Файл: Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах, том второй 27. 04. 2023 Система гарант 1543 Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 1943
Скачиваний: 115
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
459/543
соответствии с федеральным законом, регулирующим обеспечение доступа к информации о деятельности судов" (имеется в виду Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации". - С.А.).
Устность разбирательства означает (ч. 1 ст. 32), что разбирательство по делам, назначенным к слушанию в заседании Конституционного Суда, происходит устно. В ходе устного разбирательства Конституционный Суд заслушивает объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей. В ходе устного разбирательства в случаях, установленных настоящим Федеральным конституционным законом, оглашаются имеющиеся документы.
Язык судопроизводства в соответствии с названным Законом (ст. 33) - русский как государственный язык РФ. Участникам процесса, не владеющим русским языком, обеспечивается право давать объяснения на другом языке и пользоваться услугами переводчика. В редакции 2020 г. в ст. 33 включена ч. 3, согласно которой гражданам, не владеющим русским языком, в случае обращения в Конституционный Суд РФ без представителя с жалобой на нарушение их прав нормативным актом, примененным при рассмотрении уголовного дела, должно быть обеспечено право при подготовке жалобы в Конституционный Суд бесплатно пользоваться услугами переводчика в порядке, установленном постановлением Правительства РФ.
Непрерывность судебного заседания означает, что заседание Конституционного Суда по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, отведенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания.
Состязательность и равноправие сторон как принцип судопроизводства означает, что стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции на основе состязательности в заседании Конституционного Суда РФ, а также в случае разрешения дел
Конституционным Судом РФ в порядке, предусмотренном ст. 47.1 данного Закона (разрешение дел без проведения слушания).
2. Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации
Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде является обращение в Суд в форме запроса, ходатайства или жалобы.
Ходатайство - обращение по спорам о компетенции.
Жалоба - обращение гражданина или юридического лица в связи с нарушением конституционных прав и свобод граждан.
Запрос - обращение по всем остальным вопросам.
Согласно ч. 2 ст. 36 Закона в редакции 2020 г. основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ закон
(проект закона), иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившаяся неопределенность в вопросе о возможности исполнения решения межгосударственного органа, основанного на положениях соответствующего международного договора РФ в истолковании, предположительно приводящем к их расхождению с положениями Конституции РФ, или обнаружившаяся неопределенность в вопросе о возможности исполнения решения иностранного или международного
(межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае, если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции РФ.
Сравнение новой редакции ч. 2 с прежней редакцией свидетельствует о том, что теперь учтены все особенности компетенции и Конституционного Суда, и тех органов, которые правомочны обращаться в Конституционный Суд.
Обращение направляется в Конституционный Суд в письменной форме и подписывается
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
460/543
управомоченным лицом (управомоченными лицами). В обращении должны быть указаны (ч. 2 ст.
37 в редакции 2020 г.): 1) Конституционный Суд в качестве органа, в который направляется обращение; 2) наименование заявителя (в жалобе гражданина - фамилия, имя, отчество); адрес и иные данные о заявителе, если это необходимо для определения заявителя; 3) необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности или когда заявитель не имеет представителя; 4) наименование и адрес государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке, либо участвующего в споре о компетенции; 5) нормы Конституции РФ и Федерального конституционного закона, дающие право на обращение в Конституционный Суд; 6) точное наименование, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке акте, данные о подлежащем проверке проекте закона, указание на положение Конституции РФ, подлежащее толкованию или определяющее оспариваемую компетенцию; 7) конкретные, указанные в названном Законе основания к рассмотрению обращения Конституционным Судом; 8) позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции РФ, за исключением обращений по вопросам, указанным в ч. 3 ст. 36 Федерального конституционного закона о Конституционном Суде РФ; 9) требование, обращенное в связи с запросом, ходатайством, жалобой к Конституционному Суду; 10) перечень прилагаемых к обращению документов.
В ст. 38 Закона и в прежней, и в новой редакциях содержатся многочисленные требования по документам, прилагаемым к обращению в Конституционный Суд. Все детали можно изучить самостоятельно или по специальным изданиям. Мы обратим внимание лишь на ключевые требования. Итак, к обращению прилагаются: 1) текст акта (проекта акта), подлежащего проверке, или положения Конституции РФ, подлежащего толкованию; 2) документ, подтверждающий полномочия представителя; 3) документ об уплате государственной пошлины либо ходатайство об освобождении от уплаты государственной пошлины, уменьшении ее размера, отсрочке (рассрочке) ее уплаты и документы, подтверждающие основания для такого ходатайства; 3.1) документы, подтверждающие право на обращение в Конституционный Суд, а также допустимость такого обращения в соответствии с требованиями названного Федерального конституционного закона; 4) перевод на русский язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке.
