Файл: Финансов, налогообложения и финансового учета.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 455

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2,0 позиции, так же, как и рентабельность продаж. На изменение рентабельности продаж повлияли следующие факторы:

  • изменение состава реализованной продукции;

  • изменение себестоимости реализованной продукции;

  • изменение отпускных цен на продукцию.

Влияние изменения состава реализованной продукции определяется сравнением показателей рентабельности продукции, проданной в отчетном году, но в ценах и расходах предыдущего года с базисной (прошлогодней) доходностью. Вследствие изменения состава проданной продукции прибыльность продукции снизилась на 8,5 позиций. Это может быть связано с ростом доли менее рентабельных изделий.

Последующий анализ имеет целью выявить конкретные причины такого изменения. С его помощью разрабатываются меры по оптимизации структуры производства и продаж.

Для того, чтобы оценить уровень влияния на изменение прибыльности продаж изменения себестоимости проданных изделий, доходность реализованной продукции отчетного года в ценах на продукцию прошлого года и затратах отчетного года сравнивают с рентабельностью той же продукции, но в ценах и затратах прошлого года. Снижение себестоимости привело к росту доходности на 2,2 позиции. Это, безусловно, является положительным результатом в деятельности компании.

В ходе дальнейшего анализа ценно, так же, выявить за счет каких видов продукции достигнуто уменьшение затрат, и какую роль в этом играет изменения цен и тарифов на использованные ресурсы и услуги.

Влияние на оценочный показатель изменение отпускных цен на продукцию определяется путем сравнения фактической
прибыльности реализованной продукции отчетного года с прибыльностью той же продукции в ценах прошлого года и затратах отчетного года. Рост отпускных цен на продукцию привело к повышению доходности продаж на 8,3 позиции. Это в значительной степени происходит по независящим от предприятия факторам, связанным с общей эффективностью функционирования рынка, но часто повышение цен на продукцию результатом сознательной маркетинговой политикой продавца.

Корректность расчетов проверяется путем определения уровня кумулятивного воздействия факторов. Влияние факторов равно 2,0, что подтверждает достоверность расчетов.

Обобщающей оценкой эффективности использования капитала, инвестированного в предприятие, является рентабельности предприятия. В самом общем виде доходность организации определяется как отношение балансовой прибыли к средней стоимости всех активов компании. Для того, чтобы оценить эффективность деятельности предприятия в рамках функционирования налоговой системы в расчетах вместо балансовой прибыли необходимо использовать показатель чистой прибыли (за вычетом налогов и иных обязательных выплат).

Если при анализе данного показателя применить традиционную модель расчета, принимая во внимание в качестве факторов изменение элементов расчетной формулы, получаем, что любое повышение активов компании, рост его имущества ведет к снижению прибыльности. Тем не менее, на практике увеличение активов компании обусловлено модернизацией и расширением производства и, в конце концов, приводит ни к уменьшению, а к повышению

рентабельности.

Поэтому, рентабельность компании может быть представлена в виде произведения двух показателей —прибыли на рубль продаж (рентабельность продаж) и объема продаж продукции на рубль стоимости активов предприятия (фондоотдачи всех активов компании). Последующий анализ основывается на традиционном способе абсолютных разниц. В таблице 4 представлен пример соответствующих расчетов.

Таблица 4 – Анализ рентабельности предприятия [4, с. 169]. где «+» определяет прибыль, а «-» – убыток.

Показатели

Предыдущий год

Отчетный год

Отклонения (+;-)

Прибыль до налогообложения (с балансовая прибыль),

тыс. руб.

10000

15000

+ 5000

Среднегодовая

стоимость активов предприятия, тыс. руб.

50000

60000

+ 10000

Рентабельность предприятия, % (стр. 1 х

100 \ стр. 2)

20

25

+5

Объем продаж (без

налогов), тыс. руб.

