ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 833
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 8. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР ПОЛИЦИИ
Введение.
1. Понятие, виды и методы административного надзора полиции.
2. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.
Заключение.
ВВЕДЕНИЕ
Юридической науке известно три вида надзора: судебный, прокурорский и административный. По сравнению с двумя другими видами надзора, административный надзор является наиболее объемным и разнообразным. Ему присущи особенности, которые отличают его от судебного и прокурорского надзора, а именно: 1) субъект административного надзора является субъектом исполнительной власти; 2) основной целью административного надзора является обеспечение безопасности граждан, общества, государства (а судебного и прокурорского - обеспечение законности в стране).
Особенности административного надзора состоят в том, что, во-первых, между субъектами и объектами надзора отсутствует организационная соподчиненность, то есть деятельность органов надзора распространяется, как правило, на поднадзорные объекты, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности. Следовательно, административный надзор по своему характеру является надведомственным.
Во-вторых, субъекты надзора вправе, при соответствующих обстоятельствах, применять к объектам надзора меры административного принуждения.
Основной задачей органов административного надзора, вытекающей из характера содержания их деятельности, является обеспечение четкого, единообразного исполнения специальных норм и общеобязательных правил, то есть обеспечение законности в управлении. Решение данной задачи осуществляется путем предупреждения, пресечения правонарушений, привлечения к ответственности виновных лиц.
Для выполнения стоящей перед ними задачи и возложенных функций органы административного надзора наделены полномочиями, имеющими надведомственный характер, которые позволяют им не только осуществлять надзор, но и воздействовать в пределах своей компетенции на деятельность поднадзорных объектов.
Действующие нормативные акты закрепляют несколько групп полномочий органов, осуществляющих административный надзор:
-
Полномочия по предупреждению правонарушений. -
Полномочия по пресечению правонарушений. -
Полномочия по привлечению к ответственности виновных лиц. -
Полномочия по нормотворчеству.
Полномочия по предупреждению правонарушений позволяют органам административного надзора вскрывать и требовать устранения обнаруженных правонарушений, причин и условий их совершения, принимать меры по предупреждению и предотвращению других правонарушений.
Осуществляя деятельность по предупреждению правонарушений органы административного надзора вправе беспрепятственно посещать поднадзорные объекты и проводить на них проверки по вопросам, входящим в их компетенцию, получать при этом необходимые материалы, сведения, справки, объяснения; заслушивать руководителей поднадзорных объектов; давать разрешение; досматривать транспортные средства и запрещать их движение и др.
Вторую группу составляют полномочия по пресечению правонарушений. Они применяются для того, чтобы принудительным путем прекратить правонарушение, предотвратить либо уменьшить вредные последствия от их совершения. Основанием применения данных полномочий является начавшееся либо длящееся правонарушение. Они выражаются в применении мер административного пресечения к правонарушителям, в принудительном прекращении противоправных действий.
Обладая данными полномочиями, органы административного надзора вправе давать обязательные для исполнения предписания о приостановлении работ, ведущихся с нарушением соответствующих норм, правил безопасности, а в случае крайней необходимости, связанной с угрозой жизни людей, они сами останавливают такие работы.
Реализуя полномочия по предупреждению и пресечению правонарушений, органы административного надзора выносят в адрес поднадзорных объектов обязательные для исполнения в установленные сроки предписания об устранении обнаруженных нарушений, причин и условий их совершения.
Подавляющее большинство органов административного надзора наделены правом привлекать виновных лиц к административной ответственности.
Последнюю группу составляют полномочия по нормотворчеству. Они реализуются органами административного надзора различными путями. Ряд этих органов самостоятельно разрабатывают и утверждают правовые, технико-юридические нормы, соответствующие правила.
1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И МЕТОДЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА ПОЛИЦИИ
Административный надзор полиции
– это систематическое наблюдение сотрудников полиции за точным исполнением должностными лицами и соблюдением гражданами общеобязательных правил, регулирующих общественный порядок и безопасность, в целях предупреждения и пресечения их нарушений, выявления правонарушителей и привлечения их к ответственности или принятия к ним мер воздействия35.
Содержание и характер административного надзора органов внутренних дел (полиции) определяется в законах и подзаконных актах, которыми на граждан и должностных лиц возлагаются обязанности по соблюдению норм, действующих в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.
Административный надзор полиции характеризуется следующими характерными чертами:
– осуществляется службами и подразделениями, для которых данная функция является основной, а иногда и единственной;
– наблюдение осуществляется за соблюдением общеобязательных правил или специальных правовых норм;
– имеет надведомственный характер, поскольку между субъектом и объектом наблюдения нет организационной подчиненности, т.е. отношений служебного подчинения;
– действия граждан, должностных лиц и организаций оцениваются только с точки зрения их законности, а не целесообразности;
– субъекты надзора наделены функциональной властью, и вправе применять к нарушителям меры административного принуждения.
Административный надзор позволяет констатировать и фиксировать факт нарушения, давать обязательные для исполнения указания об устранении нарушений, запрещать совершение определенных действий, приостанавливать в установленном порядке деятельность предприятий и учреждений, применять иные меры административного предупреждения, пресечения и процессуального обеспечения.
Административный надзор полиции можно классифицировать по двум основаниям:
1) по характеру регулируемых отношений. Надзор осуществляется за соблюдением правил:
– регламентирующих поведение граждан на улицах, в парках и других общественных местах, при проведении массовых мероприятий, пользовании общественным транспортом и т.п.;
– регулирующих охрану здоровья граждан (потребление наркотических веществ, соблюдение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и т.д.);
– в сфере безопасности дорожного движения;
– в области предпринимательской деятельности;
– лицензионно-разрешительной системы;
– паспортно-регистрационной системы и т.д.
2) в зависимости от круга лиц и объектов:
– надзор в отношении неопределенного круга лиц и по неопределенному кругу вопросов – распространяется на всех граждан и должностных лиц, на которых возлагаются определенные обязанности (например, соблюдать правила поведения в общественных местах, правила пользования общественным транспортом, правила дорожного движения, правила регистрационного учета);
– надзор в отношении определенного круга лиц и по определенному кругу вопросов (например, за лицами, имеющими огнестрельное оружие или индивидуальные транспортные средства, за иностранными гражданами, находящимися на территории России, индивидуальными предпринимателями);
– надзор персональный, осуществляемый в отношении строго определенных законом категорий лиц (например, административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы).
В практической деятельности полиции сложились следующие методы административного надзора:
1. Непосредственное наблюдение за исполнением (соблюдением) установленных общеобязательных правил должностными лицами и гражданами (метод характерен, например, для нарядов патрульно-постовой службы, участковых уполномоченных полиции, государственной инспекции безопасности дорожного движения, всех сотрудников, несущих службу по охране правопорядка в общественных местах).
2. Периодические проверки исполнения (соблюдения) должностными лицами и гражданами правил, надзор за которыми отнесен к компетенции полиции (метод характерен, например, для работы структурных подразделений ГИБДД, подразделений лицензионно-разрешительной работы, участковых уполномоченных полиции).
3. Проверка и выявление нарушений по жалобам, заявлениям и иным обращениям граждан, организаций, сообщениям в средствах массовой информации, материалам, поступившим из правоохранительных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений (метод характерен, например, для работы участковых уполномоченных полиции, службы дежурных частей органов внутренних дел).
Общие надзорные полномочия полиции определены в федеральном законе «О полиции». Полномочия по применению принудительных мер воздействия, в том числе и административных наказаний, применяемых к правонарушителям, установлены в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях