Файл: Финансов, налогообложения и финансового учета.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 359

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Методика оценки и анализа финансовых результатов деятельности предприятия
Поскольку основную часть прибыли до налогообложения («бухгалтерской прибыли») составляет прибыль от продаж, то она подвергается специальному анализу. Изменение прибыли от реализации зависит от множества факторов.

Источником информации для этого анализа служит форма №2 «Отчет о финансовых результатах» и данные бухгалтерского учета. При этом основой для сопоставления с фактически полученной прибылью может использоваться как прибыль предыдущего отчетного периода, так и расчетные (плановые) показатели.

Анализ уровней, динамики и структуры финансовых подвергается результатов деятельности организации. Содержание анализа финансовых результатов деятельности организации представлено на рисунке 7:



Рисунок 7 – Содержание анализа финансовых результатов деятельности организации [18, с. 157]
Исследование динамики финансовых результатов по компонентам дает возможность оценить:

  • конкурентные позиции (так, рост прибыли от продаж указывает говорит о повышении конкурентоспособности компании и ее продукции);

  • организацию стратегического управления активам (так, уменьшение прибыли от реализации при одновременном росте прочих доходов может свидетельствовать о снижении основного вида деятельности наряду с ростом операций, связанных с передачей имущества в аренду);

  • «качество» финансово-правовой работы в компании (например, рост прочих доходов свидетельствует о высоком качестве работы по претензиям или о взыскании дебиторской задолженности, ранее признанной невозможной к получению) [6, с. 81].


Показатели прибыли, используемые ходе анализа, представлены в таблице 1

Таблица 1 – Состав и динамика прибыли за отчетный период [12, с. 94]



Показатель

Базовый период

Отчетный период

Изменения

Сумма, млн руб.



Уд. вес,

%

Сумма, млн руб.



Уд. вес, %

Сумма, млн руб.

Уд. вес,

%

Прибыль от продаж

837,0

86,2

940,0

82,0

+ 103,0

58,9

Валовая прибыль

100,0

10,3

150,0

13,1

+ 50,0

28,6

Прочие доходы

34,0

3,5

56,0

4,9

+ 22,0

12,5

Прибыль за отчетный

период

971,0

100,0

1140,0

100,0

+ 175,0

100,0


Для анализа состава и динамики прибыли за текущий период используется информация о сумме прибыли за базовый и отчетный период в рамках ее составных частей. На её основе составляется таблица, и затем вычисляется изменение абсолютных величин и доля каждого вида прибыли в структуре прибыли за отчетный период (таблица 1).

Факторный анализ прибыли от реализации. На сумму прибыли от основных видов деятельности, которая соответствует прибыли от продажи продукции (работ, услуг), оказывают влияние следующие факторы:

  • изменение объема продаж продукции;

  • изменение состава проданной продукции (работ, услуг) в натуральном выражении;

  • изменение себестоимости продаж;

  • изменение цен проданной продукции (работ, услуг).


Изменение объема продаж воздействует на величину прибыли, получаемую организацией. Рост объема продаж увеличивает сумму прибыли, уменьшение – снижает. Поскольку информацию о продаже продукции получают из бухгалтерской документации, то в сумму выручки от продаж, входят поступления от реализации продукции.

Состав товарной продукции может оказывать позитивное и негативное влияние на величину прибыли. Повышение объема реализации рентабельной продукции ведет к пропорциональному росту прибыли. Если же продукция нерентабельна, то при повышении объема продаж наблюдается снижение величины прибыли.

Производственные затраты (себестоимость) продукции является одним из основных факторов, влияющих на изменение прибыли. Снижение затрат ведет к увеличению суммы прибыли, и напротив, ее рост приводит к снижению величины прибыли.

Точно так же влияет на размер прибыли изменения в цене, по которой продается продукция. Увеличение суммы прибыли возрастает, а при уменьшении снижается. При их повышении сумма прибыли растет, а при уменьшении сокращается.

Методика анализа прибыли от продаж показана в таблице 2, где «+» определяет прибыль, а «-» – убыток.

Таблица 2 – Методика анализа прибыли от продаж продукции [4, с. 161]


Показатели

За предыдущий год

Исходя из цен затрат предыдущего года на фактически проданную продукцию

отчетного года

За отчетный

год

Выручка от продаж продукции (за вычетом косвенных налогов), тыс. руб. Стр. 2110, форма2

100

120


150

Затраты на производство проданной продукции (себестоимость продаж), тыс.

руб. Стр. 2120, форма2

80

110

105

Результат от продажи (валовая прибыль), прибыль «+», убыток «-», тыс. руб. Стр. 2100, форма №2

20

10

45



Анализ рентабельности предприятия может быть осуществлен в абсолютном выражении, но эти показатели не представляется возможным использовать для сравнения, поэтому в практике применяются относительные индикаторы, которые позволяют сравнивать различные экономические субъекты в пространственно-временных рамках.

Рентабельность (от нем. rentable –доходный) является одним из главных стоимостных качественных показателей эффективности производства на предприятии, объединении, отрасли в целом, характеризующий степень отдачи затрат и освоения средств в процессе производства и продажи продукции.

Коэффициенты рентабельности (прибыльности) являются частным случаем оценочных показателей, т. е. это соотношение прибыли к затратам или ресурсам.

В то же время рентабельность следует понимать значительно шире, чем эффективность. Исходя из базы определения коэффициентов рентабельности, выделяют следующие группы:

  1. ресурсные, где база (знаменатель дроби) –стоимостные оценки ресурсов (капитал, материальные ресурсы);

  2. доходные, где база (знаменатель дроби) –показатели выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг.

Поэтому, в зависимости от критериев сравнения, выделяют две группы коэффициентов рентабельности:

  • рентабельность инвестиций (капитала);

  • рентабельность продаж.

Показатели рентабельности определяются на основе данных формы №1, баланс – на основе данных формы №2.

Рентабельность продаж рассчитывается для всей произведенной и реализованной продукции
, или для отдельных изделий. Уровень доходности определяется, как соотношение прибыли от продажи к выручке (без налогов) или к себестоимости этой продукции. Сравнительный анализ данных индикаторов позволяет оценить эффективность производства, выбрать максимально прибыльные области деловой активности, разумно модифицировать структуру ассортимента, выявить наиболее выгодные объекты для инвестиций [12, с. 107].

Так как доходность является общим параметром, характеризующим эффективность функционирования предприятия, то обязательным условием выступает установление степени влияния на этот показатель факторов, определяющих количественные и качественные направления деятельности предприятия. Примеры таких факторов и их значений приведены в таблице 3.

Таблица 3 – Анализ рентабельности продукции и продаж [4, с. 166]

Показатели

За предыдущий

год

В ценах и затратах предыдущего

года

В ценах на продукцию предыдущего года и затратах отчетного года

Фактические

Полная себестоимость проданной продукции,

тыс. руб.

25000

26000

25500

25500

Выручка от продажи

(без налогов), тыс. руб.

30000

29000

29000

31110

Прибыль, тыс. руб. (стр.2 – стр. 1)

5000

3000

3500

5610

Рентабельность продукции, % (стр. 3

\ стр. 1 х 100 %)

20,0

11,5

13,7

22,0

Рентабельность продаж, % (стр. 3 \ стр. 2 х 100 %)

16,7

10,34

12,1

18,03


Из таблицы 3 видно, что прибыльность продукции относительно прошлого года увеличилась на