Файл: Административная деятельность полиции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 824

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


К организационным относятся принципы, на основе которых строится, организуется административная деятельность органов внутренних дел. Этими принципами руководствуются при создании аппаратов, служб, органов, подразделений и других организационных структур, осуществляющих административную деятельность. Применение указанных принципов позволяет избрать наиболее оптимальные варианты структуры и функционирования органов, рационально распределить компетенцию между субъектами деятельности, устранить параллелизм и дублирование в реализации функций административной деятельности.

Система организационных принципов включает с себя следующие принципы:

I. Принципы построения аппаратов и служб, осуществляющих административную деятельность:

1. Отраслевой принцип выступает в качестве ведущего в организации аппаратов и служб, осуществляющих административную деятельность. В соответствии с ним для реализации того или иного вида административной деятельности (охраны общественного порядка и др.) образуются соответствующие аппараты, службы и подразделения. Построение аппаратов и служб по отраслевому принципу обеспечивает специализацию, позволяет учитывать в работе особенности различных видов административной деятельности, повышать профессионализм работников и эффективность деятельности.

2. Территориальный принцип. Согласно этому принципу при формировании административных аппаратов и служб различного направления важно учитывать особенности административно-территориальных образований (районов, городов и др.), где эти службы расположены и функционируют. К особенностям административно-территориальных единиц, в частности, относятся: географическая среда, количество населения, демографическая среда, оперативная обстановка и др.

3. Линейный принцип. Его применение обеспечивает такой тип организации аппаратов и служб, осуществляющих административную деятельность, при котором каждый руководитель в пределах своей компетенции обладает в отношении подчиненных всеми правами и функциями управления. При таком построении каждый подчиненный имеет лишь одного непосредственного начальника, в компетенции которого находятся все вопросы деятельности подчиненного. Линейный принцип обычно применяется при организации небольших по численности групп и коллективов работников, где работа относительно не сложна и не требует узкой специализации. Наиболее часто при этом принципе строятся низовые аппараты при управлении непосредственно исполнителями, которые не имеют подчиненных. В частности, линейный принцип положен в основу организации строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции.


4. Функциональный принцип. При сложных структурах аппаратов, служб и подразделений органов внутренних дел единоличный руководитель не в состоянии лично реализовывать все полномочия. В связи с этим линейная структура увязывается с функциональной.

Сущность функционального принципа заключается в образовании и деятельности служб и подразделений, реализующих координационные и обеспечивающие функции — кадровую, финансовую, материально-техническую (хозяйственную), функцию планирования работы органа и др. Применение при создании структуры аппарата (службы) функционального принципа позволяет руководителю разрешать конкретные вопросы через функциональные подразделения.

Функциональный принцип обеспечивает специализацию труда, квалифицированное решение вопросов, повышает действенность контроля, упрощает работу руководителей. При этом важно, что функциональные аппараты оказывают управленческое воздействие на отраслевые и линейные подразделения не непосредственно, а через руководителя органа, в состав которого они входят.

5. Двойное подчинение. В соответствии с этим принципом местные органы внутренних дел подчиняются с одной стороны — по вертикали, т. е. непосредственно вышестоящему органу внутренних дел и, с другой стороны — по горизонтали, т. е. соответствующему представительному органу власти и его исполнительному органу. Подчинение по вертикали позволяет направлять административную деятельность нижестоящего органа внутренних дел в соответствии с общей политикой государства, обеспечивать систематическое совершенствование форм и методов охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на основе обобщения опыта в масштабе России. Вместе с тем подчинение по горизонтали позволяет представительным и исполнительным органам направлять и контролировать административную деятельность органов внутренних дел, оказывать органам помощь в работе, укреплении и расширении связей со всеми органами местного самоуправления.

Таким образом, двойное подчинение обеспечивает сочетание необходимых начал централизованного руководства с учетом местных условий и особенностей.

