Файл: Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах, том второй 27. 04. 2023 Система гарант 1543 Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 1971
Скачиваний: 115
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
402/543
Анализируя деятельность Президента РФ в разд. VII настоящего учебного курса, мы отметили, что им введены определенные правила оценки эффективности деятельности глав исполнительной власти субъектов РФ, издавалось несколько актов, последним был Указ от 25 апреля 2019 г. Поскольку в этом процессе должно активно участвовать Правительство РФ и ему
Указом Президента поручается утвердить методику оценки эффективности, перечень индивидуальных показателей для ее оценки, порядок предоставления субъектам РФ грантов и т.д.,
Правительство РФ принимает свои акты в этом направлении. Последними были его постановление от 17 июля 2019 г., а также другие акты в редакции от этого числа, касающиеся конкретизации соответствующих правил оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и их руководителей.
1 ... 51 52 53 54 55 56 57 58 ... 72
§ 2. Состав Правительства Российской Федерации и порядок его формирования
Правительство РФ состоит из членов Правительства - Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства и федеральных министров (ч. 2 ст. 110 Конституции
РФ). На разных этапах в состав Правительства входили несколько заместителей и из них один или два были первыми заместителями Председателя Правительства. Согласно реформе 2004 г. в составе
Правительства была предусмотрена должность только одного заместителя. Предполагалось, что каждый министр является своеобразным заместителем Председателя, поскольку руководит не одной отраслью, а достаточно большим комплексом отраслей народного хозяйства. Однако такое положение просуществовало недолго, появились первый заместитель и заместители. С 2008 г. в
Правительстве РФ было два первых заместителя и несколько заместителей Председателя
Правительства. По Указу от 21 мая 2012 г. Председатель Правительства имеет семь заместителей, в том числе одного Первого заместителя Председателя Правительства РФ и Заместителя
Председателя Правительства РФ - Руководителя Аппарата Правительства РФ.
Порой практикуется, что заместитель Председателя Правительства одновременно является и министром. В одних случаях это можно объяснить тем, что соответствующее лицо кроме руководства своей отраслью будет координировать работу тех, кто с ней связан (так, министра обороны назначили заместителем Председателя Правительства с сохранением его поста министра, чтобы координировать деятельность всех ведомств, связанных с оборонным комплексом). В других случаях это сделано для того, чтобы подчеркнуть важность сферы и личности (например, прежний министр финансов был одновременно заместителем Председателя Правительства РФ). Есть и практика совмещения членства в Правительстве с другими должностями, например прежний полномочный представитель Президента в Северо-Кавказском федеральном округе являлся заместителем Председателя Правительства РФ, полномочный представитель Президента в
Дальневосточном федеральном округе стал одновременно министром РФ по развитию Дальнего
Востока и далее заместителем Председателя Правительства РФ.
В Указе Президента РФ от 21 января 2020 г. "О структуре федеральных органов исполнительной власти" записано (п. 1), что Председатель Правительства РФ имеет девять заместителей (согласно Указу Президента РФ от 9 ноября 2020 г. их стало 10), в том числе одного
Первого заместителя Председателя, Заместителя Председателя Правительства - полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе и Заместителя Председателя
Правительства - Руководителя Аппарата Правительства РФ.
Как отмечалось ранее, деятельность каждого вновь избранного Президента начинается с принятия отставки прежнего Правительства и формирования нового Правительства. В период срока своих полномочий Президент может неоднократно отправлять в отставку либо принимать отставку Правительства, а следовательно, и формировать новый кабинет. Правда, по новеллам 2020 г. (ч. 1 ст. 112), в случае если от должности освобожден только Председатель Правительства, новому
Председателю представлять предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти не требуется, а значит, и по составу Правительства.
Получив утвержденную Государственной Думой кандидатуру, Президент назначает
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
403/543
Председателя Правительства РФ своим указом.
В начальной редакции норм Конституции РФ и Закона "О Правительстве Российской
Федерации" не было каких-то конкретных возрастных или профессиональных требований к
Председателю Правительства. В 2005 и 2007 гг. в ст. 7 Закона лишь были введены нормы о том, что
Председатель назначается Президентом РФ из числа граждан РФ, не имеющих гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.