К обращению могут быть приложены списки свидетелей и экспертов, которых предлагается вызвать в заседание Конституционного Суда, а также другие документы и материалы. Сначала
Закон требовал: обращение и прилагаемые к нему документы и иные материалы представляются в
Конституционный Суд с копиями в количестве 30 экземпляров. Граждане представляют необходимые документы с копиями в количестве трех экземпляров (ст. 38). В редакции от 4 июня
2014 г. определено, что обращение и прилагаемые к нему документы и иные материалы представляются в Конституционный Суд с одной копией. Кроме того, поскольку теперь допускается направление обращения в электронном виде и тогда прилагаемые к нему документы и иные материалы также представляются в электронном виде, то приложения копий обращения, документов и иных материалов при этом не требуется (новелла от 8 июня 2015 г.).
Относительно государственной пошлины в новой редакции ч. 1 ст. 39 Федерального конституционного закона теперь говорится, что вопросы, связанные с уплатой государственной пошлины при обращении в Конституционный Суд РФ, регулируются законодательством РФ о налогах и сборах. Другие части ст. 39 признаны утратившими силу. Надо сказать, что в прежней редакции этой статьи были определенные гуманные предписания, в частности, что
Конституционный Суд своим решением может освободить гражданина, с учетом его материального положения, от уплаты государственной пошлины либо уменьшить ее размер; что запросы судов, запросы о толковании Конституции РФ, ходатайства Президента РФ по спорам о компетенции, когда он в этих спорах не является стороной, запросы о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления государственной пошлиной не оплачиваются.
Обращения, поступающие в Конституционный Суд, подлежат обязательной регистрации.
Если обращение: явно не подведомственно Конституционному Суду, по форме не отвечает
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
461/543
требованиям Федерального конституционного закона, исходит от явно ненадлежащего органа или лица, не оплачено государственной пошлиной и отсутствуют ходатайство об освобождении от ее уплаты, уменьшении размера, отсрочке (рассрочке) уплаты и документы, подтверждающие основания для такого ходатайства; не может быть признано допустимым в связи с тем, что на момент подачи жалобы на нарушение конституционных прав и свобод истек предусмотренный ст.
97 Федерального конституционного закона о Конституционном Суде РФ срок со дня принятия судебного решения, которым исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты, либо явно не исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты прав заявителя или лица, в интересах которого подана жалоба, в рамках конкретного дела, - секретариат Суда уведомляет заявителя о несоответствии его обращения требованиям.
Заявитель после устранения недостатков вправе вновь направить обращение в
Конституционный Суд, разумеется, если вопрос относится к компетенции Конституционного Суда.
При этом в случае подачи в Конституционный Суд такого обращения с устраненными недостатками в течение четырех месяцев после отправления ему соответствующего уведомления секретариата Конституционного Суда РФ обращение заявителя для целей исчисления срока, указанного в ст. 97 названного Федерального конституционного закона, считается поданным в день подачи первичного обращения.
В прежней редакции ст. 40 содержалось положение: если обращение явно не подведомственно Конституционному Суду, секретариат может направить его в государственные органы или организации, компетентные решать поставленные в нем вопросы. В редакции
Федерального конституционного закона 2020 г. это исключили.
Председатель Конституционного Суда РФ с учетом принципа равномерности нагрузки судей поручает одному или нескольким судьям предварительное изучение обращения. Судья, проводящий предварительное изучение обращения, может требовать у органов, должностных лиц и иных лиц предоставления информации, кроме предполагающей проведение исследований, проверок, экспертиз, и документов, необходимых для формирования позиции по обращению.
Позиция судьи (судей) по результатам предварительного изучения обращения докладывается в заседании Конституционного Суда РФ.
