Файл: Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах, том второй 27. 04. 2023 Система гарант 1543 Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 1974

Скачиваний: 115

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
387/543
Государственной Думы неприкосновенности.
Отказ соответствующей палаты дать согласие на лишение сенатора, депутата
Государственной
Думы неприкосновенности является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу или производство по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, и влекущим прекращение таких дел. Решение о прекращении соответствующего дела может быть отменено лишь при наличии вновь открывшихся обстоятельств.
О возбуждении уголовного дела или о начале производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, о прекращении соответствующего дела или о вступившем в законную силу приговоре суда в отношении сенатора, депутата Государственной Думы орган дознания, следователь или суд в трехдневный срок сообщает соответствующей палате Федерального
Собрания.
Сенатор, депутат Государственной Думы вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или по уголовному делу об обстоятельствах, ставших им известными в связи с осуществлением ими своих полномочий.
3. Социальные гарантии
Общие правила, касающиеся социальных гарантий сенаторам Российской Федерации и депутатам Государственной Думы, включены в ст. 2 Закона о статусе: "По объему социальных гарантий члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы приравниваются к федеральному министру; Председатель палаты, заместители Председателя палаты - к Председателю
Правительства Российской Федерации, Заместителю Председателя Правительства Российской
Федерации соответственно". В 2020 г. в Закон включена ст. 2.1, она предусматривает: в случаях если другими правовыми актами для сенатора - Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, а также для членов его семьи предусмотрены иные нормы, устанавливающие более высокий уровень их правовой защиты, материального и социального обеспечения, к названным лицам применяются положения этих актов.
К социальным гарантиям относятся:
а) ежемесячное денежное вознаграждение и иные выплаты, предусмотренные данным
Федеральным законом;
б) ежегодный оплачиваемый отпуск;
в) зачисление времени осуществления полномочий сенатора, депутата Государственной
Думы в стаж федеральной государственной службы;
г) медицинское, санаторно-курортное обслуживание сенатора, депутата Государственной
Думы и членов их семей;
д) пенсионное обеспечение, в том числе пенсионное обеспечение членов их семей в случае смерти сенатора, депутата Государственной Думы;
е) обязательное государственное страхование сенатора, депутата Государственной Думы на случай причинения вреда их здоровью и имуществу;
ж) обязательное государственное социальное страхование сенатора, депутата
Государственной Думы на случай заболевания или потери трудоспособности в период исполнения сенатором, депутатом Государственной Думы своих полномочий;
з) жилищно-бытовое обеспечение сенатора, депутата Государственной Думы, не имеющих жилой площади в г. Москве;
и) иные социальные гарантии, предусмотренные для федеральных министров.
Эти общие правила детализируются в других статьях названного Закона. В частности, установлено, что сенатор, депутат
Государственной
Думы подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета на сумму годового денежного вознаграждения депутата Государственной Думы в случае: гибели (смерти) вследствие


Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
388/543
телесных повреждений или иного причинения вреда здоровью; причинения увечья или иного повреждения здоровья.
В случае причинения сенатору, депутату Государственной Думы увечья или иного повреждения здоровья, повлекших утрату трудоспособности, им ежемесячно выплачивается компенсация в размере разницы между ежемесячным денежным вознаграждением депутата
Государственной Думы на день выплаты компенсации и назначенной пенсией без зачета выплат страховых сумм по государственному страхованию.
В случае смерти сенатора, депутата Государственной Думы материальное обеспечение членов семьи умершего сенатора, депутата Государственной Думы осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 31 июля 1998 г. "О материальном обеспечении членов семьи умершего члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации".
У сенатора, депутата Государственной Думы есть широкие гарантии трудовых прав. Говоря сжато, они состоят в следующем: срок полномочий парламентария засчитывается в стаж федеральной государственной службы, а также в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии их поступления на работу или на службу в течение шести месяцев после прекращения полномочий сенатора, депутата. Если до начала полномочий они работали по трудовому договору, после прекращения полномочий им предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы или с их согласия в другой организации. Пришедшим с военной службы или со службы в правоохранительных органах предоставляется прежняя должность или с их согласия другая должность по прежнему либо иному месту службы.
Супругу сенатора, супругу депутата Государственной Думы, уволенным в связи с переездом парламентария для осуществления своих полномочий в палате, перерыв в работе засчитывается в общий и непрерывный стаж работы (службы). На указанный период за ними сохраняются: стаж работы (службы) по специальности; стаж работы (службы), дающий право на установление процентных надбавок (в том числе районных коэффициентов) к заработной плате, на установление процентных надбавок и получение единовременного вознаграждения за выслугу лет, на выплату вознаграждения по итогам работы организации за год, на который приходится переезд, а также на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, если эти лица на момент переезда занимали должность, работали по специальности либо работали (служили) в местности, которые предусматривают предоставление соответствующей льготы.
Закон о статусе содержит специальные правила о правах депутата Государственной Думы в случае ее роспуска (ст. 26). Он имеет право на получение единовременного денежного пособия, равного трехкратному размеру его ежемесячного денежного вознаграждения на день прекращения депутатских полномочий. Депутату и проживающим совместно с ним членам его семьи обеспечиваются бесплатный проезд и бесплатный провоз принадлежащего им имущества (в контейнерах общим весом до 10 тонн) к постоянному месту жительства депутата. Депутату, который имеет трудовой стаж, равный требуемому для назначения полной пенсии по старости
(включая пенсии на льготных условиях), полномочия которого прекращены в связи с роспуском
Государственной Думы, с его согласия государственная пенсия назначается досрочно, но не ранее чем за два года до установленного законодательством пенсионного возраста. При этом он имеет право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, с тем чтобы получать сумму, составляющую определенный процент от его вознаграждения парламентария.
Сенаторам независимо от занимаемой в Совете Федерации должности, за исключением
Председателя Совета Федерации, и депутатам Государственной Думы независимо от занимаемой в
Думе должности, за исключением Председателя Думы, устанавливается одинаковое ежемесячное денежное вознаграждение в размере ежемесячного денежного вознаграждения и других выплат для федерального министра. Председателю Совета Федерации и Председателю Думы устанавливается ежемесячное денежное вознаграждение в размере ежемесячного денежного вознаграждения
Председателя Правительства РФ.


Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
389/543
Кроме того, парламентарию ежемесячно возмещаются дополнительные расходы, связанные с осуществлением своих полномочий, в сумме, равной пяти минимальным размерам оплаты труда.
Законом предусмотрено (ч. 1 ст. 28), что сенатору Российской Федерации, депутату
Государственной Думы предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 42 календарных дня. Вместе с тем в 2020 г. добавлено: в случаях, предусмотренных законодательством РФ, сенатору Российской Федерации, депутату Государственной Думы предоставляется отпуск продолжительностью, превышающей продолжительность, установленную ч. 1 ст. 28.
У сенатора, депутата Государственной Думы есть также жилищные и коммуникационные гарантии. Названный Закон предусматривает, что сенатору, депутату Государственной Думы, не имеющим в г. Москве жилой площади, на период осуществления ими своих полномочий в трехмесячный срок предоставляется служебное жилое помещение. Сначала записали "квартира с мебелью и телефоном", но потом все же предпочли обтекаемую формулировку "укомплектованное всем необходимым для проживания служебное жилое помещение" - в порядке и на условиях, предусмотренных жилищным законодательством. А установление перечня "необходимых для проживания предметов" поручается органу соответствующей палаты по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет социально-бытовое обслуживание парламентариев (редакция от 3 июля 2016 г.). До предоставления такого служебного жилого помещения парламентарию предоставляется отдельный номер в гостинице.
Прекратившие исполнение полномочий сенатор, депутат обязаны освободить занимаемое ими служебное жилое помещение не позднее одного месяца со дня прекращения полномочий.
Неосвобождение занимаемого служебного жилого помещения влечет за собой выселение в порядке, установленном жилищным законодательством.
Оплата предоставленного парламентарию жилья производится за счет средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год на функционирование Совета Федерации, Государственной Думы. Оплату коммунальных услуг сенатор, депутат осуществляют за счет собственных средств.
Коммуникационными гарантиями можно назвать возможности парламентария пользоваться средствами связи, транспорта и гостиницами. Закон говорит, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации на территории РФ обязаны предоставлять сенаторам, депутатам Государственной Думы в связи с осуществлением ими своих полномочий все виды связи, которыми указанные органы и организации располагают.
Сенатор, депутат Государственной Думы пользуются правом внеочередного получения услуг связи. Все виды почтовых и телеграфных отправлений сенатора, депутата Государственной
Думы в связи с осуществлением ими своих полномочий пересылаются (передаются), обрабатываются и доставляются в разряде правительственных.
Сенатор, депутат Государственной Думы на территории РФ имеют право на внеочередное получение проездных документов на воздушный, железнодорожный, водный транспорт, а также на автобусы междугородных сообщений с последующим возмещением их стоимости соответствующим организациям за счет средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год на функционирование Совета Федерации,
Государственной Думы.
У парламентариев есть право на внеочередное поселение в гостинице. Администрации государственных и муниципальных гостиниц обязаны в течение одного часа предоставлять сенатору, депутату Государственной Думы отдельный номер с телефоном. Право на внеочередное поселение в гостинице распространяется на лицо, сопровождающее сенатора, депутата
Государственной Думы.
4. Помощники сенатора, депутата Государственной Думы
В ч. 1 ст. 37 Закона о статусе сенатора и депутата Государственной Думы записано: сенатор


Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
390/543
вправе иметь помощников по работе в Совете Федерации и по работе в субъекте РФ. Депутат
Государственной Думы вправе иметь помощников по работе в Государственной Думе и по работе на территории, определенной депутату. Сенатор, депутат могут иметь до семи помощников, работающих по срочному служебному контракту или срочному трудовому договору. Из них непосредственно работающих по срочному служебному контракту или срочному трудовому договору соответственно в Совете Федерации, Государственной Думе - не более двух.
В 2020 г. было добавлено, что сенатор - представитель Российской Федерации, сенатор
Российской Федерации - Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, вправе иметь до семи помощников по работе в Совете Федерации, работающих по срочному служебному контракту или срочному трудовому договору.
Помощник парламентария по работе соответственно в Совете Федерации, Государственной
Думе, работающий по срочному служебному контракту, является федеральным государственным гражданским служащим. Помощники сенатора, депутата, работающие по срочному трудовому договору, могут работать как на постоянной основе, так и по совместительству.
Сенатор, депутат Государственной Думы вправе иметь до 40 помощников, работающих на общественных началах, по работе соответственно в Совете Федерации, Государственной Думе, а также по работе в субъекте РФ (сенаторов), на территории, определяемой для депутатов
Государственной Думы.
Помощником сенатора, депутата Государственной Думы может быть только гражданин РФ.
Помощнику выдается удостоверение. В удостоверении, выдаваемом помощнику сенатора, указывается, что он является помощником сенатора по работе в Совете Федерации или по работе в субъекте РФ (с указанием наименования субъекта). В удостоверении, выдаваемом помощнику депутата Государственной Думы, указывается, что он является помощником депутата по работе в
Государственной Думе или по работе на соответствующей территории (с указанием наименования
(наименований) субъекта (субъектов) РФ). В удостоверение помощника сенатора, депутата
Государственной Думы, работающего на общественных началах, вносится запись о его работе на общественных началах.
1   ...   49   50   51   52   53   54   55   56   ...   72

