ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 829
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Разнообразие функций и задач решаемых в процессе административной деятельности полиции, обстановки и условий, в которых она протекает, обуславливает применение различных форм.
В зависимости от юридических последствий формы административной деятельности полиции можно разделить на
-
правовые, -
неправовые и -
иные юридически значимые действия.
Правовые формы.Правовой формой правоустановительной административной деятельности органов внутренних дел (полиции) является издание нормативных актов управления, правоприменительной – издание индивидуальных актов управления. Соответственно по юридическим свойствам акты управления органов внутренних дел подразделяются на нормативные и индивидуальные.
Нормативный правовой акт – это письменный документ, изданный в соответствии с установленными требованиями правомочным на то должностным лицом Министерства, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы, рассчитанный на многократное применение и относительно неопределенный круг лиц.
Подготовка нормативного правового акта возлагается на соответствующее подразделение МВД России либо на научно-исследовательское или образовательное учреждение высшего профессионального образования МВД России.
При подготовке наиболее важных, сложных и значительных по объему проектов нормативных правовых актов, а также актов, издаваемых совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, решением Министра или первого заместителя (заместителя) Министра могут создаваться рабочие группы (комиссии) из числа наиболее опытных сотрудников, военнослужащих, федеральных государственных служащих и работников, которые на период подготовки проектов в составе рабочей группы могут освобождаться от выполнения своих должностных обязанностей.
Решение о создании рабочей группы оформляется распоряжением руководителя Министерства, к полномочиям которого отнесено решение вопросов, являющихся предметом правового регулирования разрабатываемого проекта нормативного правового акта.
В распоряжении руководителя Министерства о создании рабочей группы отражается:
– цель создания рабочей группы;
– вид разрабатываемого нормативного правового акта;
– наименование проекта нормативного правового акта;
– руководитель рабочей группы и его заместитель (заместители);
– персональный состав рабочей группы с указанием занимаемой должности, фамилии, имени и отчества, специального (воинского) звания членов рабочей группы;
– сроки представления проекта нормативного правового акта для обсуждения (согласования).
Подготовке сложного нормативного правового акта и комплексного нормативного правового акта, как правило, предшествует разработка его концепции, которая включает:
– определение предмета и цели нормативного правового акта;
– обоснование его основных положений;
– предполагаемые последствия применения;
– криминологические прогнозы;
– финансово-экономическое обоснование;
– оценку возможных правовых альтернатив и методов правового регулирования в соответствующей сфере;
– выявление недостатков действующего правового регулирования и определение путей их устранения посредством издания нового нормативного правового акта;
– определение заинтересованных подразделений МВД России для последующего сбора их предложений.
Министерством внутренних дел Российской Федерации издаются нормативные правовые акты в виде приказов, директив, положений, уставов, инструкций, правил, наставлений и иных нормативных правовых актов. Издаваемые Министерством положения, уставы, инструкции, наставления, правила и иные нормативные акты (кроме директив) утверждаются приказами МВД России.
Приказ издается по наиболее важным вопросам функционирования органов внутренних дел Российской Федерации, внутренних войск МВД России, включая определение их задач и функций, правовое регулирование различных направлений оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности, прохождения службы в органах внутренних дел и военной службы во внутренних войсках.
Директива содержит нормативные предписания, определяющие перспективы развития органов внутренних дел и внутренних войск, основные направления их деятельности на конкретный период времени.
Положение устанавливает статус, определяет задачи и функции, права, порядок деятельности органа внутренних дел или его структурного подразделения, органа управления, соединения и воинской части внутренних войск.
Устав определяет статус, цели, порядок и характер деятельности предприятия, учреждения и организации.
Инструкции и правила регулируют основные виды (формы) оперативно-служебной деятельности и порядок ее осуществления конкретными категориями сотрудников (военнослужащих).
Инструкция содержит нормы, устанавливающие кем, в каком порядке, какими способами и методами должен осуществляться тот или иной вид деятельности.
Правила устанавливают порядок осуществления отдельного вида деятельности.
В наставлении излагаются нормы о порядке действия конкретных подсистем (органов) в той или иной ситуации, а также определяется порядок реализации и исполнения соответствующих прав и обязанностей.
Структура и содержание нормативных правовых актов. Структура нормативного правового акта должна обеспечивать логическое развитие вопроса, являющегося предметом его правового регулирования.
Содержание проекта нормативного правового акта должно с наибольшей полнотой отражать предмет его правового регулирования, обеспечивать согласованность и не допускать противоречий с другими нормативными правовыми актами, действующими в данной области, облегчать его правильное понимание и дальнейшую реализацию.
Текст нормативного правового акта, издаваемого в виде приказа МВД России, как правило, состоит из вступительной части (преамбулы) и распорядительной (приказной) части.
