Файл: Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах, том второй 27. 04. 2023 Система гарант 1543 Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 1948

Скачиваний: 115

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
455/543
денежного вознаграждения работающего судьи Конституционного Суда. При этом в стаж работы, дающий право на получение ежемесячного пожизненного содержания, засчитывается время предшествующей работы по юридической профессии.
1   ...   57   58   59   60   61   62   63   64   ...   72

§ 4. Структура и организация деятельности Конституционного Суда Российской Федерации
Организационные формы конституционного судопроизводства и внутренняя структура
Конституционного Суда РФ испытали серьезные реформы за время его существования.
Конституционный Суд по начальной редакции Федерального конституционного закона
(1994 г.) рассматривал и разрешал дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат Суда. Тогда
Конституционный Суд состоял из двух палат, включающих соответственно 10 и девять судей.
Персональный состав палат определялся путем жеребьевки.
С 2010 г. Конституционный Суд не делится на палаты, это единый орган, разрешающий дела в своих заседаниях.
По редакции 2020 г. Конституционный Суд остается единым органом, но, как уже говорилось, число судей с 19 уменьшено до 11, включая Председателя Конституционного Суда и его заместителя.
При двухпалатной структуре в пленарных заседаниях участвовали все судьи
Конституционного Суда, в заседаниях палат - судьи, входившие в состав соответствующей палаты.
Председатель и заместители Председателя Суда не могли входить в состав одной и той же палаты.
Персональный состав палат не должен был оставаться неизменным более чем три года подряд. В палатах председательствовали поочередно судьи. Очередность исполнения судьями, входившими в состав палаты, полномочий председательствующего в ее заседаниях определялась на заседании палаты.
При двухпалатной структуре Конституционный Суд был вправе рассмотреть в пленарном заседании любой вопрос, входящий в компетенцию Суда. Но при этом в ст. 21 Закона определялись дела, разрешаемые исключительно в пленарных заседаниях Конституционного Суда: 1) о соответствии Конституции РФ конституций республик и уставов субъектов РФ; 2) о толковании
Конституции РФ; 3) о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; 4) о принятии послания Конституционного Суда; 5) о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.
Конституционный Суд в пленарных заседаниях также: формировал персональные составы палат Суда; принимал Регламент Суда и вносил в него изменения и дополнения; устанавливал очередность рассмотрения дел в пленарных заседаниях Суда, распределял дела между палатами; принимал решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи Суда, а также о досрочном освобождении от должности Председателя, соответственно времени - заместителя


Председателя и судьи-секретаря, заместителей Председателя Конституционного Суда.
А в заседаниях палат Конституционный Суд разрешал дела, отнесенные к ведению
Конституционного Суда и не подлежавшие рассмотрению исключительно в пленарных заседаниях.
Несмотря на этот общий, условно говоря, остаточный принцип, Закон 1994 г. все же называл категории дел, рассматриваемых палатами: о соответствии Конституции РФ законов, иных нормативных актов, внутригосударственных договоров, не вступивших в силу международных договоров РФ; споры о компетенции между органами государственной власти; жалобы граждан и запросы судов по поводу конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.
С 2010 г. и позже, следовательно, и в настоящее время, как уже сказано, Конституционный
Суд РФ - условно говоря, однопалатный (Закон не применяет этот термин) орган. Согласно ст. 20, именуемой "Организационные формы конституционного судопроизводства", "Конституционный
Суд Российской Федерации рассматривает и разрешает дела в заседаниях Конституционного Суда
Российской Федерации с проведением слушаний, а в случаях и порядке, установленных статьей

Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
456/543 47.1 настоящего Федерального конституционного закона, также без проведения слушаний".
Закон характеризует все, что относится к ведению Конституционного Суда, как вопросы,
"рассматриваемые в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации". Часть 1 ст. 21 гласит: "Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает в заседаниях все вопросы, относящиеся к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, установленным
Конституцией Российской Федерации и статьей 3 настоящего Федерального конституционного закона".
В ч. 2 ст. 21 говорится, что Конституционный Суд РФ в заседаниях также:
1) этот пункт утратил силу в 2020 г.; прежде предусматривалось, что Конституционный Суд принимает послания Конституционного Суда РФ;
2) принимает Регламент Конституционного Суда РФ и вносит в него изменения и дополнения;
3) принимает решения о представлении судьи Конституционного Суда к награждению государственной наградой РФ, в том числе присвоению ему почетного звания РФ, а также об обращении к Президенту РФ с ходатайством о даче им согласия на принятие судьей
Конституционного Суда РФ награды или иного знака отличия иностранного государства;
4) в редакции 2020 г.: принимает решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи Конституционного Суда РФ, кроме случаев прекращения их Советом Федерации по представлению Президента РФ в соответствии с ч. 3 и 5 ст. 18 настоящего Федерального конституционного закона; о предложении Президенту РФ обратиться в Совет Федерации с представлением о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда в соответствии с ч. 6 ст. 18 настоящего Федерального конституционного закона; о наличии оснований для досрочного прекращения Советом Федерации по представлению Президента РФ полномочий Председателя или заместителя Председателя Конституционного Суда РФ;
5) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Федеральным конституционным законом о Конституционном Суде РФ.
Организуют деятельность Конституционного Суда на сегодня два должностных лица:
Председатель Конституционного Суда и заместитель Председателя. Мы уже упоминали, что начально в Конституционном Суде были должности заместителя Председателя и судьи-секретаря
Конституционного Суда. Федеральным законом от 2 июня 2009 г. должность судьи-секретаря
Конституционного Суда упразднили и ввели вторую должность заместителя Председателя.
Итак, сейчас во главе Конституционного Суда Председатель Конституционного Суда и его заместитель. Закон не говорит о том, что они руководят деятельностью судей Конституционного
Суда и между ними и судьями существуют отношения подчиненности, субординации. И это не случайно. Принцип независимости судьи Конституционного Суда распространяется и на служебные функции, и на персональное положение судьи. Все решения в отношении судьи, в том числе и поручение ему подготовки дела, задач судьи-докладчика и т.п., осуществляет
Конституционный Суд в целом. Названные должностные лица не вправе давать указания судьям, налагать на них дисциплинарные взыскания. Их руководящие функции распространяются на
Аппарат Конституционного Суда.
Произошли изменения и в порядке приведения к должности указанных лиц. Напомним, ранее в пленарном заседании Конституционного Суда судьи тайным голосованием большинством от общего числа судей избирали из своего состава в индивидуальном порядке сроком на три года
Председателя, заместителя Председателя и судью-секретаря Суда; эти лица по истечении срока полномочий могли быть избраны на новый срок.
По редакции Закона от 2 июня 2009 г. Председателя Конституционного Суда стал назначать
Совет Федерации по представлению Президента РФ сроком на шесть лет из числа судей
Конституционного Суда. Двух заместителей Председателя Конституционного Суда также стал назначать Совет Федерации по представлению Президента РФ сроком на шесть лет. Было определено, что Председатель и заместители Председателя по истечении срока их полномочий могут быть назначены на должность на новый срок. Закон не говорил о том, что Председатель предлагал Президенту кандидатуры на эти должности или сообщал ему свои рекомендации


Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
457/543
(предпочтения).
В редакции 2020 г. ст. 23 Закона, посвященная назначению на должность Председателя и заместителя Председателя Конституционного Суда РФ, предусматривает, что и Председатель, и заместитель Председателя назначаются на должность Советом Федерации по представлению
Президента РФ сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда РФ. Обращаем внимание на слова "из числа судей", поскольку были высказывания в литературе, что приведут кого-то "со стороны" и сразу на руководящую должность в Конституционный Суд. Достаточно очевидно: либо кого-то надо предпочесть из действующих судей, либо применить "комбинацию в два шага" - назначить кандидата сначала судьей Конституционного Суда, а затем уже на руководящий пост. В редакции 2020 г. оставлена норма о том, что Председатель и заместитель
Председателя Конституционного Суда по истечении срока их полномочий могут быть назначены на должность на новый срок. Указано, что они по личному письменному заявлению могут сложить с себя эти полномочия, что констатируется решением Конституционного Суда РФ.
Также в редакции 2020 г. оставлено положение о том, что полномочия Председателя или заместителя Председателя Конституционного Суда могут быть досрочно прекращены Советом
Федерации по представлению Президента РФ без прекращения ими полномочий судьи
Конституционного Суда в случае, если решением Конституционного Суда установлено, что
Председатель или заместитель Председателя не исполняет должностные обязанности или исполняет их ненадлежащим образом. Указанное решение Конституционного Суда принимается большинством не менее двух третей голосов от числа действующих судей Конституционного Суда тайным голосованием в порядке, установленном Регламентом Конституционного Суда. Лицо, занимающее должность Председателя или заместителя Председателя Конституционного Суда, с прекращением полномочий судьи Конституционного Суда одновременно утрачивает статус
Председателя или заместителя Председателя Конституционного Суда РФ.
Согласно ст. 24 Закона Председатель Конституционного Суда: 1) руководит подготовкой пленарных заседаний Суда, созывает их и председательствует на них; 2) вносит на обсуждение
Суда вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях и заседаниях палат; 3) представляет Суд в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, по уполномочию Суда выступает с заявлениями от его имени; 4) осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда РФ, представляет на утверждение
Конституционного Суда кандидатуры руководителя аппарата и руководителя Секретариата
Конституционного Суда РФ, Положение о Секретариате Конституционного Суда РФ, численность и структуру аппарата; 5) осуществляет другие полномочия в соответствии с данным Законом и
Регламентом Суда. Председатель Конституционного Суда издает приказы и распоряжения.
Заместитель Председателя Конституционного Суда осуществляет по уполномочию
Председателя его отдельные полномочия, а также выполняет иные обязанности, возложенные на него Председателем Конституционного Суда РФ. В случае невозможности исполнения обязанностей Председателя заместителем Председателя временное исполнение этих обязанностей переходит последовательно к судье, имеющему наибольший стаж работы в должности судьи
Конституционного Суда, а при равном стаже - к старейшему по возрасту судье Конституционного
Суда.
§ 5. Общие правила производства в Конституционном Суде Российской Федерации
Литература
Бердюгина Ю.М. Субъекты конституционного судопроизводства: дис. ... канд. юрид. наук.
Екатеринбург, 2011; Витрук Н.В. Виды производств в Конституционном Суде Российской
Федерации // Журнал конституционного правосудия. 2009. N 6 (12); Он же. Новое в конституционном судопроизводстве (к вступлению в силу Федерального конституционного закона от 3 ноября 2010 г.) // Российское правосудие. 2011. N 3 (59); Дагуев А.В. Виды производств и их


Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
458/543
особенности в конституционном судопроизводстве: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009; Курохтин
Ю. Проблемы реализации принципа состязательности в российском конституционном судопроизводстве // Российская юстиция. 2007. N 3; Малинчев Б.А. Процессуальные институты в деятельности Конституционного Суда Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010;
Несмеянова С.Э. Судебная практика Конституционного Суда Российской Федерации с комментариями. М., 2009; Райкова Н.С. Особенности конституционного судопроизводства //
Правовые проблемы укрепления российской государственности: сб. статей. Ч. 34 / под ред. В.Ф.
Воловича. Томск, 2006; Сивицкий В.А. Некоторые аспекты значения принятия постановления
Конституционного Суда Российской Федерации для судебной практики // Судья. 2017. N 12;
Сухинина
И.В.
Регулирование конституционного судопроизводства определениями
Конституционного Суда РФ // Конституционное и муниципальное право. 2008. N 19; Чаптыков
А.В. Субъекты права на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации: проблемы теории и практики: дис. ... канд. юрид. наук. Томск, 2007; Чирнинов А.М. Принципы доказательственного права и их преломление в конституционном судебном процессе //
Конституционное и муниципальное право. 2018. N 3; Шульженко Ю.Л. Конституционное судопроизводство. М., 2008.
1. Принципы конституционного судопроизводства
Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" закрепляет следующие принципы конституционного судопроизводства: 1) независимость; 2) коллегиальность; 3) гласность; 4) устность разбирательства; 5) ведение судопроизводства на государственном языке РФ; 6) непрерывность судебного заседания; 7) состязательность и равноправие сторон.
Независимость судопроизводства означает, что судьи Конституционного Суда независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией РФ и названным
Законом. В своей деятельности судьи выступают в личном качестве и не представляют каких бы то ни было государственных или общественных органов, политических партий и движений, государственных, общественных, иных предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц, государственных и территориальных образований, наций, социальных групп. Решения и другие акты Конституционного Суда выражают соответствующую Конституции РФ правовую позицию судей, свободную от политических пристрастий. Судьи Конституционного Суда принимают решения в условиях, исключающих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления. Они не вправе запрашивать или получать от кого бы то ни было указания по вопросам, принятым к предварительному изучению либо рассматриваемым Судом. Любое вмешательство в деятельность Конституционного Суда РФ не допускается и влечет за собой предусмотренную законом ответственность.
Коллегиальность судопроизводства выражается в коллегиальном рассмотрении дел и вопросов и принятии решений по ним Конституционным Судом. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании. Как уже отмечалось, по прежней редакции Закона Конституционный Суд был правомочен принимать решения в пленарных заседаниях при наличии не менее двух третей от числа действующих судей.
В редакции 2020 г. говорится: при участии в заседании не менее шести судей.
Гласность судопроизводства согласно ст. 31 Закона в редакции 2020 г. означает: рассмотрение дел, назначенных к слушанию в заседании Конституционного Суда, является открытым. Проведение закрытых заседаний допускается лишь в случаях, предусмотренных настоящим Законом. Решения, принятые по результатам слушания как в открытых, так и в закрытых заседаниях, провозглашаются публично. Согласно ч. 2 той же статьи на официальном сайте Конституционного Суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет размещаются сведения о поступивших в Конституционный Суд РФ в соответствии с настоящим
Законом "обращениях, перечень принятых к рассмотрению обращений, иная информация в