Файл: Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах, том второй 27. 04. 2023 Система гарант 1543 Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 1944

Скачиваний: 115

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
464/543
сторон могут быть также адвокаты или имеющие ученую степень по юридической специальности лица, полномочия которых подтверждаются соответствующими документами. Каждая из сторон может иметь не более трех представителей.
В заседание Конституционного Суда может быть вызвано в качестве эксперта лицо, обладающее специальными познаниями по вопросам, касающимся рассматриваемого дела.
Вопросы, по которым экспертом должно быть дано заключение, определяются судьей-докладчиком либо Конституционным Судом.
При необходимости исследования фактических обстоятельств, установление которых отнесено к ведению Конституционного Суда, в заседание могут быть вызваны в качестве свидетелей лица, располагающие сведениями или материалами о таких обстоятельствах.
Переводчик помогает в процессе Суду и тем лицам, которые не могут выступить в его заседании на официальном языке судопроизводства.
Заседания Конституционного Суда проходят открыто, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным конституционным законом о Конституционном Суде РФ. При этом кино- и фотосъемка, видеозапись, прямая радио- и телетрансляция заседания допускаются с разрешения Конституционного Суда. Присутствующие в зале заседания обязаны уважительно относиться к Суду и принятым в нем правилам и процедурам, подчиняться распоряжениям председательствующего о соблюдении распорядка заседания. Поддержание порядка в заседании
Конституционного Суда возлагается на уполномоченных сотрудников аппарата Конституционного
Суда, требования которых обязательны для всех присутствующих. В прежней редакции Закона (ч. 7 ст. 54) говорилось, что Конституционный Суд может подвергнуть лицо, нарушающее порядок в заседании или не подчиняющееся законным распоряжениям председательствующего, штрафу в размере до 1000 руб. В редакции 2020 г. это положение утратило силу.
Конституционный Суд назначает закрытое заседание в случаях, когда это необходимо для сохранения охраняемой законом тайны, обеспечения безопасности граждан, защиты общественной нравственности. На закрытом заседании присутствуют судьи Конституционного Суда, стороны и их представители. Возможность присутствия других участников процесса и сотрудников секретариата Конституционного Суда, непосредственно обеспечивающих нормальный ход заседания, определяется председательствующим по согласованию с судьями. Дела в закрытых заседаниях рассматриваются с соблюдением общих правил конституционного судопроизводства.
Исследование по существу рассматриваемого в заседании Конституционного Суда дела начинается с сообщения судьи-докладчика о поводах и основаниях к его рассмотрению, существе вопроса, содержании имеющихся материалов и мерах, предпринятых по подготовке дела к рассмотрению. Судье-докладчику могут быть заданы вопросы другими судьями Суда. По окончании выступления судьи-докладчика Суд заслушивает предложения сторон и принимает решение о порядке исследования вопросов дела.
В соответствии с порядком, установленным решением Конституционного Суда, председательствующий в заседании предлагает сторонам дать пояснения по существу рассматриваемого вопроса и привести правовые аргументы в обоснование своей позиции. В случае когда позиция стороны отстаивается несколькими ее представителями, последовательность и объем их выступлений определяются данной стороной. Стороны и их представители не вправе использовать свои выступления в Конституционном Суде для политических заявлений и деклараций и не должны допускать оскорбительных высказываний в адрес государственных органов, общественных объединений, участников процесса, должностных лиц и граждан.
В заседании Конституционного Суда по инициативе судей или ходатайству сторон могут быть оглашены документы. Не подлежат оглашению документы, подлинность которых вызывает сомнение. Документы, исследованные Конституционным Судом, по решению Суда приобщаются к материалам дела в подлинниках или в заверенных копиях.
По окончании судебного исследования заслушиваются заключительные выступления сторон. Конституционный Суд может предоставить сторонам по их просьбе время для подготовки к заключительным выступлениям.
В соответствии со ст. 68 Федерального конституционного закона о Конституционном Суде


Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
465/543
РФ Суд прекращает производство по делу в случаях, если после принятия обращения к рассмотрению будут выявлены основания к отказу в принятии обращения к рассмотрению или возникнут обстоятельства, которые, если бы они имелись на стадии предварительного изучения обращения, послужили бы основаниями к отказу в принятии обращения к рассмотрению. В статье также сказано, что смерть гражданина, ликвидация юридического лица, упразднение муниципального образования, если гражданин или юридическое лицо является заявителем или лицом, в интересах которого подана жалоба, либо если муниципальное образование является заявителем, а также пересмотр конкретного дела, в котором был применен оспариваемый нормативный акт, не является основанием для прекращения производства по делу.
После признания Конституционным Судом исследования вопросов дела завершенным председательствующий в заседании объявляет об окончании слушания дела.
Итоговое решение по рассматриваемому делу принимается Конституционным Судом в закрытом совещании. В нем участвуют только судьи, рассматривающие дело. В совещательной комнате могут присутствовать сотрудники
Конституционного
Суда, обеспечивающие протоколирование и нормальный ход совещания. В ходе совещания судьи вправе свободно излагать свою позицию по обсуждаемому вопросу и просить других судей уточнить их позиции.
Число и продолжительность выступлений на совещании не могут быть ограничены. В протоколе совещания в обязательном порядке фиксируются вопросы, ставившиеся на голосование, и результаты голосования. Протокол подписывается всеми присутствовавшими судьями и не подлежит оглашению. Судьи и другие лица, присутствовавшие на закрытом совещании, не вправе разглашать содержание дискуссии и результаты голосования.
1   ...   58   59   60   61   62   63   64   65   ...   72

§ 6. Решения Конституционного Суда Российской Федерации: виды, принятие, юридическая
сила
Литература
Байтин М.И. О юридической силе решений Конституционного Суда РФ // Государство и право. 2006. N 1; Барнашов А.М. Взаимодействие норм международного и российского права в решениях Конституционного Суда РФ // Правовые проблемы укрепления российской государственности: сб. статей. Ч. 34 / под ред. В.Ф. Воловича. Томск, 2006; Бондарь Н.С.
Нормативно-доктринальная природа решений Конституционного Суда РФ как источника права //
Журнал российского права. 2007. N 1; Он же. Акты конституционного правосудия как особый юридический феномен // Конституционный процесс: проблемы правового регулирования и перспективы развития. Материалы науч.-практ. семинара. 29-30 сентября 2006 г. / под общ. ред.
С.Л. Сергевнина. СПб., 2007; Кальяк А.М. Исполнение решений конституционных судов: вопросы теории и практики (на материалах постсоциалистических государств): дис. ... канд. юрид. наук.
Томск, 2006; Марокко Н.А. О правовой природе решений Конституционного Суда Российской
Федерации // Российский судья. 2006. N 6; Нечаева Ж.В. Эффективность исполнения решений
Конституционного Суда Российской Федерации: проблемы теории и практики: дис. ... канд. юрид. наук. Томск, 2007; Петров А.А. Решения Конституционного Суда Российской Федерации в механизме правового регулирования / науч. ред. В.В. Игнатенко. Иркутск, 2007; Петрушев В.А. О юридической природе постановлений Конституционного Суда РФ о толковании Конституции РФ //
Конституционное и муниципальное право. 2007. N 11; Шаймарданов К.Д. Исполнение решений
Конституционного Суда Российской Федерации // Российское правосудие. 2011. N 10 (66).
1. Виды решений Конституционного Суда Российской Федерации
В Федеральном конституционном законе "О Конституционном Суде Российской
Федерации" понятием "решения" охватываются все виды актов Конституционного Суда (ст. 71).

Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
466/543
Прежде, когда Суд делился на палаты, в ч. 1 ст. 71 Закона говорилось, что решением
Конституционного Суда является решение, принятое как в пленарном заседании, так и в заседании палаты Суда. Конечно, это положение не все поддерживали: члены палаты, принявшие решение, могли составлять меньше половины общего числа судей Конституционного Суда, и среди остальных судей могли быть не согласные с данным решением. В этом плане принятие решения
Конституционным Судом в полном составе как единственный вариант, установленный 3 ноября
2010 г., существует и в настоящее время.
В действующей редакции ч. 2 ст. 71 записано: Конституционный Суд РФ в ходе осуществления конституционного судопроизводства принимает решения в форме постановлений, заключений, определений.
Согласно ч. 3 ст. 71 итоговое решение Конституционного Суда РФ по существу любого из вопросов, перечисленных в п. 1, 2, 3, 3.1, 3.2, 3.3, 4, 5.1 и 5.2 ч. 1 ст. 3 указанного Федерального конституционного закона, именуется постановлением.
В порядке разъяснения напомним читателю, что это конституционность актов и договоров, споры о компетенции, оценка конституционности проектов актов в порядке предварительного нормоконтроля, возможность применения решения межгосударственного органа/суда по защите прав и свобод человека и гражданина, жалобы физических и юридических лиц и запросы судов, толкование Конституции, оценка вопроса, выносимого на федеральный референдум.
В соответствии с ч. 4 ст. 71 итоговое решение Конституционного Суда РФ по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ или
Президента РФ, прекратившего исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления именуется заключением.
Обратим внимание также на то, что в ч. 5 ст. 71 определено: постановления и заключения
Конституционного Суда РФ выносятся именем Российской Федерации.
В ст. 71 Федерального конституционного закона далее указано, что все иные решения
Конституционного Суда, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, именуются определениями.
Кроме того, говорится: в заседаниях Конституционного Суда РФ принимаются также решения по вопросам организации его деятельности. Поскольку такие акты не отнесены к видам, обозначенным выше, остается считать, что они являются решениями как по сути, так и по форме.
2. Принятие решений Конституционным Судом Российской Федерации
Любое решение Конституционного Суда принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним. Решение
Суда считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей, если иное не предусмотрено Федеральным конституционным законом.
В связи с этим обратим внимание на требования ч. 3 ст. 72 Закона: в случае если при принятии решения по делу о проверке конституционности нормативного акта (проекта нормативного акта), договора между органами государственной власти, не вступившего в силу международного договора РФ, вопроса, выносимого на референдум РФ, по делу о возможности исполнения решения межгосударственного органа либо решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда
(арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, по делу о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ или Президента РФ, прекратившего исполнение полномочий, голоса разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности соответствующего объекта конституционного контроля.
Решение по спорам о компетенции во всех случаях принимается большинством голосов.
Как видим, если по оценке конституционности акта, договора и других названных вопросов


Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
467/543
голоса разделились поровну, решение считается принятым в пользу их конституционности. По спорам о компетенции паритет голосов невозможен, во всех случаях решение принимается большинством голосов. Есть и квалифицированное большинство - оно требуется для принятия решения о толковании Конституции РФ (вначале определялось, что это не менее двух третей от общего числа судей, в редакции от 4 июня 2014 г. - не менее двух третей от числа действующих судей, это правило оставлено без изменений в последней редакции).
Судья Конституционного Суда не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования.
К решениям Конституционного Суда предъявляется ряд требований. Согласно ст. 74 Закона они должны основываться на материалах, исследованных Конституционным Судом. Он принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием, в том числе в решениях по конкретному делу, или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов.
Конституционный Суд принимает постановления и дает заключения только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта или компетенции органа, конституционность которых подвергается сомнению в обращении. Суд при принятии решения не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
Итоговое решение Конституционного Суда подписывается всеми судьями, участвовавшими в голосовании.
Закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" предусматривает такое понятие, как особое мнение судьи. Согласно ст. 76 Закона в прежней редакции судья Конституционного
Суда, не согласный с решением Суда, вправе письменно изложить свое особое мнение. Оно приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда
Российской Федерации" вместе с решением Суда. Судья, голосовавший за принятое постановление или заключение по существу рассматриваемого Конституционным Судом вопроса, но оставшийся в меньшинстве при голосовании по какому-либо другому вопросу или по мотивировке принятого решения, вправе письменно изложить свое мнение о несогласии с большинством судей. В таком случае письменное несогласие судьи также приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
Согласно редакции 2020 г. в ст. 76 оставлены особое мнение судьи и несогласие судьи, оставшегося в меньшинстве при голосовании, а также по мотивировке принятого решения. Но далее сказано: особое мнение или мнение судьи приобщается к протоколу заседания
Конституционного Суда и хранится вместе с ним. И особенно существенным является введенный запрет: судья Конституционного Суда РФ не вправе обнародовать особое мнение или мнение в какой-либо форме или публично на него ссылаться.
По мнению некоторых российских исследователей, особое мнение судьи не имеет никакого значения для вступления в силу решения Конституционного Суда, оно лишь "будоражит" политическую и научную общественность, а также является средством, помогающим судье "очистить свою совесть" для истории. Между тем в научном плане многие особые мнения судей
Конституционного Суда стали источниками, без которых почти не обходится полемика по соответствующей проблеме.
Решение Конституционного Суда, вынесенное по итогам рассмотрения дела, за исключением постановления, принятого в порядке, предусмотренном ст. 47.1 Федерального конституционного закона, провозглашается в открытом заседании Суда немедленно после его подписания - либо по существу рассмотренного вопроса, либо в полном объеме.
Постановления и заключения Конституционного Суда не позднее чем в двухнедельный срок со дня их подписания направляются: судьям Конституционного Суда; сторонам; Президенту РФ,
Совету Федерации, Государственной Думе, Правительству РФ, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации; Верховному Суду РФ, Генеральному прокурору РФ,
Председателю Следственного комитета РФ, министру юстиции РФ. Решения Конституционного
Суда могут быть также направлены другим государственным органам и организациям,


Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
468/543
общественным объединениям, должностным лицам и гражданам.
В соответствии со ст. 78 Федерального конституционного закона постановления и заключения Конституционного Суда подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, которых касается принятое решение. Также при необходимости решения
Конституционного Суда публикуются в иных изданиях. На официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) размещаются (опубликовываются) постановления
Конституционного Суда, определения Конституционного Суда о разъяснении постановлений Суда, а также иные решения Конституционного Суда, которыми предусмотрен такой порядок их размещения (опубликования). Постановления, заключения и определения Конституционного Суда подлежат размещению на официальном сайте
Конституционного
Суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
3. Юридическая сила решений Конституционного Суда Российской Федерации
В соответствии со ст. 79 Федерального конституционного закона о Конституционном Суде
РФ 1994 г. решение Конституционного Суда РФ окончательно и не подлежит обжалованию.
Решение Конституционного Суда, вынесенное по итогам рассмотрения дела, назначенного к слушанию в заседании Конституционного Суда, вступает в силу немедленно после его провозглашения. Постановление Конституционного Суда, принятое в порядке, предусмотренном ст. 47.1 Закона, вступает в силу со дня его опубликования. Иные решения Конституционного Суда
РФ вступают в силу со дня их принятия.
Решение Конституционного Суда РФ действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления
Конституционного Суда РФ о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.
В ч. 3 ст. 79 названного выше Закона определено, что акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу или в случаях, предусмотренных настоящим
Законом, не приобретают юридическую силу. Признанные не соответствующими Конституции РФ не вступившие в силу международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах или их отдельных положениях, признанных постановлением Конституционного Суда неконституционными либо примененных в истолковании, расходящемся с данным Конституционным Судом в постановлении истолкованием, должны быть пересмотрены (а до пересмотра не подлежат исполнению). Далее в Законе приводится широкий перечень ситуаций, ведущих к пересмотру (они заслуживают самостоятельного изучения).
В ст. 80 Закона предусмотрено: в случае если решением Конституционного Суда РФ нормативный акт признан не соответствующим Конституции РФ полностью или частично либо из решения Конституционного Суда РФ вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, государственный орган или должностное лицо, принявшие этот нормативный акт, рассматривают вопрос о принятии нового нормативного акта, который должен, в частности, содержать положения об отмене нормативного акта, признанного не соответствующим
Конституции РФ полностью, либо о внесении необходимых изменений и (или) дополнений в нормативный акт, признанный соответствующим Конституции РФ в данном Конституционным
Судом истолковании. Мы не раз прежде касались вопроса о том, что истолкование акта
Конституционным Судом определено в нашем законодательстве как ключевой фактор. Здесь мы обращаем внимание на то, что выделенные слова были включены 28 декабря 2016 г. в ст. 79 Закона в прежней редакции. Они нашли отражение в новой редакции Конституции РФ и сохранены в последней версии Федерального конституционного закона. Они обозначают, что нормативный акт получает трактовку (истолкование) в решении Конституционного Суда и лишь в этой оценке признается соответствующим или не соответствующим Конституции РФ.