ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.
Рисунок 20 – Динамика курса доллара (в рублях) Источник: http://moex.com/ru/index/idxgraph.aspx
Как видно из рисунка 20 падение курса национальной валюты началось в июле 2014 года, максимального своего значения курс доллара достиг 27 января 2016 года – 81,8194 рубль за доллар, на сегодняшний день курс доллара по отношению к рублю составляет 63,71 рублей за доллар.
Далее рассмотрим перечень финансовых санкций в отношении России в 2021 году:
На сегодняшний день от системы SWIFT отключены следующие семь российских банков:
-
ВТБ,
-
«Россия»,
-
«Открытие»,
-
Новикомбанк,
-
Промсвязьбанк,
-
Совкомбанк
-
ВЭБ.РФ.
Это означает, что транзакции с перечисленными банками посредством международной системы SWIFT теперь невозможны. Само по себе отключение от SWIFT не налагает никаких ограничений в расчетах, внутри России они по-прежнему могут проходить посредством, например, российской СПФС или других каналов связи. То же самое касается и международных расчетов. Тем не менее отключение от наиболее применяемого канала делает международные расчеты через перечисленные банки нецелесообразными. Причиной рестрикций стала связь банков с государством, в том числе в сфере финансирования ВПК.
На 18.02.2022, последняя отчетная дата до начала военных действий, резервы ЦБ составляли 643 млрд долларов США в различных активах. ЦБ традиционно публикует структуру резервов с лагом, в годовом отчете банк раскрыл структуру на начало 2022 года.
На сегодняшний день происходит продление и расширение финансовых санкций (добавление все новых и новых компаний в списки).
Таким образом, основная сложность регулирования денежного обращения в РФ за период 2014-2016 гг. состоит в ухудшении внешних условий, что привело к дестабилизации экономики (рост инфляции, падение курса национальной валюты, ограничение привлечения коммерческими банками и предприятиями в результате санкций
кредитных ресурсов).
Таким образом, главными проблемами национальной денежной системы РФ являются: соотношение наличных и безналичных денег, конвертируемость рубля и влияние на денежное обращение теневой экономики. Решение всех этих проблем — главная задача кредитно-денежной политики.
2.3. Тенденции и перспективы развития денежной системы
Центральный Банк РФ управляет внутренним спросом через процентные ставки, что влечёт за собой необходимую динамику цен. Он также проводит политику инфляционного таргетирования, замедляя инфляцию и поддерживая ее на необходимом уровне (в этом году этот уровень составляет 4%). В результате улучшаются инфляционные ожидания населения и бизнеса, что является важным фактором в динамике цен. Проводя различные операции с банками, ЦБ регулирует банковскую ликвидность, максимально снижая кредитный и финансовый риски.
В общем и целом, необходимо сказать, что главным объектом денежно- кредитной политики в текущем периоде будет инфляция. Ее темпы растут, что может привести к снижению покупательной способности национальной валюты. Замедление инфляции и сохранение ее на низком уровне, приведет к стабильному уровню цен, низким инфляционным ожиданием, что поспособствует росту объемов инвестиций. Также ожидается увеличение темпов роста экономики вследствие улучшения предпринимательской среды и внешнеторговых условий. Будут продолжаться
мероприятия по минимизации влияния монетарных факторов на инфляцию. Все эти структурные меры будут сопровождаться высоким инфляционным давлением и возможностью инфляционных рисков.
Рассмотрим основные перспективы развития денежной системы РФ:
1. Для обеспечения устойчивости обменного курса рубля расширить инструменты регулирования спроса и предложения иностранной валюты, включая нормативное закрепление механизма взимания экспортных пошлин в иностранной валюте с ее аккумулированием на валютных счетах правительства в случае избыточного предложения валюты и введения правила обязательной полной или частичной продажи валютной выручки экспортеров на внутреннем рынке в случае ее недостаточного предложения.
