Файл: Финансов, налогообложения и финансового учета.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 362

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Во Франции для представления отчета о прибылях и убытках используются две формы —вертикальную и горизонтальную, а основным подходом при его формировании является концепция производства, где в качестве базы взята произведенная валовая продукция за отчетный год, то есть сумма реализованной, складированной и направленной на собственные нужды продукции. В свою очередь затраты связаны с формированием себестоимости всей валовой продукции, а не только реализованной. Расходы французского предприятия классифицируются по элементам, что позволяет выявить различные сальдо: валовая добавленная стоимость (разница между объемом валовой продукции и объемом потребленного сырья и услуг); валовая эксплуатационная прибыль (разница между добавленной стоимостью и суммой расходов на персонал); эксплуатационная прибыль (сумма после вычета амортизационных отчислений и других расходов); текущая прибыль (после вычета финансовых расходов); чистая прибыль (после вычета налогов) [4].

Согласно стандартам США, отчет о прибылях и убытках может иметь две формы: одноступенчатую и многоступенчатую. При использовании одноступенчатой формы, которая отличается простотой, все доходы и расходы группируются отдельно, и разница между ними составляет чистую прибыль. Многоступенчатая форма является более сложной и представляет собой последовательный расчет чистой прибыли при увязке соответствующих доходов и расходов. После внесения данных о прибылях (убытках) в результате обобщенного эффекта от изменения учетной политики (за вычетом налога) в отчет о прибылях и убытках производится определение величины чистой прибыли, а затем формируется информация о чистой прибыли, приходящейся на одну акцию. При наличии возможности использовать любую из них вторая форма считается предпочтительнее [1].

В настоящее время бухгалтерский учет во всем мире развивается по пути сближения с Международными стандартами финансовой отчетности. Так в большинстве европейских стран организации, ценные бумаги которых размещены на бирже, обязаны составлять отчетность по МСФО, приспособив их к национальным бухгалтерским требованиям.

Порядок раскрытия в международной отчетности финансовых результатов подробно рассмотрен в МСФО 1 «Представление финансовой отчетности» и МСФО 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских расчетах и ошибки». Расширению круга компаний, обязанных составлять отчетность по МСФО, способствует содействие усилий государств, входящих в ВТО и ЕС, направленных на стимулирование составления отчетности, понятной всем зарубежным пользователям.


Таким образом, процессы сближения национальных систем отчетности с МСФО характерны как для РФ, так и для ряда европейских стран. Планируется, что США, использующие в данный момент собственные стандарты ГААП, также в недалеком будущем будут составлять отчетность согласно международным стандартам [3, c. 19].

Одной из важнейших задач учета финансовых результатов является их эффективный и достоверный анализ. Зарубежные организации в аналитических целях рассчитывают несколько показателей прибыли. Помимо тех из них, которые находят отражение в отчете о прибылях и убытках (прибыль от операционной, финансовой деятельности, текущая и чистая прибыль), анализу подлежат и другие ее индикаторы.

Во-первых, номинальная, то есть фактически полученная прибыль.

Во-вторых, реальная прибыль — номинальная прибыль, скорректированная на уровень инфляции.

В-третьих, минимальная прибыль — прибыль, которая после уплаты налогов обеспечивает предприятию минимальный уровень прибыли на вложенный капитал, равный среднему проценту ставки банков по депозитам, сложившийся за исследуемый период.

В-четвертых, нормальная прибыль, соответствующая средней норме прибыли на капитал и представляющая собой минимальное вознаграждение предпринимателю, удерживающее его в выбранной им отрасли деятельности.

В-пятых, целевая прибыль — прибыль, которая остается после уплаты налогов и соответствует потребностям предприятия в его социальном и производственном развитии.

В-шестых, максимальная прибыль — прибыль, являющаяся основной целевой установкой для организации, ориентированной на достижение определенного притока денежных средств (наличности) в определенные периоды. Она достигается при таком объеме деятельности, когда граничный доход равняется граничным затратам.

В-седьмых, недополученная прибыль (издержки упущенных возможностей) — денежные доходы, которые могло бы получить в предприятие (фирма) при более выгодном в использовании принадлежащих ей ресурсов.

В-восьмых, поток наличности, который определяется путем прибавления к чистой прибыли амортизационных отчислений, а также отчислений в фонд выбытия (выбытие не подлежащих амортизации активов — запасов, либо подлежащих амортизации, но попадающих под чрезвычайное обесценивание).

В-девятых, показатели валового и чистого самофинансирования. Первый исчисляется путем вычитания из потока наличности распределенной прибыли, второй — как разность между валовым самофинансированием и амортизационными отчислениями, а также отчислениями в резервные фонды.



В-десятых, предпринимательская прибыль (доход), когда к «потоку наличности» прибавляют налог на корпорации и сумму по статье «Прочие резервные отчисления», за исключением той ее части, которая содержится в «потоке наличности», а также финансовые издержки по долгосрочным обязательствам и минус прочие прибыли и доходы от финансовых операций. Считается, что предпринимательский доход является более точным показателем, чем балансовая прибыль. Указанные показатели рассчитываются и анализируются в рамках текущего анализа финансовых результатов. Помимо него за рубежом активно практикуется оперативный анализ, основанный на данных первичного учета и непосредственного наблюдения за работой каждой структуры и каждого работника в отдельности, на беседах с поставщиками, покупателями, работниками организации [5, c. 23–25].

