Файл: Административная деятельность полиции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 829

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Разнообразие функций и задач решаемых в процессе административной деятельности полиции, обстановки и условий, в которых она протекает, обуславливает применение различных форм.

В зависимости от юридических последствий формы административ­ной деятельности полиции можно разделить на

  1. правовые,

  2. неправовые и

  3. иные юриди­чески значимые действия.

Правовые формы.Правовой формой правоустановительной админи­стративной деятельности органов внутренних дел (полиции) является издание нормативных актов управления, правоприменительной – изда­ние индивидуальных актов управления. Соответственно по юридичес­ким свойствам акты управления органов внутренних дел подразделяют­ся на нормативные и индивидуальные.

Нормативный правовой акт это письменный документ, изданный в соответствии с установленными требованиями правомочным на то должностным лицом Министерства, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы, рассчитанный на многократное применение и относительно неопределенный круг лиц.

Подготовка нормативного правового акта возлагается на соответствующее подразделение МВД России либо на научно-исследовательское или образовательное учреждение высшего профессионального образования МВД России.

При подготовке наиболее важных, сложных и значительных по объему проектов нормативных правовых актов, а также актов, издаваемых совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, решением Министра или первого заместителя (заместителя) Министра могут создаваться рабочие группы (комиссии) из числа наиболее опытных сотрудников, военнослужащих, федеральных государственных служащих и работников, которые на период подготовки проектов в составе рабочей группы могут освобождаться от выполнения своих должностных обязанностей.

Решение о создании рабочей группы оформляется распоряжением руководителя Министерства, к полномочиям которого отнесено решение вопросов, являющихся предметом правового регулирования разрабатываемого проекта нормативного правового акта.

В распоряжении руководителя Министерства о создании рабочей группы отражается:

– цель создания рабочей группы;

– вид разрабатываемого нормативного правового акта;

– наименование проекта нормативного правового акта;

– руководитель рабочей группы и его заместитель (заместители);


– персональный состав рабочей группы с указанием занимаемой должности, фамилии, имени и отчества, специального (воинского) звания членов рабочей группы;

– сроки представления проекта нормативного правового акта для обсуждения (согласования).

Подготовке сложного нормативного правового акта и комплексного нормативного правового акта, как правило, предшествует разработка его концепции, которая включает:

– определение предмета и цели нормативного правового акта;

– обоснование его основных положений;

– предполагаемые последствия применения;

– криминологические прогнозы;

– финансово-экономическое обоснование;

– оценку возможных правовых альтернатив и методов правового регулирования в соответствующей сфере;

– выявление недостатков действующего правового регулирования и определение путей их устранения посредством издания нового нормативного правового акта;

– определение заинтересованных подразделений МВД России для последующего сбора их предложений.

Министерством внутренних дел Российской Федерации издаются нормативные правовые акты в виде приказов, директив, положений, уставов, инструкций, правил, наставлений и иных нормативных право­вых актов. Издаваемые Министерством положения, уставы, инструк­ции, наставления, правила и иные нормативные акты (кроме директив) утверждаются приказами МВД России.

Приказ издается по наиболее важным вопросам функционирования органов внутренних дел Российской Федерации, внутренних войск МВД России, включая определение их задач и функций, правовое регулирование различных направлений оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности, прохождения службы в органах внутренних дел и военной службы во внутренних войсках.

Директива содержит нормативные предписания, определяющие перспективы развития органов внутренних дел и внутренних войск, основные направления их деятельности на конкретный период времени.

Положение устанавливает статус, определяет задачи и функции, пра­ва, порядок деятельности органа внутренних дел или его структурного подразделения, органа управления, соединения и воинской части внут­ренних войск.

Устав определяет статус, цели, порядок и характер деятельности предприятия, учреждения и организации.

Инструкции и правила регулируют основные виды (формы) опера­тивно-служебной деятельности и порядок ее осуществления конкрет­ными категориями сотрудников (военнослужащих).



Инструкция содержит нормы, устанавливающие кем, в каком поряд­ке, какими способами и методами должен осуществляться тот или иной вид деятельности.

Правила устанавливают порядок осуществления отдельного вида де­ятельности.

В наставлении излагаются нормы о порядке действия конкретных подсистем (органов) в той или иной ситуации, а также определяется по­рядок реализации и исполнения соответствующих прав и обязанностей.

Структура и содержание нормативных правовых актов. Структура нормативного правового акта должна обеспечивать логическое развитие вопроса, являющегося предметом его правового регулирования.

Содержание проекта нормативного правового акта должно с наибольшей полнотой отражать предмет его правового регулирования, обеспечивать согласованность и не допускать противоречий с другими нормативными правовыми актами, действующими в данной области, облегчать его правильное понимание и дальнейшую реализацию.

Текст нормативного правового акта, издаваемого в виде приказа МВД России, как правило, состоит из вступительной части (преамбулы) и распорядительной (приказной) части.

