Файл: Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах, том второй 27. 04. 2023 Система гарант 1543 Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 1937

Скачиваний: 115

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
478/543
внутригосударственными договорами о таком разграничении, заключаемыми между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Однако при этом не могут передаваться, исключаться или иным образом перераспределяться установленные
Конституцией РФ предметы ведения Российской Федерации, предметы совместного ведения
Российской Федерации и ее субъектов, а также предметы ведения субъектов РФ.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Любые споры разрешаются в установленном порядке, в том числе судебном.
При формировании в 90-х гг. прошлого века нового склада федеративных отношений в
России заострился вопрос о том, в какой мере сами субъекты РФ вправе создавать собственную нормативную основу своего существования и деятельности, если не принимаются полагающиеся акты федерального уровня. Принципиальное решение на этот счет стало таким: все-таки первичным является регулирование Федерации, но если она еще не приняла соответствующий акт, субъект может принять свой, однако надо привести его в соответствие с федеральным актом после издания последнего.
Это правило вошло и в Закон об общих принципах организации органов власти субъектов
РФ - согласно ст. 3 субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев. Если орган власти субъекта РФ полагает, что федеральный закон не соответствует Конституции РФ, а нормативный правовой акт федерального органа власти не соответствует положениям Конституции
РФ, федеральных законов или договоров о разграничении полномочий между федеральными органами и органами власти субъектов РФ, возникающий при этом спор разрешается соответствующим судом. До вступления в силу решения суда о признании справедливости позиции субъекта РФ принятие его законов и иных нормативных правовых актов, противоречащих положениям федерального акта, не допускается.
Органы государственной власти субъектов РФ несут ответственность за нарушение
Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также обеспечивают соответствие Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам принимаемых (принятых) ими конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов и осуществляемой ими деятельности.
Что касается подразделений федеральных государственных органов, действующих на территории субъектов РФ, то законодательство предоставляет субъектам право участвовать в согласовании кандидатур соответствующих должностных лиц с федеральными структурами.
Закон об общих принципах организации органов власти субъектов РФ (п. 1 ст. 24) позволяет представительному органу субъекта РФ участвовать в согласовании назначения на должность руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в случаях, предусмотренных федеральным законом. Конституционный Суд в постановлении от 7 июня 2000 г., оценивая эту норму, признал ее не противоречащей Конституции РФ при условии, что на соответствующие территориальные органы федеральных структур возлагается осуществление полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
На практике чаще такое согласование производилось не с представительным органом, а с главой исполнительной власти или высшим коллегиальным исполнительным органом субъекта.
Обычно нормы о согласованиях включались в положения о федеральных органах исполнительной власти. Но не во всех федеральных актах о системах, имеющих территориальные подразделения, были нормы о согласовании назначения руководителей этих подразделений.
Принципиальное разрешение данный вопрос нашел в Указе Президента РФ от 2 июля 2005


Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
479/543
г. "Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов
Российской
Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти". Этим актом глава исполнительной власти субъекта РФ наделен полномочиями по организации взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и территориальных органов всех тех федеральных органов исполнительной власти, руководство которыми осуществляет Правительство
РФ (см. об этом также § 2 гл. 39).
1   ...   60   61   62   63   64   65   66   67   ...   72