II. Принципы деятельности аппаратов и служб:

1. Рациональное распределение полномочий предполагает юридическое закрепление задач, обязанностей и прав за каждым органом, аппаратом, службой, подразделением и работником; урегулирование их взаимоотношений в административной деятельности.



2. Ответственность за результаты работы. С принципом рационального распределения полномочий тесно связана ответственность аппаратов, служб, подразделений и работников, осуществляющих административную деятельность, за результаты их работы. Недостатки и упущения субъектов административной деятельности влекут для них дисциплинарную и иную ответственность. Установление ответственности способствует повышению качества и эффективности работы, воспитывает добросовестное отношение к служебным обязанностям, требовательность начальников к подчиненным, чуткое и внимательное отношение к людям.

3. Сочетание единоначалия и коллегиальности. Деятельность органов внутренних дел строится на основе единоначалия. Оно обеспечивает необходимую дисциплину, организованность, оперативность в работе, личную ответственность работника за порученное дело.

Вместе с тем единоначалие не исключает коллегиального обсуждения наиболее важных и сложных вопросов. Принцип сочетания единоначалия и коллегиальности в административной деятельности органов внутренних дел означает сочетание единоначалия в руководстве аппаратами, службами и подразделениями с персональной ответственностью руководителя за результаты работы, с коллегиальным (коллективным) обсуждением основных комплексных вопросов административной деятельности. Это позволяет избегать одностороннего, субъективного принятия решений. Распространенной формой коллегиального обсуждения вопросов является оперативное совещание при начальнике органа, аппарата, службы, подразделения. Таким образом, единоначальное оперативное распорядительство связывается с решением текущих вопросов, с проведением в жизнь коллегиально обсуждаемых решений.
Нормативные правые акты и литература


  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря.

  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

  4. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» // СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 2.

  5. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

  6. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru, 01.12.2013.

  7. Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 10. Ст. 1334.

  8. Административная деятельность ОВД: учебник для вузов/ под ред. М.В. Костенникова, А.В. Куракина – М.: Издательство Юрайт, 2014.

  9. Административная деятельность полиции учебник для студентов /под ред. Демидова Ю.Н. М.: ЮНИТИ, 2014.




Тема 7. ФОРМЫ И МЕТОДЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ
Вопросы:

1. Формы административной деятельности полиции.

2. Методы административной деятельности полиции.
Введение
Рассматривая данную тему, можно выделить, что содержанием административной деятельности полиции является реализация ее функций, осуществляемых в установленных формах и соответствующими методами, и составляет ее внутриорганизационная и внешняя административная деятельность.

Деятельность полиции осуществляется и расчленяется по ряду функций, под которым понимаются определенные направления деятельности. Каждая функция характеризуется обособленностью и однозначностью. Функции в административной деятельности полиции подразделяются на общие, специальные (основные) и обеспечивающие.

Многообразие задач и функций административной деятельности полиции обусловливает существование различных форм этой деятельности, предусмотренных правовыми нормами. Форма деятельности – это ее внешнее проявление, то есть те действия, вкоторых реализуются задачи и полномочия субъекта.

Формы закреплены в законодательстве, которое определяет правовой статус полиции, в положениях, уставах, инструкциях и других актах, регламентирующих административную деятельность и ее субъектов. При этом для осуществления функций административной деятельности ее субъекты должны использовать только те формы, которые предусмотрены соответствующими правовыми актами. Несоблюдение обязательной формы влечет недействительность или оспоримость действий субъектов.

Выбор наиболее эффективных способов, форм и методов позволит работнику полиции умело использовать их в практической работе.
1. ФОРМЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ
Под формой административной деятельности полициипонимаются однородные по своему характеру и правовой природе внешне выражен­ные группы действий либо их результат, посредством которых осущес­твляются функции.

Функции полиции представ­ляют собой составные части (направления) ее внешней деятельности, а формы показывают, путем каких действий они практически осущес­твляются. Форма – это то или иное управленческое действие, имеющее внешнее проявление, или внешне выраженный результат управленчес­кой деятельности (например, принятое управленческое решение).