Файл: Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах, том второй 27. 04. 2023 Система гарант 1543 Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 1966

Скачиваний: 115

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
411/543
приказами и поручениями Руководителя Аппарата Правительства.
Департаменты Правительства обеспечивают деятельность Правительства, его Президиума, а также Аппарата Правительства по вопросам, входящим в сферу его ведения, и взаимодействуют с соответствующими федеральными министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами, руководство деятельностью которых осуществляет Президент или Правительство, с другими государственными органами и организациями. Директор департамента Правительства назначается на должность и освобождается от должности Правительством и подчиняется
Руководителю Аппарата Правительства.
На сайте Правительства РФ в ноябре 2020 г. обозначены такие департаменты и иные аналогичные подразделения в структуре Аппарата Правительства РФ: делопроизводства; здравоохранения и социального развития; информационных технологий; кадров; контроля; культуры, спорта, туризма и национальной политики; по обеспечению деятельности административных органов; обеспечения регуляторной политики; оборонно-промышленного комплекса; организации проектной деятельности Правительства РФ; организационно-технического обеспечения деятельности Правительства РФ; правового обеспечения Правительства РФ; пресс-службы
Правительства
РФ; природных ресурсов, земельных отношений и агропромышленного комплекса; промышленности, энергетики и транспорта; просвещения, высшего образования и науки; протокольного обеспечения Правительства РФ; развития международного сотрудничества Правительства РФ; Регионального развития и инфраструктуры; референтуры Председателя Правительства РФ; сопровождения законопроектной деятельности
Правительства РФ; формирования государственного оборонного заказа; экономического развития и финансов; управление развития приоритетных территорий; аппарат Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ.
1   ...   52   53   54   55   56   57   58   59   ...   72

Раздел Х. Конституционные основы статуса судебной власти и прокуратуры в Российской
Федерации
Глава 33. Конституционные основы судебной власти Российской Федерации
Литература
Абросимова Е.Б. Судебная власть в Российской Федерации: система и принципы. М., 2002;
Она же. Очерки российского судоустройства: реформы и результаты. М., 2009; Анишина В.И.
Конституционные принципы судебной власти Российской Федерации: формирование, содержание и перспективы развития. М., 2006; Бойков А.Д. Третья власть в России. М., 1997; Гравина А.А.,
Кашепов В.П., Макарова О.В. Конституционные принципы судебной власти Российской
Федерации / отв. ред. В.П. Кашепов. М., 2010; Ершов В.В. Статус суда в правовом государстве. М.,
1992; Клеандров М.И. Очерки российского судоустройства: проблемы настоящего и будущего.
Новосибирск, 1998; Он же. Статус российского судьи. Тюмень, 1999; Колесников Е.В., Селезнева
Н.М. Статус суда в Российской Федерации: конституционные вопросы. Саратов, 2008; Лебедев
В.М. Становление и развитие судебной власти в Российской Федерации. М., 2000; Марченко М.Н.
Судебная власть: основные признаки и особенности // Российское правосудие. 2007. N 5 (13);
Петров А.А. Судебная власть субъектов Российской Федерации: концепция и модель законодательного регулирования. Иркутск, 2007; Стеничкин Н.Г. Обеспечение независимости и самостоятельности судебной власти в контексте конституционной реформы 2020 года // Lex russica
(Русский закон). 2020. N 5 (162); Он же. Судебная власть и конституционное равновесие // Известия
Саратовского ун-та. Сер.: Экономика. Управление. Право. 2020. Т. 20. Вып. 3; Судебная власть / под ред. И.Л. Петрухина. М., 2003; Шевцов В.С. Право и судебная власть в Российской Федерации.
М., 2003; Ярошенко Н.И. Конституционно-правовые основы организации и контрольной деятельности судебной власти в Российской Федерации. Пермь, 2011.

Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
412/543
§ 1. Конституционно-правовая природа и сущность судебной власти
Судебная власть - один из видов государственной власти Российской Федерации. Это самостоятельный вид государственной власти, имеющий строго определенные функции, осуществляемые специально предназначенной для этого системой, и организационно отделенный от других видов государственной власти Российской Федерации. Существование судебной власти в качестве самостоятельной ветви власти предусмотрено Конституцией РФ. Как уже мог видеть читатель, ст. 10 Конституции РФ провозглашает, что государственная власть в Российской
Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную; органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Эта норма, помещенная в гл. 1 Конституции РФ, дает основания для общего вывода о том, что наличие судебной власти является одним из неотъемлемых атрибутов конституционного строя Российской
Федерации.
Исходя из сказанного, судебную власть можно определить как элемент конституционного строя России, самостоятельный вид государственной власти РФ, охватывающий специальную систему органов, задача которых - осуществляемое от имени государства правосудие, т.е. оценка различных действий, актов, бездействия на предмет их соответствия закону, отраженная в судебном решении, принимаемом по определенной форме судопроизводства и являющемся общеобязательным.
Расшифровывая данное понятие, отметим следующие моменты.
1. Судебная власть не только самостоятельна, но и независима от других ветвей государственной власти, а также от общественной власти и от местного самоуправления как форм публичной власти народа в Российской Федерации.
2. Судебная власть целенаправленно выполняет задачи защиты законных интересов граждан, организаций, общества и государства, в том числе от противоправных действий. Конечно, такие задачи стоят перед всеми субъектами права, но именно для суда они являются предопределяющими в его природе и назначении.
3. Никто не вправе выполнять функции судебной власти вместо нее, вершить правосудие, какими бы экстренными ни были обстоятельства; нельзя оправдывать подмену судебной власти и благородными мотивами. Судебную власть осуществляют специальные государственные органы.
Разумеется, есть вопросы, примыкающие к правосудию, которые решают парламенты, их палаты
(например, амнистия), главы государств (в частности, помилование). Однако такие вопросы не относятся к судебной власти. Ни парламент, ни глава государства, ни другие органы не ставят под сомнение акт правосудия, не оценивают его, а исходят из непреклонного действия судебного решения.
4. Судебная власть создана для выполнения задач правосудия. Она не может принимать законы, указы и т.д., нормативное регулирование общественных отношений как специальная функция не ее предназначение, хотя решения определенных, прежде всего высших, судов могут иметь нормоустанавливающее значение в том смысле, что они отражают позиции судов, становящиеся обязательными для тех, кто вступает в соответствующие отношения. Судебная власть не вправе также выполнять и функции исполнительной власти. Оценивая юридические акты, судебная власть не исследует причины их зарождения и принятия, это не ее задача, она воспринимает документ таким, каким он представлен суду для оценки. Рассматривая уголовные дела, судебная власть не подменяет органы, которые выполняли близкие задачи - дознание, следствие.
5. Из сказанного следует еще одно проявление назначения судебной власти - она занимает свое место в системе сдержек и противовесов в отношениях между властями в государстве. При этом надо иметь в виду, что судебная власть многогранна. Рассматривая уголовные дела, разрешая имущественные споры и т.п., суды реализуют одну часть своих задач, когда о сдерживающих факторах в отношении других властей можно говорить лишь в плане обязательности судебного


Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
413/543
решения. Но вот когда суд разрешает споры между иными властями либо оценивает их акты, тогда и проявляется роль судебной власти как элемента системы сдержек и противовесов.
6. В конституционно-правовой природе и сущности судебной власти заложено и то, что базой ее решений являются конституция и законы (в расширительном значении данного слова) государства. Если совершено преступление, если стороны приходят в суд со своим спором, все ждут не просто мнения суда, а его решения, основанного на нормах права. Конституция укрепляет авторитет суда не только тем, что он, суд, действует от имени государства, но также и тем, что его решения есть интерпретация закона для конкретной ситуации. Отсюда вытекает и такое требование, как обязательность судебного решения не только для участников соответствующего процесса, но и для иных субъектов права.
7. Особенностью конституционно-правовой природы судебной власти является и то, что она осуществляется в рамках определенных форм судопроизводства и процессуальных правил. Это означает следующее: а) каждое из обращений в суд имеет свои форму и параметры, предполагает вид как суда, так и производства; б) у каждого вида судопроизводства есть много общего с другими, но есть и особенное, откуда вытекают собственные процессуальные правила, и суд обязан ими руководствоваться.
8. Судебная власть осуществляется преимущественно на профессиональной основе. Судьи - специальные государственные служащие, получившие необходимое юридическое образование, достигшие определенного возраста и доказавшие свою профессиональную и жизненную подготовленность для данного вида работы. Судейство является основным видом их трудовой деятельности. В осуществлении судебной власти могут участвовать и специально не подготовленные граждане - в виде заседателей; их участие сочетается с работой судей-профессионалов, помогающих этим лицам в формулировании и выражении позиции данных лиц при оценке соответствующих обстоятельств.
§ 2. Конституционно-правовые основы судебной системы Российской Федерации
Судебная система Российской Федерации - это совокупность всех видов судов, которые есть и могут существовать в нашей стране. В ч. 3 ст. 118 Конституции РФ (в редакции 2020 г.) определено: "Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской
Федерации и федеральным конституционным законом. Судебную систему Российской Федерации составляют Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды, мировые судьи субъектов Российской
Федерации. Создание чрезвычайных судов не допускается".
В редакции 2020 г. в приведенной ч. 3 ст. 118 названы суды, составляющие судебную систему Российской Федерации и созданные повсеместно. Оставалось неясным, как быть с конституционными, уставными судами субъектов РФ. В общем перечне судов в ст. 118
Конституции РФ они не указаны, но ведь и создавались такие суды не повсеместно, лишь в небольшой части субъектов РФ (14-18); в ряде субъектов РФ ранее существовавшие подобные суды были ликвидированы; в отдельных субъектах РФ принятые в противоречивых условиях решения о создании подобных судов не реализованы; есть и довод о том, что большинство полномочий таких судов можно передать судам общей юрисдикции, тем более сейчас, когда эти суды стали регулярно разрешать так называемые административные споры - о законности нормативных актов органов публичной власти, выборов, о необходимости переизбрания региональных или муниципальных представительных органов из-за их неработоспобности; наконец, предлагается "смотреть правде в глаза": даже там, где такие суды есть, они не очень загружены работой, а расходы на их содержание ощутимы для бюджетов субъектов РФ.
Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе
Российской Федерации" в редакции 2020 г., как уже указывалось, однозначно предусмотрел упразднение существующих конституционных, уставных судов до 1 января 2023 г. Субъекты РФ могут создавать конституционные, уставные советы при законодательном органе власти субъекта,


Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
414/543
но на момент подготовки данного издания не было ясности в части их полномочий.
Судебная система, заложенная в Конституции РФ, естественно связана с видами судопроизводства, осуществляемого судами. В сжатом виде о них дает представление ч. 2 ст. 118, в редакции 2020 г. она гласит: "Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного
(добавление
2020 г.), административного и уголовного судопроизводства".
Конституция РФ в начальной редакции называла высшие суды Российской Федерации:
Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ (ст. 125, 126, 127).
По конституционной реформе 2014 г. Высший Арбитражный Суд РФ упразднен (и утратила силу посвященная ему ст. 127 Конституции). О Конституционном Суде РФ будет разговор в следующем разделе данного курса. А Верховный Суд РФ согласно ст. 126 (в редакции 2014 г. и с уточнениями
2020 г.) "является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики".
Обратим внимание на то, что в прежних редакциях конституционные нормы оперировали понятиями не только "суды общей юрисдикции", "арбитражные суды", но также "другие федеральные суды", "суды, образованные в соответствии с федеральным конституционным законом". В редакции 2020 г. говорится о судах общей юрисдикции и арбитражных судах, на них распространяется компетенция Верховного Суда как высшего суда по соответствующим категориям дел, рассмотренным данными судами, также как и судебный надзор за деятельностью указанных судов.
Все нижестоящие звенья судебной системы ранее мы делили в соответствии с Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" на федеральные суды и суды субъектов РФ. К федеральным судам и прежде, и сейчас безоговорочно следует отнести:
Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, все суды общей юрисдикции, все арбитражные суды (независимо от их уровня).
Упомянутые теперь в ст. 118 Конституции РФ и входящие в судебную систему страны мировые судьи субъектов РФ согласно данному наименованию надо считать судами субъектов РФ.
Что касается конституционных, уставных судов субъектов РФ, на период существования, как уже говорилось, их тоже надо охарактеризовать как суды субъектов РФ.
Основной закон РФ включает (в редакции 2020 г.) в нормативную основу для функционирования судов предписания как самой Конституции, так и специального законодательства. Часть 3 ст. 128 предусматривает: "Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской
Федерации и иных федеральных судов устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом". Вместе с тем далее записано: "Порядок осуществления гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства регулируется также соответствующим процессуальным законодательством".
Помимо принятия упоминавшегося Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" практика пошла по пути принятия законов об отдельных видах судов. Это Федеральные конституционные законы: "О Конституционном Суде Российской
Федерации", "О Верховном Суде Российской Федерации", "О судах общей юрисдикции в
Российской Федерации", "Об арбитражных судах в Российской Федерации", "О военных судах
Российской Федерации". Конституционные поправки 2020 г. обусловили принятие в 2020 г. новой редакции Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации", обновления всего законодательства о судах.
Что касается мировых судей, ранее по Федеральному конституционному закону "О судебной


Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
415/543
системе Российской Федерации", а теперь и по Конституции РФ в редакции 2020 г., как мы видели, это "мировые судьи субъектов Российской Федерации". Статусу судей посвящен Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. "О мировых судьях в Российской Федерации". И этот акт уже на тот момент определил, что мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Как гласит названный Закон, полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются помимо указанного Закона Конституцией РФ,
Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", иными федеральными конституционными законами, а вот порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов РФ. Несмотря на последнее положение
Закона, в реальности мировые судьи действуют как часть федеральной системы правосудия
(осуществление правосудия в порядке, установленном федеральным законом; вынесение решений именем Российской Федерации; распространение на мировых судей всех гарантий, существующих для судей в Российской Федерации, а они закреплены федеральным законодательством; финансирование деятельности мировых судей из федерального бюджета).
Суть и назначение судов кратко определены в Конституции РФ, полнее - в Федеральном конституционном законе "О судебной системе Российской Федерации", других федеральных конституционных законах и федеральных законах. Далее обзорно перечислим соответствующие звенья судебной системы страны.
Согласно законоположениям Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства (Конституционному Суду РФ посвящен разд. XI настоящего учебного курса).
Верховный Суд РФ по действующей редакции ст. 126 Конституции РФ, как уже было упомянуто, высшая "ступень" по всем судебным делам, а также инстанция судебного надзора в отношении деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов, обладающая также правом разъяснений по вопросам судебной практики. Вместе с тем Верховный Суд РФ рассматривает отнесенные к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Круг дел, рассматриваемых им в качестве суда первой инстанции, довольно широк, это дела по разрешению экономических споров между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, между высшими органами государственной власти субъектов РФ; многие так называемые административные - об оспаривании нормативных правовых актов государственных органов; об оспаривании ненормативных правовых актов ряда таких органов; о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) ЦИК РФ и др. Верховный Суд РФ дает судам разъяснения по вопросам судебной практики на основе ее изучения и обобщения; обращается с запросами в Конституционный Суд РФ; выносит заключение о наличии в действиях ряда высших лиц государства признаков преступления, если против этих лиц выдвинуто соответствующее обвинение либо решается вопрос о возбуждении уголовного дела.
Кассационный суд общей юрисдикции в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Кассационный суд общей юрисдикции является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного кассационного округа федеральным судам общей юрисдикции и мировым судьям, если иное не установлено федеральным конституционным законом.
Апелляционный суд общей юрисдикции в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда апелляционной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Апелляционный суд общей юрисдикции является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного апелляционного округа верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, суду автономной области, судам автономных округов, если иное не