Файл: Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах, том второй 27. 04. 2023 Система гарант 1543 Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 1967

Скачиваний: 115

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
406/543
органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями.
Закон возлагает на члена Правительства РФ ряд обязанностей. В том числе он обязан:
- сообщать в порядке, предусмотренном указами Президента РФ, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта;
- передавать на время замещения должности члена Правительства находящиеся в его собственности ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством РФ;
- при назначении на должность и впоследствии ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, представлять Президенту РФ сведения о доходах, ценных бумагах и ином имуществе, принадлежащем на праве собственности члену Правительства, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям, а также о своих обязательствах имущественного характера и об обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Как гласит Закон о Правительстве РФ, член Правительства в случаях и порядке, которые установлены Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" и указами Президента РФ, представляет: 1) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций); 2) сведения об источниках получения средств, за счет которых совершена указанная выше сделка.
§ 3. Полномочия и акты Правительства Российской Федерации
Предшествующие характеристики Правительства РФ, изложенные нами, уже дают представление об основных направлениях его деятельности и полномочиях. Но поскольку они развернуто раскрыты и существенно пополнены в 2020 г. в ст. 114 Конституции РФ, а также в новом Законе о Правительстве РФ, считаем целесообразным сжато остановиться на соответствующих моментах.
В ч. 1 ст. 114 Конституции полномочия Правительства РФ изложены обобщенно и в некоторой мере смешанно. В п. "а" зафиксированы бюджетные полномочия - обязанности
Правительства: оно разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; но тут же отражено в оставшейся без изменений поправке 2008 г., что
Правительство представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой. В п. "б" записано, что Правительство обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики. Согласно п. "в" оно обеспечивает проведение в Российской
Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды. Согласно п. "в.1", включенному в 2020 г., Правительство обеспечивает государственную поддержку научно-технологического развития Российской Федерации, сохранение и развитие ее научного потенциала. А далее в новом п. "в.2" опять отражается социальный "фактор":
Правительство "обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни".
Последующие п. "г", "д" и "е" ч. 1 ст. 114 оставлены в прежней редакции: Правительство


Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
407/543
осуществляет управление федеральной собственностью; осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской
Федерации; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.
А вот следующие далее новые п. "е.1", "е.2", "е.3", "е.4", "е.5", "е.6" появились в 2020 г. и навеяны необходимостью учета предложений, высказанных населением в ходе всенародного обсуждения поправок к Конституции: Правительство осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики; осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности; содействует развитию предпринимательства и частной инициативы; обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений; осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным; создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры. Можно, конечно, поспорить с тем, насколько обоснованно все приведенное отнесли именно к вопросам ведения Правительства РФ.
Завершается в ч. 1 ст. 114 конституционное закрепление полномочий Правительства традиционным п. "ж", который остался прежним: Правительство осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.
В тексте Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации"
2020 г., как и в прежнем Законе, можно видеть более логичное, последовательное закрепление полномочий Правительства РФ. В новой редакции это сделано в гл. 3 "Полномочия Правительства
Российской Федерации", во включенных в нее ст. 12-26. Приведем лишь их заголовки, поскольку они сами по себе дают представление о полномочиях Правительства:
- общие вопросы руководства деятельностью федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;
- общие полномочия Правительства РФ;
- полномочия Правительства РФ в области социального обеспечения;
- полномочия Правительства РФ в области защиты семьи и детства;
- полномочия Правительства РФ в области здравоохранения;
- полномочия Правительства РФ в области трудовых отношений;
- полномочия Правительства РФ в области экономики;
- полномочия Правительства РФ в области бюджетной, финансовой и денежно-кредитной политики;
- полномочия Правительства РФ в области взаимодействия с институтами гражданского общества;
- полномочия Правительства РФ в области науки, образования и культуры;
- полномочия
Правительства
РФ в области охраны окружающей среды и природопользования;
- полномочия Правительства РФ в области обеспечения законности, прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступностью;
- полномочия Правительства РФ в области обеспечения обороны страны и безопасности государства;
- полномочия Правительства РФ в области внешней политики и международных отношений;
- полномочия Правительства РФ в области законодательной деятельности.
Таким образом, приведенные выше характеристики полномочий Правительства говорят о том, что оно причастно ко всем сферам государственного строительства. И все же можно особенно выделить направления, где важна стратегическая роль Правительства под руководством
Президента: бюджет и экономика; социальный блок; обеспечение прав и свобод человека и гражданина; оборона, безопасность и правопорядок; законотворчество; руководство органами


Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
408/543
исполнительной власти.
Актами Правительства РФ являются его постановления и распоряжения. Как гласит
Конституция РФ (ст. 115), а в ее развитие и Закон о Правительстве РФ (и об этом упоминалось ранее), его акты принимаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента
РФ.
Акты Правительства РФ, имеющие нормативный характер, издаются в форме его постановлений. Акты Правительства по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства РФ. Акты Правительства подписываются Председателем Правительства РФ. Они вступают в силу одновременно на всей территории РФ, если такими актами не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Акты
Правительства обязательны для исполнения на всей территории РФ. Акты Правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные акты Правительства, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания, если такими актами не предусмотрен иной порядок их вступления в силу.
Акты Правительства РФ могут быть обжалованы в суд. Эти акты могут быть отменены
Президентом РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента РФ.
Правительство вправе принимать обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера.
§ 4. Организация деятельности Правительства Российской Федерации
Правительство РФ возглавляет и его деятельность организует Председатель Правительства.
Юридически не записано в законодательстве, но из Конституции РФ и фактически очевидно, что
Председатель Правительства является вторым должностным лицом в стране после Президента. К тому же по Конституции РФ (ст. 92) именно он исполняет обязанности Президента во всех случаях, когда Президент не в состоянии исполнять свои обязанности.
В Конституции РФ (ст. 110, 113) и в ст. 27 Закона о Правительстве РФ сказано, что
Председатель возглавляет Правительство РФ, в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами, распоряжениями и поручениями
Президента РФ организует его работу. В ст. 113 Конституции слова о том, что Председатель "определяет основные направления деятельности Правительства", в редакции 2020 г. исключены. В литературе появились предположения, что теперь это делает Президент РФ. И все же, видимо, сложно Председателю руководить Правительством и не участвовать в определении направлений его деятельности. Поэтому указанные слова оставлены в ст. 27 Закона о Правительстве РФ.
Председатель Правительства несет персональную ответственность перед Президентом РФ за осуществление возложенных на Правительство полномочий.
Мы уже говорили о том, что Председатель Правительства РФ представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, а Государственной Думе - на утверждение кандидатуры заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, за исключением кандидатур федеральных министров так называемого силового блока.
Председатель Правительства вправе представлять Президенту РФ предложения об освобождении от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров, о наложении на них дисциплинарных взысканий и об их поощрении.
Председатель Правительства РФ: представляет Правительство в Российской Федерации и за пределами ее территории; ведет заседания Правительства, обладая правом решающего голоса; подписывает акты
Правительства; распределяет в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами, распоряжениями и поручениями


Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
409/543
Президента РФ обязанности между членами Правительства; осуществляет иные полномочия, предусмотренные законами, а также указами, распоряжениями и поручениями Президента РФ.
Заместители Председателя Правительства: участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства РФ; участвуют в подготовке актов Правительства, обеспечивают их исполнение; участвуют в выработке и реализации в рамках полномочий Правительства государственной политики
Российской
Федерации; координируют в соответствии с распределением обязанностей работу федеральных органов исполнительной власти, вправе давать им поручения; предварительно рассматривают предложения, проекты актов Правительства, внесенные в Правительство РФ; осуществляют иные полномочия, предусмотренные законами, актами и поручениями Президента РФ, а также принятыми в соответствии с ними постановлениями
Правительства РФ. Федеральные министры реализуют примерно такие же полномочия, а также осуществляют руководство, координируют и контролируют деятельность федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств. При осуществлении своих полномочий заместители Председателя и федеральные министры подотчетны Президенту РФ и Правительству РФ.
Заседания Правительства РФ проводятся не реже одного раза в месяц. Заместители
Председателя и федеральные министры участвуют в заседаниях Правительства лично. В случае невозможности участия в заседании они информируют об этом Председателя Правительства РФ.
Представители палат Федерального Собрания, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ,
Генеральной прокуратуры РФ, Следственного комитета РФ, Счетной палаты РФ, Центрального банка РФ, иные лица вправе участвовать в заседаниях Правительства РФ в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами либо в порядке, установленном Правительством РФ.
Закон устанавливает (ч. 4 ст. 30), что Правительство может рассматривать отдельные вопросы на своих закрытых заседаниях, а также принимать решения без созыва заседаний.
Подготовка и проведение заседаний Правительства, а также подготовка и принятие
Правительством решений без созыва заседаний осуществляются в соответствии с Регламентом
Правительства РФ (он утвержден постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г., последняя редакция от 10 октября 2020 г.).
Правительство РФ информирует граждан через СМИ о вопросах, рассмотренных на своих заседаниях, и принятых по этим вопросам решениях, если такие сведения не относятся к информации ограниченного доступа.
Часть 1 ст. 31 Закона о Правительстве РФ определяет круг вопросов, которые рассматриваются исключительно на заседаниях Правительства РФ. Только на таких заседаниях:
1) принимаются решения о представлении Государственной Думе федерального бюджета и отчета об исполнении федерального бюджета, а также отчета об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов;
2) рассматриваются проекты программ социально-экономического развития, связанных с созданием свободных экономических зон;
3) устанавливается номенклатура товаров, в отношении которых применяется государственное регулирование цен;
4) принимаются решения о внесении
Правительством
РФ законопроектов в
Государственную Думу;
5) рассматриваются вопросы об оказании финансовой поддержки в размере, превышающем
100 млн. руб.;
6) рассматриваются вопросы о приобретении государством акций;
7) принимаются решения о подписании соглашений с органами исполнительной власти субъектов РФ;
8) образуется Президиум Правительства РФ;
9) утверждаются положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти, а также устанавливается порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной


Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
410/543
власти в рамках полномочий Правительства РФ, установленных в Законе о Правительстве РФ;
10) утверждаются Регламент Правительства РФ и Положение об Аппарате Правительства
РФ;
11) рассматриваются ежегодные отчеты Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.
Вместе с тем в ч. 2 той же ст. 31 сказано, что на заседаниях Правительства РФ наряду с перечисленными могут рассматриваться иные вопросы в случаях, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также по решению Президента РФ или Председателя
Правительства РФ в порядке, определенном Регламентом Правительства РФ.
Президиум Правительства РФ. Согласно ст. 32 указанного Закона для решения оперативных вопросов Правительство по предложению Председателя Правительства РФ может образовать
Президиум Правительства РФ. Заседания Президиума проводятся по мере необходимости. Решения
Президиума принимаются большинством голосов от общего числа членов Президиума
Правительства РФ и не должны противоречить актам, принятым на заседаниях Правительства РФ.
Президент РФ, Правительство РФ вправе отменить любое решение Президиума Правительства.
§ 5. Обеспечение деятельности Правительства Российской Федерации
В соответствии со ст. 33 Закона о Правительстве РФ для обеспечения деятельности
Правительства и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти решений, принятых Правительством РФ, образуется Аппарат Правительства РФ. Возглавляет этот Аппарат
Заместитель Председателя Правительства РФ - Руководитель Аппарата Правительства РФ или федеральный министр. Положение об Аппарате Правительства утверждено постановлением
Правительства от 1 июня 2004 г. (последняя редакция от 29 августа 2020 г.). В Положении определено, что Аппарат Правительства является государственным органом, образованным для обеспечения деятельности Правительства и Председателя Правительства РФ, а также организации контроля за выполнением органами исполнительной власти принятых им решений.
Аппарат Правительства работает под общим руководством Председателя Правительства.
Аппарат
Правительства взаимодействует с
Администрацией
Президента, аппаратами
Государственной Думы и Совета Федерации и обеспечивает совместно с органами исполнительной власти и другими государственными органами реализацию полномочий Правительства.
Согласно Положению, если говорить кратко, Аппарат Правительства выполняет широкий круг функций, в том числе обеспечивает соблюдение требований при внесении законопроектов и проектов актов Правительства, проекта основных направлений деятельности Правительства по реализации внутренней и внешней политики России, подготавливает экспертные заключения на поступившие в Правительство проекты актов и других документов, по которым требуется решение
Правительства, организует контроль за выполнением органами исполнительной власти решений
Правительства, осуществляет организационное обеспечение заседаний Правительства и его
Президиума, подготовку совещаний и других мероприятий, проводимых с участием Председателя
Правительства, Первого заместителя Председателя Правительства и заместителей Председателя
Правительства, оформляет принятые решения, обеспечивает взаимодействие Правительства с палатами Федерального Собрания, обеспечивает представление интересов Правительства в
Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ, рассматривает обращения граждан и организаций, адресованные в Правительство, и т.д.
Структура Аппарата Правительства включает в себя руководство Аппарата и его подразделения: секретариаты Председателя Правительства, Первого заместителя и заместителей
Председателя
Правительства,
Руководителя
Аппарата
Правительства; департаменты
Правительства, в составе департаментов создаются отделы.
Работа Аппарата Правительства организуется в соответствии с Регламентом Правительства,
Положением об Аппарате, инструкцией по делопроизводству в Аппарате Правительства, а также с утвержденными Руководителем Аппарата основными вопросами сфер ведения департаментов,