ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 838
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТЕМА 9. ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛИЦИЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ,
СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
Важным признаком любого правоохранительного органа является способность применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие для решения возложенных на него задач. В теории такие меры принято называть мерами непосредственного принуждения (МНП) в связи с тем, что их применение осуществляется непосредственно, без составления какого либо промежуточного правоприменительного акта.
Полиция является самым универсальным субъектом правоохранительной и правоприменительной системы Российской Федерации. Применение ею силы непосредственным образом затрагивает конституционные права и свободы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства. Не случайно вопрос о применении полицией мер непосредственного принуждения (МНП) является на сегодняшний день довольно популярным. С его разработкой связаны имена таких ученых как Ю.П. Соловей, О.И. Бекетов, А.И. Каплунов, Б.П. Кондрашов, С.Ф. Милюков, Н.И. Уткин, В.Н. Опарин, А.В. Шеслер и др.
Практика свидетельствует о том, что сотрудники полиции, как и прежде, с опаской применяют свои властные полномочия, в результате чего нередко страдают иные охраняемые законом объекты. Среди причин, удерживающих сотрудников полиции от применения огнестрельного оружия, указываются:
Чтобы иметь собственное мнение на этот счет, необходимо обратится к международным стандартам. В частности, речь идет о:
а) Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (принят в 1979 г. резолюцией 34/169 Генеральной Ассамблеи ООН);
б) Руководящих принципах для эффектного осуществления Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (приняты в 1989 г. резолюцией 1989/61 Экономического и Социального Совета ООН);
в) Основных принципах применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка (приняты в 1990 г. VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями);
г) Основных принципах этики полицейской службой (приняты в 1979 г. резолюцией № 690 Парламентской Ассамблеи Совета Европы).
Совокупность положений, закрепленных в перечисленных документах, можно свести к следующим принципам:
Совершенно очевидно, что все перечисленные принципы нашли свое полное отражение в ФЗ «О полиции». Это позволяет констатировать его соответствие международным стандартам.
В целом международным стандартам соответствуют и нормативные основания применения МНП. Более того, в отдельных случаях российский полицейский формально обладает правами большими, чем скажем, его коллега из ФРГ. Так, например, международные стандарты (ст. 9 Основных принципах применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка) связывают возможность законного применения огнестрельного оружия только с «угрозой смерти или серьезного ранения». Действующий же ФЗ «О полиции» (п. 4 ч. 1 ст. 23) дает возможность российскому полицейскому применить оружие в отношении лица, совершившего тяжкое преступление или особо тяжкое преступление против жизни, здоровья или собственности.
1. УСЛОВИЯ, ПРЕДЕЛЫ И ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ МНП
Под условиями применения МНП понимаются законодательно установленные обстоятельства, от которых зависят конкретные действия сотрудника полиции перед применением, в момент и после применения им физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. К их числу можно отнести:
1) прохождение специальной подготовки, а также периодических проверок на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением МНП;
2) наличие нормативных оснований для применения МНП;
3) отсутствие нормативных ограничений на применение МНП;
4) соотношение сил полиции и правонарушителей, численность и вооруженность последних; и т.д
Условия имеют непосредственное юридическое значение при оценке законности действий полиции.
Пределы ‑ законодательно установленные границы применения МНП, выход за которые влечет юридическую ответственность. Следует помнить, что применение МНП возможно лишь до тех пор, пока в этом есть предусмотренная законом необходимость. Как только основание применение МНП оказываются исчерпанными, их применение по общему правилу признается незаконным. Так, речь может идти о применении палки специальной, когда правонарушитель прекратил сопротивление и находится в наручниках; производство повторного выстрела в преступника, который очевидно уже утратил способность к активным действиям и т.д.
Порядок – процедура, которой должен следовать сотрудник полиции, применяющий МНП.
