Файл: Тема 9 Современный Казахстан. Провозглашение независимости Казахстана и создание снг.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


18 августа 2007 года состоялись выборы 98 из 107 депутатов Ма­жилиса посредством голосования избирателей за семь партий: «Нур Отан», «Ак жол», общенациональную социал-демократическую (ОСДП), патриотов (ППК), «Руханият» (Духовность), «Ауыл» (Село), коммунистическую народную (КНПК). Им для вхождения в законо­дательный орган страны следовало набрать не менее 7% голосов из­бирателей. Бойкотировала выборы депутатов мажилиса коммунисти­ческая партия Казахстана (КПК). В итоге после выборов, согласно данным ЦИК, партия власти «Нур Отан», получив 88,05% голосов избирателей, победила в парламентских выборах. За партию «Нур Отан» проголосовало 5 млн. 174 тыс. человек. Кроме партии «Нур Отан», в мажилис (нижнюю палату) парламента не смогла попасть ни одна из партий, так как они не преодолели семипроцентный ру­беж. Эти всеобщие парламентские выборы состоялись полностью по пропорциональной системе не только впервые в Казахстане, но и на всем азиатском континенте. Данные позитивные сдвиги демократи­зации общества признают и зарубежные эксперты, подтверждение тому — председательствование Республики Казахстан в 2010 году в такой авторитетной международной организации как ОБСЕ.

За плечами республики 17 лет государственной независимости. Это было непростое время поиска ответов на глобальные вызовы истории и новой экономики. Возникла необходимость безотлагатель­но и в кратчайшие сроки решить триединую задачу: создать неза­висимое государство, осуществить переход от плановой экономики к рыночной и от тоталитаризма к демократии. Республика не могла себе позволить постепенное развитие и упрочение экономических и демократических преобразований в течение десятилетий, и уж тем более столетий, как многие ведущие мировые державы. История диктовала иные условия, и Казахстан их выдержал, поскольку у ре­спублики были высокие устремления, воля к победе и, главное, под­держка начатых реформ всеми казахстанцами.

  1. Социально-экономическое развитие Республики Казахстан

После обретения Казахстаном государственной независимости пе­ред республикой встала задача осуществления перехода к рыночной, социально ориентированной экономике. Однако в начале 90-х годов «политика шла впереди экономики», и это способствовало разрыву экономических связей, во многом искусственных, что привело в пер­вые годы суверенитета к негативной цепной реакции: остановились целые заводы и фабрики, десятки тысяч рабочих и служащих оказа­лись без средств к существованию.
Разорились субъекты сельского хозяйства, поскольку они перестали получать дотации и субсидии, в итоге колхозы и совхозы оказались банкротами. Поэтому к 1991 году экономическое положение Казахстана, как и других республик бывшего СССР, сильно ослабло. ВВП снизился на 12 %, нарастал то­варный голод, в одночасье опустели прилавки магазинов, не хватало средств на зарплату и пенсии.

Производство потребительских товаров стало минимальным, что отражало несоответствие спроса и предложения. Начиналась всеоб­щая гонка за прибылью только за счет роста цен.

Поскольку экономика республики оказалась в условиях товарно­го дефицита, нараставшей гиперинфляции, руководство республики приняло единственно правильное решение, провозгласив либерали­зацию цен. Была запущена классическая схема: спрос рождает пред­ложение.

Однако ситуация была осложнена тем, что республика все еще на­ходилась в рублевой зоне. Москва проводила бессистемную эмиссию денег, которая усилила негативные тенденции. Перед Казахстаном стояли два пути: либо сужать денежную массу, либо установить стро­гий государственный контроль над ценами. Второй путь противо­речил сути намеченных экономических реформ. Для стабилизации финансовой системы Казахстан пошел на введение национальной валюты. 15 ноября 1993 года республика обрела один из символов политической самостоятельности — валюту — тенге.

В этот сложный период молодой республике приходилось одно­временно решать две взаимосвязанные проблемы: нужно было не только преодолеть кризис, но и делать шаги по строительству само­стоятельной рыночной экономической системы. Для этого необхо­димо было провести политику разгосударствления, то есть ввести институт частной собственности. Государство пошло на поэтапную масштабную приватизацию.

