Файл: Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах, том второй 27. 04. 2023 Система гарант 1543 Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 1978
Скачиваний: 115
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
378/543
федеральный закон в редакции Президента в течение пяти дней направляется в Совет Федерации.
Если Государственная Дума по предложению ответственного комитета не согласилась с решением Президента об отклонении федерального закона и не сняла его с дальнейшего рассмотрения Думой, то председательствующий на заседании Думы на голосование палаты ставит вопрос об одобрении федерального закона в ранее принятой Думой редакции.
В случае когда Президент отклонил федеральный закон и не предложил Государственной
Думе создать специальную комиссию, ответственный комитет может запросить у Президента предварительное согласие на создание такой комиссии. Если Президент предложил Думе создать специальную комиссию либо дал предварительное согласие на ее создание, ответственный комитет вносит на рассмотрение палаты проект постановления Думы о создании специальной комиссии.
Дума принимает большинством голосов от общего числа депутатов постановление о создании специальной комиссии, об избрании в ее состав депутатов Думы и сопредседателя специальной комиссии от Думы. Указанное постановление направляется Президенту и в Совет Федерации.
Сопредседатель специальной комиссии и другие ее члены образуют депутацию Думы в специальной комиссии. При принятии решения специальная комиссия действует по принципу "одна сторона - один голос", при этом члены специальной комиссии от Думы принимают решение большинством голосов от их общего числа. Решение специальной комиссии считается принятым, если по каждому предложению Президента стороны пришли к единому мнению. По окончании работы специальной комиссии сопредседатель комиссии от Думы на повторное рассмотрение
Думы вносит федеральный закон в редакции специальной комиссии. При рассмотрении этого закона с докладом выступает сопредседатель специальной комиссии от Думы. Затем может выступить полномочный представитель Президента в Думе либо иной его официальный представитель. Федеральный закон в редакции специальной комиссии считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Думы.
Таким образом, Государственная Дума использует несколько вариантов нахождения взаимопонимания с Президентом. Юридически она может их не использовать, а сразу проголосовать за принятие закона в первоначальной редакции (не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Думы) и направить закон в Совет Федерации. Причем если предложение об одобрении федерального закона в ранее принятой Думой редакции не набрало необходимого для его принятия числа голосов, то федеральный закон считается отклоненным и дальнейшему рассмотрению не подлежит. Результат голосования оформляется постановлением Думы.
На практике не раз имело место прекращение Государственной Думой законодательного процесса по конкретному закону, причем двумя путями: принятием решения о снятии закона с рассмотрения или отложением повторного рассмотрения в долгий ящик (хотя в принципе палата все же обязана отреагировать на вето и принять какое-либо официальное решение). Практикуется создание специальной трехсторонней (Дума, Совет Федерации, Президент) или даже четырехсторонней (с добавлением представителя Правительства) комиссии для выработки согласованного текста законопроекта.
10. Принятие федеральных конституционных законов
Круг вопросов, по которым принимаются федеральные конституционные законы, обозначен в Конституции РФ. Согласно ст. 108 Конституции федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа сенаторов РФ и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
Принятый Закон в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом и обнародованию.
В Регламенте Государственной Думы нет отдельной главы о порядке принятия федеральных конституционных законов, что можно трактовать лишь так: они принимаются в общем порядке - по процедуре обсуждения, включая три чтения (Конституция называет это не принятием, а "одобрением", причем по обеим палатам).
В действующем Регламенте Совета Федерации 2002 г. имеется гл. 15 "Порядок
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
379/543
рассмотрения Советом Федерации федерального конституционного закона". Данный порядок практически мало чем отличается от порядка рассмотрения обычных федеральных законов. Кроме того, в Регламенте Совета Федерации разными словами обозначены результаты рассмотрения палатой федерального конституционного закона: Совет Федерации одобряет закон, который был одобрен Думой, но Совет Федерации принимает решение об отклонении (т.е. не используются слова "не одобряет") федерального конституционного закона, одобренного Думой. Важно и то, что при отклонении федерального конституционного закона тоже допустимы процедуры согласования позиций палат.
Принятый палатами федеральный конституционный закон направляется Председателем
Совета Федерации Президенту. Согласно ч. 2 ст. 108 Конституции РФ такой закон в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом и обнародованию. У Президента нет права вето по федеральным конституционным законам.
11. Рассмотрение предложений о пересмотре положений Конституции Российской Федерации
и внесении в нее поправок
Предложения о поправках и пересмотре Конституции РФ рассматриваются палатами
Федерального Собрания. Каждая из них предусмотрела соответствующий порядок в своем
Регламенте. В Регламенте Государственной Думы это гл. 16 "Рассмотрение предложений о поправках и пересмотре Конституции Российской Федерации", в Регламенте Совета Федерации - гл. 16 "Порядок рассмотрения Советом Федерации вопросов, связанных с принятием и вступлением в силу закона Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации".