Закон не обязывает производить предупредительный выстрел в воздух перед применением оружия. Вместе с тем, при наличии соответствующих условий делать это следует, поскольку на практике именно предупредительный выстрел считается оптимальным способом предупреждения.
При необходимости предупредительный выстрел может быть сделан рядом с преступником (над головой, под ноги и т.д.). Учитывая возможность рикошета, причинения ранения частицами асфальта и т.п., делать это разрешается только в тех случаях, когда имеется бесспорное основание применения оружия.
Закон не устанавливает, сколько времени следует давать правонарушителю для выполнения требований сотрудника полиции. В зависимости от ситуации время это время может быть самым разным: от секунды до нескольких суток (например, операция по освобождению заложников).
Предупреждение не делается и время не предоставляется:
Непосредственная угроза - это угроза, которая может осуществиться незамедлительно, без каких-либо опосредующих звеньев или участников (занесенный кем-либо над головой гражданина или сотрудника полиции металлический прут, попытка вытолкнуть человека из движущегося транспортного средства, насильственное удержание под водой и т.д.).
Под иными тяжкими последствиями могут пониматься взрыв, возгорание какого-либо объекта, утечка отравляющего вещества и т.п. В подобных случаях речь идет о возможности применения без соответствующего предупреждения прежде всего физической силы и специальных средств.
При применении МНП сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба. Это означает, что если есть соответствующая возможность, вред вообще лучше не причинять, если же это неизбежно, то следует предпринять меры для того, чтобы это вред был как можно меньше. Так, например, если сотрудник полиции вынужден стрелять по человеку, он, по возможности, должен стремиться сохранить ему жизнь (то есть вести огонь по рукам и ногам). При этом сотрудник полиции, очевидно пытавшийся, но не сумевший избежать причинения смерти преступнику (например, смерть наступила в результате болевого шока от попадания пули в ногу; стрелял по ногам, а попал в туловище и т.д.), не несет за это никакой юридической ответственности.
Однако следует помнить, что в отдельных случаях единственно возможным причиняемым вредом преступнику является смерть (например, когда преступник угрожает взрывом заложников и др.).
Указанный порядок носит универсальный характер. Он используется при применении сотрудниками полиции установленных средств вооружения (ПР 73, ПМ и т.д.), оружия, принадлежащего преступнику (обрез, заточка и др.), иных подручных средств (бензопила, топор, лопата и т.д.).
Правовой режим применения МНП не претерпевает изменений в условиях чрезвычайного положения
СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ
ПЛАН
| Введение | 3 |
1. | Условия, пределы и порядок применения сотрудниками полиции мер непосредственного принуждения (МНП) | 4 |
2. | Основания и порядок применения физической силы сотрудниками полиции | 12 |
3. | Понятие и виды специальных средств, состоящих на вооружении органов внутренних дел. Особенности применения отдельных видов специальных средств | 15 |
4. | Применение огнестрельного оружия | 20 |
| Заключение | 30 |
| Нормативные правовые акты и литература | 32 |
ВВЕДЕНИЕ
Важным признаком любого правоохранительного органа является способность применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие для решения возложенных на него задач. В теории такие меры принято называть мерами непосредственного принуждения (МНП) в связи с тем, что их применение осуществляется непосредственно, без составления какого либо промежуточного правоприменительного акта.
Полиция является самым универсальным субъектом правоохранительной и правоприменительной системы Российской Федерации. Применение ею силы непосредственным образом затрагивает конституционные права и свободы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства. Не случайно вопрос о применении полицией мер непосредственного принуждения (МНП) является на сегодняшний день довольно популярным. С его разработкой связаны имена таких ученых как Ю.П. Соловей, О.И. Бекетов, А.И. Каплунов, Б.П. Кондрашов, С.Ф. Милюков, Н.И. Уткин, В.Н. Опарин, А.В. Шеслер и др.