90000

94000

+ 4000

Рентабельность

продукции (продаж), % (стр. 1 х 100 \ стр.4)

11.11

15.95

+ 4.84

Фондоотдача всех активов, руб. (стр. 4 \

стр.2)

1.8

1.57

- 0.23


Доходность предприятия по отношению к прошлому году повысилась на пять пунктов. Исходя из последней формулы, видно, что изменение рентабельности предприятия определяется влиянием двух факторов: изменением рентабельности продаж и изменением фондоотдачи активов, то есть посредством абсолютных разниц.

Изменение рентабельности продаж привело к повышению рентабельности
предприятия на 8,71%. При более подробном анализе необходимо выявить под воздействием, каких факторов произошло повышение рентабельности продаж.

Изменение фондоотдачи всех активов привело к понижению прибыльности организации на 3,67 %. В результате анализа выясняется под воздействием, каких факторов произошло уменьшение отдачи активов организации.

Общее влияние факторов составляет + 5 %, что подтверждает точность расчетов.

Как можно заметить из вышеуказанных вычислений, увеличение рентабельности предприятия в целом связано с увеличением рентабельности продукции. В это же время, сокращение эффективности использования производственных средств (падение фондоотдачи) отрицательно влияет на рентабельность предприятия. Знание факторов, влияющих на прибыльность продукции и на фондоотдачу, есть возможность гораздо глубже исследовать доходность предприятия и наметить направления роста эффективности деятельности организации.

Методика анализа показателей доходности капитала. Рентабельность собственного капитала организации позволяет определить эффективность использования собственниками средств, вложенных в предприятие и сопоставить ее альтернативными источниками дохода. В зарубежных странах этот показатель является существенным критерием при оценке уровня курса акций на фондовой бирже.

В целом, рентабельность собственного капитала (РСК) может быть вычислена как отношение чистой прибыли к средней величине собственного капитала.


1.3. Международный опыт оценки и анализа финансовых результатов деятельности предприятия
Исследование теоретических положений и практических подходов показало, что к настоящему времени так и не сложилось единого мнения относительно определения экономического содержания финансовых результатов организации. В зарубежной практике три основных подхода. Во-первых, финансовый результат рассматривают как изменение величины чистых активов организации в течение отчётного периода. Размер чистых активов определяется как стоимостная оценка совокупного имущества организации за вычетом и общей суммы его задолженности и дополнительных взносов владельцев. Во-вторых, финансовый результат выступает как разница между величиной доходов и расходов деятельности организации. В-третьих, финансовый результат трактуется как изменение величины собственного капитала организации в течение отчётного периода. Исходным моментом при определении финансового результата в указанных подходах является расчёт результата, отражающий эффективность использования вложенного собственником капитала. При этом прибыль трактуется как составляющая собственного капитала, то есть его прирост в течение определённого времени [2].

Для отражения финансовых результатов деятельности организаций в зарубежной практике составляется обязательная форма бухгалтерской (финансовой) отчетности — «Отчет о финансовых результатах» или «Отчет о прибылях и убытках». Но в силу того, что финансовый результат является понятием комплексным, его величина зависит от варианта учета, принятого в отдельно взятой стране или группе стран.

В Германии отчет о прибылях и убытках имеет вертикальную форму, а составляется он в затратном и функциональном форматах. В основе первого из них лежит представление о том, что показателем деятельности организации является, не только объем продаж, но и объем производства и потребления товарно-материальных запасов, а также ресурсы, которые преимущественно участвуют в увеличении основного капитала. Затраты в таком отчете классифицируются по типам независимо от места их возникновения. Специфика функционального формата состоит в трактовке чрезвычайных статей, в порядке отнесения затрат на материалы (в расходы по основной деятельности включают только материалы, составляющие основу готовой продукции, вспомогательные материалы относят к прочим расходам), в формировании статьи налогов, где отражают только налоги с прибыли, другие налоги относят в состав расходов на реализацию или административных расходов [7, c. 102].