Материальные нормы, касающиеся пересмотра Конституции РФ и внесения в нее поправок, рассмотрены подробно в разд. II настоящего учебного курса.
Что касается процедурных правил, в главных чертах они мало отличаются от тех, которые применяются при прохождении обычных федеральных законов, и состоят в следующем. Как известно, в соответствии с Конституцией РФ (ст. 134) предложения о поправках и пересмотре ее положений могут вносить Президент, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой сенаторов РФ или депутатов Государственной Думы. По Регламенту Думы (ст. 137) предложения по пересмотру гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ должны содержать новую редакцию этих статей (такие предложения надо рассматривать как вариант осуществления права законодательной инициативы), с соответствующими обоснованиями они вносятся в Думу. Совет Государственной
Думы направляет предложения в профильные комитеты палаты для подготовки заключения. Далее предложения включаются Советом Думы в календарь рассмотрения вопросов. На заседании Думы рассматриваются предложения и заключения по ним комитетов. Дума принимает решение об одобрении или отклонении предложений. Для одобрения по Конституции (ч. 2 ст. 135) требуется три пятых голосов от общего числа депутатов Думы.
В случае одобрения далее в течение пяти дней постановление Государственной Думы направляется в Совет Федерации. Здесь по вопросу также готовится заключение профильных комитетов Совета Федерации. Предложения о пересмотре положений гл. 1, 2, 9 и заключение комитетов рассматриваются на заседании Совета Федерации, где выносится итоговое решение - об одобрении или об отклонении предложения. Для одобрения согласно ч. 2 ст. 135 Конституции требуется три пятых голосов членов палаты.
После одобрения предложений об изменении Конституции последовательно в обеих палатах в соответствии с федеральным конституционным законом (он еще не принят) созывается
Конституционное Собрание (ч. 2 ст. 135 Конституции). Оно либо само принимает новую
Конституцию РФ, либо инициирует проведение всенародного голосования по Конституции РФ.
Если же предложения касаются гл. 3-8 Конституции РФ, т.е. речь идет о поправках к
Конституции РФ, они рассматриваются в порядке, предусмотренном для принятия федеральных конституционных законов (ст. 136 Конституции РФ). После принятия поправок палатами
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
380/543
Федерального Собрания они вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ.
В окончательном виде соответствующий акт должен называться не федеральным конституционным законом, а законом РФ о поправке к Конституции РФ. Как указывалось в разд. II настоящего учебного курса, это постановил Конституционный Суд РФ 31 октября 1995 г. по делу о толковании ст. 136 Конституции РФ. Принят Федеральный закон "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации".
Рассмотрение закона о поправке к Конституции осуществляется в Государственной Думе по процедуре трех чтений. В ходе рассмотрения законопроекта Дума заслушивает доклад инициатора каждой поправки, содоклад представителя профильных комитетов, выступления полномочного представителя Президента РФ в Государственной Думе или уполномоченных им лиц, полномочного представителя Правительства РФ в Думе, представителей фракций и депутатских групп, а также экспертов и иных лиц, приглашенных по решению палаты для участия в обсуждении. Поправки обсуждаются и голосуются каждая в отдельности. Для их принятия
(одобрения) требуется не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Думы. После постатейного обсуждения и голосования поправок Дума принимает закон РФ о поправках к гл. 3-8 в целом, для чего опять же требуется две трети голосов от общего числа депутатов Думы. Далее закон передается в Совет Федерации. Для принятия (одобрения) закона о поправке в верхней палате требуется не менее трех четвертей голосов от общего числа членов палаты. При меньшем числе голосов закон считается отклоненным. Решение Совета Федерации оформляется постановлением. Рассмотрение проекта закона о поправке осуществляется в палате в целом по той же процедуре, как по федеральным законам.
При отклонении проекта закона палаты могут использовать согласительные процедуры для преодоления разногласий (о них мы уже говорили).
После принятия Советом Федерации закона о поправке к Конституции РФ Председатель палаты не позднее пяти дней со дня принятия закона опубликовывает для всеобщего сведения уведомление. Оно должно содержать:
а) сообщение о принятии в соответствии со ст. 136 Конституции закона РФ о поправке в
Конституции РФ;
б) текст самого закона с указанием дат его одобрения Думой и Советом Федерации;
в) информацию об условиях вступления в силу принятого закона и о порядке рассмотрения его законодательными (представительными) органами субъектов РФ с указанием предельного срока направления в Совет Федерации постановления этих органов о результатах рассмотрения.
Эти положения весьма важны, поскольку согласно Закону "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации" субъектам РФ дается год со дня принятия закона о поправке (срок исчисляется со дня решения Совета Федерации) для рассмотрения принятого закона и сообщения своего решения в Совет Федерации. Как сказано в ст.
9 Закона, законодательный (представительный) орган субъекта РФ в порядке, устанавливаемом данным органом самостоятельно, обязан рассмотреть закон РФ о поправках к Конституции в срок не позднее одного года со дня его принятия. Ранее уже говорилось, что при принятии всех законов о поправках к Конституции в 2008 г. и 2014 г. все без исключения законодательные органы субъектов по недвусмысленной "рекомендации" центра уложились в срок три-четыре недели с принятием решений об одобрении поправок.
Совет Федерации ведет учет данных рассмотрения закона о поправке в субъектах РФ. В течение семи дней со дня установления результатов Совет Федерации направляет закон Президенту
РФ для подписания и официального опубликования.
В завершение рассмотрения законодательного процесса остановимся на одной новой процедуре, включенной в Конституцию новеллами 2020 г. Суть ее в том, что Президент РФ, получив от Совета Федерации проект закона о поправке к Конституции, проект федерального конституционного закона или проект федерального закона, в течение срока, отведенного для подписания акта, вправе обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности такого акта. При этом срок для подписания приостанавливается на время
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
381/543
рассмотрения запроса Конституционным Судом РФ. Если Конституционный Суд подтвердит конституционность акта, Президент РФ подписывает его в трехдневный срок, если не подтвердит - возвращает акт в Государственную Думу без подписания (ч. 3 ст. 107, ч. 2 ст. 108, п. "а" ч. 5.1 ст.
125 Конституции РФ). На этой процедуре, именуемой также предварительным конституционным нормоконтролем, мы еще остановимся при освещении статуса Конституционного Суда РФ.
Таковы основные черты законодательного процесса в Федеральном Собрании. Следует сказать, что законодательный процесс постоянно совершенствуется. Он должен служить эффективному выполнению палатами своего предназначения как законодательной власти РФ и конструктивному их взаимодействию с Правительством и Президентом в ходе создания и принятия новых законов.
1 ... 48 49 50 51 52 53 54 55 ... 72
Глава 30. Конституционно-правовой статус члена Совета Федерации - сенатора Российской
Федерации и депутата Государственной Думы
Литература
Авакьян С.А. Федеральное Собрание - парламент России. М., 1999; Астафичев П.А.
Институт народного представительства в современной России. Орел, 2003; Варлен М.В. Статус парламентария: теоретические проблемы. 2-е изд. М., 2015; Она же. Институт депутатского мандата в теории и практике народного представительства в России: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2012;
Васькова Л.Г. Конституционно-правовое регулирование мандата депутата современного парламента: дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2007; Гранкин И.В. Парламент России. М., 2001;
Карасев
А.Т.
Депутат в системе представительной власти
(конституционно-правовое исследование). Екатеринбург, 2009; Комментарий к Федеральному закону "О статусе члена Совета
Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации" / под общ. ред. Г.П. Ивлиева, О.И. Ковалева. М., 2006; Овсепян Ж.И. Становление парламентаризма в
России: учеб. пособие.
Ростов н/Д.,
2000;
Пажетных
Д.В.
Конституционно-правовой статус членов Совета Федерации Федерального Собрания России и верхних палат парламентов Германии и Франции. М., 2014; Парламентское право России: учеб. пособие / под ред. Т.Я. Хабриевой. М., 2003; Смоленская А. Сравнительный анализ статуса депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ //
Конституционное и муниципальное право. 2012. N 6; Она же. Проблемы представительства в
Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2012. N 12; Совет Федерации: эволюция статуса и функций / отв. ред. Л.В.
Смирнягин. М., 2003; Сопельцева Н.С. Иммунитеты в конституционном праве Российской
Федерации. Челябинск, 2004; Фадеев В.И., Варлен М.В. Депутатский мандат в Российской
Федерации: конституционно-правовые основы.
М.,
2008;
Шеховцов
В.А.
Развитие парламентаризма в Российской Федерации. Кн. первая. Владивосток, 2006.
§ 1. Основы конституционно-правового статуса парламентария
В общих чертах статус члена Совета Федерации - теперь сенатора Российской Федерации и статус депутата Государственной Думы определяются Конституцией РФ. Многие особенности положения парламентариев отражены в регламентах палат. Специальным актом является
Федеральный закон от 8 мая 1994 г. "О статусе члена Совета Федерации и депутата