2. Фиксация котировок обменного курса иностранных валют в привязке к рублю, а не рубля к доллару и евро, как в настоящее время. Установление заранее объявляемых границ колебаний курса рубля, поддерживаемых длительное время. При угрозе выхода за эти границы — проведение единовременного изменения курса с установлением новых границ во избежание лавинообразного бегства капитала и валютных спекуляций против рубля, а также обеспечение мгновенной стабилизации его курса.
3. Для предотвращения перетока эмитируемых для рефинансирования производственной деятельности денег и инвестиций на финансовый и валютный рынок необходимо обеспечить целевое использование таких кредитов посредством соответствующих норм банковского надзора. Введение ограничений на изменение валютной позиции коммерческих банков, прибегающих к
рефинансированию ЦБ РФ.
4. Стимулировать переход во взаимных расчетах в СНГ на рубли, в расчетах с ЕС — на рубли и евро, с Китаем — на рубли и юани. Рекомендовать хозяйствующим субъектам переходить на расчеты в рублях за экспортируемые и импортируемые товары и услуги. При этом предусматривать выделение связанных рублевых кредитов государствам — импортерам российской продукции для поддержания товарооборота, использовать в этих целях кредитно- валютные свопы.
5. Кардинально расширить систему обслуживания расчетов в национальных валютах между предприятиями государств СНГ посредством Межгосбанка СНГ, с иными государствами — с использованием контролируемых Россией международных финансовых организаций (МБЭС, МИБ, ЕАБР и др.).
6. Создать платежно-расчетную систему в национальных валютах государств — членов ЕврАзЭС со своими системами обмена информацией между банками, оценки кредитных рисков, котировки курсов обмена валют. Разработать и внедрить собственную независимую систему международных расчетов, которая могла бы устранить критическую зависимость от подконтрольной США системы SWIFT. Включить в нее банки России и государств — членов Таможенного союза и СНГ, а также Китая, Ирана, Индии, Сирии, Венесуэлы и других традиционных партнеров.
7. Организовать биржевую торговлю нефтью, нефтепродуктами, лесом, минеральными удобрениями, металлами, другими сырьевыми товарами в рублях. Для обеспечения рыночного ценообразования и предотвращения использования трансфертных цен для уклонения от налогообложения обязать производителей биржевых товаров продавать через зарегистрированные правительством России биржи
не менее половины своей продукции, в том числе поставляемой на экспорт.
8. Ограничить предоставление гарантий по вкладам граждан в рамках системы страхования вкладов только рублевыми вкладами с одновременным повышением нормативов обязательных резервов по вкладам в иностранной валюте.
9. Разработать методологию формирования и определить перечень стратегических предприятий, кредиты которым рефинансируются на льготных условиях.
В России в последние годы все большое распространение в денежном обороте получают электронные деньги. Федеральный закон «О национальной платежной системе» (ст. 3) определяет понятие «электронные деньги», которое трактуется как «денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом (лицом, предоставившим денежные средства) другому лицу»5 . Важным условием применения электронных денег является то, что учитывается информация о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета, что влияет на прозрачность использования валюты, а также доходов как юридических так и физических лиц. Принципиальное различие между электронными деньгами и обычными состоит в том, что электронные деньги представляют собой платежные средства, выпущенные каким-либо лицом, в том числе и государством, тогда как обычные наличные и безналичные деньги эмитируются только центральным банком государства. Соответственно, электронные деньги могут быть как государственными (фиатные электронные деньги), так и частными негосударственными (нефиатные электронные деньги). Первая группа является разновидностью денежных единиц платежной системы какого-либо государства, которое действующим национальным законодательством обязывает всех своих граждан принимать их к оплате. Выпуск, обращение и погашение таких денег производится согласно установленным законом центральными банками этих государств. Вторая группа представляет собой электронные единицы стоимости частных платежных систем. Соответственно, их эмиссия, обращение и погашение происходят по правилам негосударственных платежных систем. Такие деньги являются разновидностью кредитных денег