Теперь, по новеллам 2020 г., такие требования обозначены в Конституции РФ. Согласно новой ч. 4 ст. 110: "Председателем Правительства Российской Федерации, Заместителем
Председателя
Правительства
Российской
Федерации, федеральным министром, иным руководителем федерального органа исполнительной власти может быть гражданин Российской
Федерации, достигший 30 лет, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина
Российской Федерации на территории иностранного государства. Председателю Правительства
Российской Федерации, заместителям Председателя Правительства Российской Федерации, федеральным министрам, иным руководителям федеральных органов исполнительной власти в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации".
Общие правила приведения к должности Председателя и членов Правительства РФ были рассмотрены ранее в связи с освещением полномочий Президента РФ, Государственной Думы и
Совета Федерации. Кратко напомним о ключевых процедурах: Президент представляет
Государственной Думе кандидатуру на пост Председателя Правительства, после утверждения
Думой назначает данное лицо Председателем Правительства; кандидатуры на должности заместителей
Председателя и министров, кроме "силового блока", представляются
Государственной Думе назначенным Председателем Правительства, утверждаются Думой и далее назначаются Президентом РФ; министры и другие руководители федеральных органов исполнительной власти "силового блока" представляются Президентом РФ для проведения консультаций в Совет Федерации, после получения позитивного отношения палаты эти лица, в том числе и федеральные министры, назначаются на должности Президентом РФ.
Закон 2020 г. о Правительстве РФ отражает и в некоторых моментах развивает приведенные нормы. В частности, в ст. 9 предусмотрена - наряду с общим порядком формирования
Правительства после прихода к власти вновь избранного Президента, когда кандидатуры на должности заместителей Председателя предлагаются не позднее двухнедельного срока со дня назначения на должность Председателя Правительства РФ, - также ситуация, если должность заместителя Председателя стала вакантной после назначения на должность Председателя
Правительства; в этом случае кандидатура вносится не позднее недельного срока со дня появления вакантной должности заместителя Председателя; а в случае если должность заместителя стала вакантной до назначения на должность Председателя Правительства, - не позднее недельного срока со дня назначения на должность Председателя Правительства РФ. Если Государственная Дума отклоняет представленную Председателем Правительства кандидатуру заместителя Председателя, тогда Председатель Правительства РФ вправе представить Государственной Думе новую кандидатуру заместителя Председателя Правительства или повторно ту кандидатуру, которая была отклонена Государственной Думой. После трехкратного отклонения Государственной Думой представленных Председателем Правительства кандидатур Президент РФ вправе назначить заместителя Председателя из числа кандидатур, представленных теперь уже ему, Президенту РФ,
Председателем Правительства (хочется думать, это будет одна из кандидатур, ранее представлявшихся Думе, но ею не поддержанных). И в этом случае утверждение кандидатуры заместителя Председателя Государственной Думой не требуется.
В ст. 10 Закона о Правительстве предусмотрен порядок назначения на должность федеральных министров. Как мы уже упоминали, касаясь полномочий Президента РФ, Совета
Федерации, Государственной Думы, Президент назначает на должность федеральных министров -
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
404/543
руководителей федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности, после консультаций с Советом Федерации; назначает иных федеральных министров после утверждения их кандидатур Государственной Думой. Соответственно в Законе о
Правительстве РФ отражены особенности обеих процедур.
Президент вносит в Совет Федерации представление по кандидатуре федерального министра "первого блока" и другие материалы, характеризующие представляемую кандидатуру.
Совет Федерации не позднее недельного срока со дня получения представления и других материалов информирует в письменной форме Президента РФ о результатах рассмотрения представленной кандидатуры.
Председатель Правительства РФ представляет Государственной Думе на утверждение кандидатуру федерального министра из "второго блока". Этот министр назначается в том же - рассмотренном выше - порядке и с соблюдением тех же сроков, как и заместитель Председателя
Правительства.
Что касается прекращения деятельности Правительства, снова напомним о самом, образно говоря, "мирном" алгоритме: уже говорилось, что перед вновь избранным Президентом РФ
"Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия". Реально глава государства поручает Правительству продолжать исполнение полномочий до того, как будет сформировано новое Правительство РФ.