В Казахстане приватизация и реструктуризация форм собствен­ности началась в конце 1991 года и протекала достаточно слож­но и противоречиво. Государство начало с малой приватизации. Разгосударствление проводилось в четыре этапа. На первом этапе (1991—1992 гг.) проводилось достаточно широкомасштабное преоб­разование малых и средних государственных предприятий в коллек­тивные и арендные предприятия. В ходе первого этапа (1991—1992 гг.) было приватизировано около 5 000 объектов, в числе которых бо­лее 470 совхозов, переданных в коллективную собственность, кото­рые тем не менее не решали задач коренной реструктуризации форм собственности.



Второй этап проводился на основе «Национальной программы разгосударствления и приватизации государственной собственности в РК на 1993—1995 годы». На втором этапе (1993—1995 гг.) была завершена так называемая малая приватизация, в результате которой была почти полностью заменена государственная форма собствен­ности на частную в торговле, бытовом и коммунальном обслужи­вании. В результате массовой приватизации за приватизационно-­инвестиционные купоны (ПИКи) и акции было продано более 1600 средних и крупных предприятий промышленности, строительства и транспорта.

Важнейшим шагом этого этапа стала единая система управления и приватизации государственной собственности. Тогда же был дан старт развитию малого и среднего бизнеса. Началось преобразова­ние бывшей советской торговой системы, включая оптовое звено. Благодаря этому в сфере услуг, включая магазины, рестораны, аптеч­ную сеть, автозаправочные станции, возникла конкурентная среда.

Однако государство не получило доходы от реализации своей собственности. Не была произведена достойная переоценка государ­ственного имущества. Оценка, которая затруднялась из-за высокой инфляции, проводилась самими предприятиями на основе их балан­совых отчетов. Администрация предприятий при этом была заин­тересована в занижении показателей. Институт посредников в виде инвестиционно-приватизационных фондов (НПФ) привел к ряду проблем с самими фондами: в условиях низкой социальной актив­ности населения фонды получили возможность осуществления раз­личного рода махинаций с купонами, переданными им населением.

Третий этап начался в декабре 1995 года с Указа, имеющего силу закона, «О приватизации» и продолжался вплоть до 1999 года. Начиная с 1996 года приватизация государственной собственности стала проводиться через аукционы, тендеры только за «живые день­ги». Это позволило улучшить работу ряда промышленных и иных предприятий и организаций. Кроме физических и юридических лиц- граждан Республики Казахстан, в роли покупателя могли выступить и иностранные юридические лица, а продавцом — государственный орган. Государство полагало, что иностранные компании принесут с собой не только инвестиции, но и передовую технологию, передовой опыт управления. В результате казахстанские предприятия получи­ли новые ресурсы для своего развития. Открылись новые рабочие места, а люди начали получать заработную плату за свой труд. На 1996-1998 гг. приходится приватизация ряда предприятий топливно- энергетического комплекса, в частности, нефтедобывающие АО «Мангистаумунайгаз», «Актобе-мунайгаз» и 22 предприятия газово­го хозяйства, а также многочисленных объектов социальной сферы, в т.ч. здравоохранения, образования, культуры.


В октябре 1999 года произошла очередная смена главы прави­тельства, премьер-министром стал К. Токаев, работавший вице- премьером. Новое правительство разработало план социально- экономического развития страны на второе десятилетие — до 2010 года, основной его задачей является создание конкурентоспособной национальной экономики, а также достижение не менее чем двукрат­ного увеличения объема ВВП, осуществление системы государствен­ных мер, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста, усиление влияния национального капитала в ключевых отрас­лях народного хозяйства, стимулирование развития аграрного секто­ра, поддержание низкого укрепления инфляции, обеспечение даль­нейшего укрепления финансово-кредитной системы Казахстана. Эти поставленные задачи продолжили и следующие главы правительств И. Тасмагамбетов, Д. Ахметов и К. Масимов.

