ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 844
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
во-вторых, исключить возможность неосторожного причинения вреда третьим лицам;
в-третьих, стремиться по возможности пресечь посягательство или произвести задержание лица, пытающегося скрыться, причинением имущественного, а не физического вреда. Например, для пресечения побега из-под конвоя лица, в отношении которого применена мера пресечения в виде заключения под стражу, в ряде случаев может оказаться достаточным применение оружия по колесам транспортного средства, на котором он пытается скрыться, но не по самому беглецу (хотя основания для этого имеются);
в-четвертых, когда сотрудник полиции вынужден стрелять по человеку, он по возможности должен стремиться сохранить ему жизнь (вести огонь по рукам, ногам).
В то же время следует подчеркнуть, что сотрудник полиции, посчитавший невозможным сохранять нападающему или задерживаемому лицу жизнь по причине того, что несмертельное ранение не устранило бы реальную угрозу преступного посягательства (например, поразивший выстрелом в голову лицо, угрожавшее окружающим взрывом находившейся в его руке гранаты), признается действовавшим законно.
Не случайно в ФЗ «О полиции» закрепляется не безусловное требование причинить наименьший ущерб, а обязанность сотрудника полиции стремиться к тому, чтобы ущерб от применения оружия был минимальным. Подобный подход объясним хотя бы тем, что сотрудник полиции, как и любой другой человек, не в состоянии полностью контролировать пределы поражающего действия огнестрельного оружия, а в отдельных случаях, специальных средств и даже применяемых боевых приемов, тем более в такой сложной стрессовой обстановке, которая вызывает необходимость силовых действий.
Поэтому сотрудник полиции, пытавшийся, но не сумевший избежать причинения смерти лицу, против которого он применял огнестрельное оружие с соблюдением всех других требований ФЗ «О полиции» (скажем, вел стрельбу по ногам, а преследуемый умер в результате возникшего травматического шока), не несет за это никакой юридической ответственности. Признаются правомерными также действия сотрудника полиции, который, имея в соответствии с Законом право прибегнуть в данной ситуации к огнестрельному оружию, рассчитывает обойтись без него, но все же причиняет посягающему или задерживаемому лицу физический вред своим неосторожным выстрелом. В пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 16 августа 1984 г. № 14 по этому поводу указывается, что "причинение посягающему при отражении общественно опасного посягательства вреда по неосторожности не может влечь уголовной ответственности".
ВЫВОД: Теперь ФЗ «О полиции», во-первых, устанавливает правило, согласно которому действия сотрудника полиции, основанные на требованиях законодательства, регламентирующего основания и порядок применения полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, признаются законными и не могут повлечь юридической ответственности сотрудника полиции независимо от того, какие последствия наступили в результате применения им соответствующих мер государственного принуждения.
Во-вторых, законодатель дополнительно подчеркивает, что основания и порядок применения органом охраны правопорядка физической силы, специальных средств и огнестрельного оружиям устанавливаются не только ФЗ «О полиции», но и иными федеральными конституционными и федеральными законами, в том числе УК РФ.
К сожалению, практика сегодня сложилась таким образом, что в случае результативного применения оружия по факту необходимой обороны сначала возбуждается уголовное дело в отношении обороняющегося и лишь в дальнейшем оно прекращается. При этом обороняющийся фактически выступает в роли подозреваемого, а нападавший – в роли жертвы. Именно поэтому среди отдельных сотрудников полиции бытует мнение о том, что, применяя оружие, следует стрелять таким образом, чтобы исключить возможность дальнейшего участия преступника в качестве обвиняющей стороны. Подобные действия, бесспорно, являются преступными.
2. ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ
Право на применение физической силы:
Сотрудник полиции имеет право на применение физической силы лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренном ФКЗ, ФЗ.
Вправе ли полиция применять физическую силу в отношении беременной женщины? Наиболее традиционным является однозначно отрицательный ответ на данный вопрос. Однако на самом деле ФЗ «О полиции» не устанавливает каких-либо ограничений на применение физической силы в отношении к какой-либо категории граждан. Причина заключается в содержании этого термина.
