекта для голосования в целях его принятия в качестве закона. Если в процессе второго чтения в законопроект были внесены изменения, Совет Государственной Думы направляет текст законопроекта и заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Президенту, в Совет Федерации, в Правительство, депутатам Государственной Думы.
Выше говорилось, что в связи с прохождением законопроекта, для реализации положений которого относительно оснований, и (или) порядка, и (или) условий предоставления отдельным