Файл: 1. 1 Дискуссионные вопросы понимания соучастия 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 171

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Необычный подход был представлен А.В. Шеслером. В зависимости от характера и степени общественной опасности он выделяет такие разновидности соучастия, как группа лиц, группа лиц по предварительному сговору, организованная группа и преступное сообщество. При этом предложенное деление сам автор относит к «типологии соучастия», отличая ее от «классификации на виды и формы», а выделенные разновидности именуются «категориями соучастия», ввиду того, что этот термин используется при делении преступлений в ст. 15 УК РФ1. Однако, точка зрения А.В. Шеслера не учитывает наработки уголовно-правовой науки в сфере классификации соучастия, к тому же ошибочным является использование термина «категории», поскольку соучастие в собственном смысле слова не является преступлением, а отражает способ взаимодействия лиц при его совершении.

А.И. Плотников выделяет соучастие как одну из форм стечения преступников наряду с неосторожным сопричинением преступления, причастностью к преступлению и прикосновенность к преступлению. Классификация соучастия осуществляется по видам, предусмотренным законодателем в ст. 35 УК РФ. При этом соучастием, по мнению А.И. Плотникова, следует считать только деятельность исполнителей преступления, а также помощь, оказываемую им другими лицами непосредственно на месте и во время совершения преступления (передача орудия преступления, удерживание жертвы и т.п.). Разноролевая деятельность при этом представляется не иначе как содействие одних участников другим и должна быть выделена из соучастия в качестве самостоятельного института. Деятельность организатора, подстрекателя и пособника, согласно точки зрения ученого, нельзя считать участием в преступлении, поэтому следует определять как «сопричинение преступления»1.

Данная точка зрения необоснованно ограничивает понимание «совместного участия в совершении» путем отождествления его с «совместным совершением». Конечно, можно рассуждать о том, что групповое совершение преступления значительно более общественно опасно, чем соучастие с пособником или иными видами соучастников, но и в том и другом случае данная совместная деятельность образует соучастие, которое понимается значительно шире, чем соисполнительство.

Таким образом, сложное соучастие или соучастие с распределением ролей должно находить свое отражение в классификации соучастия по формам.


Представляется, что любая классификация должна соответствовать определенным требованиям:

– проводиться по единственному основанию, то есть быть логически выдержанной;

– проводиться с учетом отличительных особенностей рассматриваемых явлений;

– полученные разновидности не должны дублировать друг друга;

– иметь значение как для теории, так и для практики.

Основываясь на приведенных критериях и анализе представленных выше классификаций, в зависимости от внутренних связей между соучастниками и внутренней групповой структуры, а также уровня их общественной опасности, можно выделить следующие формы соучастия:

– соучастие с распределением ролей;

– группа лиц;

– группа лиц по предварительному сговору;

– организованная группа;

– преступное сообщество (преступная организация).

Подобную классификацию в свое время предлагал А.П. Козлов, выделяя в качестве критерия разграничения «степень соорганизованности» и определяя «соучастие с распределением ролей» как «элементарную форму соучастия»2. Значение такой классификации, прежде всего, в том, что законодатель может довольно легко дифференцировать ответственность в зависимости от опасности той или иной формы соучастия и индивидуализировать наказание исходя из роли лица в преступной группе. Помимо этого, данные формы соучастия учитываются при квалификации действий участников преступления и могут использоваться для создания норм Особенной части УК РФ.

Вид соучастия, являясь теоретической категорией, может быть классифицирован по двум основаниям. Во-первых, с позиции содержательного наполнения действий соучастников по отношению к объективной стороне состава преступления целесообразно классифицировать соучастие на три вида – простое (без распределения ролей), сложное (с распределением ролей) и соучастие особого рода, имеющее самостоятельное отражение в структуре Особенной части УК РФ.

Иные криминальные совокупности, факт образования которых, в соответствии с положениями Особенной части УК РФ, является уголовно наказуемым деянием (банда, экстремистское сообщество и незаконное вооруженное формирование), не следует признавать соучастием особого рода. Они представляют собой наиболее опасные формы организованной преступной деятельности, о чем свидетельствует наличие специальных признаков, что и обусловило необходимость их криминализации посредством изложения соответствующих составов. Во-вторых, наличие либо отсутствие предварительной договоренности требует деления совместной преступной деятельности на соучастие с предварительным сговором и без такового.