Глава 38. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов
Российской Федерации
Литература
Бекетова С.М., Бялкина Т.М. Основные направления законодательной деятельности субъектов Российской Федерации. Воронеж, 2017; Гранкин И.В. Законодательные органы власти субъектов Российской Федерации. М., 1998; Контарчук М.С. Конституционно-правовой статус органов законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации: сравнительно-правовой анализ: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005; Курманов М.М. Проблемы конституционно-правовой ответственности, прекращения, продления полномочий законодательного органа субъекта Российской Федерации и депутатов: теоретико-прикладной анализ: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2010; Лебедев В.А. Законодательная и исполнительная власть субъектов Российской Федерации в теории и практике государственного строительства. М., 2015;
Малый А.Ф., Гмырин М.А. Организация областного парламента. Архангельск, 2001; Нудненко Л.А.
Конституционно-правовой статус депутата законодательного органа государственной власти в
Российской Федерации. СПб., 2004; Окулич И.П. Проблемы правового статуса депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской
Федерации. Челябинск, 2003; Региональный парламентаризм: истоки и современность. Сборник докладов научно-практической конференции, посвященной 25-летию Государственного Собрания
(Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия). Якутск, 26 сентября 2019 г. Якутск, 2019; Сурков Д.Л.
Законодательная и исполнительная власть субъектов
Российской
Федерации
(сравнительно-правовое исследование). Иркутск, 1999; Цалиев А.М. Органы власти и законодательство субъектов Российской Федерации: состояние и проблемы совершенствования.
М., 2007.
§ 1. Общие начала статуса, виды и структура законодательных (представительных) органов
государственной власти субъектов Российской Федерации
1. Общие положения
Конституция РФ, федеральные законы, конституции и уставы субъектов РФ используют в общей характеристике данных органов уже знакомое читателю словосочетание - законодательный
(представительный) орган государственной власти субъекта РФ.
Слово "законодательный" в данном наименовании характеризует орган как ту инстанцию, которая уполномочена на принятие законов субъекта РФ. Слово "представительный" означает, что этот орган одновременно предназначен и для того, чтобы представлять и воплощать интересы населения субъекта РФ, в связи с чем он состоит из депутатов, избранных путем выборов и являющихся представителями населения, избирателей субъекта РФ.

В научном обороте и обиходном употреблении допустимо использование совместно обоих терминов - "законодательный (представительный) орган" и по отдельности каждого из них. Не

Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
480/543
будет ошибкой сказать: "законодательный орган", "представительный орган", "законодательный орган власти", "орган законодательной власти", "представительный орган власти", "орган представительной власти". В данной работе для краткости используются словосочетания "законодательный орган", "представительный орган" в равном значении.
Нормативно-правовая основа статуса, организации и деятельности законодательных
(представительных) органов власти субъектов РФ состоит на федеральном уровне из скромного числа норм Конституции РФ и довольно обстоятельного блока регулирования в Законе об общих принципах организации органов власти субъектов РФ. В каждом субъекте РФ статусу, порядку формирования, полномочиям и организации работы законодательного (представительного) органа посвящено немалое число статей конституции, устава субъекта РФ. В ряде субъектов РФ (но далеко не во всех) наряду с этим есть специальные законы о законодательном (представительном) органе власти субъекта. Принимать такой закон или ограничиться нормами конституции, устава - это вопрос концепции регулирования, взятой за основу в том или ином субъекте РФ. Так, в Удмуртской
Республике при наличии главы Конституции о Государственном Совете - представительном органе власти Республики был принят Закон от 5 декабря 2007 г. "О Государственном Совете Удмуртской
Республики". В Кабардино-Балкарской Республике аналогичная ситуация: в Конституции есть глава о Парламенте; наряду с этим принят Закон от 10 декабря 2003 г. "О Парламенте
Кабардино-Балкарской Республики". Независимо от этого практически во всех субъектах РФ принимаются регламент законодательного (представительного) органа, закон о статусе депутата этого органа власти.
Можно ли законодательный (представительный) орган субъекта РФ называть парламентом?
Основания для этого имеются, к тому же конституции, уставы ряда субъектов прямо характеризуют свой законодательный (представительный) орган как парламент, а то и называют его именно (и только) парламентом, как в приведенном примере с Кабардино-Балкарской Республикой, либо дают ему двойное наименование, как это сделано в Конституции Карачаево-Черкесской
Республики и Законе от 12 февраля 1999 г. "О Народном Собрании (Парламенте)
Карачаево-Черкесской Республики". Допустимость характеристики в качестве парламента обусловлена постоянным характером деятельности представительного органа, переходом всех или части депутатов в этот орган на освобожденную работу с получением за нее вознаграждения, выполнением этим органом ряда функций, характерных для парламента, включая принятие законов и контроль за другими государственными органами.
Согласно ст. 4 Закона об общих принципах организации органов власти субъектов РФ законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта РФ.
Определения органа как высшего и единственного органа законодательной власти являются неразрывными. "Высший" означает высокое положение органа в системе государственных органов и возможность влияния на иные звенья. Определение органа как "единственного" органа законодательной власти исключает осуществление законодательных функций другим органом. Ни высший коллегиальный орган исполнительной власти, ни возглавляющее этот орган высшее должностное лицо субъекта не вправе заниматься законодательной деятельностью.
Характеристика органа как постоянно действующего понимается так, что его полномочия осуществляются все время от момента легитимного создания до прекращения полномочий в установленном порядке. Речь не идет о непременном освобождении всех депутатов представительного органа от иных полномочий и переходе на работу в этот орган. Всякие варианты возможны: все освобождаются от прежних дел и становятся на время профессиональными депутатами; никто не освобождается, а все периодически лишь собираются на заседания (сессии); некоторая часть переходит на работу в представительный орган субъекта РФ, остальные только приходят на сессии и заседания комитетов. Все равно орган считается функционирующим постоянно.
2. Наименование законодательного (представительного) органа власти субъекта Российской
Федерации


Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
481/543
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона об общих принципах организации органов власти субъектов РФ наименование данного органа, его структура устанавливаются конституцией
(уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ. При этом наименование указанного органа не может содержать словосочетаний, составляющих основу наименований федеральных органов государственной власти.
В субъектах РФ законодательные (представительные) органы государственной власти имеют следующие наименования:
- Законодательное Собрание (Республика Карелия; края - Алтайский, Забайкальский,
Камчатский, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Приморский; области - Амурская,
Владимирская, Вологодская, Ивановская, Иркутская, Калужская, Ленинградская, Нижегородская,
Новосибирская, Омская, Оренбургская, Пензенская, Ростовская, Свердловская, Тверская,
Ульяновская, Челябинская; Еврейская автономная область; г. Санкт-Петербург, Ямало-Ненецкий автономный округ);
- Народное Собрание (Республика Дагестан; Республика Ингушетия; Карачаево-Черкесская
Республика*(44));
- Государственное Собрание (Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика
Башкортостан*(45), Республика Алтай*(46), Республика Саха (Якутия*(47)));
- Государственный Совет (Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Республика Коми,
Чувашская Республика, Республика Адыгея*(48));
- Народный Хурал (Республика Бурятия, Республика Калмыкия*(49));
- Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва;
- Парламент (Республика Северная Осетия - Алания, Кабардино-Балкарская Республика,
Чеченская Республика);
- Верховный Совет Республики Хакасия;
- Дума - Ставропольского края; Ханты-Мансийского, Чукотского автономных округов;
Астраханская, Белгородская, Брянская, Волгоградская, Воронежская, Калининградская, Кировская,
Костромская, Курганская, Курская, Магаданская, Московская, Мурманская, Новгородская,
Рязанская, Саратовская, Сахалинская, Смоленская, Тамбовская, Тульская, Тюменская, Ярославская областные, Московская городская, Самарская губернская Дума;
- Законодательная Дума (Хабаровский край, Томская область);
- Совет народных депутатов (Орловская, Кемеровская области);
- областной Совет депутатов (Липецкая область);
- Собрание депутатов - Архангельское областное, Псковское областное;
- Окружное Собрание Ненецкого автономного округа.
Обращаем внимание читателей на то, что наименования законодательных органов субъектов
РФ не так уж редко меняются, и приведенный выше перечень вряд ли останется неизменным на многие годы. Стоит лишь отметить, что своеобразные наименования (типа "государственной думы") исчезают, а наиболее распространенными, как можно видеть, являются "законодательные собрания" и "думы".
3. Депутаты законодательного (представительного) органа власти субъекта Российской
Федерации: численность и основы статуса
Сначала Закон об общих принципах организации органов власти субъектов РФ просто гласил, что число депутатов законодательного органа субъекта РФ устанавливается конституцией
(уставом) субъекта РФ. Но практика показала, что этого на федеральном уровне недостаточно, поскольку субъекты РФ проявляли всяческое усмотрение и зачастую без видимых оснований завышали численность депутатов представительного органа власти.
Поэтому дополнениями от 5 апреля 2010 г. было закреплено, во-первых, что установленное число депутатов определяется в зависимости от численности избирателей, зарегистрированных на