Правовому регулированию применения сотрудниками полиции физической силы посвящена статья 20 ФЗ «О полиции», согласно которой «Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнение возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:
1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;
2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;
3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции».
Сотрудник полиции имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда Федеральным законом «О полиции» разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.
Сотрудник полиции обязан проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы.
Содержание программ специальной подготовки сотрудников полиции определяется МВД РФ.
Сотрудник полиции, не прошедший проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы проходит аттестацию на соответствие замещаемой должности.
До вынесения решения о соответствии замещаемой должности сотрудник полиции отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы.
Превышение сотрудником полиции полномочий при применении физической силы влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Сотрудник полиции не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при применении физической силы, если применение физической силы осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, Федеральным законом «О полиции» и другими федеральными законами.
Алгоритм действий сотрудника полиции при применении физической силы. (Порядок применения физической силы закреплен в статье 19 ФЗ «О полиции»).
-
Сотрудник полиции перед применением физической силы обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, о том, что он является сотрудником полиции. -
Предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции. -
В случае применения физической силы в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников полиции, входящих в подразделение (группу). -
Сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, если промедление в ее применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия. -
Сотрудник полиции при применении физической силы действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба. -
Сотрудник полиции обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок. -
О причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции физической силы сотрудник полиция в возможно короткий срок, но не более 24 часов уведомляет близких родственников или близких лиц гражданина. -
О каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы уведомляется прокурор в течение 24 часов. -
Сотрудник полиции обязан по возможности сохранить без изменения место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если в результате применения им физической силы гражданину причинено ранение либо наступила его смерть. -
О каждом случае применения физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции и в течение 24 часов с момента их применения представить соответствующий рапорт.
Применение физической силы может проявляться в следующих формах:
1. Боевые приемы борьбы, которые могут относиться к любым системам рукопашного боя – боксу, дзюдо, самбо, каратэ и т.п. либо не входить не в одну из них. При этом разрешается использование болевых и удушающих приемов. В отдельных случаях могут применяться приемы и удары, заведомо направленные на причинение смерти или серьезного ранения, например, когда, сотрудник полиции находится в состоянии необходимой обороны. Закон усматривает только одно абсолютное исключение ‑ не могут применяться приемы, унижающие человеческое достоинство.
2. Любое иное мускульное воздействие на физических лиц, принадлежащие им имущество, не сопровождаемое применением каким-либо предметов, веществ, жидкостей, осуществляемое в целях, предусмотренных ст. 20 ФЗ «О полиции». Примерами такого воздействия могут быть: перенос пьяного в специальный автомобиль; извлечение ключа из замка зажигания автомобиля, на котором правонарушитель пытается скрыться; выбивание ногой (плечом) двери в целях задержания преступника; и др.
Становится очевидным, что физическая сила в такой форме может применяться в том числе в отношении правопослушных граждан, например, для препровождения зевак с места преступления, проведения спец. операции и т.п.
ВЫВОД: Основания применения физической силы требуют уточнения: во-первых, с помощью физической силы можно пресечь лишь те преступления и административные правонарушения, которые совершаются путем действия. Очевидно, что пресечь таким образом противоправное бездействие (например, проживание без регистрации) нельзя.
Во-вторых, с помощью физической силы можно пресекать противоправные действия невменяемых, малолетних, которые не являются субъектами правонарушений.
В-третьих, под задержанием лиц применительно к данному случаю следует понимать не помещение их в КАЗ или ИВС, а фактический захват и доставление. При этом, если лицо не оказывает активного противодействия, применение боевых приемов запрещено.
В-четвертых, преодоление противодействия законным требованиям, будет иметь место в тех случаях, когда в поведении соответствующего физического лица, отсутствуют составы преступления и административного правонарушения. Речь идет о доставлении лиц, занимающихся бродяжничеством, задерживаемых в порядке осуществления их привода в учреждение здравоохранения, о сдерживании на сцене фанатов во время концерта и т.п. В связи с этим возникает вопрос: