Файл: Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах, том второй 27. 04. 2023 Система гарант 1543 Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 1986
Скачиваний: 115
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
368/543
категориям граждан мер социальной поддержки необходимо принятие нормативных правовых актов Правительства РФ, Совет Государственной Думы направляет обращение Правительству о принятии таких актов. В соответствии с этим в ст. 125 Регламента было определено, что третье чтение такого законопроекта назначается только после поступления в Государственную Думу информации Правительства РФ о внесении в Правительство РФ проектов соответствующих нормативных правовых актов, содержащей подробное изложение основных нормативных предписаний и сроки принятия указанных нормативных правовых актов. С 21 июня 2013 г. эта норма утратила силу.
Правда, новеллы, включенные в Регламент в 2016-2017 гг., вновь отразили внимание
Государственной Думы к соответствующим позициям Правительства РФ. В частности, дополнением, внесенным 14 апреля 2017 г. в ст. 124, предусмотрено: если в принятых во втором чтении законопроектах в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности регулируются отношения, скажем обобщенно, в области государственного контроля (надзора), связанные с налогами и т.п., ответственный комитет может предложить Совету Государственной
Думы направить законопроект в Правительство РФ для проведения оценки регулирующего воздействия. Дополнением от 21 декабря 2016 г. в ст. 125 закреплено, что Дума назначает третье чтение законопроекта, содержащего нормы, которые, говоря кратко, касаются предоставления гражданам мер социальной поддержки и (или) иных расходов федерального бюджета (бюджетов государственных внебюджетных фондов) и для реализации которых необходимо принятие предусмотренных данным законопроектом нормативных правовых актов Правительства РФ, только после поступления в Государственную Думу информации Правительства РФ, содержащей подробное изложение основных нормативных предписаний и сроки принятия указанных нормативных правовых актов.
При рассмотрении законопроекта в третьем чтении не допускаются внесение в него поправок и возвращение к обсуждению в целом либо отдельных разделов, глав, статей.
Законопроект, не принятый Думой в третьем чтении, считается отклоненным. Решение оформляется постановлением Думы без дополнительного голосования. В исключительных случаях по требованию фракций, представляющих большинство депутатов Думы, председательствующий обязан поставить на голосование вопрос о возвращении законопроекта к процедуре второго чтения
(ч. 4 ст. 125 Регламента).
Федеральный закон принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Проект закона РФ о поправках к Конституции РФ, федеральный конституционный закон считаются одобренными, если за их одобрение проголосовало не менее чем две трети от общего числа депутатов Государственной Думы.
Одобренные Государственной Думой проекты законов РФ о поправках к Конституции РФ, федеральные конституционные законы и принятые федеральные законы с соответствующими постановлениями Думы, стенограммами заседаний Государственной Думы, заключениями
Правительства и другими необходимыми материалами оформляются ответственным комитетом совместно с Аппаратом Государственной Думы и в течение пяти дней передаются на рассмотрение
Совета Федерации.
1 ... 47 48 49 50 51 52 53 54 ... 72
6. Рассмотрение закона Советом Федерации
Прежде чем говорить о соответствующих процедурах в Совете Федерации, обратим внимание на три нормы Конституции РФ.
"Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом
Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной
Думой" (ч. 4 ст. 105).
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
369/543
"В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы" (ч. 5 ст. 105).
"Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной
Думой федеральные законы по вопросам:
а) федерального бюджета;
б) федеральных налогов и сборов;
в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;
д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;
е) войны и мира" (ст. 106 Конституции РФ).
Как уже отмечалось, принятые Думой законы направляются в Совет Федерации. Вместе с законом в Совет Федерации направляются стенограмма заседания Государственной Думы и материалы, представленные при внесении законопроекта в Думу.
В Регламенте Совета Федерации (ч. 4 ст. 103) записано следующее: "Отсутствие в документах и материалах, сопровождающих поступившие из Государственной Думы федеральные законы по вопросам введения или отмены налогов, освобождения от уплаты налогов, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, другие федеральные законы, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, заключения
Правительства Российской Федерации может служить основанием для отклонения Советом
Федерации указанных федеральных законов". Таким образом, прямо не предусмотрено, что при отсутствии заключения Правительства палата запрашивает такое заключение.
В Регламенте Совета Федерации есть и такое правило: вместе с принятым Государственной
Думой федеральным законом по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в Совет Федерации направляется информация о позиции органов государственной власти субъектов РФ по этому федеральному закону. Это означает повышенное внимание палаты к мнениям, высказанным субъектами РФ.
Поступивший из Государственной Думы федеральный закон регистрируется в Совете
Федерации в течение одного часа и в срок, не превышающий 24 часов, вместе с сопровождающими его документами и материалами направляется всем сенаторам. Дополнительно поступившие из
Государственной Думы документы и материалы, сопровождающие федеральный закон, регистрируются в Совете Федерации и рассматриваются на заседании палаты вместе с этим федеральным законом.
Установленный ч. 4 ст. 105 Конституции РФ 14-дневный срок, в течение которого Совет
Федерации рассматривает поступивший из Государственной Думы федеральный закон, исчисляется со дня, следующего за днем регистрации этого федерального закона в Совете Федерации.
Если федеральный закон, подлежащий в соответствии со ст. 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поступил в Совет Федерации менее чем за пять рабочих дней до очередного заседания Совета Федерации, то он принимается к рассмотрению и не рассматривается на этом заседании палаты. Федеральный закон может быть рассмотрен по решению Председателя Совета Федерации или Совета палаты на очередном заседании Совета
Федерации.
Началом рассмотрения в Совете Федерации федерального закона, подлежащего в соответствии со ст. 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации, считается включение в повестку дня заседания палаты соответствующего вопроса или издание
Председателем Совета Федерации соответствующего распоряжения.
После поступления и регистрации в Совете Федерации принятого Государственной Думой федерального закона Председатель Совета Федерации или по его поручению первый заместитель либо заместитель Председателя по согласованию с председателями комитетов Совета Федерации определяет комитет палаты, ответственный за рассмотрение федерального закона, и в срок, не превышающий 24 часов, направляет федеральный закон в этот комитет, а также в Правовое управление Аппарата Совета Федерации для подготовки заключений. Федеральный закон может
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
370/543
быть передан для подготовки заключения нескольким комитетам Совета Федерации, при этом определяется комитет, ответственный за рассмотрение федерального закона, и комитеты Совета
Федерации - соисполнители.
Для подготовки заключений комитету Совета Федерации, ответственному за рассмотрение федерального закона, Правовому управлению Аппарата Совета Федерации устанавливается срок, как правило, не менее 72 часов с момента поступления в Совет Федерации принятого
Государственной Думой федерального закона.
Сенаторы вправе организовать обсуждение федерального закона в субъектах РФ и при наличии замечаний направить их в комитет Совета Федерации, ответственный за его рассмотрение.
Комитет Совета Федерации, ответственный за рассмотрение федерального закона, предварительно рассматривает принятый Государственной Думой федеральный закон и принимает по нему заключение путем открытого голосования большинством голосов от общего числа членов комитета. Если федеральный закон передан нескольким комитетам для подготовки заключения, то каждый из них представляет свое заключение в комитет Совета Федерации, ответственный за его рассмотрение. Кроме того, в этот комитет не позднее чем за 24 часа до начала заседания представляется заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации. При рассмотрении федерального закона, являвшегося объектом общественной экспертизы, членам Общественной палаты РФ, уполномоченным советом Общественной палаты, предоставляется слово для выступления.
В своем заключении ответственный комитет должен указать, подлежит ли федеральный закон в соответствии со ст. 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
При рассмотрении федеральных законов, относящихся к предметам совместного ведения
Российской Федерации и ее субъектов, в заключении формируется обобщенная позиция органов государственной власти субъектов РФ, принявших соответствующие решения и направивших их в
Совет Федерации. В 2007 г. в Регламенте палаты было также записано, что в заключении комитета
Совета Федерации должна содержаться информация о принятых (отклоненных) Государственной
Думой поправках Совета Федерации к проекту рассматриваемого федерального закона.
Естественно, дается оценка федерального закона и рекомендуется Совету Федерации: а) одобрить федеральный закон, принятый Государственной Думой; б) отклонить федеральный закон - с изложением мотивов, по которым комитет палаты считает необходимым его отклонить.
Кроме того, ответственный комитет может представить проект необходимых, по его мнению, изменений и дополнений к тексту федерального закона.