Раздел IX. Конституционные основы организации и деятельности федеральных органов
исполнительной власти
Глава 31. Общая характеристика системы исполнительных органов государственной власти
Российской Федерации
Литература
Исполнительная власть в Российской Федерации: науч.-практ. пособие / отв. ред. А.Ф.
Ноздрачев, Ю.А. Тихомиров. М., 1996; Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития / отв. ред. Н.Ю. Хаманева. М., 2004; Керимов А.Д.
Исполнительная власть в системе разделения властей // Гражданин и право. 2001. N 9; Краснов
М.А. Поиск оптимальной модели единой системы исполнительной власти // Исполнительная власть: проблемы организации и деятельности: труды кафедры конституционного и административного права. Вып. 1 / отв. ред. Е.К. Глушко, М.А. Краснов. М., 2006; Ноздрачев А.Ф.
Основные характеристики исполнительной власти по Конституции Российской Федерации 1993 года // Государство и право. 1996. N 1; Президент - Правительство - исполнительная власть: российская модель / под ред. И. Шаблинского. М., 1997; Сосновский С.А. Правовые проблемы распределения компетенции федеральных органов исполнительной власти: дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2011; Халипова Е.В., Керимов А.Д. Исполнительная власть в государственном механизме (вопросы теории) // Государство и право. 2015. N 2.

Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
391/543
§ 1. К вопросу о понятиях
Говоря о видах органов государства, мы предложили понимать под исполнительной властью одну из обозначенных Конституцией РФ ветвей государственной власти, главными задачами которой являются исполнение законов, осуществление специфического вида деятельности - управления государственными делами (государственного управления), использование для этих целей возможностей как оперативных действий и распорядительства, так и правотворчества.
Органы исполнительной власти занимают свое место в системе органов государственной власти. Они подконтрольны законодательным (представительным) органам, главе государства, но вместе с тем самостоятельно осуществляют свои функции, имеют свои средства воздействия на иные государственные органы.
В Российской Федерации применяются следующие понятия исполнительной власти:
- исполнительная власть в Российской Федерации;
- исполнительная власть Российской Федерации;
- исполнительная власть субъектов РФ.
Исполнительная власть в Российской Федерации охватывает все уровни исполнительной власти в стране. Это органы исполнительной власти федерального уровня и органы исполнительной власти субъектов Федерации.
Исполнительная власть Российской Федерации - это федеральный уровень исполнительной власти. Эти органы действуют на всей территории государства, могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц (ч. 1 ст. 78 Конституции
РФ).
Исполнительная власть субъектов РФ представляет собой систему органов самих субъектов.
Ниже этого исполнительные органы государственной власти не предусмотрены Конституцией РФ.
Однако возможно создание территориальных органов или подразделений органов исполнительной власти субъектов РФ в существующих территориальных единицах либо специально создаваемых в субъектах
РФ административно-территориальных единицах
(например, префектуры в административных округах г.
Москвы, новые территориальные округа как административно-территориальные единицы с особым статусом, созданные вместо прежних автономных округов, - об этом мы говорили в других разделах книги). Оценивая возможности субъектов РФ в данном плане, Конституционный Суд РФ в постановлении от 24 января 1997 г. по делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 г. "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике" записал, что система органов государственной власти Удмуртской Республики как субъекта РФ "может включать в себя как высшие органы власти, так и территориальные органы, в том числе органы соответствующих административно-территориальных единиц" (п. 4 мотивировочной части постановления).
Естественно, что этот вывод Конституционного Суда распространяется на все субъекты РФ.
Особенностью органов исполнительной власти является и то, что они образуют специализированную систему, основанную на таком критерии, как управление государственными делами, т.е. государственным строительством, народным хозяйством, государственной собственностью, социально-культурным строительством.
Этот же критерий означает и еще одну особенность: допустимость вертикали в организации исполнительной власти. Такая вертикаль необходима для обеспечения реализации прежде всего общегосударственных задач. Именно для этого в ч. 2 ст. 77 Конституции РФ было предусмотрено, что в пределах ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов
РФ образуют единую систему исполнительной власти в стране.
В Федеральном конституционном законе "О Правительстве Российской Федерации" 2020 г. можно видеть еще более широкое толкование исполнительной власти Российской Федерации. В прежней редакции ст. 1 данного Федерального конституционного закона именовалась "Правительство Российской Федерации - высший исполнительный орган государственной власти