В начальной редакции ст. 42 говорилось, что решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается Конституционным Судом в заседании не позднее месяца с момента завершения предварительного изучения обращения судьей (судьями). Далее норма корректируется, в том числе в редакции от 4 июня 2014 г. записано, что решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается Судом в заседании не позднее трех месяцев с момента регистрации обращения. Следовательно, по истечении этого срока видна перспектива: либо обращение станет предметом рассмотрения, либо Суд откажет в этом. В редакции 2020 г. ч. 1 ст. 42 гласит, что решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается в заседании
Конституционного Суда РФ. Не очень понятно, в чем логика того, что сроки рассмотрения обращения не указаны. О принятом Конституционным Судом решении уведомляются стороны.
По общему правилу действующий акт, который становится предметом оценки
Конституционного Суда, продолжает действовать. Однако Закон гласит, что в случаях, не терпящих отлагательства, Конституционный Суд может обратиться к соответствующим органам и должностным лицам с предложением о приостановлении действия оспариваемого акта, процесса вступления в силу оспариваемого международного договора РФ до завершения рассмотрения дела
Конституционным Судом. Однако это только предложение, решение принимает сам орган, издавший акт. К тому же по некоторым видам актов процесс приостановления их действия вообще неясен, а то и невозможен, например это относится к федеральным законам.
Общие основания отказа Конституционного Суда в принятии обращения к рассмотрению состоят в том, что согласно ст. 43 разрешение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственно Конституционному Суду; обращение в соответствии с требованиями
Федерального конституционного закона о Конституционном Суде РФ не является допустимым; обращение исходит от ненадлежащего органа или лица; по предмету обращения Конституционным
Судом ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу; акт, конституционность
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
462/543
которого оспаривается, был отменен или утратил силу, за исключением случаев, когда он продолжает применяться к правоотношениям, возникшим в период его действия.
Обращение в Конституционный Суд может быть отозвано заявителем до начала рассмотрения дела в заседании Суда. Статья 44 Федерального конституционного закона в редакции
2020 г. определяет, что обращение может быть отозвано заявителем по делам, рассматриваемым с проведением слушания, не позднее чем за 10 дней до начала рассмотрения дела в заседании
Конституционного Суда РФ, а по делам, рассматриваемым без проведения слушания, - в течение месяца со дня принятия обращения к рассмотрению. В случае отзыва обращения с соблюдением указанных требований производство по делу прекращается.
3. Общие процедурные правила рассмотрения дел в Конституционном Суде Российской
Федерации
Заседания Конституционного Суда РФ созываются Председателем Конституционного Суда.
В ст. 47 Федерального конституционного закона в редакции 2020 г. записано, что решение о назначении дел к слушанию в заседании Суда принимается Конституционным Судом с учетом общественной значимости дел и очередности поступления обращений. В прежней редакции говорилось, что Конституционный Суд принимает решение о назначении дел к слушанию не позднее чем через месяц после принятия обращений к рассмотрению; в решении указывается очередность слушания дел. Как видим, в новой редакции этого нет. Отметим, что критерий "общественной значимости дел", который указан в новой редакции, не является определенным.
Есть риск того, что в невыгодном положении окажутся конституционные жалобы граждан.
Дополнениями от 3 ноября 2010 г. в Закон "О Конституционном Суде Российской
Федерации" включена ст. 47.1 "Разрешение дел без проведения слушания". Она оставлена и в новой редакции, но с изменениями и дополнениями. Часть 1 гласит: Конституционный Суд РФ без проведения слушания может рассматривать и разрешать дела о соответствии Конституции РФ указанных в п. 1 ч. 1 ст. 3 настоящего Закона нормативных правовых актов, проверять по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод конституционность нормативных правовых актов, примененных в конкретном деле, проверять по запросам судов конституционность нормативных правовых актов, подлежащих применению в конкретном деле, проверять конституционность вопроса, выносимого на референдум Российской Федерации, проектов законов РФ о поправке к
Конституции РФ, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также законов, принятых в порядке, предусмотренном ч. 2 и 3 ст. 107 и ч. 2 ст. 108 Конституции
РФ, до их подписания Президентом РФ, законов субъекта РФ до их обнародования главой субъекта
РФ, разрешать вопрос о возможности исполнения решения межгосударственного органа либо решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую
Федерацию, если придет к выводу о том, что вопрос может быть разрешен на основании содержащихся в ранее принятых постановлениях Конституционного Суда правовых позиций, либо если с учетом характера поставленного вопроса и обстоятельств дела отсутствует явная необходимость в устном представлении позиции заявителя и другой стороны при ее наличии.