В несколько меньших масштабах приватизация продолжалась и в 1999—2001 гг. После 1999 года на первый план вышли вопро­сы совершенствования управления государственным имуществом. Поэтому на четвертом этапе государство начало применять новые подходы к распределению полномочий между государственными органами по вопросам управления и распоряжения государственной собственностью. В этот период осуществлялась продажа госпакетов акций крупных объектов приватизации, государственных распреде­лительных электро-сетевых компаний, а также объектов недвижимо­сти. В ряде отраслей социальной инфраструктуры (здравоохранении, образовании) была введена организационно-правовая форма казен­ных предприятий, уменьшающая бюджетные затраты на их содер­жание. В 2001 году процесс приватизации был, по сути, завершен. В республике процесс приватизации создал реальные условия для конкуренции.

Началась оптимизация республиканских государственных и ком­мунальных государственных предприятий. Через национальные компании были сохранены влияние и доля государства в стратеги­чески важных секторах экономики, определяющих экономическую безопасность страны. В нефтегазовом секторе это «КазМунайГаз», в энергетике — «КЕГОК», в телекоммуникации — «Казахтелеком», на железной дороге — «Казахстан темір жолы».

Разгосударствление форм собственности для формирования ры­ночной экономики было недостаточно. Необходимо было реформи­ровать банковскую, налогово-бюджетную системы, преобразовать и приспособить к рынку такие институты, как фондовая биржа, на­логовая, таможенная инспекции и другие органы, что автоматиче­ски повлечет за собой смену командно-административных методов управления.


Одним из важнейших атрибутов рыночной экономики является банковская система, которая выступает своего рода генератором, ак­кумулирующим и снабжающим государство и всех членов общества финансовыми средствами. Создание устойчивой, гибкой и эффектив­ной банковской инфраструктуры — одна из важнейших (и чрезвы­чайно сложных) задач экономической реформы в Казахстане. Была сформирована двухуровневая банковская структура. Национальный банк является центральным банком государства и представляет со­бой верхний уровень банковской системы. Все иные банки пред­ставляют собой нижний уровень банковской системы. Это позволило повысить эффективность денежно-кредитной политики государства. Банковская система Казахстана, по заключению как отечественных, так и зарубежных экспертов, благодаря проведенным реформам пред­ставляет собой эффективную финансово-экономическую систему на постсоветском пространстве. Основной нормативной базой деятель­ности банковского сектора Казахстана являются законы «О нацио­нальном банке», «О банках и банковской деятельности». В настоя­щее время в банковской системе республики функционируют 34 бан­ка второго уровня, в том числе 14 банков с иностранным участием, включая 9 дочерних банков банков-нерезидентов, а также государ­ственное АО «Банк Развития Казахстана» (БРК). Основной задачей Банка Развития Казахстана (БРК) стала финансовая поддержка ини­циатив частного сектора и государства (в частности, инфраструктур­ных проектов) путем предоставления долгосрочных и среднесрочных низкопроцентных кредитов, в том числе и экспортных, а также путем выдачи гарантийных обязательств по займам и кредитам, предостав­ляемым другими кредитными институтами. Деятельность этого банка обусловлена тем, что финансовая система не может обеспечить эко­номике предоставление вышеназванных кредитов из-за значитель­ной степени риска и невозможности понижения процентных ставок. Банк осуществляет отбор и кредитование средне- и долгосрочных инвестиционных проектов в производственной сфере и не сырьевых отраслях экономики, реализация которых рассчитана на период от пяти до двадцати лет. Сегодня БРК участвует в реализации стратегии индустриально-инновационного развития республики, рассчитанной на период до 2015 года, и других госпрограмм развития.

Диспропорции государственного бюджета в начале 90-х годов привели к тому, что размер социальных гарантий превышал реаль­ные экономические возможности. К примеру, дефицит бюджета в 1991 году превышал 20%. Чтобы добиться снижения дефицита бюд­жета, Казахстан одним из первых в СНГ провел налоговую реформу. В 1995 году вышел Указ Президента, имеющий силу закона, «О нало­гах и других обязательных платежах в бюджет», сокращавший коли­чество налогов в три раза. Налоги стали инструментом стимулирова­ния инвестиционно-производственной деятельности и не рассматри­вались более как метод пополнения государственного бюджета.