Во вступительной части излагаются цели, мотивы и основания издания приказа МВД России. Положения нормативного характера во вступительную часть не включаются. В случае, если предписания нормативного правового акта в обосновании не нуждаются, вступительная часть может отсутствовать.

При наличии вступительной части приказа МВД России распорядительная часть должна начинаться словом «приказываю».

Распорядительная часть приказа МВД России излагается в повелительной (императивной) форме. Каждый пункт распорядительной части проекта приказа МВД России должен начинаться, как правило, с глагола.

В распорядительной части приказа МВД России нормативные предписания излагаются в последовательности, обеспечивающей правильное их понимание и применение нормативного правового акта.

Текст нормативного правового акта МВД России может подразделяться на составные части:

– в приказе и директиве – на пункты, подпункты и абзацы;

– в уставе, положении, наставлении, инструкции, правилах и иных нормативных правовых актах – на главы, пункты, подпункты, абзацы.

Пункт нормативного правового акта должен содержать одно нормативное предписание. Несколько нормативных предписаний помещаются в один пункт в исключительных случаях, когда это необходимо для их правильного понимания и применения. В иных случаях такие предписания рекомендуется излагать в подпунктах.


Каждое предписание нормативного правового акта формулируется так, чтобы исключалась возможность неоднозначного его толкования.

Каждая составная часть, исключая абзацы, должна иметь соответствующий номер. Исходя из особенностей целей и предмета правового регулирования в МВД России могут издаваться и иные виды нормативных правовых актов.

В отношении нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, подготавливаемых в системе МВД России в соответствии с федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02. 2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», в обязательном порядке проводится антикоррупционная экспертиза.

Целями проведения антикоррупционной экспертизы являются:

– предупреждение и снижение уровня коррупции,

– обеспечение механизма противодействия коррупции в МВД России,

– совершенствование деятельности по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, подготавливаемых в системе МВД России, на предмет выявления и устранения в них коррупциогенных факторов.

В перечень нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, подготавливаемых в системе МВД России, по которым проведение антикоррупционной экспертизы обязательно включены:

1) нормативные правовые акты МВД России;

2) проекты нормативных правовых актов МВД России;

3) подготавливаемые в системе МВД России проекты:

– федеральных законов;

– указов Президента Российской Федерации;

– постановлений Правительства Российской Федерации;

– концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, поправок Правительства Российской Федерации к проектам федеральных законов.

Индивидуальный правовой акт – это письменный документ, изданный в соответствии с установленными требованиями правомочным на то должностным лицом Министерства, рассчитанный на однократное применение и относительно определенный круг лиц (конкретное лицо).

Виды индивидуальных правовых актов:

1) международные договоры (соглашения) и иные международные правовые акты;


2) межведомственные соглашения (соглашения с иными органами государственной власти и другими организациями);

3) гражданско-правовые договоры, в т.ч. государственные контракты;

4) типовые контракты о службе (по должностям, подразделениям);

5) приказы, связанные с наложением дисциплинарных взысканий;

6) приказы, связанные с временным отстранением от занимаемой должности;

7) приказы, связанные с увольнением со службы (военной службы) по отрицательным мотивам;

8) приказы по вопросам создания, реорганизации и ликвидации органов, организаций, учреждений, предприятий и подразделений;

9) приказы по утверждению (изменению) штатных расписаний органа (подразделения);

10) распоряжения по вопросам списания материальных средств;

11) конкурсная документация и документация об аукционе, запрос котировок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг;

12) доверенности, выдаваемые руководителями органа (подразделения);

13) распоряжения, приказы, касающиеся подготовки проектов нормативных правовых актов.

Акты управления классифицируются по следующим основаниям:

1) по юридическим свойствам (нормативные, индивидуальные);

2) по сфере применения (внешние, внутриорганизационные);

3) по характеру разрешаемых дел (регулятивные, правоохранительные);

4) по способу выражения (словесные (устные и письменные), конклюдентные);

5) по наименованию (директивы, приказы, инструкции, правила, уставы, наставления, положения).

Неправовые формы. К неправовым формам административной дея­тельности органов внутренних дел (полиции) относятся: организационные действия и материально-технические действия.

Организационные действия выражаются в подготовке и проведении служебных совещаний, собраний, инструктажей, в организации взаи­модействия между сотрудниками, подразделениями в целом между собой и гражданами (объединениями граждан), проведении совместных мероприятий, в изучении, обобщении и распространении положитель­ного опыта, в обучении исполнителей, оказании практической помощи исполнителям на местах, разработке научно обоснованных рекоменда­ций. Данные действия направлены на работу с личным составом под­разделений и гражданами. В ходе этих организационных действий до адресата доводится необходимая управленческая информация, осущес­твляется непосредственное взаимодействие субъекта и объекта управ­ления.

К материально-техническим действиям относятся такие операции, совершение которых, несмотря на их неюридический характер, являет­ся обязательной предпосылкой для принятия того или иного управлен­ческого решения при осуществлении правоприменительной и правоустановительной деятельности (сбор и обработка информации,