Практика свидетельствует о том, что сотрудники полиции, как и прежде, с опаской применяют свои властные полномочия, в результате чего нередко страдают иные охраняемые законом объекты. Среди причин, удерживающих сотрудников полиции от применения огнестрельного оружия, указываются:
-
недостаток времени для правильной оценки складывающейся обстановки; -
отсутствие достаточного опыта и тренировок по применению оружия в сложных ситуациях; -
боязнь предвзятой оценки со стороны прокуратуры и т.п.
Чтобы иметь собственное мнение на этот счет, необходимо обратится к международным стандартам. В частности, речь идет о:
а) Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (принят в 1979 г. резолюцией 34/169 Генеральной Ассамблеи ООН);
б) Руководящих принципах для эффектного осуществления Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (приняты в 1989 г. резолюцией 1989/61 Экономического и Социального Совета ООН);
в) Основных принципах применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка (приняты в 1990 г. VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями);
г) Основных принципах этики полицейской службой (приняты в 1979 г. резолюцией № 690 Парламентской Ассамблеи Совета Европы).
Совокупность положений, закрепленных в перечисленных документах, можно свести к следующим принципам:
-
Законность - требование, согласно которому внутреннее законодательство страны должно четко и всесторонне регулировать вопросы применения должностными лицами по поддержанию правопорядка мер непосредственного принуждения (МНП). -
Особая правовая защищенность должностных лиц по поддержанию правопорядка. -
Исключительный характер МНП, согласно которому последние применяются лишь тогда, когда другие средства неэффективны и не дают каких-либо надежд на достижение намеченного результата, и в той мере, в какой это требуется для выполнения их обязанностей при надлежащем уважении прав человека; преднамеренное применение силы со смертельным исходом может иметь лишь тогда, когда это абсолютно неизбежно для защиты жизни. -
Сдержанность в применении МНП, стремление к минимизации причиняемого вреда. -
Необходимость скорейшего предоставления медицинской и иной помощи пострадавшим от применения МНП и др.
Совершенно очевидно, что все перечисленные принципы нашли свое полное отражение в ФЗ «О полиции». Это позволяет констатировать его соответствие международным стандартам.
В целом международным стандартам соответствуют и нормативные основания применения МНП. Более того, в отдельных случаях российский полицейский формально обладает правами большими, чем скажем, его коллега из ФРГ. Так, например, международные стандарты (ст. 9 Основных принципах применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка) связывают возможность законного применения огнестрельного оружия только с «угрозой смерти или серьезного ранения». Действующий же ФЗ «О полиции» (п. 4 ч. 1 ст. 23) дает возможность российскому полицейскому применить оружие в отношении лица, совершившего тяжкое преступление или особо тяжкое преступление против жизни, здоровья или собственности.
1. УСЛОВИЯ, ПРЕДЕЛЫ И ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ МНП
Под условиями применения МНП понимаются законодательно установленные обстоятельства, от которых зависят конкретные действия сотрудника полиции перед применением, в момент и после применения им физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. К их числу можно отнести:
1) прохождение специальной подготовки, а также периодических проверок на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением МНП;
2) наличие нормативных оснований для применения МНП;
3) отсутствие нормативных ограничений на применение МНП;
4) соотношение сил полиции и правонарушителей, численность и вооруженность последних; и т.д
Условия имеют непосредственное юридическое значение при оценке законности действий полиции.
Пределы ‑ законодательно установленные границы применения МНП, выход за которые влечет юридическую ответственность. Следует помнить, что применение МНП возможно лишь до тех пор, пока в этом есть предусмотренная законом необходимость. Как только основание применение МНП оказываются исчерпанными, их применение по общему правилу признается незаконным. Так, речь может идти о применении палки специальной, когда правонарушитель прекратил сопротивление и находится в наручниках; производство повторного выстрела в преступника, который очевидно уже утратил способность к активным действиям и т.д.
Порядок – процедура, которой должен следовать сотрудник полиции, применяющий МНП.