Рассмотрение принятого Государственной Думой федерального закона на заседании Совета
Федерации начинается с оглашения докладчиком заключения ответственного комитета Совета
Федерации и проекта постановления Совета Федерации, внесенного комитетом. С содокладом по федеральному закону может выступить председатель или заместитель председателя либо по поручению комитета член комитета Совета Федерации. Затем слово предоставляется представителю Правительства РФ для оглашения его официального отзыва о рассматриваемом
Советом Федерации федеральном законе. Указанный официальный отзыв может не оглашаться на заседании Совета Федерации, если его текст был представлен сенаторам в письменной форме.
Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации по рассматриваемому федеральному закону также представляется сенаторам в письменной форме.
На заседании Совета Федерации подлежит обязательному рассмотрению в случае поступления в Совет Федерации заключение Общественной палаты РФ. Членам Общественной палаты, уполномоченным советом Общественной палаты, предоставляется слово для выступления.
Далее Совет Федерации принимает решение одобрить или отклонить федеральный закон без обсуждения либо обсудить его на заседании палаты. При рассмотрении федерального закона после оглашения заключения комитета слово для ответов на вопросы может быть предоставлено официальному представителю Президента РФ или официальному представителю Правительства
РФ при рассмотрении палатами Федерального Собрания этого федерального закона.
По результатам обсуждения федерального закона Совет Федерации принимает одно из следующих решений: а) одобрить принятый Государственной Думой федеральный закон; б)
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
371/543
отклонить принятый Государственной Думой федеральный закон.
Федеральный закон считается одобренным, если за его одобрение проголосовало более половины от общего числа сенаторов РФ. Решение об одобрении федерального закона оформляется постановлением Совета Федерации.
Конституционный Суд РФ в постановлении от 22 апреля 1996 г. о толковании отдельных положений ст. 107 Конституции РФ определил, что одобрение закона Советом Федерации может быть выражено как в активной форме - путем голосования, так и в пассивной форме: федеральный закон считается одобренным, если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации.
Участие (активное или пассивное) Совета Федерации - обязательный этап законотворческой процедуры.
В постановлении от 23 марта 1995 г. о толковании ч. 4 ст. 105 и ст. 106 Конституции РФ
Конституционный Суд определил, что рассмотрение федерального закона в Совете Федерации должно начаться не позднее 14 дней после его передачи в палату из Государственной Думы. Если
Совет Федерации не завершил в 14-дневный срок рассмотрение, закон не считается одобренным и его рассмотрение продолжается на следующем заседании Совета Федерации до вынесения решения о его одобрении или отклонении. Итак, перенос рассмотрения на следующее заседание возможен, но уже с принятием решения по существу.
В Регламенте палаты записано: по результатам рассмотрения принятого Государственной
Думой федерального закона, подлежащего в соответствии со ст. 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации, председательствующий ставит на голосование вопрос об одобрении федерального закона. В случае недостаточной подготовленности вопроса о рассмотрении указанного федерального закона, в частности отсутствия стенограммы заседания
Государственной Думы, документов и материалов, которые были представлены при внесении законопроекта в Государственную Думу, заключения Правительства РФ, заключений комитета
Совета Федерации, Правового управления Аппарата Совета Федерации, проекта постановления
Совета Федерации, палата вправе принять решение о переносе вопроса о рассмотрении федерального закона на следующее заседание Совета Федерации. Указанное решение принимается большинством голосов от числа сенаторов, принявших участие в голосовании, но не менее чем одной четвертью голосов от общего числа сенаторов Российской Федерации. Если указанное решение не принято, председательствующий обязан поставить на голосование вопрос об одобрении федерального закона.
В случае принятия решения о переносе на следующее заседание его рассмотрение должно быть завершено на следующем заседании Совета Федерации принятием решения об одобрении или отклонении этого федерального закона. По результатам рассмотрения председательствующий обязан поставить на голосование вопрос об одобрении федерального закона.