Во вступительной части излагаются цели, мотивы и основания издания приказа МВД России. Положения нормативного характера во вступительную часть не включаются. В случае, если предписания нормативного правового акта в обосновании не нуждаются, вступительная часть может отсутствовать.
При наличии вступительной части приказа МВД России распорядительная часть должна начинаться словом «приказываю».
Распорядительная часть приказа МВД России излагается в повелительной (императивной) форме. Каждый пункт распорядительной части проекта приказа МВД России должен начинаться, как правило, с глагола.
В распорядительной части приказа МВД России нормативные предписания излагаются в последовательности, обеспечивающей правильное их понимание и применение нормативного правового акта.
Текст нормативного правового акта МВД России может подразделяться на составные части:
– в приказе и директиве – на пункты, подпункты и абзацы;
– в уставе, положении, наставлении, инструкции, правилах и иных нормативных правовых актах – на главы, пункты, подпункты, абзацы.
Пункт нормативного правового акта должен содержать одно нормативное предписание. Несколько нормативных предписаний помещаются в один пункт в исключительных случаях, когда это необходимо для их правильного понимания и применения. В иных случаях такие предписания рекомендуется излагать в подпунктах.
Каждое предписание нормативного правового акта формулируется так, чтобы исключалась возможность неоднозначного его толкования.
Каждая составная часть, исключая абзацы, должна иметь соответствующий номер. Исходя из особенностей целей и предмета правового регулирования в МВД России могут издаваться и иные виды нормативных правовых актов.
В отношении нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, подготавливаемых в системе МВД России в соответствии с федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02. 2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», в обязательном порядке проводится антикоррупционная экспертиза.
Целями проведения антикоррупционной экспертизы являются:
– предупреждение и снижение уровня коррупции,
– обеспечение механизма противодействия коррупции в МВД России,
– совершенствование деятельности по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, подготавливаемых в системе МВД России, на предмет выявления и устранения в них коррупциогенных факторов.
В перечень нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, подготавливаемых в системе МВД России, по которым проведение антикоррупционной экспертизы обязательно включены:
1) нормативные правовые акты МВД России;
2) проекты нормативных правовых актов МВД России;
3) подготавливаемые в системе МВД России проекты:
– федеральных законов;
– указов Президента Российской Федерации;
– постановлений Правительства Российской Федерации;
– концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, поправок Правительства Российской Федерации к проектам федеральных законов.
Индивидуальный правовой акт – это письменный документ, изданный в соответствии с установленными требованиями правомочным на то должностным лицом Министерства, рассчитанный на однократное применение и относительно определенный круг лиц (конкретное лицо).
Виды индивидуальных правовых актов:
1) международные договоры (соглашения) и иные международные правовые акты;
2) межведомственные соглашения (соглашения с иными органами государственной власти и другими организациями);
3) гражданско-правовые договоры, в т.ч. государственные контракты;
4) типовые контракты о службе (по должностям, подразделениям);
5) приказы, связанные с наложением дисциплинарных взысканий;
6) приказы, связанные с временным отстранением от занимаемой должности;
7) приказы, связанные с увольнением со службы (военной службы) по отрицательным мотивам;
8) приказы по вопросам создания, реорганизации и ликвидации органов, организаций, учреждений, предприятий и подразделений;
9) приказы по утверждению (изменению) штатных расписаний органа (подразделения);
10) распоряжения по вопросам списания материальных средств;
11) конкурсная документация и документация об аукционе, запрос котировок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг;
12) доверенности, выдаваемые руководителями органа (подразделения);
13) распоряжения, приказы, касающиеся подготовки проектов нормативных правовых актов.
Акты управления классифицируются по следующим основаниям:
1) по юридическим свойствам (нормативные, индивидуальные);
2) по сфере применения (внешние, внутриорганизационные);
3) по характеру разрешаемых дел (регулятивные, правоохранительные);
4) по способу выражения (словесные (устные и письменные), конклюдентные);
5) по наименованию (директивы, приказы, инструкции, правила, уставы, наставления, положения).
Неправовые формы. К неправовым формам административной деятельности органов внутренних дел (полиции) относятся: организационные действия и материально-технические действия.
Организационные действия выражаются в подготовке и проведении служебных совещаний, собраний, инструктажей, в организации взаимодействия между сотрудниками, подразделениями в целом между собой и гражданами (объединениями граждан), проведении совместных мероприятий, в изучении, обобщении и распространении положительного опыта, в обучении исполнителей, оказании практической помощи исполнителям на местах, разработке научно обоснованных рекомендаций. Данные действия направлены на работу с личным составом подразделений и гражданами. В ходе этих организационных действий до адресата доводится необходимая управленческая информация, осуществляется непосредственное взаимодействие субъекта и объекта управления.
К материально-техническим действиям относятся такие операции, совершение которых, несмотря на их неюридический характер, является обязательной предпосылкой для принятия того или иного управленческого решения при осуществлении правоприменительной и правоустановительной деятельности (сбор и обработка информации,