-
Сотрудник полиции обязан в доступной и понятной форме предупредить соответствующее лицо о намерении применить МНП, предоставив последнему достаточно времени для выполнения предъявленных требований. В случае применения МНП в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников полиции, входящих в подразделение (группу).
Закон не обязывает производить предупредительный выстрел в воздух перед применением оружия. Вместе с тем, при наличии соответствующих условий делать это следует, поскольку на практике именно предупредительный выстрел считается оптимальным способом предупреждения.
При необходимости предупредительный выстрел может быть сделан рядом с преступником (над головой, под ноги и т.д.). Учитывая возможность рикошета, причинения ранения частицами асфальта и т.п., делать это разрешается только в тех случаях, когда имеется бесспорное основание применения оружия.
Закон не устанавливает, сколько времени следует давать правонарушителю для выполнения требований сотрудника полиции. В зависимости от ситуации время это время может быть самым разным: от секунды до нескольких суток (например, операция по освобождению заложников).
Предупреждение не делается и время не предоставляется:
-
Когда промедление создает непосредственную опасность жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции например, при сбрасывании с высоты, удушении, утоплении, нанесении ударов топором либо иными опасными предметами и т.д. Важно отметить, что закон разрешает применения силы и оружия не только когда нанесен первый удар, либо топор занесен над жертвой, но и тогда когда такое воздействие готовится (в руках у правонарушителя оказывается нож, «розочка», ружье, камень и т.д.). Однако в последнем случае предупреждение следует делать.
Непосредственная угроза - это угроза, которая может осуществиться незамедлительно, без каких-либо опосредующих звеньев или участников (занесенный кем-либо над головой гражданина или сотрудника полиции металлический прут, попытка вытолкнуть человека из движущегося транспортного средства, насильственное удержание под водой и т.д.).
-
Когда промедление может повлечь иные тяжкие последствия –железнодорожную или авио катастрофу т.п.
Под иными тяжкими последствиями могут пониматься взрыв, возгорание какого-либо объекта, утечка отравляющего вещества и т.п. В подобных случаях речь идет о возможности применения без соответствующего предупреждения прежде всего физической силы и специальных средств.
-
Когда предупреждение невозможно или неуместно, например, при установлении специальных окрашивающих средств для выявления преступника, при применении светозвуковых средств отвлекающего действия, задержании преступников во время нахождения сотрудников полиции в засаде и т.п.
При применении МНП сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба. Это означает, что если есть соответствующая возможность, вред вообще лучше не причинять, если же это неизбежно, то следует предпринять меры для того, чтобы это вред был как можно меньше. Так, например, если сотрудник полиции вынужден стрелять по человеку, он, по возможности, должен стремиться сохранить ему жизнь (то есть вести огонь по рукам и ногам). При этом сотрудник полиции, очевидно пытавшийся, но не сумевший избежать причинения смерти преступнику (например, смерть наступила в результате болевого шока от попадания пули в ногу; стрелял по ногам, а попал в туловище и т.д.), не несет за это никакой юридической ответственности.
Однако следует помнить, что в отдельных случаях единственно возможным причиняемым вредом преступнику является смерть (например, когда преступник угрожает взрывом заложников и др.).
-
После применения МНП лицам, получившим телесные повреждения, оказывается доврачебная помощь (с соблюдением мер безопасности), в необходимых случаях вызывается скорая помощь, организуется охрана места происшествия, принимаются меры для установления свидетелей и т.п., в возможно короткий срок уведомляются родственники правонарушителя. -
О всех случаях ранения или смерти уведомляется прокурор.
Указанный порядок носит универсальный характер. Он используется при применении сотрудниками полиции установленных средств вооружения (ПР 73, ПМ и т.д.), оружия, принадлежащего преступнику (обрез, заточка и др.), иных подручных средств (бензопила, топор, лопата и т.д.).
Правовой режим применения МНП не претерпевает изменений в условиях чрезвычайного положения