Досрочное прекращение деятельности Правительства - это полностью прерогатива
Президента РФ. Еще в 1997 г. при принятии Федерального конституционного закона "О
Правительстве Российской Федерации" парламентарии, особенно в Государственной Думе, пытались отразить в проекте, что не только назначение, но и освобождение от должности
Председателя, отставка Правительства имеют место с согласия Государственной Думы, но тогдашний Президент отказался подписывать Закон при наличии такой нормы; в конечном счете она была исключена из текста.
Итак, Президент не обязан - по крайней мере юридически - согласовывать свое решение по
Правительству с кем-либо.
В ст. 117 Конституции содержатся и остаются неизменными два полномочия Президента
РФ:
1) Правительство РФ "может подать в отставку, которая принимается или отклоняется
Президентом Российской Федерации". Как видим, только Президент принимает ключевое решение: даже если Правительство не желает, оно будет обязано выполнять свои функции при отклонении отставки Президентом;
2) Президент РФ "может принять решение об отставке Правительства Российской
Федерации". В не такой уж длинной истории действия Конституции РФ были драматические ситуации досрочного прекращения полномочий Правительства. Анализируя их в связи с проблемой конституционно-правовой ответственности, мы отмечали, что зачастую трудно определить основания применения данной меры. Порой речь можно было вести как бы о деловых и текущих моментах в деятельности Правительства.
С этих позиций более понятны положения, отраженные в 2020 г. в ст. 117 Конституции РФ
(ч. 4.1) и в ст. 11 Закона о Правительстве РФ: Президент РФ вправе освободить от должности члена
Правительства РФ. Член Правительства РФ вправе подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ. В случае освобождения от должности Президентом РФ или отставки члена Правительства РФ Президент вправе поручить этому лицу продолжать исполнять обязанности по должности или возложить их исполнение на другое лицо до соответствующего назначения.
Для членов Правительства РФ установлены различные ограничения и запреты, связанные с замещением должности, а также требования, предъявляемые к ним как к членам Правительства.
Частично об этом говорилось выше - относительно возраста, наличия гражданства Российской
Федерации, материальных позиций. Более подробные предписания содержатся в Законе о
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
405/543
Правительстве РФ. Рассмотрим их обзорно.
Еще раз напомним, что согласно ст. 4 Закона о Правительстве РФ заместители Председателя и федеральные министры могут замещать иные государственные должности Российской
Федерации, государственные должности субъектов РФ, должности государственной службы и муниципальные должности в случае, если это предусмотрено федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента РФ. Члены Правительства РФ не могут быть сенаторами Российской Федерации, депутатами Государственной Думы, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.
Прежний Закон запрещал членам Правительства быть муниципальными депутатами и занимать муниципальные должности. Новый Закон об этом не говорит. Интересен и такой момент: в начальной редакции Закона содержался запрет членам Правительства занимать должности в общественных объединениях. 3 ноября 2004 г. это ограничение было исключено из Закона. В
Закона 2020 г. об этом ничего не сказано - возможно, из-за отсутствия самой проблемы.
Ранее в законодательстве, а теперь и в Конституции отражены материальные ограничения для членов Правительства. При этом, в частности, запрет открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, в Законе дополнен запретом "владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами". В целом все перечисленные запреты также распространяются на супругу (супруга) и несовершеннолетних детей члена Правительства РФ.
Член Правительства РФ не вправе:
1) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы, если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном Правительством РФ в соответствии с федеральными законами, члену
Правительства не поручено участвовать в управлении хозяйствующим субъектом;
2) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом подобная деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено законодательством РФ, международными договорами РФ или договоренностями на взаимной основе федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями;
3) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органах государственной власти;
4) использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности;
5) получать гонорары за публикации и выступления в качестве члена Правительства РФ;
6) получать в связи с осуществлением своих полномочий от физических и юридических лиц не предусмотренные федеральным законодательством ссуды, подарки, денежное и иное вознаграждение, в том числе услуги, оплату развлечений и отдыха;
7) принимать без разрешения Президента РФ почетные и специальные звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств;
8) выезжать в служебные командировки за пределы Российской Федерации за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ или по договоренностям на взаимной основе федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями;
9) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено законодательством
РФ, международными договорами РФ или договоренностями на взаимной основе федеральных