Файл: Административная деятельность полиции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 841

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
48. Он не зависит от того, находится ли сотрудник полиции на дежурстве или в отпуске, в своем либо в другом городе. Полицейский не лишается права применения МНП, а соответствующий порядок не претерпевает изменений в условиях, когда сотрудник находится под влиянием алкоголя или лекарственных препаратов.

Следует, однако, помнить, что после каждого случая применения огнестрельного оружия на практике чаще всего немедленно проводится освидетельствование сотрудника полиции. В случае подтверждения факта опьянения начинает действовать нигде формально не закрепленная фактическая презумпция виновности лица, находившегося в состоянии опьянения. В этом случае обосновать законность своих действий будет сложнее, в силу сформировавшихся за длительный период стереотипов.

Важно отметить, что по смыслу ФЗ «О полиции» ответственность за неквалифицированное применение МНП (стрелял в преступника, а попал в свидетеля) возлагается на сотрудника полиции. Ответственность наступает и в тех случаях, когда задерживающий не предпринимает никаких мер для того, чтобы убедиться в своих предположениях о необходимости применения МНП.

Так, постовой М., находясь в 2 часа ночи в помещении охраны рынка, услышал около ворот рынка крики и шум. Он выбежал на улицу и увидел трех убегающих граждан, которых заподозрил в совершении преступления, и стал их преследовать. После неоднократных предупреждений в форме окриков «Стой, стрелять буду!» и трех предупредительных выстрелов в воздух М. прицельным выстрелом ранил убегающего К., причинив ему средней тяжести вред здоровью. Как после выяснилось, шум у рынка произошел в результате ссоры между несовершеннолетними. Б. ударил Е. и вместе с потерпевшим К. бросился бежать, испугавшись появления сотрудника полиции. В данном случае действия М. следует квалифицировать как превышение должностных полномочий (п. «а», «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ).

Специальной статьи об ответственности за незаконное применение МНП сотрудниками полиции в УК РФ нет. С учетом обстоятельств происшедшего им вменяется в вину, как правило, совершение умышленного либо неосторожного преступления против личности и (или) интересов службы либо превышение пределов необходимой обороны. Таким образом, в зависимости от конкретной ситуации сотрудник полиции может нести уголовную ответственность за незаконное применение МНП за превышение должностных полномочий по ст. 286 УК РФ, либо как частное лицо (например, при применении оружия из ревности, неосторожное причинение вреда здоровью случайного свидетеля и др.).


За нарушение правил применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, не повлекшее существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, сотрудники полиции подлежат дисциплинарной ответственности.

Сотрудник полиции не несет ответственности за вред, причиненный гражданам и организациям при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, Законом о полиции и другими федеральными законами (часть 9 статьи 18).
Процессуальная фиксация факта применения МНП предусмотрена ФЗ «О полиции» в двух случаях:

  1. При причинении ранения или смерти уведомляется прокурор (см. ч.6 ст. 19 ФЗ «О полиции»).

  2. При применении огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан в теч. 24 часов сообщить об этом рапортом начальнику ОВД по месту своей службы или по месту применения оружия (см. ч.8 ст.19 ФЗ «О полиции»).

Примерная структура рапорта:

1. Исходные данные (где, когда и какую службу нес сотрудник полиции).

2. Получение информации о правонарушении (кто, когда, при каких обстоятельствах сообщил сотруднику полиции о правонарушении; первичная информация о правонарушителе, его вооруженности и намерениях).

3. Прибытие на место правонарушения (численность, вооруженность, видимость, соотношение сил, связь с дежурной частью и т.д.).

4. Первый контакт с правонарушителем (его вооруженность, реакция на появление полиции, наличие соучастников и т.д.).

5. Основание для применения оружия (делался ли предупредительный выстрел; аргументированная ссылка на ст. 23 ФЗ «О полиции»).

6. Ведение огня (из какого вида оружия, по каким частям тела, сколько раз, поведение преступника, количество и характер причиненных ранений и т.д.).

7. Последующие действия (поведение правонарушителя, оказание ему помощи, установление свидетелей, охрана места происшествия, вызов соответствующих служб и т.д.).

8. Просьба о списании боеприпасов.



Право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия закреплено в главе 5 статьях 18-24 ФЗ «О полиции».

Согласно положениям статьи 18 ФЗ «О полиции» сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами (например, ФЗ «О чрезвычайном положении»), Федеральным законом «О полиции» и другими федеральными законами (например, ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации»).

Перечень состоящих на вооружении полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Не допускается принятие на вооружение полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска.

В состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление, сотрудник полиции при отсутствии у него необходимых специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства, а также по основаниям и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О полиции», применять иное не состоящее на вооружении полиции оружие.

Как мы говорили выше сотрудник полиции обязан проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Содержание программ специальной подготовки сотрудников полиции определяется МВД России.

Право на применение световых и акустических специальных средств, а также средств разрушения преград имеет сотрудник полиции, получивший в установленном порядке соответствующий допуск.

Сотрудник полиции, не прошедший проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, проходит аттестацию на соответствие замещаемой должности. До вынесения решения о соответствии замещаемой должности сотрудник полиции отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы
, специальных средств и огнестрельного оружия.

Превышение сотрудником полиции полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Подобный, достаточно жесткий, подход продиктован потенциальной опасностью применения сотрудниками физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Как отмечает Европейский Суд по правам человека, надлежащие подготовка сотрудников полиции и инструктирование сводят к минимуму возможность совершения ими при исполнении служебных обязанностей непродуманных действий.

Еще раз о порядке применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

  1. Сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции,

  2. предупредить их о своем намерении применить физическую силу, специальные средства и ли огнестрельное оружие;

  3. и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции.

Предупреждение о намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие может быть сделано голосом, понятными жестами, письменно или устно через посредника (например, в случае захвата заложника), а на значительном расстоянии или при обращении к большой группе людей - через громкоговорящие установки, другие усилители речи либо средства связи. Предупреждение о намерении применить оружие подается голосом и (или) выстрелами вверх либо в ином безопасном направлении, исключающем поражение людей или повреждение имущества прямым попаданием и (или) рикошетом пуль.

Предупреждая о своем намерении применить физическую силу, специальное средство или огнестрельное оружие, сотрудник полиции должен, если это возможно в создавшейся обстановке, дать время посягающему или задерживаемому лицу выполнить его требования, например, остановить транспортное средство, сложить оружие, выйти из укрытия и т.д.

Сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия.


Сотрудник полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба.

Сотрудник полиции обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок.

О причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия полиция в возможно короткий срок, но не более 24 часов уведомляет близких родственников или близких лиц гражданина.

О каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия уведомляется прокурор в течение 24 часов.

Сотрудник полиции обязан по возможности сохранить без изменения место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если в результате применения им физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть.

О каждом случае применения физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации, а также о каждом случае применения специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции и в течение 24 часов с момента их применения представить соответствующий рапорт.

Если ситуация вынуждает сотрудника полиции прибегнуть к физической силе, специальным средствам или огнестрельному оружию, он должен:

во-первых, исключить возможность ошибки в определении лиц, подлежащего задержанию, и выборе способа силового воздействия. Мало подозревать какое-либо лицо в совершении преступления, надо быть уверенным в этом, и эта уверенность должна быть основана на бесспорных и очевидных в момент применения соответствующих мер государственного принуждения фактах;