Файл: Административная деятельность полиции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 785

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Курс «Основы управления в органах внутренних дел» изучает понятие и сущность управления; систему управления и ее элементы; функции управления; управленческий цикл и его стадии; содержание и методы науки управления; информационно-аналитическую работу; порядок подготовки, принятия и исполнения управленческих решений, словом, общие вопросы социального управления и «технологию» процесса управления применительно к деятельности органов внутренних дел. Административная деятельность полиции исследует, прежде всего, организационно-правовую основу данной деятельности, причем, главным образом, направленной «во вне».

Курс тактико-специальной подготовки ставит своей целью обучение личного состава органов внутренних дел действиям в чрезвычайных ситуациях (при проведении различных специальных операций; пресечении преступлений, связанных с применением взрывных устройств и взрывоопасных предметов; задержании вооруженных преступников; блокировании участков местности и т.п.), заблаговременную подготовку сотрудников к выполнению служебно-боевых задач в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Основу тактико-специальной подготовки составляют разработка и изучение тактических способов и приемов действий в чрезвычайных ситуациях; применение оружия, боевой и полицейской техники, специальных средств, а также боевых порядков; маневр силами и средствами; овладение руководителями и сотрудниками органов внутренних дел методикой управления личным составом.

Административная деятельность полиции в принципе охватывает своим предметом тактику действий служб и подразделений полиции по охране общественного порядка, но, главным образом, в обычных условиях повседневной работы. При этом акцент делается не на тактику, а на организационно-правовую основу административной деятельности.

Содержание и структурное построение дисциплины «Административная деятельность полиции» ориентированы на последовательное изучение общетеоретических понятий сущности, содержания и принципов административной деятельности полиции, основных категорий, используемых в данной сфере, непосредственной организации полиции, используемых форм и методов, осуществления функций, а также управления территориальными органами МВД России при чрезвычайных ситуациях и в экстремальных условиях.


В качестве эмпирической базы дисциплина использует положительный опыт органов внутренних дел по организации и осуществлению позитивных и юрисдикционных институтов административного права.
Нормативные правые акты и литература


  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря.

  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

  4. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» // СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 2.

  5. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

  6. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru, 01.12.2013.

  7. Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 10. Ст. 1334.

  8. Административная деятельность ОВД: учебник для вузов/ под ред. М.В. Костенникова, А.В. Куракина – М.: Издательство Юрайт, 2014.

  9. Административная деятельность полиции учебник для студентов /под ред. Демидова Ю.Н. М.: ЮНИТИ, 2014.



Тема № 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ, ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН, ОХРАНЫ СОБСТВЕННОСТИ, ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ

Вопросы:

1. Понятие, содержание и особенности управления внутренними делами.

2. Понятие, содержание и основные элементы безопасности личности, общественного порядка, общественной безопасности.
1. Понятие, содержание и особенности управления внутренними делами.
Понятие «управление внутренними делами» используется в двояком значении. В широком смысле оно охватывает всю совокупность вопросов, входящих во внутреннюю компетенцию государства, и используется для их отграничения от внешних сношений, под которыми понимается «управление делами государства, связанными с осуществлением его целей и задач во взаимоотношениях с другими странами»1.

Дифференциация государственной деятельности на управление внутренними и внешними делами отражает реально существующие основные направления деятельности государства и широко используется в международных договорах, политической и юридической литературе.

Вместе с тем в практике государственного строительства и в науке административного права сложилось более узкое, специальное административно-правовое понятие управления внутренними делами – как особой отрасли государственного управления. Основным ее назначением является обеспечение личной и имущественной безопасности граждан, общественного порядка и общественной безопасности от преступных и иных противоправных посягательств, создание обстановки общественного спокойствия, нормальных условий для функционирования предприятий, учреждений и организаций, труда и отдыха людей. Указанное понятие является традиционным, отражает историческое развитие данной отрасли государственного управления.

Общеизвестно, что совместный (групповой, коллективный) труд людей нуждается в управлении; существование системы, к которой относятся и органы внутренних дел, немыслимо без управления; чем сложнее социальная система, тем многограннее и совершеннее должна быть особая – управленческая деятельность.

Не случайно целенаправленная и согласованная деятельность людей (двух и более), трудовых (служебных) коллективов, организаций «ради получения конкретного результата», который достигается одновременно путем реализации целей управления и предметной деятельности называется управлением вообще.


Термин «управление» рассматривается во многих смыслах. Наиболее широко оно применяется в философской литературе – как управление делами общества. Его можно разделить на: «управление государственными делами», в том числе «управление внешними и внутренними делами», «управление общественными делами», «управление муниципальными делами» и т.д.

Управление государственными делами осуществляют все органы государства, и даже граждане, в формах, предусмотренных конституцией и другими законами. Оно включает в себя особый вид государственной деятельности – государственное управление.

Всякое управление, в том числе и государственное, имеет определенные цели, задачи и расчленяется на ряд функций.

В специальной литературе отмечается, что управление внутренними делами – это управление одной из сфер государственного управления. ОВД, являясь составной частью государственных органов, представляют собой часть государственного аппарата, действующего по поручению и в интересах государства, осуществляющего государственную власть в обществе.

ОВД составляют организационную ячейку людей, объединенных общей целью. Задачи и функции, организационные и тактические принципы охраны общественного порядка и безопасности (комплексность, комплексное использование сил и средств по единой дислокации), проведение комплексных оперативно-тактических и других мероприятий, организация следственно-оперативных групп, организация стационарных постов полиции и в целом ОВД свидетельствует об объединении людей в системе ОВД общей целью.

ОВД представляют собой организацию, решающую государственные задачи и функции специфическими формами и методами и имеющую государственно-властные полномочия и компетенцию.

Правовую основу организации и деятельности ОВД составляет огромное количество нормативно-правовых актов различной юридической силы, определяющих компетенцию, правовое положение, правовой статус отдельных служб и подразделений ОВД и полиции в частности, их организационную структуру, управленческие и иные отношения и связи с другими субъектами деятельности и т.п.

ОВД издают нормативные правовые акты, которые представляют собой подзаконные официальные решения, принятые с соблюдением установленной процедуры в односторонне-властном порядке по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, облеченные в соответствующую правовую форму и порождающие юридические последствия. С помощью подобных актов государство обеспечивает конкретизацию, оперативность и дифференцированность руководства сферой внутренних дел.


Управление в отрасли внутренних дел современной России имеет своим назначением охрану правопорядка, входит в общегосударственную правоохранительную систему. Основные функции государства, в том числе и функция охраны правопорядка, осуществляются государством в целом, всем его механизмом. Борьба с правонарушениями обеспечивается системой социальных, экономических, воспитательных, организационных, психолого-педаго­гических, правовых и иных мер, объединенными усилиями органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Управление в отрасли внутренних дел является лишь одной из составных частей в реализации правоохранительной деятельности государства и при этом выполняет специфические функции свойственными ему формами и методами.

Основными задачами управления в отрасли внутренних дел являются:

– обеспечение личной и имущественной безопасности граждан, охраны их прав и законных интересов от преступных посягательств и административных правонарушений;

– охрана общественного порядка в городах, населенных пунктах и на транспортных магистралях, как в обычных условиях, так и при стихийных бедствиях и иных чрезвычайных обстоятельствах;

– обеспечение общественной безопасности (безопасности дорожного движения, осуществление лицензионно-разрешительной системы на объекты и виды деятельности, подлежащие лицензированию);

– организация противодействия преступности (предотвращение и пресечение преступлений, организация работы оперативно-ра­зыскных и следственных аппаратов по раскрытию преступлений и розыску преступников);

– организация и осуществление мер по предупреждению, пресечению административных правонарушений и привлечению виновных к административной ответственности;

– обеспечение охраны важных государственных объектов, особо важных и режимных объектов, имущества юридических и физических лиц по договорам.

Главной целью развития системы управления в отрасли внутренних дел является приведение ее в состояние, позволяющее обеспечить надежную защиту личности, общества и государства от преступных посягательств. Для достижения этой цели предстоит решить задачи:

– повышения эффективности управления и служебно-бое­вой готовности органов внутренних дел и внутренних войск;

– создания полноценной правовой базы функционирования системы МВД России;

– максимального использования положительно зарекомен­довавших себя на практике форм и методов оперативной, служебной и служебно-боевой деятельности, обеспечения внедрения научных рекомендаций и приемлемого в российских условиях зарубежного опыта;