Как видим, основания для рассмотрения дела без слушания четкие: вопрос можно разрешить на основе ранее изложенных позиций Конституционного Суда; отсутствует явная потребность в слушании, "и так все ясно".
В прежней редакции допускалось ходатайство органа государственной власти или заявителя с возражением против отказа от слушаний, теперь это исключено из Закона.
Разрешение дела без проведения слушания осуществляется в заседании Конституционного
Суда РФ. По итогам разрешения дела без проведения слушания выносится постановление.
В соответствии со ст. 49 Закона для подготовки дела к слушанию, составления проекта решения Конституционного Суда, а также изложения материалов в заседании Суд назначает одного или нескольких судей-докладчиков.
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
463/543
При изучении обращения и подготовке дела к слушанию судья-докладчик в соответствии с полномочиями Конституционного Суда истребует необходимые документы и иные материалы, поручает производство проверок, исследований, экспертиз, пользуется консультациями специалистов, направляет запросы. Судья-докладчик и председательствующий в заседании определяют круг лиц, подлежащих приглашению и вызову в заседание, дают распоряжения об оповещении о месте и времени заседания, а также о направлении участникам процесса необходимых материалов.
Требования Конституционного Суда о предоставлении текстов нормативных и других правовых актов, документов и их копий, дел, сведений и других материалов; о заверении документов и текстов нормативных актов; о проведении проверок, исследований, экспертиз; об установлении определенных обстоятельств; о привлечении специалистов; о даче разъяснений, консультаций и об изложении профессиональных мнений по рассматриваемым делам обязательны для всех органов, организаций и лиц, которым они адресованы. Ответ на требования
Конституционного Суда должен быть направлен Суду в течение месяца со дня получения этих требований, если иной срок не указан Судом.
Уведомление о заседании Конституционного Суда РФ с проведением слушания, копии обращений и поступивших отзывов на них, копии проверяемых актов, а при необходимости и иные документы направляются судьям и участникам процесса не позднее чем за 10 дней до начала заседания, за исключением заседаний по делам, связанным с осуществлением полномочий
Конституционного Суда РФ, предусмотренных подп. "г" п. 1 (в части, касающейся проверки конституционности не вступивших в силу международных договоров о принятии в Российскую
Федерацию нового субъекта), п. 5, 5.1 и 5.2 ч. 1 ст. 3 Федерального конституционного закона о
Конституционном Суде РФ, при уведомлении о которых и рассылке документов к которым указанный срок может быть сокращен. При этом отзывы на обращения направляются в указанный срок лишь в случае, если они поступили не позднее чем за две недели до начала заседания.
Информация о дате и времени заседаний Конституционного Суда с проведением слушаний размещается на официальном сайте
Конституционного
Суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также в доступном для граждан месте занимаемого Конституционным Судом здания.
Судья-докладчик и Председатель Конституционного Суда определяют круг лиц, подлежащих приглашению и вызову в заседание при разрешении дела с проведением слушания, дают распоряжения об оповещении о месте и времени такого заседания, а также о направлении участникам процесса необходимых материалов к такому заседанию.
Участниками процесса в Конституционном Суде считаются стороны, их представители, свидетели, эксперты, переводчики.
Сторонами в конституционном судопроизводстве являются (ст. 53 названного выше Закона):
1) заявители - органы или лица, направившие в Конституционный Суд РФ обращение;
1.1) лица, в отношении которых вынесено решение межгосударственного органа либо решение иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающее обязанности на Российскую
Федерацию, при разрешении вопроса о возможности исполнения таких решений;
2) органы или должностные лица, издавшие либо подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке;
3) государственные органы, компетенция которых оспаривается.
Представителями сторон (ст. 53) по должности могут выступать руководитель органа, подписавший обращение в Конституционный Суд РФ, руководитель органа, издавшего оспариваемый акт или участвующего в споре о компетенции, должностное лицо, подписавшее оспариваемый акт, сенатор Российской Федерации или депутат Государственной Думы из числа обратившихся с запросом, на которого решением группы сенаторов или депутатов Государственной
Думы, обратившихся с запросом в Конституционный Суд, возложены функции представителя.
Представителями сторон в силу закона являются лица, имеющие право действовать в интересах заявителя без доверенности в соответствии с положениями федерального закона. Представителями