Решение об отклонении принятого Государственной Думой федерального закона, переданного на рассмотрение Совета Федерации и не подлежащего в соответствии со ст. 106
Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации, должно быть принято до истечения 14-дневного срока. Правда, Совет Федерации по-разному регулировал вопрос о том, как принимать такое решение. В ст. 108 (в редакции 2002 г.) Регламента было записано, что при переходе к вопросу повестки дня о рассмотрении принятого Государственной Думой федерального закона, не подлежащего обязательному рассмотрению в Совете Федерации, председательствующий вправе внести предложение не рассматривать указанный закон. Если ни один из сенаторов не настаивает на его рассмотрении на заседании палаты, то по истечении 14-дневного срока закон считается одобренным Советом Федерации без рассмотрения. Иначе говоря, все равно предполагается реакция Совета Федерации на закон. В 2006 г. палата скорректировала правила: в случае если 14-дневный срок рассмотрения федерального закона, не подлежащего обязательному рассмотрению Советом Федерации, истекает до очередного заседания Совета Федерации, то Совет палаты вправе принять одно из следующих решений: а) поручить Председателю Совета Федерации направить Президенту РФ для подписания и обнародования федеральный закон, считающийся одобренным Советом Федерации в соответствии с ч. 4 ст. 105 Конституции РФ; б) поручить
Председателю Совета Федерации созвать внеочередное заседание Совета Федерации для
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
372/543
рассмотрения федерального закона, по которому у комитетов Совета Федерации имеются замечания. Как видим, если первоначально предполагалось все-таки выносить вопрос на заседание палаты, то по действующей редакции Регламента можно обойтись решением Совета палаты.
Федеральный закон считается отклоненным, если за его одобрение не проголосовало необходимое число сенаторов. Решение об отклонении федерального закона оформляется постановлением Совета Федерации. Согласно ст. 109 Регламента в постановлении об отклонении могут содержаться: а) предложение о создании согласительной комиссии для преодоления возникших разногласий между Советом Федерации и Государственной Думой; б) поручение комитету (комиссии) Совета Федерации, ответственному за рассмотрение, и сопредседателю согласительной комиссии от Совета Федерации подготовить и направить в Государственную Думу поправки к закону, отклоненному Советом Федерации. Обоснование решения об отклонении может быть оформлено в виде пояснительной записки к постановлению Совета Федерации с указанием тех положений федерального закона, по которым необходимо преодолеть возникшие разногласия между Советом Федерации и Государственной Думой. Постановление Совета Федерации об отклонении закона вместе с этим законом в пятидневный срок со дня принятия постановления
Председателем Совета Федерации направляется в Государственную Думу. Председатель Совета
Федерации может проинформировать о мотивах отклонения федерального закона палатой
Президента РФ.
В соответствии со ст. 110 Регламента Совета Федерации принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации федеральный закон и постановление Совета Федерации в пятидневный срок со дня принятия постановления Председателем Совета Федерации направляются
Президенту для подписания и официального опубликования. Постановление Совета Федерации об одобрении федерального закона направляется также в Государственную Думу.
Федеральный закон, одобренный Советом Федерации без рассмотрения, по истечении
14-дневного срока Председателем Совета Федерации направляется Президенту для подписания и официального опубликования, о чем уведомляется Государственная Дума.
7. Преодоление разногласий, возникших при отклонении федеральных законов Советом
Федерации
При отклонении федерального закона Советом Федерации у Государственной Думы есть несколько возможностей:
- принять закон в прежней редакции без каких-либо изменений; для этого требуется не менее двух третей голосов (ч. 5 ст. 105 Конституции РФ);
- принять закон простым большинством голосов от общего числа депутатов в редакции, отличающейся от ранее рассматривавшейся Советом Федерации и, следовательно, не согласованной с ним; в этом случае Совет Федерации будет рассматривать федеральный закон как вновь принятый по описанной выше процедуре;
- принять закон с теми изменениями и дополнениями, которые предлагает Совет Федерации
(вплоть до запятых), простым большинством голосов. Затем закон направляется в Совет Федерации для одобрения с последующим направлением его текста Президенту РФ Председателем Совета
Федерации.
В случае неодобрения Советом Федерации закона, поступившего из нижней палаты, Совет
Думы передает такой закон для заключения в ответственный комитет. По итогам рассмотрения закона ответственный комитет вносит на рассмотрение Думы проект постановления, в котором может предложить Думе одно из следующих решений: а) снять федеральный закон с дальнейшего рассмотрения в связи с отклонением его Советом Федерации; б) создать по предложению либо с предварительного согласия Совета Федерации согласительную комиссию на паритетных началах для преодоления возникших между палатами разногласий; в) принять федеральный закон в ранее принятой Государственной Думой редакции (ст. 127 Регламента).
При буквальном прочтении нормы Регламента получается, что первым делом Дума решает