2.2 Проблемные вопросы понимания отдельных форм соучастия


В настоящее время различают четыре формы соучастия:

− соучастия без предварительного сговора;

− соучастия с предварительным сговором;

− организованная преступная группа;

− преступная организация.

Соучастие без предварительного сговора – это малораспространённая и менее опасная форма соучастия. Для неё почти не возможна какая-либо сговорённость, так как сговор может проявится только когда преступление начнёт совершаться. В данной форме участвуют и другие виды соучастников, помимо соисполнителей, поэтому она относится к простому виду соучастия.

Соучастие с предварительным сговором является наиболее опасной и распространённой формой. В данной форме участники заранее обговаривают все нюансы, задолго за преступления. Им становятся известны какие-то определенные факторы или обстоятельства в их бедующем преступлении. Так же там имеется молчаливое согласие, где участники крайне редко приходят к единому мнению. Данная форма соучастия может быть, как простой, где имеются только соисполнители, так и к сложному, если принимают участия и вовлекаются другие соучастники.

Организованная преступная группа группы: состоит из двух или более лиц, является устойчивой группой, имеется предварительная организованность, управляемость группы, и имеется определенная цель, которая включает в себя совместную определенную деятельность. Эта группа является наиболее опасной и имеет предварительное соглашение. У них более повышенная устойчивость и заранняя организованность. Законодатель не ставит определённых сроков данной группе, но как показывает практика, состав данной группы сохраняется на наиболее долгий период времени, и за этот промежуток времени осуществляется определенное количество

Так же может быть и небольшое изменение состава, но в определенных рамках. В совершении преступления не обязаны все принимать участие. Основного критерия устойчивости нет в уголовно-правовых нормах. Поэтому нет определенного определения организованной группы. Данной группе присуще высокий профессиональный уровень, поэтому она относится к сложным видам соучастия. Преступления, совершаемые этой группой
, в основном носят экономический характер.

Преступная организация характеризуется выполнением тяжких или особо тяжких преступлений, которые совершаются по заранее выстроенному плану. Такие преступления совершаются устойчивой и сплоченной организацией, которые ставят перед собой определенные цели и задачи. Такая форма соучастия является наиболее опасной. Это сообщество отличается от других форм соучастия тем, что имеет внутреннюю организационную иерархию, сплоченный характер и высокую организованность. Сплоченность – психологическая характеристика преступного сообщества, которое мыслит, как единое целое, не имеет разногласий и чётко идёт к поставленным перед собой целям.

Что касается преступного сообщества, то тут на наш взгляд необходима законодательная корректировка. Из закона следует, что преступное сообщество (преступная организация) создается для совершения тяжких или особо тяжких преступлений для получения прямо или косвенно финансовой или иной материальной выгоды. Однако, суть данной формы соучастия сводится к осуществлению преступной деятельности на длительном промежутке времени, и «ограничиваться» тяжкими и особо тяжкими преступлениями оно не всегда может. Таким образом, многие преступления выходят за рамки действия ст. 210 УК РФ. Слишком узкой является и указанная законодателем цель преступного сообщества – получение прямо или косвенно финансовой или иной материальной выгоды. У сообщества могут быть и иные цели. Цель, которую следовало бы выделить применительно к преступному сообществу, – это осуществление преступной деятельности, под которой понимается систематическое совершение преступлений, позволяющее осуществлять воспроизводство преступной среды1.

Действия всех соучастников данной группы лиц по предварительному сговору квалифицируются как соисполнительство, что в некоторых случаях приобретает форму объективного вменения. Конечно, само по себе членство детерминирует преступное сообщество, побуждает его к действию. Так, например некоторые ученые утверждают, что член преступной организации должен нести уголовную ответственность за все противоправные деяния организации независимо от участия в том или ином преступлении, если данное (данные) преступление (преступления) входили в ее цели. Данная точка зрения основывается на том, что членство само по себе детерминирует преступное проявление со стороны организации»