Файл: Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах, том второй 27. 04. 2023 Система гарант 1543 Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 1962

Скачиваний: 115

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
416/543
установлено федеральным конституционным законом.
Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и апелляционной инстанций, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам и осуществляют другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом. Каждый из названных судов является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта РФ.
Районный суд как часть системы судов общей юрисдикции в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом.
Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.
Военные суды осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, где федеральным законом предусмотрена военная служба. Эти суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Арбитражный суд округа (арбитражный кассационный суд) рассматривает в соответствии с федеральным законом дела в качестве суда первой инстанции, в качестве суда кассационной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Арбитражный суд округа является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного округа арбитражным апелляционным судам и арбитражным судам субъектов РФ, если иное не установлено федеральным конституционным законом.
Арбитражный апелляционный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда апелляционной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Арбитражный суд субъекта РФ в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Специализированные федеральные суды по рассмотрению гражданских и административных дел, подсудных судам общей юрисдикции, а также экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, согласно Федеральному конституционному закону "О судебной системе Российской Федерации" учреждаются путем внесения изменений и дополнений в данный Закон.
В частности, в соответствии со ст. 26.1, включенной в названный Закон 2 декабря 2011 г., учрежден Суд по интеллектуальным правам. Он является специализированным арбитражным судом, рассматривающим в пределах своей компетенции дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав, в качестве суда первой и кассационной инстанций.
Как уже было сказано, звеном в единой судебной системе мог стать конституционный
(уставный) суд субъекта РФ, если он создан субъектом РФ для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта, органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) субъекта, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ (о конституционных, уставных судах субъектов РФ см. также гл.
40 настоящего учебного курса).
Мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.
§ 3. Конституционные начала и виды судопроизводства в Российской Федерации
Конституционные
основы
судопроизводства.
Конституция
РФ,
Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" и другие законодательные акты Российской Федерации закрепляют следующие исходные начала судопроизводства в
Российской Федерации.


Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
417/543
Во-первых, самостоятельность и независимость судов. Мы уже частично говорили о самостоятельности и независимости судов и судей как общем начале судебной власти в Российской
Федерации, поэтому лишь отметим дополнительно ряд моментов. Прежде всего в ст. 120
Конституции РФ говорится, что судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Закон 1996 г. содержит на этот счет более широкую формулировку и гласит, что суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции РФ и закону. Таким образом, Закон исходит - и совершенно справедливо - из того, что вершат правосудие не просто судьи, а суды как государственные органы и как совокупность и профессиональных судей, и участвующих в деле заседателей. Не случайно в п. 2 ст. 5 названного Закона 1996 г. сказано, что судьи и заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону; гарантии их независимости устанавливаются Конституцией РФ и федеральным законом. Весьма существенным является и то, что при осуществлении правосудия суды подчиняются не только федеральному закону, как сказано в ст. 120 Конституции, но и иным актам, являющимся частью правовой системы страны, в том числе законам субъектов РФ.
Во-вторых, объективность, состязательность и равноправие сторон судопроизводства.
Условие объективности вытекает из принципа независимости суда и судей, но все-таки заслуживает того, чтобы о нем сказать отдельно. Дело не только в том, что суды и судьи не должны находиться под воздействием сторонних органов и лиц. Не менее важно, чтобы судьи не стали заложниками своих эмоций, собственных взглядов на жизнь, обычаев и т.д. Кроме того, объективность судопроизводства предполагает и то, чтобы оценки одной стороны процесса не стали решающим фактором, не перевесили всей совокупности обстоятельств, требующих учета в судебном решении.
Отсюда - конституционное начало состязательности и равноправия сторон при осуществлении судебной власти. Оно зафиксировано прежде всего в Конституции РФ, ст. 123 (ч. 3) гласит: "Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон".
Этот принцип предполагает равные возможности сторон в высказывании своих оценок предмета судебного разбирательства, в представлении аргументов и доказательств, в оценке доводов иных участников процесса и т.п.
В-третьих, обязательность судебных постановлений. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
В-четвертых, равенство всех перед законом и судом. Как уже говорилось в разд. IV настоящего учебного курса, принцип равенства всех перед законом и судом является одним из основополагающих в конституционном статусе личности в России. Повторяя этот принцип,
Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" гласит, что суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по тем или иным признакам.
В-пятых, участие граждан в осуществлении правосудия. Ключевой в закреплении данного начала является норма ч. 5 ст. 32 Конституции РФ: "Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия". Названный закон добавляет (ст. 8), что граждане имеют право участвовать в осуществлении правосудия в порядке, предусмотренном федеральным законом.
Участие заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом. Требования к гражданам, участвующим в осуществлении правосудия, устанавливаются федеральным законом. За время участия в осуществлении правосудия заседателям выплачивается вознаграждение из федерального бюджета.
В ч. 4 ст. 123 Конституции РФ записано, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей. По действующему законодательству РФ возможно участие граждан в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей при рассмотрении уголовных дел в судах общей юрисдикции и арбитражных заседателей при рассмотрении арбитражными судами подведомственных дел, возникающих из гражданских правоотношений.


Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
418/543
Согласно ст. 30 УПК РФ (Уголовно-процессуальный кодекс РФ) суд первой инстанции рассматривает по ходатайству обвиняемого уголовные дела о преступлениях, указанных в определенных статьях УК РФ, в составе судьи федерального суда общей юрисдикции и коллегии из
12 присяжных заседателей. В соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" (в редакции от 23 июня 2016 г.) рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей федеральных судов общей юрисдикции проводится в Верховном Суде РФ, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, районных судах, окружных (флотских) военных судах и гарнизонных военных судах, за исключением военных судов, дислоцированных за пределами территории РФ (ст.
1).
По Федеральному закону от 30 мая 2001 г. "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации" эти заседатели привлекаются к рассмотрению дел по ходатайству стороны, заявленному до начала рассмотрения по существу арбитражных дел.
В-шестых, гласность в деятельности судов. Это начало закреплено в ст. 123 Конституции
РФ: разбирательство дел во всех судах открытое; слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. В названной статье также определено, что заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом. Это означает, что прежде всего подсудимый, а также другие важные участники процесса находятся в зале заседания и могут принимать активное участие в судебном разбирательстве.
В-седьмых, гибкое решение вопроса об использовании языка судопроизводства и делопроизводства в судах. В Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ, в арбитражных судах, военных судах делопроизводство ведется на русском языке - государственном языке РФ.
Судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции могут вестись также на государственном языке республики, на территории которой находится суд.
Судопроизводство и делопроизводство в конституционных (уставных) судах, у мировых судей ведутся на русском языке либо на государственном языке республики, на территории которой находится суд. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.
В-восьмых, государственное финансирование судов. Согласно ст. 124 Конституции РФ финансирование судов "производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом". Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" предусматривает только один случай финансирования не из федерального бюджета, а за счет средств бюджета субъекта РФ - для конституционного (уставного) суда соответствующего субъекта
РФ.
Конституционно закрепленные виды судопроизводства в Российской Федерации.
Судопроизводство - это предусмотренное законом осуществление правосудия: а) компетентным судом; б) по определенным категориям дел; в) с использованием строго фиксированных процедур.
Ранее уже упоминалось о том, что в ст. 118 Конституции РФ названы такие виды судопроизводства, как конституционное, гражданское, арбитражное, административное и уголовное (причем именно в такой последовательности). Существование арбитражных судов давало повод говорить о прежде не называвшемся в Конституции арбитражном судопроизводстве как самостоятельном виде судопроизводства, многие ученые исходили из того, что оно охватывается понятием гражданского судопроизводства. Но в дополнении 2020 г., внесенном в ст.
118, теперь арбитражное судопроизводство тоже наличествует.
Конституционное судопроизводство осуществляется: при необходимости оценить нормативный акт на предмет его соответствия Конституции (последующий или предварительный нормоконтроль); при разрешении спора о компетенции между соответствующими государственными органами; при рассмотрении конституционных жалоб граждан и организаций на


Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
419/543
несоответствие Конституции закона, другого нормативного акта, примененного или подлежащего применению в конкретном деле; при толковании Конституции; при оценке внутригосударственных договоров, а также международных договоров РФ, возможности применения решений межгосударственных органов и (или) судов. Возможности выполнения конституционными судами других задач зависят от конкретной страны и могут касаться оценки существа обвинений в адрес высших лиц государства, конституционности политических партий и иных общественных объединений, действительности выборов и т.п. В России в настоящее время таких полномочий конституционные суды не имеют, подобные дела (споры) подведомственны судам общей юрисдикции.
Гражданское судопроизводство используется для рассмотрения судами общей юрисдикции дел, вытекающих из личных, имущественных и неимущественных, и иных частноправовых отношений. Прежде по правилам такого производства разрешались многие споры, вытекающие их публичных правоотношений, теперь они стали предметом административного судопроизводства
(см. ниже).
Арбитражное судопроизводство имеет своей целью осуществление правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Ранее по правилам арбитражного судопроизводства тоже рассматривались аналогичные названным выше дела, возникающие из публичных правоотношений, но в экономической сфере. Теперь они перестали быть предметом ведения арбитражных судов.
Административное судопроизводство было уже с принятием действующей Конституции обозначено как отдельный вид судопроизводства. Ученые обозначали в основном такие его элементы: оценка соответствия закону или нормативному акту вышестоящего органа нормативных актов органов исполнительной власти, а также некоторых других государственных органов и органов местного самоуправления; оценка действий или бездействия органов и должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления; рассмотрение дел об административных правонарушениях. При этом зачастую ставился и вопрос о создании отдельной ветви судебной системы - административных судов.
До создания таких судов пока не дошло. Но развитие науки и совершенствование законодательства знаменовали создание отдельной ветви судопроизводства - административного. В судах общей юрисдикции есть судьи, занимающиеся такими делами, в Верховном Суде РФ функционирует
Судебная коллегия по административным делам.
Принят
Кодекс административного судопроизводства РФ (КАС РФ) в 2015 г. По уровням системы судов общей юрисдикции он называет подведомственные им дела.
Это обширные перечни, требующие самостоятельного рассмотрения. Мы лишь в обзорном плане назовем основные их группы: об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части; об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; о защите избирательных прав граждан; о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации; о прекращении деятельности средств массовой информации; о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской
Федерации запрещено; о признании информационных материалов экстремистскими; и др.
Уголовное судопроизводство используется для дел о преступлениях, они могут рассматриваться только судами общей юрисдикции.
§ 4. Основы статуса судей в Российской Федерации
Основы статуса судей в Российской Федерации установлены Конституцией РФ, Законом РФ
"О статусе судей в Российской Федерации" (далее также - Закон 1992 г.), Федеральным


Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
420/543
конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", а также рядом иных законов.
Как устанавливают названные законы, судьями являются лица, наделенные в соответствии с
Конституцией РФ и данными актами полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.
Закон 1992 г. одним из первых отразил принцип единства статуса судей, указав, что особенности правового положения некоторых категорий судей определяются федеральными законами, в случаях, предусмотренных ими, также законами субъектов РФ, а особенности правового положения судей Конституционного Суда РФ - федеральным конституционным законом.
Названный Закон закрепил требования, предъявляемые к судье: он обязан неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и другие законы. При исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях судья должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.
Судья не вправе: замещать иные государственные должности, должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы, быть третейским судьей, арбитром; принадлежать к политическим партиям, материально поддерживать указанные партии и принимать участие в их политических акциях и иной политической деятельности; публично выражать свое отношение к политическим партиям и иным общественным объединениям; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе принимать участие в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы; заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, при этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено законодательством РФ, международными договорами
РФ или договоренностями на взаимной основе высших судов РФ, конституционного (уставного) суда субъекта РФ с соответствующими судами иностранных государств, международными и иностранными организациями.
Как и по другим категориям государственных служащих, по судьям новеллами 2013 г. определено, что им запрещено открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. Основные требования в отношении судей в 2020 г. включены также в ст. 119 Конституции РФ. Напомним, что текущим регулированием также обозначено, что и супруг (супруга), несовершеннолетние дети судьи не вправе открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.
Судья не вправе быть поверенным или представителем (кроме случаев законного представительства) по делам физических или юридических лиц; допускать публичные высказывания по вопросу, который является предметом рассмотрения в суде, до вступления в законную силу судебного акта по этому вопросу; использовать в целях, не связанных с осуществлением полномочий судьи, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные для служебной деятельности; разглашать или использовать в целях, не связанных с осуществлением полномочий судьи, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к информации ограниченного доступа, или служебную информацию; получать в связи с осуществлением полномочий судьи не предусмотренные законодательством РФ вознаграждения от физических и юридических лиц; принимать без разрешения соответствующей квалификационной коллегии судей почетные и специальные (за исключением научных и спортивных) звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств, политических партий, иных общественных объединений и других организаций; выезжать в служебные командировки за пределы территории РФ за счет средств физических и