ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, предложение денег на денежном рынке играет большую роль в экономике. Это, в частности, следует из известного уравнения обмена. Соответственно ему существует зависимость между объемами денежной массы, скоростью обращения денег, выпуском продукции и уровнем цен.
1.2. Инструменты денежной системы РФ
Выделяют 3 основные группы инструментов, применяющихся в практике денежно-кредитного регулирования большинства стран мира: обязательные резервные требования; операции на открытом рынке; механизмы управления ликвидностью постоянного доступа. Все они входят в состав инструментов, применяемых и ЦБ РФ.
Обязательные резервы обеспечивают гарантии ликвидности банковских вкладов клиентов и воздействуют на кредитную активность коммерческих банков в целях изменения денежного мультипликатора. В настоящее время последняя функция обязательных резервов стала основной.
Обязательные резервные требования впервые были введены Банком России в 1991. Ставки обязательных резервов дифференцировались по срочности разл. видов привлечённых средств, валюте вклада и клиентам (юридические и физические лица). С 1.1.2022 норматив обязательных резервов по привлечённым средствам юридических лиц в валюте РФ и по привлечённым средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте составляет 15%, а норматив обязательных резервов по денежным средствам физических лиц, привлечённым во вклады (депозиты) в валюте РФ, – 23%. Средства обязательных резервов коммерческих банков находятся на счёте в ЦБ РФ и не могут ими использоваться для осуществления текущих расчётов и платежей. Расчёт обязательных резервов производится исходя из среднемесячного остатка привлечённых средств кредитных организаций на основе действующих нормативов. В выполнение обязательств по обязательным резервам засчитывается средняя величина наличных денежных средств в рос. рублях в кассе кредитной организации в пределах установленного минимально допустимого остатка.
Операции на открытом рынке, проводимые Банком России, направлены на регулирование ликвидности банковской системы для достижения поставленных целей денежно-кредитной политики. Для регулирования ликвидности коммерческих банков и процентных ставок денежного рынка Банк России осуществляет ежедневные операции прямого РЕПО на срок от 1 до 7 дней и еженедельные операции обратного РЕПО сроком на месяц с ценными бумагами. Др. каналы регулирования уровня текущей ликвидности банковского сектора – депозитные аукционы и операции на внутреннем валютном рынке.
К механизмам постоянного доступа Банка России относятся операции по приёму средств коммерческих банков в депозиты, проводимые в целях «связывания» свободной ликвидности банковской системы и сдерживания потенциального давления на валютный рынок, и кредиты рефинансирования.
Депозиты коммерческих банков в ЦБ РФ принимаются на срок до 3 мес, включая депозиты «овернайт» и «до востребования». При учёте тенденций, складывающихся на разл. сегментах денежного рынка, осуществляется регулирование процентных ставок по этим операциям.
Рефинансирование коммерческих банков через постоянно действующие механизмы осуществляется предоставлением внутридневных кредитов, кредитов «овернайт» и валютных свопов, использующихся с целью обеспечения бесперебойного осуществления расчётов.
ЦБ РФ предоставляет также ломбардные кредиты и кредиты, обеспеченные залогом векселей и прав требований по кредитным договорам и поручительствами. В настоящее время ломбардные кредиты предоставляются на аукционной основе на срок до 7 дней, а кредиты, обеспеченные залогами и поручительствами, – на срок до 180 дней. Обязательное условие кредитования коммерческих банков со стороны Банка России – наличие соответствующего обеспечения. При кредитах «овернайт» и ломбардных кредитах состав залогового обеспечения определяется Ломбардным списком.
1.3. Стратегии функционирования денежной системы РФ
В рамках стратегии таргетирования инфляции Банк России задает количественную цель по инфляции и публично ее объявляет, чтобы население, бизнес, участники финансового рынка могли учитывать ее при планировании своей деятельности и принятии решений. Для достижения цели по инфляции Банк России реализует денежно-кредитную политику. Целью денежно-кредитной политики является поддержание годовой инфляции вблизи 4% постоянно. Формулировка «вблизи 4%» отражает допустимость небольших колебаний инфляции вокруг цели. Данные колебания носят естественный характер, учитывая, что цены формируются под влиянием множества факторов и в экономике действует сложная цепочка взаимосвязей. При этом денежно-кредитная политика воздействует на динамику цен не напрямую, а опосредованно и в течение определенного времени, поэтому ее мерами невозможно обеспечить достижение цели с абсолютной точностью.
Цель по инфляции установлена для годового темпа прироста потребительских цен, то есть изменения за последние 12 месяцев общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением. Темп прироста потребительских цен определяется на основе индекса потребительских цен (ИПЦ), рассчитываемого Росстатом по России.
На рынках разных товаров и услуг в различных регионах может наблюдаться некоторый разброс в динамике темпов роста цен около 4% из-за действия специфических локальных факторов. Банк России стремится поддерживать инфляцию вблизи 4% постоянно. В случае отклонения инфляции от цели Банк России будет оценивать его причины и продолжительность и исходя из этого принимать решения об использовании мер денежно-кредитной политики для возвращения инфляции к цели.
Скорость возвращения инфляции к цели будет выбираться с учетом масштаба отклонения и влияния решений по ключевой ставке на экономическую активность. Кроме того, при таком выборе Банк России в случае реализации рисков для финансовой стабильности будет учитывать устойчивость организаций финансового сектора и финансовую стабильность. Необходимым условием эффективного влияния денежно-кредитной политики на экономику в рамках режима таргетирования инфляции является плавающий валютный курс. При низкой гибкости курсообразования валютные интервенции центрального банка, оказывая влияние на ликвидность банковского сектора, приводят к высокой зависимости состояния денежного рынка и других сегментов финансового рынка от изменений внешнеэкономической конъюнктуры. Это уменьшает возможности центрально- го банка по независимому управлению процентными ставками и может снижать действенность денежно-кредитной политики. Плавающий курс действует как «встроенный стабилизатор», позволяя экономике подстроиться под изменение внешних условий и сглаживая их влияние3.
Следуя режиму плавающего валютного курса, Банк России не проводит интервенций на внутреннем валютном рынке в целях поддержания определенного уровня курса или скорости его изменения. При этом Банк России может проводить операции с иностранной валютой на внутреннем рынке в случае возникновения угрозы для финансовой стабильности, а также для пополнения (использования) международных резервов в связи с применением Минфином России бюджетного правила В рамках режима таргетирования инфляции основным инструментом денежно-кредитной политики Банка России является ключевая ставка. Совет директоров Банка России принимает решения по ключевой ставке регулярно – восемь раз в год в соответствии с заранее утвержденным и опубликованным графиком (см. Приложение 5 «График заседаний Совета директоров Банка России по вопросам денежно-кредитной политики и сопутствующих мероприятий в 2020 году»).
Изменяя ключевую ставку, Банк России воздействует на динамику процентных ставок в экономике, которая в свою очередь влияет на внутренний спрос и инфляцию. Для того чтобы уро вень ключевой ставки транслировался на финансовый рынок, необходимо, чтобы однодневные ставки денежного рынка формировались вблизи ключевой ставки. Это достигается благодаря операционной процедуре Банка России, в рамках которой центральный банк на регулярной основе проводит операции с коммерческими банками по ставке, близкой к ключевой (подробнее см. раздел 4). В состоянии долгосрочного равновесия в экономике, то есть когда инфляция и инфляционные ожидания сохраняются вблизи цели и экономика растет темпом, близким к потенциальному, денежно-кредитная политика не должна оказывать ни сдерживающего, ни стимулирующего влияния на экономику, то есть она должна быть нейтральной.
Равновесному состоянию экономики соответствует нейтральный уровень ключевой ставки (см. врезку «Нейтральная процентная ставка»). Он определяется множеством факторов, и есть различные способы его оценки. В зависимости от положения ключевой ставки относительно нейтрального уровня, ее влияния на экономическую активность и динамику цен выделяют стимулирующую, сдерживающую или нейтральную денежно-кредитную политику. Стимулирующая денежно-кредитная политика применяется при устойчивом отклонении инфляции вниз от цели или наличии рисков устойчивого отклонения без принятия мер денежно-кредитной политики. Она предполагает сохранение ключевой ставки ниже нейтрального уровня, что способствует повышению инфляции до цели.
Сдерживающая денежно-кредитная политика, напротив, применяется при устойчивом отклонении инфляции вверх от цели или формировании рисков такого отклонения без принятия мер денежно-кредитной политики. Она предполагает поддержание ключевой ставки выше нейтрального уровня, что способствует замедлению инфляции до цели. Решение по ключевой ставке обязательно сопровождается объяснением его логики и причин, а также, как правило, дополняется сигналом о возможных дальнейших шагах по денежно-кредитной политике, которые могут быть предприняты, если развитие экономики и динамика инфляции будут близки к базовому прогнозу Банка России.
Таким образом, сигнал по денежно-кредитной политике имеет условный характер и является заявлением о намерениях, которые могут быть осуществлены при условии реализации базового прогноза центрального банка. Сигнал по денежно-кредитной политике имеет не менее важное значение, чем само решение по ключевой ставке, так как он оказывает влияние на ожидания участников рынка в отношении дальнейших действий центрального банка и на формирование кривой доходности. При этом сигнал о будущих намерениях может использоваться Банком России как для информирования общественности о своем взгляде на перспективы денежно-кредитной политики, так и для корректировки ожиданий участников финансового рынка. Это необходимо в том случае, если рыночные ожидания по процентным ставкам существенно отклоняются от оценки центральным банком их возможного дальнейшего изменения. Разъяснение Банком России принятых решений и будущих намерений является важным инструментом управления инфляционными ожиданиями, так называемой привязки их к цели по инфляции. Инфляционные ожидания влияют как на динамику инфляции, так и на процентные ставки в экономике. От уровня и изменения инфляционных ожиданий в том числе зависит и премия за риск, которая закладывается в процентные ставки.
Привязка инфляционных ожиданий как населения, так и бизнеса к цели по инфляции, имеет большое значения для действенности мер, принимаемых центральным банком. Поэтому важную роль играет доверие участников экономических отношений к денежно-кредитной политике, направленной на поддержание инфляции вблизи целевого уровня. Для формирования этого доверия необходимо как успешное достижение цели по инфляции, так и понимание участниками экономических отношений политики, проводимой центральным банком, – ее целей, подходов и мер, которые принимаются для достижения цели. Такие разъяснения особенно важны в тех случаях, когда под влиянием тех или иных факторов происходит временное отклонение инфляции от цели и центральный банк принимает меры для ее возвращения к целевому уровню. С учетом этого Банк России уделяет большое внимание развитию информационной политики, а информационная открытость является одним из важнейших принципов проведения денежно-кредитной политики (см. подраздел «Информационная открытость»).