Файл: Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах, том второй 27. 04. 2023 Система гарант 1543 Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 1980

Скачиваний: 115

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". В 2020 г. он получил новую редакцию - теперь это Федеральный закон "О статусе сенатора Российской Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Закон о статусе). Закон определяет права, обязанности и ответственность сенатора и депутата
Государственной Думы, предусматривает основные правовые и социальные гарантии при

Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
382/543
осуществлении ими своих полномочий.
Закон исходит из того (ст. 1), что сенаторами являются лица, названные в Конституции РФ и в Федеральном законе о порядке формирования Совета Федерации, уполномоченные осуществлять в этой палате законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом: а) представитель от субъекта РФ; б) Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, если им принято решение об осуществлении полномочий сенатора Российской Федерации; в) представитель Российской Федерации, назначенный Президентом РФ.
Депутатом Государственной Думы является избранный в соответствии с Федеральным законом о выборах депутатов Государственной Думы представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственной Думе законодательные и иные полномочия, предусмотренные
Конституцией РФ и данным Федеральным законом.
Как видим, Закон называет депутата Государственной Думы представителем народа, а сенаторов первой группы именует представителями от субъектов РФ. Думается, все-таки в природе статуса каждого члена данной палаты сочетаются общегосударственные интересы и интересы субъекта РФ, более того, первые имеют (должны иметь) приоритетный характер. Кроме того, в свою очередь, характеристика соответствующего сенатора как представителя субъекта РФ должна превалировать над его восприятием как представителя органа субъекта РФ.
Должностные лица федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления обязаны обеспечивать сенатору, депутату
Государственной Думы условия для осуществления ими своих полномочий, установленных
Конституцией РФ и Федеральным законом об их статусе.
Мы уже касались срока полномочий сенаторов. Напомним, что для представителя от субъекта РФ он равен сроку полномочий законодательного органа власти и главы субъекта РФ, которые избрали или назначили данного сенатора. Срок полномочий сенаторов от Российской
Федерации составляет шесть лет, из них не более семи могут быть назначены пожизненно. Также пожизненно становится сенатором бывший Президент РФ - при истечении срока его полномочий или же уходе в отставку.
Срок полномочий депутата Государственной Думы начинается со дня избрания его депутатом Думы и прекращается со дня начала работы Думы нового созыва.
Закон о статусе называет ряд ситуаций, одинаковых для сенаторов и депутатов
Государственной Думы, когда их полномочия прекращаются досрочно.
Согласно ст. 4 названного Закона полномочия сенатора, депутата Государственной Думы прекращаются досрочно в случаях:
- письменного заявления сенатора, депутата Государственной Думы о сложении своих полномочий;
- избрания сенатора, депутата Государственной Думы депутатом законодательного
(представительного) органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного самоуправления, а равно назначения сенатора, депутата Государственной Думы на иную государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта РФ, поступления сенатора, депутата Государственной Думы на государственную или муниципальную службу;
- участия сенатора, депутата Государственной Думы в деятельности по управлению хозяйственным обществом или иной коммерческой организацией в случае, предусмотренном п. "г" ч. 2 ст. 6 указанного Закона (данный пункт запрещает парламентариям участвовать в деятельности по управлению хозяйственным обществом или иной коммерческой организацией, в том числе входить в состав таких органов управления коммерческой организации, пребывание в которых невозможно без специального личного волеизъявления, а также участвовать в работе общего собрания как высшего органа управления хозяйственного общества); осуществления ими предпринимательской или другой оплачиваемой деятельности, кроме преподавательской, научной


Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
383/543
и иной творческой деятельности (однако она не должна финансироваться из иностранных источников);
- вхождения сенатора, депутата Государственной Думы в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством
РФ;
- открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами сенатором, депутатом Государственной Думы, их супругами и несовершеннолетними детьми;
- установления фактов открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами: в отношении сенатора - на момент рассмотрения законодательным органом субъекта РФ его кандидатуры для наделения полномочиями сенатора или соответствующей кандидатуры на должность главы субъекта РФ либо в период со дня регистрации избирательной комиссией субъекта РФ соответствующего кандидата на выборах главы субъекта РФ и в случае его избрания до дня принятия этим лицом решения о наделении одной из представленных им кандидатур полномочиями сенатора, в отношении депутата
Государственной Думы - в период, когда он был зарегистрирован в качестве кандидата на выборах депутатов Государственной Думы;
- утраты сенатором, депутатом Государственной Думы гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства (подданства) иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина
РФ на территории иностранного государства;
- вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося сенатором, депутатом Государственной Думы;
- вступления в законную силу решения суда об ограничении дееспособности сенатора, депутата Государственной Думы либо о признании их недееспособными;
- признания сенатора, депутата Государственной Думы безвестно отсутствующими либо объявления их умершими на основании решения суда, вступившего в законную силу;
- смерти сенатора, депутата Государственной Думы.
Помимо перечисленных факторов полномочия депутата Государственной Думы прекращаются досрочно в связи с роспуском Государственной Думы, а также в случаях, предусмотренных ст. 111 (трехкратный отказ палаты утвердить кандидатуру Председателя
Правительства, предлагаемую Президентом), ст. 112 (трехкратное отклонение Думой кандидатур более одной трети должностей членов Правительства РФ, представленных Председателем
Правительства на утверждение Думы) и ст. 117 (дважды выражение недоверия и отказ в доверии
Правительству РФ) Конституции РФ. Полномочия депутата прекращаются досрочно и в случае выхода по личному заявлению из состава фракции, в которой он состоит, а также несоблюдения требований о декларировании доходов, имущества и счетов, в том числе за границей.
Напомним, в Конституции РФ установлено (ч. 3 ст. 97), что депутаты Государственной
Думы работают на профессиональной постоянной основе. Что касается членов Совета Федерации
(сенаторов), как говорилось ранее, ситуация несколько раз менялась. В первом составе только часть членов палаты переходила на освобожденную работу. Во втором составе, когда членами палаты стали руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, все они осуществляли полномочия в палате на неосвобожденной основе. С принятием в 2000 г.
Федерального закона о порядке формирования Совета Федерации все члены палаты работают на профессиональной постоянной основе.
Таким образом, теперь как депутаты Государственной Думы, так и сенаторы находятся постоянно в г. Москве, получают вознаграждение за свою работу, равное вознаграждению федерального министра.


Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
384/543
Мы уже упоминали о том, что для парламентариев в интересах борьбы с коррупцией усиливаются имущественно-финансовые ограничения, запреты на ведение предпринимательской деятельности, сокрытие доходов, собственности, счетов в банках, в том числе за границей, в этой части полагается сообщать сведения не только о себе, но и о супругах и несовершеннолетних детях.
Кроме того, депутаты и сенаторы не вправе получать в связи с осуществлением полномочий не предусмотренные законодательством РФ вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) от физических и юридических лиц. Подарки, полученные сенатором или депутатом в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, признаются федеральной собственностью и передаются парламентариями по акту соответственно в
Совет Федерации или Государственную Думу, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ. Парламентарий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой и другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Парламентарии также не могут выезжать в связи с осуществлением соответствующих полномочий за пределы территории РФ за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством или международными договорами РФ или договоренностями на взаимной основе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями.
В нормативной регламентации применительно к сенаторам и депутатам Государственной
Думы находят отражение и морально-этические требования к ним. В Закон о статусе ранее была включена и продолжает действовать в редакции 2020 г. ст. 9 "Соблюдение этических норм сенатором Российской Федерации, депутатом Государственной Думы". В ней сказано, что названные лица "обязаны соблюдать этические нормы". Ответственность за их нарушение устанавливается регламентами палат Федерального Собрания. В Федеральный закон о порядке формирования Совета Федерации было включено ранее и оставлено в редакции 2020 г. (ч. 1 ст. 2) требование о том, что сенатором может быть гражданин РФ, "обладающий безупречной репутацией". Мы упоминали, что в Государственной Думе ранее создавалась отдельная Комиссия по вопросам депутатской этики, а с 2018 г. существует объединенная Комиссия по вопросам контроля за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами, мандатным вопросам и вопросам депутатской этики.
Сенатор Российской Федерации, депутат Государственной Думы имеют удостоверения, являющиеся основными документами, подтверждающими их личность и полномочия, и нагрудные знаки. Удостоверение дает право беспрепятственно посещать органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать воинские части, организации независимо от форм собственности, полностью или частично финансируемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета, либо имеющие льготы по уплате налогов и обязательных платежей, либо имеющие в качестве учредителей органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления.
§ 2. Основные полномочия и гарантии деятельности сенаторов и депутатов Государственной
Думы
1. Полномочия и гарантии в связи с деятельностью в палатах и регионах
К основным полномочиям сенатора, депутата Государственной Думы Закон о статусе относит их право законодательной инициативы, об осуществлении которого подробно говорилось в предшествующей главе данного раздела.
Сенатор, депутат Государственной Думы пользуются правом решающего голоса по всем


Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
385/543
вопросам, рассматриваемым соответствующей палатой, а также комитетом, комиссией палаты, согласительной и специальной комиссией, членами которых они являются. Парламентарий вправе присутствовать на любом заседании каждой из палат Федерального Собрания РФ (т.е. без особого разрешения сенатор может приходить на заседания Думы, и, наоборот, депутат Думы вправе присутствовать на заседаниях Совета Федерации).
У парламентариев каждой палаты есть право инициировать парламентский запрос своей палаты, а также право и на свой запрос.
Сенатору, депутату Государственной Думы для осуществления ими своих полномочий в здании соответствующей палаты предоставляется отдельное служебное помещение. Согласно ст. 30
Закона (в редакции 2020 г.) оно оборудуется мебелью, оргтехникой (в том числе персональным компьютером, подключенным к общей сети, ко всем имеющимся правовым базам и государственным информационным системам, копировально-множительной техникой, аппаратом факсимильной связи), средствами связи.
В связи с осуществлением своих полномочий парламентарии имеют право бесплатно пользоваться правительственной и другими видами связи, вне очереди получать услуги связи. Все виды почтовых и телеграфных отправлений сенатора, депутата Государственной Думы в связи с осуществлением ими своих полномочий пересылаются (передаются), обрабатываются и доставляются в разряде правительственных.
В соответствии со ст. 16 названного Закона по вопросам своей деятельности сенатор, депутат Государственной Думы пользуются правом на прием в первоочередном порядке руководителями и другими должностными лицами федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций независимо от форм собственности, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований.
При обращении сенатора, депутата Государственной Думы по вопросам, связанным с их деятельностью, в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и организации должностные лица указанных органов, объединений и организаций безотлагательно (а при необходимости получения дополнительных материалов - не позднее 30 дней со дня получения обращения) дают ответ на это обращение и предоставляют запрашиваемые документы или сведения.
Указанный Закон содержит и определенные ограничения для сенатора, депутата: их вмешательство в оперативно-разыскную, уголовно-процессуальную деятельность органов дознания, следователей и судебную деятельность не допускается.
Как уже упоминалось ранее, сенаторы и депутаты Государственной Думы имеют право и обязаны регулярно выезжать соответственно в свои округа или на территории, встречаться там с населением, с местными руководителями и общественностью, вести прием граждан и т.д. Закон о статусе содержит в этом отношении ряд гарантий для парламентариев. Применительно к депутатам
Государственной Думы ст. 8 Закона, именуемая "Взаимоотношения депутатов Государственной
Думы с избирателями", дополнена 7 июня 2017 г. нормами, которые касаются порядка осуществления соответствующих прав депутатов. В ч. 6 ст. 8 определено, что встречи депутата
Государственной Думы с избирателями проводятся в помещениях, специально отведенных местах, а также на внутридворовых территориях при условии, что их проведение не повлечет за собой нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи. Уведомление органов исполнительной власти субъекта РФ или органов местного самоуправления о таких встречах не требуется. При этом депутат Государственной Думы вправе предварительно проинформировать указанные органы о дате и времени их проведения.
Однако дальнейшие положения, включенные в ст. 8, можно оценить критически. Согласно ч. 7 органы исполнительной власти субъекта РФ (органы местного самоуправления) определяют специально отведенные места для проведения встреч депутатов Государственной Думы с избирателями, а также определяют перечень помещений, предоставляемых органами исполнительной власти субъекта РФ (органами местного самоуправления) для проведения встреч депутатов Государственной Думы с избирателями, и порядок их предоставления. Думается, эти


Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
386/543
правила явно ставят депутатов в зависимое положение, хотя далее в ч. 8 и сказано, что воспрепятствование организации или проведению в соответствии с настоящим Федеральным законом встреч депутатов Государственной Думы с избирателями влечет за собой административную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Нельзя не обратить внимание и на то, что по ч. 9 той же статьи встречи депутата
Государственной Думы с избирателями в форме публичного мероприятия проводятся в соответствии с законодательством РФ о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях. Напомним, что по законодательству провести публичное мероприятие можно лишь при заблаговременном его согласовании с региональными и муниципальными органами власти, и совсем нельзя исключать их усмотрение, если они увидят в такой встрече депутата с избирателями что-то для себя нежелательное.
2. Парламентский иммунитет сенаторов и депутатов Государственной Думы
Закон о статусе закрепляет так называемый парламентский иммунитет, т.е. неприкосновенность сенатора, депутата
Государственной
Думы.
Они обладают неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий. Согласно ст. 19 названного Закона сенатор, депутат Государственной Думы без согласия соответствующей палаты не могут быть: а) привлечены к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке; б) задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу; в) подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
Неприкосновенность сенатора, депутата Государственной Думы распространяется на занимаемые ими жилые и служебные помещения, личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж, на их переписку.
В случае возбуждения уголовного дела или начала производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, в отношении действий сенатора, депутата Государственной Думы, орган дознания или следователь в трехдневный срок сообщает об этом Генеральному прокурору
РФ. Если уголовное дело возбуждено или производство по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, начато в отношении действий сенатора, депутата Государственной Думы, связанных с осуществлением ими своих полномочий, Генеральный прокурор в недельный срок после получения сообщения органа дознания или следователя обязан внести в соответствующую палату Федерального Собрания представление о лишении сенатора, депутата Государственной
Думы неприкосновенности.
В Закон о статусе в редакции 2020 г. включена ст. 20.1 относительно порядка лишения неприкосновенности сенатора - Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий.
Для подобной ситуации лишение неприкосновенности осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 93 Конституции РФ и федеральным законом, устанавливающим гарантии Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи.
Сенатор, депутат Государственной Думы не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в соответствующей палате Федерального Собрания и другие действия, соответствующие статусу сенатора и статусу депутата Государственной Думы, в том числе по истечении срока их полномочий. Если в связи с такими действиями сенатор, депутат
Государственной Думы допустили публичные оскорбления, клевету или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом, возбуждение уголовного дела, производство дознания, предварительного следствия или начало производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, осуществляется только в случае лишения сенатора, депутата