Зарубежные организации проводят также перспективный (прогнозный) анализ финансовых результатов, сущность которого заключается в рассмотрении индикаторов с позиций будущей перспективы (месяц, квартал, год, 2–3 года, 5 лет и более). Оценка финансовых результатов деятельности организации в данном случае производится в сравнении с планом и предшествующим периодом. При этом обеспечивается сопоставимость показателей и исключается ценовое влияние в условиях инфляции. В ходе анализа выясняется, сумело ли предприятие получить предприятия запланированную с прибыль; по каким причинам, если такое зафиксировано, выполнение планов по прибыли; кто виноват —плохое планирование или плохая работа. Для углубления анализа зарубежные предприятия более детально изучают все резервы роста прибыли на предмет реальной возможности их реализации с целью получения более высокой прибыли. С целью повышения достоверности прогнозных расчетов прибыли разрабатывается прогноз на квартал, месяц.

При изучении факторов изменения прибыли и прогнозирования величины для обеспечения системного подхода в зарубежных странах используют маржинальный анализ, в основе которого лежит маржинальный доход (МД) —прибыль в сумме с постоянными затратами предприятия (Н). При этом, если известны величины маржинального дохода и постоянных затрат, можно рассчитать сумму прибыли:

(1)

где П – сумма прибыли;

МД – маржинальный доход;

Н – постоянные затраты предприятия;


Иногда при определении суммы прибыли вместо маржинального дохода используются выручка и удельный вес маржинального дохода в ней. Если известны количество проданной продукции (К), переменные затраты на единицу продукции (V) и ставка маржинального дохода (ДС = Ц–V) в цене за единицу продукции (Ц), при анализе прибыли от реализации одного вида продукции рекомендуется определять прибыль иным образом:

(2)

где П – сумма прибыли;

К – количество проданной продукции;

V – переменные затраты на единицу продукции;

Дс – ставка маржинального дохода;

Ц – цена за единицу продукции;

Н – постоянные затраты предприятия;

Общее изменение прибыли определяется за счет изменения: количества реализованной продукции, цены реализации, удельных переменных затрат, суммы постоянных затрат. Методика анализа прибыли несколько усложняется в условиях многономенклатурного производства, когда кроме перечисленных факторов необходимо учитывать и влияние структуры реализованной продукции. Факторная модель прибыли от реализации продукции позволяет установить изменение прибыли за счет количества (объема) реализованной продукции, ее структуры, отпускных цен, удельных переменных издержек и постоянных расходов предприятия. Преимущество рассмотренной методики анализа прибыли состоит в том, что при ее использовании учитывается взаимосвязь элементов модели, в частности объема продаж, издержек и прибыли. Это обеспечивает более точное исчисление влияния факторов и, как следствие, более высокий уровень планирования и прогнозирования финансовых результатов [6, c. 128–129].

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что финансовый результат организации в зарубежных странах выступает более широким понятием, чем чистая прибыль отчетного периода, и определяется не только как разница между доходами и расходами, но и как прирост чистых активов или прирост собственного капитала.

Принципиальные же различия в порядке учета финансовых результатов организаций в зарубежных странах (Германии, Франции и США) существуют как по форме (горизонтальное или вертикальное представление, структура), так и по существу (порядок расчета показателей). Но, несмотря на это, во всех учетных системах соответствующая информация отражается в отчете о прибылях и убытках, который является обязательным для составления. Кроме того, для европейских стран характерно применение международных стандартов финансовой отчетности, адаптированных к национальным бухгалтерским требованиям. Зарубежная практика анализа финансовых результатов отличается расчетом целого ряда дополнительных показателей прибыли (номинальной, реальной, минимальной, нормальной, целевой, максимальной, недополученной, потока наличности, показателей валового и чистого самофинансирования) в рамках текущего, оперативного и перспективного анализа. Кроме того, в странах с развитыми рыночными отношениями широко применяется маржинальный анализ прибыли, который базируется на делении затрат на переменные и постоянные и категории маржинального дохода.


2 ПРАКТИКА ОЦЕНКИ И АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ПАО «РОССЕТИ МОСКОВСКИЙ РЕГИОН»
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности
ПАО «Российские сети» (ПАО «Россети») – оператор энергетических сетей в России, являющийся одной из самых крупных электросетевых компаний в мире по числу потребителей и протяженности сетей напряжения до 110 кВ. ПАО «Россети Московский регион» также является одной из наиболее значимых инфраструктурных компаний в России, находится под контролем государства и является его агентом по управлению российским электрораспределительным сетевым комплексом.

Основные виды деятельности – оказание услуг по передаче электрической энергии и технологическое присоединение потребителей к электрическим сетям на территории г. Москвы и Московской области.

Миссией ПАО «Россети Московский регион» является обеспечение максимального уровня надежности и доступности распределительной сетевой инфраструктуры за счет использования инновационных цифровых технологий, а также современных стандартов качества предоставляемых услуг.

Документом стратегического планирования верхнего уровня для ПАО «Россети Московский регион» является Стратегия развития ПАО «Россети» и его ДЗО (Группа компаний «Россети») на период до 2030 года (далее – Стратегия развития).

Стратегией развития определены основные стратегические цели компаний Группы:

• обеспечение надежности и качества энергоснабжения на заданном уровне;

• повышение совокупной доходности акционеров;

• обеспечение устойчивости к изменениям мирового и локального рынка электроэнергии.

В соответствии со Стратегией развития Компания выделяет следующие стратегические инициативы развития:

  • повышение надежности электроснабжения и качества обслуживания потребителей;

  • повышение совокупной акционерной доходности;

  • повышение операционной и инвестиционной эффективности;

  • диверсификация бизнеса и развитие услуг энергоснабжения (нетарифных услуг);

  • увеличение доли на рынке сетевых услуг;

  • цифровая трансформация деятельности;

  • программа по снижению потерь электрической энергии Общества;